Автор конспекта:
Автор(ы): — Зорина Ольга Александровна

Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г.Новый Уренгой, учитель информатики

Регион: — Ямало-Ненецкий автономный округ

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: — Исследовательская работа

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Исследовательская работа по теме: «Приемы устного и письменного опроса» Автор Зорина О.А. – учитель информатики МОУ СОШ №7 г. Новый Уренгой Актуальность. Ученики современной школы «требуют» от учителя применения методик преподавания предмета на более высоком уровне, чем это было ранее. Учителю приходится постоянно находиться в поиске методов, средств для обучения. Это и дифференцированный, индивидуальный подходы, и применение инновационных технологий и т.д. Дополнение школьной программы новыми предметами (экономика, …и т.д.), различного рода курсами большинство учащихся приводит к поверхностному их изучению и восприятию. Тогда как по основным предметам необходимо иметь прочные знания. Объект исследования. Для решения учебных задач учителя используют различные педагогические средства. Одни из них служат для обучения (демонстрационный эксперимент, рассказ, объяснение, опрос), другие для развития (сюжетно-ролевые или подвижные игры), третьи выступают и как обучающие, и как развивающие средства (дидактические игры). Предмет исследования. Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Нельзя излагать новый материал, пока не убедишься в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что пройденного. Поэтому для проверки знаний и умений учащихся необходимо применять на уроках различные приемы опроса. Научная новизна. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения. Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников. Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом. Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт – честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи. Рассмотрим подробнее обучающую функцию проверки применительно к математике как учебному предмету. Первый раз я проверяю усвоение новых знаний сразу же после их объяснения. Мое внимание обращено на понимание и усвоение главного, существенного в материале, на этом главном и заостряется внимание школьников. На данном этапе проверки я не только отрабатываю знания школьников, но и учу их умению выделять в изученном существенное, главное, умению производить «сортировку» материала. В процессе проверки выявляется структура учебного материала. По мере постановки вопросов выявляется самое основное в разобранном материале. Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала предлагаю рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное. В зависимости от цели рассказа, поставленной учителем, учащиеся будут по-разному строить свой ответ. При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочение знаний, отработка умений и навыков, формирование и отработка умственных действий – сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза и т.п., что очень важно для развития мышления учащихся. Активное и сознательное участие школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы учащихся, активизацией их умственной деятельности и т. д. Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке: все учащиеся класса обязаны слушать вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу. Стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, так как к моменту проверки формирование знаний еще не завершено, что обусловлено как возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (различные быстрота восприятия, объем памяти, уровень развития мышления, познавательный интерес, мотивация и т. п.), так и определенными закономерностями самого процесса формирования знаний. За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию также еще и потому, что в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи учащихся. Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки, делает ее односторонней. Только при гармоническом сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения. Естественно, что функции проверки на различных этапах процесса обучения проявляются в разной степени. Опрос – первая проверка на практике полученных знаний, это важнейший вид упражнений. Выработать у учеников умение давать полный и глубокий ответ можно с помощью приемов:  учитель сам дает полный ответ на поставленный вопрос, демонстрируя образец ответа. Тут же просит кого-нибудь из учеников повторить;  составляются планы ответов и вместе с учениками подбирается и располагается материал;  в отдельных случаях при подготовке ответа разрешается пользоваться учебником, тетрадями, пособиями;  после ответа проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, отмечаются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах;  время от времени пишутся краткие письменные ответы на те или иные вопросы;  учитель дает краткий анализ ответа ученика. Приемы устного опроса Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами – непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний ученика, исправлять погрешности речи, учить логически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию и т. п. Но в то же время при устной проверке учитель испытывает затруднения в оценке выявленных знаний. Трудности в методическом отношении связаны с: 1) отбором материала по содержанию, формой постановки вопросов, их количеством: 2) зависимостью оценок, выставляемых различным учащимся одного и того же класса и разных классов от их общей успеваемости; 3) потерей внимания всего класса к ответу одного ученика. Поэтому при подготовке к устной проверке учитель должен тщательно отбирать материал по содержанию, заранее формулировать вопросы, определять требования к ответам учащихся. Нельзя забывать, что функции проверки (контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая) будут выполняться лишь в том случае, если школьники убеждены в необходимости, целесообразности и объективности проверки, в справедливости и доброжелательности учителя. На уроках устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя используют для выяснения готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке. Цель, которую ставит учитель при организации фронтальной проверки, определяет ее место на уроке, а объем, глубина и полнота проверяемого материала – время, отводимое на проверку. В процессе фронтальной проверки учитель может проверить знания формулировок теорем, их математического выражения, характера связи между величинами, их определений, узловых вопросов темы; выяснить понимание сущности теоремы. Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма проверки используется для текущего и тематического учета. Ее содержание составляет учебный материал, который учащиеся должны изложить в виде развернутого рассказа с применением выводов, доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и графиков. Приемы устного опроса:  Базовый лист контроля  «Светофор»  Опрос по цепочке  Тихий опрос  Программируемый опрос  Взаимоопрос Базовый лист контроля На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый. Базовый лист – необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради. В старших классах лист «двухэтажный». Первая его половина – обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на «отлично» и тех, кто готовится сдавать экзамен. (Пример базового листа контроля) «Светофор» При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса: 1) опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок, красный сигнал означает «Я не знаю!», зеленый сигнал – «Знаю!» При использовании «светофора» ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя «светофором», ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя – зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Учитель четко объясняет ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу – для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый – будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае – достаточное основание для самой низкой оценки. Сомневаешься – значит не готов. 2) При опросе учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. Зеленый означает «Хочу ответить!», красный – «Не хочу». Польза «светофора» — активная позиция ученика (он вынужден фиксировать свою готовность ответить по каждому вопросу). Показательный ответ Один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий «разбор полета» с учениками. Опрос по цепочке Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проверить комментарий удобно по цепочке. Тихий опрос Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой. Пока класс работает в группах, учитель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Для этого он использует «Лист контроля формул». Учитель называет номер одного или нескольких блоков формул на листе. После непродолжительной подготовки учеников показывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята поочередно отвечают: для чего она предназначена? В каких условиях применяется?.. Лист контроля формул а0 = 1 (а ¹ 0) ах ау = ах+у ах : ау = ах-у (ах)у = аху (аb)х = ах bх (a + b)2 = a2 + 2ab + b2 (a – b)2 = a2 – 2ab + b2 (a – b)(a + b) = a2 – b2 (a + b)(a2 – ab + b2) = a3 + b3 (a – b)(a2 + ab + b2) = a3 – b3 Программируемый опрос Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором «переплавится» непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят. Взаимоопрос Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. Темы – по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: «У меня вызвали затруднение такие-то вопросы: …» Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, или повторение. Взаимоопрос можно сделать непродолжительным – 3-5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут. Приемы письменного опроса Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность – большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки. Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности ее содержания. На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития, учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего можно судить о достоинствах и недостатках применяемой методики. Для письменной проверки знаний, умений и навыков, учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и не определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи. Письменную проверку знаний учащихся используют в целях диагностики умения применять знания в учебной практике. Письменная проверка осуществляется в виде математических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ. Математические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Математические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач. С помощью математических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения. Математические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Систематическое проведение математических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие – индивидуально, а какие – в форме математического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие. Контрольные работы по математике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Контрольные работы – обязательная и систематическая форма проверки и учета. Их следует проводить по основным темам школьного курса. Во время самостоятельной работы ребята могут пользоваться учебником, тетрадью, справочной литературой, обращаться за помощью к учителю. Приемы письменного опроса:  Фактологический опрос;  Выборочный контроль;  Блиц-контрольная;  Релейная контрольная работа. Письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный. Фактологический диктант Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. Жесткая форма работы. Невозможно списать – на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об окончании работы. Затем 2-3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния. Выборочный контроль Проверять работы учеников выборочно. Учитель проверяет не все работы (фактологический диктант), а только часть их (5 – 6 работ), но может проверить и все. Чьи работы будут проверены – никто из пишуших не знает, стараются все. Блиц-контрольная Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны владеть ученики для дальнейшей успешной учебы. По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит проверка владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7 – 10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛИЦ-КОНТРОЛЬНОЙ До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде – переворачиваются. Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия – на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде. После: работы сдаются учителю или применяется вариант самопроверки: а) учитель диктует правильные ответы или, вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают знаками «+» и «–» свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 «плюсиков» – отметка «5», 5 «плюсиков» – «4», не менее трех – отметка «3». Релейная контрольная работа Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы (не все задачи решать обязательно). Задания релейной контрольной работы формируется из массива этих задач, можно включить и когда-то разобранные в классе. Чем больше задач нарешал ученик, тем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней. Тестирование Данная форма письменного опроса отличается удобством сбора и протоколирования результатов работы, адекватность выставления отметки за работу. Заданиям тестирующего характера присущи следующие положительные характеристики:  возможность проверки усвоения учебного материала;  проверка большого объема учебного материала;  объективность оценки результатов выполнения работы;  быстрота проверки выполненной работы;  удобство обработки результатов работы;  оценка достаточно большого количества учащихся и т.д. Тестирование за компьютером во многом усиливает эти характеристики. Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения; запоминание правильного ответа; невозможность проследить логику рассуждения ученика и т. д.) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством знаний учащихся. Тестирование с использованием компьютера – одна из возможных форм контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся, не умоляя достоинств традиционных форм контроля. Программа «HyperTest» Предназначена для проверки знаний. В отличие от других программ, она обладает следующими характерными свойствами:  возможно включение базы с 512 вопросами;  количество ответов на вопрос – до 20;  можно выбирать несколько ответов;  можно возвращаться к предыдущим вопросам;  гибкая система оценки;  просмотр и печать протокола тестирования. Окно тестовой системы HyperTest Опрос может быть с помощью кластера: Разбивка на кластеры — прием, который помогает учащимся открыто думать по поводу какой-либо темы. Стимулирует размышления о связях между идеями. Прием дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Может служить средством информирования пишущего о знаниях и связях, которых он, возможно, не сознавал. Стимулирует появление новых ассоциаций. Это письменный род деятельности, который может служить мощным инструментом на начальном этапе обучения письменной речи, особенно среди тех учащихся, которые не любят писать. Это графическое изображение представлений. Для начала, с целью обучения разбивке на кластеры, важно выбрать тему, которая была бы достаточно известна учащимся. Тема не должна быть узкой. Алгоритм разбивки на кластеры очень прост и легко запоминается:  Написать ключевое слово или предложение (тему) в середине листа.  Записывать слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.  Установить связи между идеями, которые кажутся подходящими.  Записывать столько идей, сколько позволит время. (пример пустого кластера по теме «Модели») (пример заполненного кластера по теме «Модели») Библиографический список 1) А. Гин. Приемы педагогической техники. М.: «Вита-Пресс», 1999. 2) О. Б. Епишева. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные технологические процедуры: Кн. для учителя. – Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1999. 3) О. Б. Епишева. Специальная методика обучения арифметике, алгебре и началам анализа в средней школе: Курс лекций. – Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2000. 4) В. М. Лизинский. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Файлы: Приемы устного и письменного опроса.doc
Размер файла: 349696 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология