Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Марина Анатольевна

Место работы, должность: —

Учитель русского языка и литературы

Регион: — Орловская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Литературно-музыкальная композиция Эхо войны будет долгим укором звучать…

Цель:

  • Способствовать знакомству школьников с широким спектром произведений и документов, посвященных военной истории России и их героям.
  • Содействовать формированию у учащихся уважительного отношения к ратным подвигам защитников Отечества, чувства любви к Родине.
  • Установить и поддерживать контакты учащихся с ветеранами ВОВ, воинами запаса, воевавшими в Чечне.
  • Развивать коммуникативные и креативные способности учащихся, их умения и навыки в поиске, обработке, систематизации и передаче информации (ведении исследовательской работы).
  • Подготовительная работа:

  • Поиск и обработка учащимися материалов о подвигах воинов – земляков в период Великой Отечественной войны, боевых действий в Чечне.
  • Приглашение ветеранов ВОВ, бойцов, воевавших в Чечне.
  • Создание и деятельность творческих групп по следующим секторам:
    • Архивный (собирают материал из литературных источников, устных рассказов очевидцев и участников военных действий, фотоматериалов и составляют краткую информационную справку по выполнению задания).
    • Гостевой (организуют беседу, выбирают круг тем и вопросов, по которым пойдет диалог, готовят поздравления гостям в виде открыток и букетов цветов).
    • Литературно – музыкальный (готовят концертные номера в виде стихотворений и песен о войне).
    • Журналистский (организуют экспресс – интервью с присутствующими, которые поочередно завершают фразу «Если бы я участвовал в военных действиях, то …»).

    Оформление и оборудование:

  • На классной доске написаны крупными буквами название литературно – музыкальной композиции и эпиграф.
  • Возле стены с мемориальной доской установлен стол, на котором будут зажжены свечи памяти.
  • Аудиомагнитофон, аудиокассеты, компьютер, проектор, проекционный экран, микрофон.
  • Зал празднично украшен цветами, стенгазетами, шарами.
  • На сцене оформлена выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне.
  • Ход мероприятия:

    Слайд№1:

    Эхо войны будет долгим укором звучать…

    Война — жесточе нету слова.

    Война – печальней нету слова…

    А.Т. Твардовский

    На фоне лирической мелодии звучат в исполнении ведущих отрывки из стихотворения М.С. Пляцковского «Родина».

    1 — й ведущий.

    Родина, — мы говорим, волнуясь,

    Даль без края видим пред собой,

    Это наше детство, наша юность,

    Это все, что мы зовем судьбой.

    Родина! Отечество святое!

    Перелески. Рощи. Берега.

    Поле от пшеницы золотое,

    Голубые от луны стога.

    . 2-й ведущий

    Родина! Земля отцов и дедов!

    Мы влюбились в эти клевера,

    Родниковой свежести отведав

    С краешка звенящего ведра.

    Это позабудется едва ли —

    И навек останется святым…

    Землю ту, что Родиной назвали,

    Коль придется, сердцем защитим.

    1-й ведущий.

    Так уж вышло, что история России — это история воинского подвига. Ни одно другое государ­ство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых наше­ствия прокатились по нашей земле и, разбившись о стой­кость русских, исчезли в безвестности. Хазарские полчи­ща, монгольские орды, наполеоновские армии, герман­ский вермахт — все они искали мирового господства. У всех на пути к нему встала Русь, Россия.

    2-й ведущий.

    Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готов­ности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

    1-й ведущий:

    С каждым днем все дальше от нас уходят героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Совсем скоро наша страна будет праздновать 60-ую годовщину со дня Великой Победы над фашизмом.

    2-ой ведущий:

    Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма.

    Звучит фонограмма песни «Священная война» (слова В.И. Лебе­дева-Кумача, музыка А. В. Александрова).

    Слайд №2.

    1-ый ведущий.

    Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни Великой Отечественной войны, когда все русские люди верили, что испытание, обрушившееся так внезапно и сокруши­тельно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днем… Из дней складыва­лись месяцы, из месяцев — годы.

    Выступление представителей литературно – музыкального сектора:

    1. Зловещим заревом объятый,

    Грохочет длинный небосвод,

    Мои товарищи – солдаты

    Идут вперед за взводом взвод.

    2. И от ромашек – тонконожек

    Мы оторвать не в силах глаз.

    Для нас,

    Для нас они, быть может,

    Цветут сейчас в последний раз.

    3. Слепящий дым и пыль густая,

    И зной, нависший тяжело,

    Над нами плыли, нарастая,

    Бойцам измученным назло!

    4. Горело все — цветы и клены,

    Былинки не было живой.

    Вокруг кустарник запыленный

    Шуршал обугленной листвой.

    5. Направо глянешь — дорогая

    Пшеница гибнет на корню.

    Налево — нет конца и края

    Просторам, отданным огню.

    6. Земля, казалось, до предела

    Была в огне накалена.

    И вся иссохшая гудела:

    «Да будет проклята война!»

    Ведущие обращаются к присутствующим ветеранам с просьбой вспомнить один из дней войны. Участники встречи слушают вос­поминания ветеранов (Горохова Павла Романовича, Голованова Ивана Георгиевича, Ненашевой Веры Ивановны).

    Слайд №3.

  • й ведущий.
  • Заслушаем отчет архивной группы о подвиге разведчиков – земляков в период ВОВ.

    Отчет архивной группы (Приложение1).

    Участники литературно – музыкальной группы читают строки стихотворения:

    Слайд №4.

    Лежат в шкафу отцовские медали,

    А ваши дети ходят в детский сад.

    А мы, признаться, лишь в кино видали,

    Как бьет в броню осколочный снаряд.

    Но до сих пор мы слышим шум капели

    Победной той и ранней той весны.

    Как хорошо, что вновь скворцы запели,

    Как хорошо на свете без войны!

    Как хорошо влюбляться и смеяться,

    Как хорошо порою погрустить.

    Как хорошо встречаться и прощаться,

    И просто хорошо на свете жить.

    Как хорошо проснуться на рассвете.

    Как хорошо, что ночью снятся сны,

    Как хорошо, что кружится планета,

    Как хорошо на свете без войны.

    Слайд №5.

    1 – ый ведущий:

    А когда закончилась война, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем только могли!.. Наконец-то попрана крепость вражьей земли!

    Снова ожили в памяти были живые -

    Подмосковье под снегом, в огне Сталинград.
    За четыре немыслимых года впервые,

    как ребенок, заплакал солдат.
    Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
    сапогом попирая колючий плетень.
    За плечами пылала заря молодая,
    Предвещая солнечный день.

    2 – ой ведущий:

    О возвращении солдат с фронта была написана Матвеем Блантером на стихи Александра Коваленкова песня «Эх, дороги…»

    Члены литературно – музыкального сектора исполняют песню.

    Звенит колокол.

    1-й ведущий.

    Звон колокола. Как призыв, как набат, как память! Наш сегодняшний вечер мы посвящаем еще и тем, кто в наше мирное время познал тяготы войны.

    У этой войны еще нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей, и они хо­тят быть услышанными, хотят быть нужными правде.

    2-й ведущий.

    Сегодня мы будем говорить о мужестве и героизме тех, кто вернулся из армии в наш город, чьи нелегкие армейские дороги прошли через Чечню.

    Слайд №6.

    Отрывок стихотворения В. Гумарова «У селенья Улус-Керт…» читают участники литературно – музыкальной группы. Звуки боя, мечущийся свет ракет в качестве музыкального оформ­ления.

    От разрывов гудит земля.

    Не пробьется никак подмога.

    Отступить же никак нельзя,

    Отступить ни на шаг нельзя,

    На вес золота эта дорога.

    На исходе боезапас,

    В ход пошли уже штык и лопата.

    «Как-то мамы там будут без нас?»

    Шепчут губы мальчишки-солдата.

    На высотке лежат бойцы,

    Стонут горы в тоске и печали,

    Честь вам матери и отцы!

    Честь вам матери и отцы!

    Что такими вот их воспитали!

    Честь вам матери и отцы!

    Что героями их воспитали!

    1-й ведущий

    Все мы выходим из детства. А дальше нас ведут дороги, которые не всегда бывают легкими.

    • Члены архивного сектора зачитывают сведения об участии в боевых действиях бригады инженерно – саперных войск, дислоцированных в г. Белеве, под командованием гвардии полковника Ставицкого Ю.М.(Приложение 2).
    • Литературно – музыкальная группа исполняет под гитару песню «Грозный».

    Слайд №7

    Ведущие обращаются к присутствующим участникам боевых действий в Чечне с просьбой вспомнить подробности службы на Северном Кавказе. Зрители слушают вос­поминания воинов (подполковника Шатилова С.И., майора Коврежникова А.А., рядового запаса – Колмыкова А.Н.) . Тихо звучит фонограмма песни в исполнении группы «ЛЮБЭ» — «Комбат».

    Слайд №8.

    2 – й ведущий.

    Обратите внимание на мемориальную доску, на которой написаны имена воинов – белевцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Рядом стоит портрет героя современной войны – Булахова А.С., подорвавшегося на мине в 1 Чеченскую кампанию. Вечная им память!

    Зажигаются свечи, объявляется минута молчания.

    Гори, свеча, гори, не затухай,

    непроходящей болью будь.

    Пусть в пламени твоем встают,

    чей оборвался путь.

    Кто из спокойных мирных дней

    шагнул в наземный ад,

    И кто до роковой черты нес

    звание — солдат.

    Кто в восемнадцать с небольшим

    познал цену потерь.

    Кто за Россию жизнь отдав,

    открыл в бессмертье дверь.

    Гори, свеча, не затухай,

    не дай нахлынуть тьме.

    Не дай живым забыть всех тех,

    погибших на войне!

    1 – й ведущий.

    Сегодня – лишь звено между вчера и завтра. Прошлое смотрит на нас, как бы проверяя, готовы ли мы сделать шаг в будущее.

    2 – й ведущий.

    Пройдут годы… Многое со временем забудется, затянутся раны. Но эхо войны будет долгим укором звучать…

    Хор учащихся исполняет «Журавлиную песню» (слова Р. Гамзатова, музыка Я.Френкеля).

    Гостям – воинам дарятся цветы и сувениры, сделанные руками учащихся. Организуется чаепитие, в ходе которого члены журналистской группы проводят экспресс – интервью с участниками встречи.

    Файлы: Эдуард Асадов.rar
    Размер файла: 2688673 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология