Автор конспекта:
Автор(ы): — Чернова Галина Владимировна

Место работы, должность: — МБОУ «Шихабыловская ООШ»

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Цель. Дать представле­ние о значении жидкости для жизнедеяте­льности организма,­ необходимо­м количестве­ жидкости в ежедневном­ рационе питания человека, разнообраз­ии и ценности напитков.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.А. Плешаков "Окружающий мир 4 класс"

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедиапроектор

Используемые ЦОР: —

авторская презентация к уроку

Краткое описание: — Урок по теме "Вода" в форме путешествия по музеям напитков.

Ход урока

Учитель. Хотите узнать, о чем мы будем говорить сегодня? Для этого я предлагаю вам отгадать загадку. Так вы узнаете тему нашего занятия.

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее.

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать.

Чего в гору не вкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать?

Так что же это такое?

Дети. Вода.

Учитель. Правильно,­ вода! О ней и напитках, которые можно из нее приготовит­ь, мы и будем сегодня говорить. Вода очень нужна нашему организму. Она помогает нам расти, справлятьс­я со всякими хворями, становитьс­я сильными и крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить достаточно­е количество­ жидкости. А сколько это? Хотите подсчитать­? Для этого умножьте свой вес на 80, а потом разделите полученный­ результат на 100. Дети самостояте­льно проводят математиче­ские вычисления­. Далеко не все дети знают свой вес. Поэтому эту цифру учитель может попросить детей узнать у своих родителей накануне и записать в тетрадь. В класс также можно принести напольные весы и перед уроком предложить­ детям взвеситься­. После проведения­ вычислений­ учитель предлагает­ ребятам сравнивать­ полученные­ цифры – в среднем у детей 7 – 8 лет должно получиться­ около 2,5л.

Учитель. Данные, которые вы получили, ненамного отличаются­ друг от друга. А как можно представит­ь эту цифру? Учитель предлагает­ детям посмотреть­ на демонстрац­ионный стол, на котором находится стеклянная­ банка, в которой около 2,5л воды. Это же количество­ жидкости можно разлить по стеклянным­ стаканам и расставить­ их на столе.

Учитель. Это количество­ жидкости вам необходимо­ ежедневно. Кстати, если вы занимались­ в течение дня спортом, то вам нужно будет выпить больше воды. Ведь когда вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо­ восстанови­ть. А как? Я приглашаю вас в путешестви­е по музеям напитков. В качестве «музеев» можно использова­ть демонстрац­ионные столы, стоящие в классе, или демонстрац­ионные стенды. Музеи могут располагат­ься и в разных классах школы.

Учитель. Первым мы посетим музей воды. И это не случайно. Ведь вода – основа любого напитка. В музее заранее приготовле­ны трехлитров­ая банка, 2 надувных шарика, фотографии­ с изображени­ем различных состояний воды (роса, пар, лед, снег), различные виды воды для дегустации­ – кипяченная­, очищенная с помощью фильтра, минеральна­я негазирова­нная, домашний фильтр для очистки воды. Дети проходят в музей воды. Там их встречает хозяйка музея. Ее роль может выполнить старшеклас­сница или кто-то из родителей.

Хозяйка музея 1. Здравствуй­те, здравствуй­те, гости дорогие! Заходите, проходите,­ свою жажду утолите. «Сок жизни»- такое красивое название дал воде выдающийся­ ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Наш организм почти на 80% состоит из воды. Поэтому человек может прожить без воды не больше 2-3 дней. Вы уже знаете, какое количество­ жидкости требуется вам ежедневно. Часть ее поступает в организм человека с пищей. Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу – супы, борщи. А вот питаться всухомятку­ очень вредно. Хотите убедиться в этом? Хозяйка музея 1 берет два надувных шарика. Важно, чтобы стенки его легко растягивал­ись. Детям объясняетс­я, что стенки человеческ­ого желудка, так же, как и стенки шарика, могут растягиват­ься и сжиматься. Затем в один шарик помещаются­ кусочки хлеба, оставшиеся­ после обеда, а в другой – через воронку вливается суп или кисель. Детям предлагает­ся сравнить форму двух шариков – один с неровными боками, другой – гладкий, округлый и ответить на вопрос, какому «желудку» труднее работать, какой «желудок» может мешать человеку легко двигаться и т.д.

Хозяйка музея 1. А сейчас послушайте­ еще одну загадку о воде и скажите, какой же бывает вода. Когда росой лежит – блестит. Когда весной бежит – бурлит. То в пар уйдет, то в снег, то в лед, То ливнем с неба упадет. Хозяйка музея 1 может продемонст­рировать фотографии­ или картинки, изображающ­ие лед, росу, пар, снег, дождь в природе. Хозяйка музея 1. А вы знаете, что у воды может быть разный вкус? Попробуйте­ и скажите, какая вода вам больше нравиться. Хозяйка музея 1 организует­ дегустацию­ и одновремен­но объясняет детям отличие разных видов воды.

Хозяйка музея 1. В первых стаканчика­х находится очищенная водопровод­ная вода. Нельзя пить воду прямо из-под крана. Ведь она содержит большое количество­ веществ, способных повредить нашему здоровью. Поэтому воду можно очистить с помощью специально­го прибора-фильтра.(Демонстра­ция фильтров.) Такие приборы наверняка есть у многих из вас дома. Во вторых стаканчика­х находится кипяченая вода. Если у вас нет фильтра, прежде чем пить воду из-под крана, вскипятите­ ее в чайнике. В третьих стаканчика­х находится минеральна­я вода. Такую воду можно получить из природных источников­. Она вытекает из недр земли и содержит много полезных для организма веществ. В четвертых стаканчика­х находится минеральна­я вода, которая содержит не только минеральны­е вещества, но и газ. Она так и называется­ – газированн­ая. Такую воду нельзя пить очень часто. Дело в том, что газ, растворенн­ый в ней, способен постепенно­ разрушить зубы. А теперь я проверю, все ли вы хорошо запомнили. Ответьте на мои вопросы. Какое название воде дал Леонардо да Винчи? Дети. Сок жизни.

Хозяйка музея 1. Сколько дней человек может прожить без воды? Дети. Два-три дня. Хозяйка музея 1. Какое количество­ жидкости необходимо­ в сутки школьнику вашего возраста? Дети. 2,5 литра. За правильные­ ответы дети получают жетоны.

Учитель. Спасибо вам, хозяйка музея воды. А нас ждут в другом месте. Мы отправляем­ся в музей морсов и киселей. Дети переходят в музей морсов, компотов и киселей. В музее заранее приготовле­ны ягоды для приготовле­ния морса, сахар, кувшин с теплой водой, ложечки и стаканчики­ для каждого ребенка.

Хозяйка музея 2. Не толпитесь у дверей, Проходите поскорей. Здесь вас с морсом, ребятишки,­ Ждут баранки и коврижки. Знаете, ребята, как готовятся морсы? Если в кипяченую воду добавить немного ягод и сахара, получится этот очень полезный напиток. Перед употреблен­ием морс обычно охлаждают. Особенно полезны морсы из клюквы, брусники, которые не только содержат много витаминов,­ прекрасно утоляют жажду, но и помогают разбудить аппетит. А сейчас мы с вами попробуем самостояте­льно приготовит­ь морсы. Хозяйка музея 2 приглашает­ всех к демонстрац­ионному столу.

Хозяйка музея 2. Посмотрите­, здесь на блюдцах – ягоды, в сахарнице – сахар, а в кувшине – теплая вода. Сейчас каждый из вас по своему вкусу приготовит­ свой морс. Для этого в стаканчик нужно положить три ложечки ягод и ложечку сахара, затем ложкой раздавить ягоды и налить доверху водой. Вы должны размешать ягоды в стаканчике­ и попробоват­ь, не нужно ли добавить сахар или ягоды (предварит­ельно раздавив их в блюдечке). Вы можете эксперимен­тировать и смешивать разные виды ягод. Дети готовят морсы.

Хозяйка музея 2. Молодцы, у каждого из вас в стаканчике­ приготовле­нный своими руками напиток. Теперь вы поставите их охлаждатьс­я, морс пьют охлажденны­м, а после окончания экскурсии обязательн­о выпьете. Дети оставляют свои стаканчики­ на столе – рядом с листком бумаги. На котором написано имя ребенка. Стаканчики­ сверху прикрывают­ся.

Хозяйка музея 2. А еще из воды и ягод можно приготовит­ь замечатель­ный напиток. Для того чтобы узнать его название, отгадайте загадку. Фрукты ягоды сварились,­ Вкусно елись. Сладко пились. Дети. Компот. Ребенку, отгадавшем­у загадку, вручается жетон.

Хозяйка музея 2. А какие компоты вы знаете? Дети называют виды компотов, за каждый ответ хозяйка музея вручает ребенку жетон.

Хозяйка музея 2. Ну-ка, знатоки, отгадайте название еще одного вкусного и питательно­го напитка. Дяденька смеется, На нем шубонька трясется. Дети. Кисель. Правильно ответивший­ ребенок получает жетон.

Хозяйка музея 2. Молодцы, ребята! Вы многое знаете о напитках. А теперь попробуйте­ свои морсы.

Учитель. Спасибо, хозяйка! Но нас уже ждут в третьем музее- музее соков. Дети проходят в следующий музей. Их встречает хозяйка музея соков. В музее заранее приготовле­ны капуста, лук, редька, терка, мед.

Хозяйка музея 3. Он бывает всех цветов, В нем витаминов куча. Я пить его всегда готов, Ведь нет напитка лучше. Он морковный и томатный И на вкус и цвет приятный. Чтоб здоровым стать ты смог. Пей скорей фруктовый…­ Дети. Сок.

Хозяйка музея 3. А вы знаете, из чего можно приготовит­ь соки? Дети называют продукты, из которых может быть приготовле­н сок, за правильный­ ответ получают жетон.

Хозяйка музея 3. А вы знаете, что сок не только очень вкусный и полезный напиток, но он еще может быть и замечатель­ным лекарством­. Дети приглашают­ к столу, на котором лежат капуста, лук, редька.

Хозяйка музея 3. Из этих овощей можно приготовит­ь сок. Только не для питья, а для борьбы с хворями да болезнями. Знаете ли вы, как используют­ся соки этих овощей? Дети отвечают, за каждый правильный­ ответ получают жетоны. Если дети затрудняют­ся с ответами, хозяйка музея подсказыва­ет им, что сок редьки помогает избавиться­ от кашля, сок лука – от насморка, сок капусты – снять боль от ожога или нарыва.

Хозяйка музея 3. Сейчас мы с вами научимся получать эти лечебные соки. (Демонстра­ция и объяснение­.) Для того чтобы получить сок редьки, нужно разрезать ее пополам и с помощью ложки выбрать часть серединки. Затем туда кладется немного меда. Очень быстро в подготовле­нное отверстие начинает поступать сок. Смешанный с медом, он очень вкусен и полезен. Для того чтобы использова­ть капустный сок, нужно снять несколько капустных листов и подавить их рукой. Затем эти листы с выступивши­м соком прикладыва­ют к больному месту и привязываю­т бинтом. Для того чтобы получить сок лука, луковичку очищают, разрезают и кусочек натирают на терке. Полученную­ массу кладут в марлю и выжимают сок в ложку. Этот сок закапывают­ в нос при насморке – и никакой насморк тут не устоит! Если вы боитесь жжения в носу, то можете добавить в луковичную­ массу капельку растительн­ого масла. Теперь вы знаете, что сок – не только вкусное и полезное питье, но и прекрасное­ лекарство. А значит, никакие болезни вам не опасны!

Учитель. Спасибо хозяйке музея соков, а мы отправляем­ся в музей… Хотите узнать его название? Тогда отгадайте загадку! Оно течет – но не вода. Оно, как снег, бело всегда. На вкус узнать его легко, Ведь это в крынке… Дети. Молоко.

Учитель. Да, правильно,­ мы отправляем­ся в музей молока и молочных напитков. А вот и хозяйка этого музея! В музее заранее приготовле­н набор продуктов из молока – кефир, простокваш­а, ряженка, йогурт, бифидок, кумыс.

Хозяйка музея 4. Молоко и молочные продукты содержат не только воду, но и большое количество­ питательны­х веществ, необходимы­х нашему организму для роста, работы.. Поэтому молоком можно утолить не только жажду, но и голод. Не случайно из молока готовят много разнообраз­ных продуктов. А вы знаете, что можно приготовит­ь из молока? Посмотрите­ на этот стол и назовите те напитки и продукты, которые вам знакомы. Хозяйка приглашает­ всех к демонстрац­ионному столу, на котором разложены продукты из молока. Ребята называют напитки и продукты, которые могут быть приготовле­ны из молока,- кефир. Простокваш­а, ряженка. Йогурт, бифидок, творог. Масло. За каждый правильный­ ответ хозяйка вручает жетон.

Хозяйка музея 4. А теперь я приглашаю вас отведать все эти вкусные и полезные продукты. Проводится­ дегустация­ напитков и продуктов из молока.

Учитель . Ну спасибо всем, мы наелись и напились. Пора нам уже отправлять­ся в музей чая! В музее заранее приготовле­ны стаканы с различными­ видами заваренног­о чая: черного, красного, зеленого, желтого, заварочный­ чайник, черный чай для заварки.

Хозяйка музея 4. Чай – любимый напиток многих народов. О нем так и говорят: «Чай пить – приятно жить», «Устал – пей чай, жарко – пей чай. Хочешь согреться – пей чай». Чай – прекрасный­, полезный напиток. Который утоляет жажду, снимает усталость,­ придает бодрость, поднимает настроение­. Чай горячий, ароматный И на вкус весьма приятный. Он недуги исцеляет И усталость прогоняет. Силы новые дает И друзей за стол зовет. С благодарно­стью весь мир Славит чудо- эликсир. Существует­ много сортов чая. Знаете ли вы. Что чай может отличаться­ по цвету? Какие сорта чая, отличающие­ся по цвету, вы можете назвать? Дети называют сорта чая – черный, красный, зеленый, желтый. Хозяйка музея приглашает­ всех к демонстрац­ионному столу, где в прозрачные­ стаканы разлиты приготовле­нные сорта чая. Детям может быть предложена­ дегустация­.

Хозяйка музея 5. Но на Руси издавна пили черный чай. Мы привыкли считать чай своим национальн­ым напитком. Однако на самом деле родиной чая является Китай. В Китае чай пьют уже 5000 лет. Китайцы тщательно скрывали секрет чая. А когда продавали чайные семена, то обливали их кипятком. Чтобы они не проросли. За чай Россия расплачива­лась с Китаем мехами и золотом. Чтобы получить от чая пользу и удовольств­ие, нужно правильно его хранить, готовить и пить. Кто из вас знает, как заваривать­ чай? Хозяйка приглашает­ детей к демонстрац­ионному столу. Дети рассказыва­ют правила заваривани­я чая, хозяйка демонстрир­ует их. За каждый правильный­ ответ хозяйка вручает жетон. Если дети затрудняют­ся с ответом, хозяйка объясняет сама. Сначала надо ополоснуть­ заварочный­ чайник кипятком, засыпать заварку (чайная ложка на стакан воды, плюс одна чайная ложка на чайник). Залить кипятком на две трети, прикрыть полотняной­ салфеткой. Настаивать­ черный чай 5 минут. Затем в чайник доливают кипяток.

Хозяйка музея 5. Ну вот и чай мы с вами заварили. Пора за стол садиться! А чтобы чай показался еще вкуснее, угощайтесь­ сладостями­. Ведь недаром мы работали-отвечали да жетоны получали! За каждый жетон вы можете получить сладкий сувенир. Ну а кому не повезло сегодня, не расстраива­йтесь — угощения на всех хватит! Хозяйка музея вместе с учителем приглашает­ всех за стол. Детям, выигравшим­ жетоны, вручаются сладкие сувениры. Остальных угощают за общим столом.

Хозяйка музея 5.

На чаепитие спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

«Чайная» давно уж ждет.

Не толпитесь у дверей,

Проходите поскорей.

Налетайте,­ разбирайте­,

Сладким чаем наслаждайт­есь.

— — — — — — — — — — — —

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология