Автор конспекта:
Автор(ы): — Сафронова Любовь Анатольевна

Место работы, должность: — Вернадовский филиал МОУ Пичаевcкая СОШ, учитель географии

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: — формирование знаний о В.И.Вернадском как об основоположнике комплекса современных наук о Земле;

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —


Используемая методическая литература: —

Гумилевский Л.Вернадский. (Серия «Жизнь замечательных людей»). М., 1988.
МочаловИ. И.Владимир Иванович Вернадский (1863— 1945). М.: Наука, 1982.
Степанов К.А., Аксенов Г.П. и др. В.И. Вернадский и Тамбовский край — М., Ноосфера 2002 г.

Используемое оборудование: —

фотоаппарат, фотографии В.И.Вернадского, книги В.И.Вернадского

Используемые ЦОР: —

мультимедийная презентация

Краткое описание: — Урок-экскурсия по теме "Жизнь и деятельность В.И.Вернадского" Место проведения: НКПНЦ им.В.И.Вернадского

1. Оргмомент.

2.Актуализация новых знаний, умений:

Педагог доп.образования :

Жизненность и важность идей познается только долгим опытом. Значение творческой работы ученого определяется временем. Сегодня наше занятие посвящено ученому, о ком можно сказать словами Ф.Тютчева «…По высям творенья, как бог, он шагал…»

Вы поняли, что речь идет о В.И.Вернадском, внесшим свой вклад в развитие экологической науки, в появлением нового царства – «царства разума человеческого» . Это занятие мы проведем за стенами школы, в научном культурно-просветительском центре имени В.И. Вернадского.

3.Беседа о правилах поведения во время экскурсии

4. Маршрут: МОУ Вернадовская школа – НКПНЦ им. В.И.Вернадского.

5. НКПНЦ им. В.И.Вернадского

Педагог доп.образования :

НКПНЦ им. В.И.Вернадского единственный в России ноосферный центр, в стенах которого разместился музей, посвященный жизни и деятельности великого ученого-энциклопедиста, гениального мыслителя.

И.О.директора НКПНЦ им.В.И.Вернадского (экскурсия по стендам в вестибюле)

НКПНЦ располагается в здании (общей площадью 195 м2), состоящем из вестибюля и пяти комнат. В двух комнатах создан музей им. В.И.Вернадского (гостиная и кабинет) , в двух других - научно-информационные кабинеты, в пятой размещен конференц-зал на 40 мест. Научную основу составляют материалы чтений и конференций. Материал для экспозиций предоставлены архивом Российской академии наук, государственным геологическим музеем, Таврическим национальным университетом имени В.И.Вернадского.

Почему же именно в Вернадовке создан центр?

В Вернадовке Владимир Иванович строил свое "гнездо" ("надо иметь гнездо, и я убежден, что здесь могу его иметь" 25.06.1892), здесь зародились многие его мысли, сложившиеся в дальнейшем в учение о биосфере и ее переходе в ноосферу. Он "думал устраивать научную станцию, служить в земстве, заниматься хозяйством" (письмо Натальи Егоровны 05. 07.1893). Здесь он знакомился с флорой, наблюдал "саранчу и других насекомых, вдумывался в хозяйство" и постепенно у него "вырабатывался целый план исследования в пользовании и атмосферной влагой — путем устройства лесов, сохранения болотец, черного пара и т.п. Многое стало ясно теперь, и лишь экономические соображения заставляют не делать того, что считаешь лучшим".
Идеи, возникавшие и при непосредственном наблюдении природы и при активной жизни в российской глубинке, заложили базу его синтетического подхода, заставившего объединить понимание взаимодействия природных субстанций, обычно рассматривавшихся в отдельности: косного, живого и социального. Здесь лежат корни учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. О многом рассказывают откровенные и удивительно подробные письма к жене Наталье Егоровне.
Другое направление мысли — образование и культура. Проблемы образования и воспитания человека, свободной человеческой личности волновали Вернадского всегда. "Мне кажется, — делился он своими мыслями с Натальей Егоровной — должно быть аксиомой: воспитание человека может быть основано только на связи с изучением жизни идей, истории человека же. Я не отрицаю значение естественных наук и не говорю, что им не надо учиться, сам занимаюсь тем, что учу им, но думаю, что на них не может быть основано воспитание". (5-6 мая 1892).
Итак, жизнь и деятельность В.И. Вернадского в родовом поместье "Вернадовка" сыграли далеко не последнюю роль в формировании его методологии, в зарождении тех фундаментальных идей, которые в наше время, приобретают особо актуальное значение.

Педагог доп. образования (информационные комнаты )

Создание ноосферного центра –попытка осуществить мечту В.И. Вернадского – изменить жизнь простых людей, сделать ее более здоровой и содержательной. Такой центр науки и культуры способствует развитию коллективных усилий общества к повышению культуры личности. В данном случае, в первую очередь — культуры взаимоотношений человека и природы. Идея по созданию центра была воплощена в жизнь благодаря Неправительственному экологическому фонду имени В.И.Вернадского, Комитету по экологии Государственной Думы РФ, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, администрации тамбовской области и администрации Пичаевского района.

Открытие ноосферного центра состоялось 23 сентября 2005 года.

Педагог доп. образования (информационные комнаты )

Центр является образовательным учреждением, способствующим развитию экологического сознания и ноосферного мышления подрастающего поколения, поэтому многие дети являются непосредственными участниками в работе НКПНЦ. Здесь хранится большое количество творческих и исследовательских работ, выполненных учащимися (знакомятся с исследовательскими работами)

Я думаю, что через некоторое время и ваши работы появятся в методической библиотеке центра.

Педагог доп. образования (информационные комнаты )

Мысли В.И. Вернадского о ноосфере актуальны не только в умах взрослых людей. На этих рисунках дети нарисовали ноосферу такой, какой она им представляется. Большинство из них нарисованы не руками. Их авторы-инвалиды, и кисточки им приходилось держать …ртом.

6. В.И.Вернадский - основоположник комплекса современных наук о Земле

Педагог доп. образования

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

душа не то поет, Что море,

И ропщет мыслящий тростник? (Ф.Тютчев)

Владимир Иванович принадлежит к тем классическим ученым, в руках которых становится наукой все, чего касается их мысль. Достаточно обладать талантом крупного ученого, чтобы, будучи минералогом, перейти от описания и измерения минералов к изучению их генезиса или перейти к истории химических элементов от истории их соединенийи положить основы геохимии.

Методист НКПНЦ им.В.И.Вернадского ( экскурсия по рабочему кабинету в музее В.И.Вернадского)

В.И.Вернадский получил блестящее образование, явившееся фундаментом успешной научной деятельности. Он закончил физико-математический факультет Петербургского университета, где преподавали выдающиеся ученые Творческие интересы В.И.Вернадского были очень широки. Он был не только геологом, но и занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблем радиоактивности. Из 416 опубликованных трудов 100 посвящено минералогии, 70-биогеохимии, 50-геохимии, 43-истории наук, 37-организационным вопросам, 29-кристаллографии, 21–радиогеологии, 14–почвоведению, остальные — разным проблемам науки. Более 20 лет, с 1890 по 1911 год Вернадский преподавал в Московском университете, где складывались его научные интересы.

До него минералогия считалась скучной описательной наукой. Вернадский создал новую минералогию с генетическими основами, внес в нее дух динамизма. Своим вдохновителем в этом отношении он считал французского ученого 18 века Бюффона. Получив кафедру Московского университета, Вернадский разделил кристаллографию и минералогию, считая, что первая опирается на физику и математику, а вторая – является химией земной коры и связана с геологией. За время работы В.И.Вернадского в Московском университете неузнаваемо преобразились и кафедра минералогии, и кабинет. Были составлены каталоги, а коллекция минералов кабинета увеличилась почти вдвое и стала одной из лучших в России. Кабинет постепенно вырос в научный институт, снабженный современным оборудованием. Из генетической минералогии зародилась новая наука – геохимия, основателем которой общепризнан В.И.Вернадский. Сам термин “геохимия” был предложен швейцарским химиком Ф.Шенбейном еще в 1838 г., но Вернадский придал этому термину новый смысл. Годы зарождения геохимии – 1908–1911 гг. Первый курс новой науки прочитал в 1912 г. талантливый ученик В.И.Вернадского, А.Е.Ферсман. В дальнейшем Вернадский неоднократно выступал с докладами и лекциями по геохимии, написал книгу.

Радиогеология – одна из самых молодых геологических наук, которая появилась в начале 20 века и получила развитие во многих странах мира. В.И.Вернадского считают создателем радиогеологии как самостоятельного научного направления. Проблемами радиоактивности Вернадский занимался с 1908 г и на протяжении всей жизни. Владимир Иванович делал доклады, организовывал экспедиции на поиски радиоактивных минералов на Кавказ и в Среднюю Азию. Открытие радиоактивных руд в Фергане, поиски на Урале и в Забайкалье позволили создать собственную сырьевую базу. В декабре 1921 г. учеником Вернадского В.Г.Хлопиным был получен первый русский радий из ферганской руды. По инициативе В.И.Вернадского в январе 1922 г. в Петербурге был создан Радиевый институт.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере сформировалось уже в конце его жизни. Пристальное внимание к геологической и геохимической деятельности человечества привело его к размышлениям о новой фазе эволюции биосферы – о ноосфере (от греч. ”ноос” — разум). Термин “ноосфера” предложили французские ученые — Ле Руа и Тельяр де Шарден в 1927 году, чтобы обозначить современную стадию, переживаемую биосферой. Ле Руа слушал лекции Вернадского в Сорбонне в 1922-23 гг., проникся его учением о биосфере и в 1927г. термин “ноосфера” впервые использовал в лекциях в Колледж де Франс в Париже. В те годы Вернадский неоднократно приезжал в Париж, но интереса к идее ноосферы он тогда еще не проявлял. К тому же Шарден, будучи ревностным католиком, придавал этому термину мистический смысл. Впервые В.И.Вернадский употребил термин в письме Б.Л.Личкову 7 сентября 1936 г. в Карлсбаде. Он писал: “Я принимаю идею Ле Руа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в постплиоценовую эпоху – человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате энергия, активная, биосферы увеличивается”. Вернадский, приняв термин от французов, вложил в него другое содержание. В первый раз публично термин “ноосфера” Вернадский использовал в 1937 г в докладе “О значении радиогеологии для современной геологии”, который он прочитал на 17 сессии Международного Геологического конгресса. Он сказал: “Мы живем в эпоху, когда человечество впервые охватило в бытии планеты всю Землю. Биосфера, как удачно выразился Ле Руа, перешла в новое состояние – в ноосферу”. В 1945 г, после смерти Вернадского в журнале “American Scientist" вышла его статья “Биосфера и ноосфера”, которая получила широкую известность в научных кругах. Но основные представления Вернадского о ноосфере были изложены в 2-х больших, незаконченных и потому неопубликованных при жизни трудах, над которыми он работал в годы войны. Наиболее полно представления В.И.Вернадского о ноосфере изложены в работе “Научная мысль как планетное явление”. Эта работа должна было стать 3-ей частью его главной “книги жизни”, которую он назвал “Химическое строение биосферы Земли и ее окружения”. Впервые “Научная мысль как планетное явление” была опубликована в 1977 г., затем с поправками вошла в книгу “Философские мысли натуралиста” (1988г), а 3-е издание отдельной книгой осуществилось в 1991 г.

В трудах Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы:

  • заселение человеком всей планеты,
  • резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами,
  • усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли,
  • преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере,
  • расширение границ биосферы и выход в Космос,
  • открытие новых источников энергии,
  • равенство людей всех рас и религий,
  • увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики,
  • свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли,
  • подъем благосостояния трудящихся Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и ослабить влияние болезней,
  • разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения,
  • исключение войн из жизни общества.
  • Последнее условие В.И.Вернадский считал особенно важным для создания и существования ноосферы.

    Многие идеи Вернадского оказались пророческими. Не всегда у современников он находил понимание, но после второй мировой войны люди проникли в космос и в глубины Земли, создание авиации, компьютеров и компьютерных сетей объединили мир и расширили возможности каждого получать информацию. Но одновременно человек интенсивно загрязнял окружающую его природу, почвы, воды, атмосферу. Появились экологические проблемы, о возможности которых в начале 20 века никто не задумывался “В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление”- писал В.И.Вернадский в работе “Научная мысль как планетное явление”.

    Педагог доп. образования

    Наше занятие мне хочется закончить словами А.Е.Ферсмана, который только на 4 месяца пережил своего учителя и друга: “ Десятилетиями, столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его – открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной, отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым же поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни.

    Файлы: 42328-Eidos_Course_Pres_Kurjnova.odp
    Размер файла: 1497479 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология