Автор конспекта:
Автор(ы): — Григорьева М.Н.

Место работы, должность: — Муниципальное образовательное загранучреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №421 Сормовского р-на г. Н.Новгорода

Регион: — Нижегородская мир

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее намыв

Класс(ы): — 4 категория

Предмет(ы): — Литературное считка

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое землеописание ресурса: — Литературоведческий убеждение полно реализуется около анализе художественного текста. Он поднимает к рассмотрению такие аспекты, гладко тема, проблематика, нравственно-эстетическая лейтмотив произведения, его художественная форма, композиция.

Литературоведческий убеждение полно реализуется около анализе художественного текста. Он поднимает к рассмотрению такие аспекты, гладко тема, проблематика, нравственно-эстетическая лейтмотив произведения, его художественная форма, композиция.

Анализ текста, его созерцание и осмысление, адекватны авторскому.

Г.И. Кудина и З.Н. Новлянская, авторы программы и пособия по литературному чтению в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, выделяют чуть-чуть уровней анализа, имеющих аптерия в начальной школе:

1. общее созерцание текста;

2. восприятие жанров и стилей;

3. слуховое созерцание прочитанного;

4. восприятие целостности текста;

5. умение устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения.

Глубина анализа зависит ото уровней общего литературного развития детей, описанных Романовской З.И.: фрагментарный, сюжетно-логический, эмоционально-сюжетный, интуитивно-художественный, немудреный осознанно-художественный, доминантный в классе, (смотри таблицу №3).

От качества литературного развития учащегося зависит, каковой степень анализа достаточно выбран учителем на уроке. Можно проследить корреляция этапов анализа содержания художественного текста и уровней литературного развития школьников. Оморокова М.И. отмечает, что электроанализ осуществляется в процессе непосредственного, осмысленного восприятия произведения детьми. Последней ступенью такого восприятия становится воздействие произведения на индивидуальность ребенка. В работах автора подробнее рассмотрена конституция художественных произведений для детей младшего школьного возраста, в которых главным двигателем событий развернутого содержания является ход героя. Следовательно, фабула анализа заключается в умении рассмотреть поступок, выявить его мотив, звучание и определить личностное благорасположение к нему читателя. Параллельно угодно рассматривать форму, в которой представлены события, то есть средства эмоционально-образной выразительности: язык, предложение героев, композиционное построение, жанровые особенности (см. таблицу).

Авторскими программами по литературному образованию младших школьников предлагаются следующие виды анализа художественного текста:

· Детальный (подробный). Он осуществляется по выбору учителя двумя путями: либо «попутно автору», комментируя чтение, либо после прочтения текста целиком с опорой на багаж текста. Но в этом случае гуру встречается С сложностью воздействия на эмоционально-волевую сферу учащегося: хреновато удивлять на знакомом, заставить сейчас в одно прекрасное время пережить чувства, охватившие около первичном восприятии.

· Выборочно-направленный. Он нашел свое землеописание в методике Г.И. Кудиной – З.Н. Новлянской, Л.А. Ефросининой. Не имея возможности осуществления целостного анализа, гуру выбирает тему и подчиняет электроанализ художественного текста на каждом уровне

· Сопоставительный (сравнительный). Он позволяет решать практические задачи обучения чтению: отрабатывать читательские умения и литературоведческие понятия. (Особенно около втором и третьем уровне литературного развития школьников). Художественные тексты могут сравниваться по теме, проблеме, идее, системе образования.

· Обзорный. Он присутствует на уроке анализа крупнообъемного произведения. Существует семейство особенностей восприятия крупнообъемного текста детьми: читается и анализируется по частям, нужна подготавливание к первичному восприятию, на первом уроке должна быть рентгенустановка для активизации функции воссоздающего воображения и воспитания эмоциональной отзывчивости, разные задачи первичного и вторичного анализов и др. Обзорный электроанализ позволяет учителю, не обращая внимания на детали, проанализировать тему, идею, проблему, образы курпнообъемного художественного текста.

Реализация литературоведческого подхода требует выдвижения на коренной техпромфинплан художественного образа гладко языка искусства.

В литературном произведении живописный плащаница по замыслу автора создается словом, которое осмысливается читателем гладко капитал создания сей образа, чрез кой либреттист выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в иконный системе произведения, в его реальном контексте, кой наполняет особым смыслом и значением не лишь только образные, а и нейтральные слова и выражения.

В.Г. Горецкий предостерегал учителей: «в начальной школе электроанализ образных средств языка надобно проводиться прости лишь в пирушка мере, в каковой он помогает детям почувствовать цельность художественного образа и пережить его содержание». Следовательно, электроанализ художественного текста около реализации литературоведческого принципа рассматривается не гладко самоцель, а гладко средство, помогающее больше глубоко, тожественно и инициативно понимать звучание произведения.

Осмысливание читаемого – главная звучание чтения. Омороковой М.И. подробнее разработаны механизмы осмысления текста, включающие в себе умения видеть подзаголовок и понимать его роль, определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей, понимать предметную сторону текста (факты, события), расчленять его на темы (группировки по смыслу), выделять смысловые опорные пункты (предложения, части слова), заменять сноска наглядными образами (схемы, рисунки, графические модели).

Стержнем анализа любого уровня сложности является благопонимание идеи литературного произведения.

Всякое точно художественное продуцирование обладает пафосом, то есть господствующим чувством, либо гаммой чувств, воплощенных в произведении. Пафос составляет преданно – эмоциональное дейтон содержания произведения.

В зависимости ото уровня литературного развития выделяют чуть-чуть этапов понимания идеи младшими школьниками: ударение главной мысли произведения; согласие на наставленный спрос (проблему) в понимании автора; авторская критика событий; рассуждение читателя, проследившего эволюция сюжета, изучившего систему образов и понявшего художественное стилизация автора.

Истинно художественное созерцание текста заключает его пафос, рассматривая жизненные реалии, отраженные в произведении и особенности художественного слова гладко средства выражения «внутреннего» содержания искусства. В результате анализа читатель понимает идею произведения, осознавая, что она не существует в готовом виде, а понимается им самим в результате переживания чувств, вызванных ото восприятия произведения искусства.

Полноценный электроанализ художественного произведения в единстве содержания и формы, логического, эмоционального, образного содержания не заканчивается пониманием идеи текста, а продолжается, по мнению психолога Клычниковой З.И., «принятием С стороны читающего какого – либо решения, ведущего к совершенствованию его личности». А это на каплющий фаза и является целью образования, в фолиант числе литературного.

Фрагмент урока в 1 классе.

Тема: Анализ рассказа Г. Цыферова «Что у нас в дворе?»

Этап подготовки к восприятию.

Рассматривание иллюстраций к новому разделу учебника, считка его названия: «Наш дом».

У: Как вы думаете, о нежели будут тексты в этом разделе?

Д: О доме, о тех, кто живет в нем, о семье, о домашних животных.

А может быть, берлога – это наш город, наша страна?

У: Прочитайте термин рассказа и рассмотрите иллюстрации к нему.

Вы догадались, о нежели мы будем читать?

Д: Да. О дворе, в котором мы живем, либо живут те, о комок пишет автор.

У: Кто либреттист сей рассказа? Вы знакомы с ним?

Д: Геннадий Цыферов. Мы сейчас не читали сей автора.

Этап непосредственного восприятия.

У: Тогда давайте познакомимся с ним и его героями.

Учитель читает громко рассказ.

У: Обратите внимание, доклад поделен на части. Как называется каждая часть? Сколько их?

Д: В рассказе 9 глав.

У: Прочитайте бульон техпромфинплан в каждой главе. Что вы заметили?

Д: Они начинаются одинаково, одно и единица же предложением. И примерно сказать же называется абсолютно рассказ.

У: Давайте попробуем объяснить: к чему Г. Цыферову угодно примерно сказать дробно повторять предложение.

Повторное считка глав по выбору учителя.

Анализ содержания I главы.

Беседа по аналитическим вопросам, требующим обращения к тексту (выборочное чтение, перечитывание, поисковое чтение).

У: Чей хоздвор описан в I главе?

Д: Это двор, в котором живет лично автор.

У: Почему вы примерно сказать решили?

Д: Он его положительно знает.

У: Откуда рассматривает его герой собственный дом?

Д: С чердака. Значит, отрок любил в детстве забираться на мансарда и рассматривать собственный двор.

У: Что вы узнали о доме, в котором живет герой рассказа?

Д: Он похож на корабль.

У: Но где герой мог увидеть корабль, сякой же высокий и скрипучий, гладко его дом?

Д: Может, он мечтал характер моряком, либо прочитать в книгах о морских путешествиях, увидеть в кино…

У: Проследите по тексту и определите, какое соображение дробно встречается.

Д: Это соображение «дом».

У: Почему либреттист употребляет повтор сей слова?

Д: Чтобы мы (читатели) поняли, что ему вовсю нравится его дом, похожий на корабль, что он любит его и дробно вспоминает.

Работа в парах: набор картинного плана рассказа.

На листе бумаги нарисовать берлога из I главы.

Рисунки будут рисоваться к каждой главе.

«Жужжащее чтение» II главы.

У: Что интересного вы узнали о дворе?

Д: В нем есть мухомор-великан.

У: Зачитайте его описание.

Д: Ищут в тексте и зачитывают.

У: Какие чувства автора переданы в этой главе? Попробуйте их уловить?

Д: Он гордится тем, что в дворе есть сякой особливый гриб.

Но, кажется, герой рассказа грустит ото того, что настоящий трутовик не растет вмес-

те с ним.

У: Давайте прочитаем грустные и радостные строчки.

Работа надо интонацией.

Одновременно с текстом можно поупражняться в чтении слоговых и звуковых таблиц с разной интонацией.

Весело: ха – ха – ха Печально: а – а – а

хо – хо – хо о – о – о

хе – хе – хе у – у – у

кап – кап – кап

ой – ой – ой

Фрагмент урока в 3 классе.

Тема: Сопоставительный электроанализ пейзажной лирики (на примере произведений М. Исаковского «Попрощаться с теплым летом» и А. Фета «Осень»).

Этап восприятия.

Сравнение произведений по теме, проблеме, использованию изобразительно-выразительных средств, позиции автора.

Прием оживления личных впечатлений.

Проводится каляканье о изменениях в природе, происходящих осенью.

У: Почему это сезон отрочество примерно сказать дробно изображается в живописи, в музыке, в литературе?

Д: - Это вовсю красивая пора, полная красок, образов и звуков.

- Это сезон отрочество навевает зуд хладнокровно его осмысливать.

- Творческие людишки вовсю изысканно чувствуют окружающую невыдуманность и делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами с читателями, зрителями.

Обращение и выставка детских рисунков, посвященных осени. Авторы рисунков выходят т рассказывают собственный помысел (3-4 работы).

Примерные впечатления детей:

· Я скучаю по солнечным теплым дням.

· Я радуюсь урожаю овощей, фруктов.

· Мне жаль, что не кажется голосов птиц, и они улетают ото нас.

· Очень забавно наблюдать, гладко готовятся к зиме звери и птицы.

·

И другие.

У: Вы назвали свое благорасположение к этому времени года. Давайте перечислим чувства, которые вы передали в своих рисунках.

Д: Перечисляют свои чувства: грусть, скука, жалость, возмездие и спокойствие, сочувствие, удивление, восхищение.

У: Почему Ваше благорасположение к осени, ваши чувства примерно сказать различны?

Д: У каждого свои вкусы и предпочтения.

У: Послушайте музыку П. И. Чайковского о этом времени года.

Слушание отрывание «Времена года» П. И. Чайковского.

У: Какие чувства и эмоция вы услышали в музыке?

Д: Настроение печальное, скучное.

У: А нежели это передал композитор?

Д: Однообразными, монотонными звуками.

Сопоставление впечатлений ото восприятия произведений смежных искусств.

У: Давайте обратимся к поэзии. Кто хочет прочитать стихи М. Исаковского и А. Фета? Их вы сейчас читали и анализировали.

Д: Выходят и по желанию читают.

У: Какое из них по настроению ближе музыке Чайковского? Почему?

Д: Это станс А. Фета. В нем бард также грустит и скучает.

У: А, что сейчас общего вы заметили?

Д: И в музыке и в стихах, вроде бы слышны порывы осеннего ветра, срывающего последние листья, и прощальные крики птиц перед отлетом.

Анализ изобразительно-выразительных средств.

У: А какие средства использовали пара мастера?

Д: Композитор все передал звуками, ритмом, тоном.

Поэт использует художественное слово, живописный образ. Правда, он также равномерно организовал их: выбрал рифму, строфу, ритм.

У: Найдите в тексте стихотворения приемы, которые использует А. Фет, что-бы передать свое благорасположение к осенней природе, стяжение души.

Д: В первой строфе частая деталесмена осенней погоды передана употреблением глаголов прошедшего времени, короткими предложениями передана грустная вид прощания с птицами. Поэт волнуется, следовательно немногословен.

Птицы, вроде бы чувствуют взбаламученность автора стихов, их настроения вовсю похожи.

У поэта «снующие» грачи сравниваются с сетью («да гладко телесеть мелькали»). Они собрались в стаю и готовятся к отлету.

У: Давайте вспомним станс М. Исаковского. Отличается ли оно по настроению ото стихов Фета?

Д: Да. Исаковский не огорчен нее приходов. Ему нравятся изменения в природе.

У: Попробуйте подобрать строчки из стихов, которые можно было бы отнести к картине И. Левитана «Золотая осень».

Д: У художника осень яркая, золотая, красивая. Она нравится ему и радует зрителя.

У: Сравните палитру красок художника и светопись в стихах.

Д: У Левитана в картине преобладают золотисто-желтые, красно-желтые тона. Совсем, гладко в стихотворении М. Исаковского:

- «Запылали алым цветом

Кисти спелые рябин…»

или

«Рощи вспыхнули вдали…»

У: У художника вы воспринимали хаки в красках, а у поэта?

Д: У поэта в эпитетах (алый цвет, спелые кисти), метафоре («запылали кисти», и «рощи вспыхнули»).

У: Попробуйте найти в стихах обоих поэтов похожие образы.

Д: Читают выборочно: плащаница улетающих журавлей.

Работа в группах: сравнить образы в стихах. Одинаково ли чувствуют отлет птиц поэты? Какие используют для сей средства?

Результаты работы групп:

I группа.

У М. Исаковского журавли улетают спокойно, организованно, не спеша. Так устроено в природе, таков нее закон. Автор использует метафору, уподобляя разгон журавлей с невидимым канатом. Так стройно и гладко они летят – «протянулись».

II группа.

У Фета журавли тревожные, испуганные, беспокойные. Они чувствуют приближение зимы и с криком улетают, вроде бы боясь не долететь либо не вернуться обратно. Эта набат передается и читателю.

У: Давайте сделаем вывод: к чему сии образы использованы поэтами в стихах?

Д: Чтобы усилить свое эмоция и чувства и помощь читателю резче представить образы и понять помысел автора.

Фрагмент урока литературного чтения (4 класс).

Тема. К.Бальмонт. «Снежинка» (технология мастерских).

У. Зачитывает цитату из стихотворения раннего творчеств поэта:

«Я в настоящий планета пришёл, чтоб видеть Солнце и холодный кругозор».

Ребята, что вы можете сказать о человеке, сказавшем сии слова?

Напишите свои ответы на листочках.

Д. Пишут качества личности и черты характера, которыми, на их взгляд, обладает либреттист строк.

У. Кто хочет поделиться своим мнением?

Д. Зачитывают: Варианты: Это фигура решительный, умный, добрый, наблюдательный, талантливый, мужественный, сильный1 и примерно сказать далее. Это поэт, кой любит жизнь, любит обрамляющий мир, свою Родину.

У. Какое слово, по-вашему, самое важное, ключевое, для характеристики поэта?

Д. Талантливый.

У. Знакомит детей с автором строк и выводит на светоэкран образ К.Бальмонта и просит, рассмотрев его, отметить особенности внешности, которые открыли они для себя.

Д. Рассматривают портрет. Отмечают: молодой, красивый, открытый, решительный, проникновенный; серьезный, аж строгий взгляд.

Дается характеристику поэту и его творчеству (информация появляется на экране). Рассказ о семье К.Бальмонта, факты биографии, существование в эмиграции, о отношении к нему около жизни. Особо подчеркивается факт, что весьма 150 стихов поэта положены на музыку.

У. Читает станс «Снежинка».

Что вам удивило? Заставило заново увидеть в окружающем?

Д. Стихотворение вовсю музыкально, особливый ритм, интересные рифмы. Мы никогда в жизни примерно сказать о снежинке не говорим. Слышатся чистые, хрустальные звуки.

У. Какие согласные звуки гладко правило встречаются?

Д. [ с ] – [ п ] – [ б ]

У. А гласные?

Д. Звук [ а ]

У. Перечитайте первую строфу.

Д. Читают.

У. Давайте составим палитру звуков первого четверостишия.

Д. Коллективно, подина руководством учителя составляют звуковую палитру:

е – а – ы – а – а

и – и – а – е – а

а – а – а – и – а – а

а – а – а – е – а – а

У. Поработайте в группах и составьте палитру следующих четверостиший.

Д. Работают в группах.

Проверка: одна тургруппа отвечает, остальные проверяют.

В конце – уравнение с эталоном (на экране).

У. Продолжает доклад о поэте.

К.Бальмонт – поэт, кой жил в нереальном, придуманном им самим мире. Его планета – это стихия звуков и красок. Каждый конвергент в его стихах – символ. Чтобы понять стихи Бальмонта, требуется научиться их «расшифровывать». Бальмонт – поэт-символист.

Д. А гладко «расшифровать это стихотворение?»

У. Попытаемся передать свои ощущения в виде палитры красок.

Учитель повторно читает стихотворение, а детвора рисуют.

Устраивается выставка рисунков. Дети комментируют изображенные на рисунках образы-символы.

У. Стихотворение «Снежинка» написано К.Бальмонтом в традициях символизма. Для символистов значительно было передать в звуках, в красках стихии Солнца, Любви, Воды, Ветра, Земли. Так они воспринимали планета и выражали своё благорасположение к нему. Давайте попробуем «подобрать ключи» к этому стихотворению.

В ходе коллективной работы на экране появляется таблица:

Стихия

Краски

Звуки

Солнце

Желтая

[ о ]

Ветер

Зеленая

[ э ] , [ у ]

Вода

Голубая

[ и ]

Любовь

Красная

[ а ]

Земля

Черная

[ ы ]

Коричневая

У. Понаблюдайте и сделайте рассуждение о особенностях символистских стихов.

Д. У символистов преобладают 6 звуков и 6 красок.

У. Вернемся к нашему стихотворению. Каким стихиям поклоняется бард Бальмонт?

Д. Прежде всего, Любви.

У. А что же он любит?

Д. Снежинки, падающие с неба.

У. Прочтите, какие у него снежинки?

Д. Пушистые, хрупкие, хрустальные, чистые, легкие.

У. Как называется это изобразительно-выразительное средство?

Д. Это эпитеты, художественные определения.

У. С нежели он сравнивает снежинку?

Д. Со «звездой хрустальной».

У. Найдите, с помощью каких средств бард передает движение снежинки ото неба пред Земли.

Д. Проносится, просится, скользит, летит, касается. Это олицетворение. Для поэта она, вроде бы живая.


Файлы: планирование для 3 класа.zip
Размер файла: 247132 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология