Автор конспекта:
Автор(ы): — Сафронова Любовь Анатольевна
Место работы, должность: — Вернадовский филиал МОУ Пичаевcкая СОШ, учитель географии
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Экология
Цель урока: — формирование знаний о В.И.Вернадском как об основоположнике комплекса современных наук о Земле;
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая методическая литература: —
Гумилевский Л.Вернадский. (Серия «Жизнь замечательных людей»). М., 1988.
МочаловИ. И.Владимир Иванович Вернадский (1863— 1945). М.: Наука, 1982.
Степанов К.А., Аксенов Г.П. и др. В.И. Вернадский и Тамбовский край — М., Ноосфера 2002 г.
Используемое оборудование: —
фотоаппарат, фотографии В.И.Вернадского, книги В.И.Вернадского
Используемые ЦОР: —
мультимедийная презентация
Краткое описание: — Урок-экскурсия по теме "Жизнь и деятельность В.И.Вернадского" Место проведения: НКПНЦ им.В.И.Вернадского
1. Оргмомент.
2.Актуализация новых знаний, умений:
Педагог доп.образования :
Жизненность и важность идей познается только долгим опытом. Значение творческой работы ученого определяется временем. Сегодня наше занятие посвящено ученому, о ком можно сказать словами Ф.Тютчева «…По высям творенья, как бог, он шагал…»
Вы поняли, что речь идет о В.И.Вернадском, внесшим свой вклад в развитие экологической науки, в появлением нового царства – «царства разума человеческого» . Это занятие мы проведем за стенами школы, в научном культурно-просветительском центре имени В.И. Вернадского.
3.Беседа о правилах поведения во время экскурсии
4. Маршрут: МОУ Вернадовская школа – НКПНЦ им. В.И.Вернадского.
5. НКПНЦ им. В.И.Вернадского
Педагог доп.образования :
НКПНЦ им. В.И.Вернадского единственный в России ноосферный центр, в стенах которого разместился музей, посвященный жизни и деятельности великого ученого-энциклопедиста, гениального мыслителя.
И.О.директора НКПНЦ им.В.И.Вернадского (экскурсия по стендам в вестибюле)
НКПНЦ располагается в здании (общей площадью 195 м2), состоящем из вестибюля и пяти комнат. В двух комнатах создан музей им. В.И.Вернадского (гостиная и кабинет) , в двух других - научно-информационные кабинеты, в пятой размещен конференц-зал на 40 мест. Научную основу составляют материалы чтений и конференций. Материал для экспозиций предоставлены архивом Российской академии наук, государственным геологическим музеем, Таврическим национальным университетом имени В.И.Вернадского.
Почему же именно в Вернадовке создан центр?
В Вернадовке Владимир Иванович строил свое "гнездо" ("надо иметь гнездо, и я убежден, что здесь могу его иметь" 25.06.1892), здесь зародились многие его мысли, сложившиеся в дальнейшем в учение о биосфере и ее переходе в ноосферу. Он "думал устраивать научную станцию, служить в земстве, заниматься хозяйством" (письмо Натальи Егоровны 05. 07.1893). Здесь он знакомился с флорой, наблюдал "саранчу и других насекомых, вдумывался в хозяйство" и постепенно у него "вырабатывался целый план исследования в пользовании и атмосферной влагой — путем устройства лесов, сохранения болотец, черного пара и т.п. Многое стало ясно теперь, и лишь экономические соображения заставляют не делать того, что считаешь лучшим".
Идеи, возникавшие и при непосредственном наблюдении природы и при активной жизни в российской глубинке, заложили базу его синтетического подхода, заставившего объединить понимание взаимодействия природных субстанций, обычно рассматривавшихся в отдельности: косного, живого и социального. Здесь лежат корни учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. О многом рассказывают откровенные и удивительно подробные письма к жене Наталье Егоровне.
Другое направление мысли — образование и культура. Проблемы образования и воспитания человека, свободной человеческой личности волновали Вернадского всегда. "Мне кажется, — делился он своими мыслями с Натальей Егоровной — должно быть аксиомой: воспитание человека может быть основано только на связи с изучением жизни идей, истории человека же. Я не отрицаю значение естественных наук и не говорю, что им не надо учиться, сам занимаюсь тем, что учу им, но думаю, что на них не может быть основано воспитание". (5-6 мая 1892).
Итак, жизнь и деятельность В.И. Вернадского в родовом поместье "Вернадовка" сыграли далеко не последнюю роль в формировании его методологии, в зарождении тех фундаментальных идей, которые в наше время, приобретают особо актуальное значение.
Педагог доп. образования (информационные комнаты )
Создание ноосферного центра –попытка осуществить мечту В.И. Вернадского – изменить жизнь простых людей, сделать ее более здоровой и содержательной. Такой центр науки и культуры способствует развитию коллективных усилий общества к повышению культуры личности. В данном случае, в первую очередь — культуры взаимоотношений человека и природы. Идея по созданию центра была воплощена в жизнь благодаря Неправительственному экологическому фонду имени В.И.Вернадского, Комитету по экологии Государственной Думы РФ, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, администрации тамбовской области и администрации Пичаевского района.
Открытие ноосферного центра состоялось 23 сентября 2005 года.
Педагог доп. образования (информационные комнаты )
Центр является образовательным учреждением, способствующим развитию экологического сознания и ноосферного мышления подрастающего поколения, поэтому многие дети являются непосредственными участниками в работе НКПНЦ. Здесь хранится большое количество творческих и исследовательских работ, выполненных учащимися (знакомятся с исследовательскими работами)
Я думаю, что через некоторое время и ваши работы появятся в методической библиотеке центра.
Педагог доп. образования (информационные комнаты )
Мысли В.И. Вернадского о ноосфере актуальны не только в умах взрослых людей. На этих рисунках дети нарисовали ноосферу такой, какой она им представляется. Большинство из них нарисованы не руками. Их авторы-инвалиды, и кисточки им приходилось держать …ртом.
6. В.И.Вернадский - основоположник комплекса современных наук о Земле
Педагог доп. образования
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
душа не то поет, Что море,
И ропщет мыслящий тростник? (Ф.Тютчев)
Владимир Иванович принадлежит к тем классическим ученым, в руках которых становится наукой все, чего касается их мысль. Достаточно обладать талантом крупного ученого, чтобы, будучи минералогом, перейти от описания и измерения минералов к изучению их генезиса или перейти к истории химических элементов от истории их соединенийи положить основы геохимии.
Методист НКПНЦ им.В.И.Вернадского ( экскурсия по рабочему кабинету в музее В.И.Вернадского)
В.И.Вернадский получил блестящее образование, явившееся фундаментом успешной научной деятельности. Он закончил физико-математический факультет Петербургского университета, где преподавали выдающиеся ученые Творческие интересы В.И.Вернадского были очень широки. Он был не только геологом, но и занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблем радиоактивности. Из 416 опубликованных трудов 100 посвящено минералогии, 70-биогеохимии, 50-геохимии, 43-истории наук, 37-организационным вопросам, 29-кристаллографии, 21–радиогеологии, 14–почвоведению, остальные — разным проблемам науки. Более 20 лет, с 1890 по 1911 год Вернадский преподавал в Московском университете, где складывались его научные интересы.
До него минералогия считалась скучной описательной наукой. Вернадский создал новую минералогию с генетическими основами, внес в нее дух динамизма. Своим вдохновителем в этом отношении он считал французского ученого 18 века Бюффона. Получив кафедру Московского университета, Вернадский разделил кристаллографию и минералогию, считая, что первая опирается на физику и математику, а вторая – является химией земной коры и связана с геологией. За время работы В.И.Вернадского в Московском университете неузнаваемо преобразились и кафедра минералогии, и кабинет. Были составлены каталоги, а коллекция минералов кабинета увеличилась почти вдвое и стала одной из лучших в России. Кабинет постепенно вырос в научный институт, снабженный современным оборудованием. Из генетической минералогии зародилась новая наука – геохимия, основателем которой общепризнан В.И.Вернадский. Сам термин “геохимия” был предложен швейцарским химиком Ф.Шенбейном еще в 1838 г., но Вернадский придал этому термину новый смысл. Годы зарождения геохимии – 1908–1911 гг. Первый курс новой науки прочитал в 1912 г. талантливый ученик В.И.Вернадского, А.Е.Ферсман. В дальнейшем Вернадский неоднократно выступал с докладами и лекциями по геохимии, написал книгу.
Радиогеология – одна из самых молодых геологических наук, которая появилась в начале 20 века и получила развитие во многих странах мира. В.И.Вернадского считают создателем радиогеологии как самостоятельного научного направления. Проблемами радиоактивности Вернадский занимался с 1908 г и на протяжении всей жизни. Владимир Иванович делал доклады, организовывал экспедиции на поиски радиоактивных минералов на Кавказ и в Среднюю Азию. Открытие радиоактивных руд в Фергане, поиски на Урале и в Забайкалье позволили создать собственную сырьевую базу. В декабре 1921 г. учеником Вернадского В.Г.Хлопиным был получен первый русский радий из ферганской руды. По инициативе В.И.Вернадского в январе 1922 г. в Петербурге был создан Радиевый институт.
Учение В.И.Вернадского о ноосфере сформировалось уже в конце его жизни. Пристальное внимание к геологической и геохимической деятельности человечества привело его к размышлениям о новой фазе эволюции биосферы – о ноосфере (от греч. ”ноос” — разум). Термин “ноосфера” предложили французские ученые — Ле Руа и Тельяр де Шарден в 1927 году, чтобы обозначить современную стадию, переживаемую биосферой. Ле Руа слушал лекции Вернадского в Сорбонне в 1922-23 гг., проникся его учением о биосфере и в 1927г. термин “ноосфера” впервые использовал в лекциях в Колледж де Франс в Париже. В те годы Вернадский неоднократно приезжал в Париж, но интереса к идее ноосферы он тогда еще не проявлял. К тому же Шарден, будучи ревностным католиком, придавал этому термину мистический смысл. Впервые В.И.Вернадский употребил термин в письме Б.Л.Личкову 7 сентября 1936 г. в Карлсбаде. Он писал: “Я принимаю идею Ле Руа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в постплиоценовую эпоху – человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате энергия, активная, биосферы увеличивается”. Вернадский, приняв термин от французов, вложил в него другое содержание. В первый раз публично термин “ноосфера” Вернадский использовал в 1937 г в докладе “О значении радиогеологии для современной геологии”, который он прочитал на 17 сессии Международного Геологического конгресса. Он сказал: “Мы живем в эпоху, когда человечество впервые охватило в бытии планеты всю Землю. Биосфера, как удачно выразился Ле Руа, перешла в новое состояние – в ноосферу”. В 1945 г, после смерти Вернадского в журнале “American Scientist" вышла его статья “Биосфера и ноосфера”, которая получила широкую известность в научных кругах. Но основные представления Вернадского о ноосфере были изложены в 2-х больших, незаконченных и потому неопубликованных при жизни трудах, над которыми он работал в годы войны. Наиболее полно представления В.И.Вернадского о ноосфере изложены в работе “Научная мысль как планетное явление”. Эта работа должна было стать 3-ей частью его главной “книги жизни”, которую он назвал “Химическое строение биосферы Земли и ее окружения”. Впервые “Научная мысль как планетное явление” была опубликована в 1977 г., затем с поправками вошла в книгу “Философские мысли натуралиста” (1988г), а 3-е издание отдельной книгой осуществилось в 1991 г.
В трудах Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы:
Последнее условие В.И.Вернадский считал особенно важным для создания и существования ноосферы.
Многие идеи Вернадского оказались пророческими. Не всегда у современников он находил понимание, но после второй мировой войны люди проникли в космос и в глубины Земли, создание авиации, компьютеров и компьютерных сетей объединили мир и расширили возможности каждого получать информацию. Но одновременно человек интенсивно загрязнял окружающую его природу, почвы, воды, атмосферу. Появились экологические проблемы, о возможности которых в начале 20 века никто не задумывался “В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление”- писал В.И.Вернадский в работе “Научная мысль как планетное явление”.
Педагог доп. образования
Наше занятие мне хочется закончить словами А.Е.Ферсмана, который только на 4 месяца пережил своего учителя и друга: “ Десятилетиями, столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его – открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной, отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым же поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни.
Файлы: 42328-Eidos_Course_Pres_Kurjnova.odp
Размер файла: 1497479 байт.