Автор конспекта:
Автор(ы): — Абелинскене Оксана Петровна

Место работы, должность: —

учитель географии средней школы № 22, 1 категория,

г. Каменск – Уральский

Регион: — Свердловская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Цель урока: сформировать у учащихся представление о строении литосферы, о составных частях земной коры.

Задачи:

  • сформировать знания о строении материковой и океанической земной коры, о происхождении горных пород и минералов.
  • способствовать формированию умений выделять из текста главное, различать и классифицировать горные породы;
  • продолжить формирование коммуникативных умений и навыков при работе в группах;
  • Планируемый результат: в ходе урока учащиеся учатся мыслить и действовать самостоятельно, учатся выделять главное, обобщать.

    Методическая разработка урока

    В качестве разработки урока была выбрана тема «Строение Земли. Горные породы и минералы», изучаемая в курсе начальной физической географии 6 класса. В этом курсе закладываются основы физической географии, формируется базовый понятийный аппарат, основные причинно – следственные связи между процессами и явлениями. С данной темой учащиеся начинают знакомиться еще в пропедевтическом курсе природоведения пятого класса, а уже в шестом классе на уроках географии происходит углубление знаний. В учебном плане сократилось количество часов на изучение предмета в 6 классе до одного часа в неделю. Возникшее несоответствие между объемом информации и возможностью его переработать усугубило снижающуюся мотивацию учащихся к изучению предмета. Поэтому в процессе обучения географии для учителя важно не только систематически излагать учебный материал, используя различные наглядные средства, но и ставить перед учащимися познавательные и практические задачи, требующие для их решения самостоятельной творческо – поисковой деятельности. Считается, что если учащиеся только слушают объяснение учителя, они усваивают не более 10% учебного материала. Если объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, то усвояемость возрастает до 50%. Максимально усваивается учебный материал только при самостоятельной работе учащихся.

    Современный урок имеет личностную ориентацию, основная его цель – развить личность, создать ситуацию успеха при изучении материала, реализовать возможности учащихся, заложенные природой.

    В основе разработанного урока лежит технология развития критического мышления, используются элементы проблемного обучения, большое место уделено самостоятельной работе учащихся в группах.

    Цель урока: сформировать у учащихся представление о строении литосферы, о составных частях земной коры.

    Задачи:

  • сформировать знания о строении материковой и океанической земной коры, о происхождении горных пород и минералов.
  • способствовать формированию умений выделять из текста главное, различать и классифицировать горные породы;
  • продолжить формирование коммуникативных умений и навыков при работе в группах;
  • Планируемый результат: в ходе урока учащиеся учатся мыслить и действовать самостоятельно, учатся выделять главное, обобщать.

    Требования к уровню достижений учащихся:

    Учащиеся должны:

    1) знать определение литосферы, земной коры, горных пород и минералов.

    2) уметь выявлять различия в строении материковой и океанической земной коры.

    3) знать классификацию горных пород по происхождению.

    4) уметь объяснять происхождение магматических, осадочных и метаморфических горных пород.

    5) уметь приводить примеры, определять и распознавать горные породы.

    Оборудование: демонстрационная таблица «Строение земной коры», коллекции горных пород и минералов, включающие гранит, кварц, полевой шпат, известняк, мел, ракушечник, галит, гипс, щебень песок, глину, уголь, торф, пемзу, базальт, габбро, мрамор, гнейс, глинистый сланец и др.

    инструктивные карточки для работы в группах, на отдельных листах для каждого ученика распечатана таблица «Знаю – хочу знать – узнал», задания для закрепления материала.

    знаю

    хочу знать

    узнал

    справочная литература.

    Ход урока.

    Заранее учащиеся делятся на 4 группы разнородного состава .

    Этапы урока, время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    (1-2 мин)

    Приветствие. Сегодня мы продолжим знакомство со строением Земли.

    Приветствие. Выбор руководителя в группе.

    Стадия вызова

    Актуализация знаний, определение ключевых понятий, расширение и систематизация знаний.

    Фронтальная работа по вопросам

    (5 — 6 мин)

    Заполните таблицу. Впишите в первую колонку все, что знаете о строении Земли, используя только ключевые слова. Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

    Коллективное обсуждение завершается сверкой информации.

    Заполнение таблицы, обсуждение.

    1) Что вы знаете о строении Земли из курса природоведения?

    Учащиеся отвечают, что Земля состоит из ядра, мантии, земной коры. Дают характеристики этих частей.

    2) Что называется литосферой?

    Учитель дополняет определение:

    Литосфера – оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

    «Литос» — камень; «сфера» — шар; твердая каменная оболочка Земли

    Записывают определение в тетрадь

    3) Достаточно ли наших знаний для характеристики земной коры? Прочитайте текст в учебнике на странице 39 и выделите типы земной коры.

    типы земной коры:

    материковая океаническая

    материковая океаническая

    Один учащийся заполняет схему на доске, остальные записывают в тетради

    4) В чем главное отличие материковой земной коры от океанической?

    Учащиеся рассматривают рисунок 23 на стр.40 в учебнике и отмечают различие в толщине и составу горных пород.

    5) Из чего состоит земная кора?

    Из горных пород и минералов

    6) Постановка проблемы: соль (галит) и кварц твердые минералы, имеющие кристаллическую структуру. Почему же соль растворяется в воде, а кварц — нет?

    В обсуждении учащиеся выдвигают разные версии, приходят к выводу, что они имеют разные условия формирования, значит и разное происхождение.

    7) Заполните вторую колонку «Хочу знать» в таблице. На основе содержания этой колонки сформулируйте главную тему и цель урока.

    Формулируют тему: Изучение происхождения горных пород.

    2. Стадия осмысления

    (25 мин)

    Последующая работа будет заключаться в самостоятельном изучении нового материала с использованием учебников, справочной литературы и коллекций горных пород и минералов, находящихся на столах каждой группы. Все группы учащихся выполняют требуемые задания. На работу отводится 10 минут. Затем представители групп излагают новый материал у доски, объясняя свой кластер. Каждой группе на ответ отводится не более 3 минут .

    Горные породы

    1.

    2.

    3.

    Задание для группы № 1:

    Используя текст §17 (стр 41) и «Тематический словарь – справочник по географии» К.С.Лазаревича, выясните,

    1)что такое минералы и горные породы; сформулируйте определения этих понятий;

    2) Охарактеризуйте в виде кластера магматические породы.

    3) Для демонстрации подберите соответствующие образцы из коллекции.

    Задание для группы № 2, № 3:

    1) что такое минералы и горные породы; сформулируйте определения этих понятий;

    2) Охарактеризуйте осадочные породы. Составьте по этой теме кластер.

    3) Для демонстрации подберите соответствующие образцы из коллекции.

    Задание для группы № 4:

    1) что такое минералы и горные породы; сформулируйте определения этих понятий;

    2) Охарактеризуйте метаморфические породы. Составьте по этой теме кластер. 3) Для демонстрации подберите соответствующие образцы из коллекции.

    Стадия рефлексии

    Систематизация и закрепление полученных знаний.

    (7 мин)

    В заключительной части урока необходимо подвести итог, выяснить, что нового узнали на уроке, отметить, что из услышанного на уроке учащимся необходимо знать: строение литосферы, земной коры, виды горных пород, их использование человеком. Обсуждение проводится по вопросам (Фронтальная работа):

    1. В земной коре какого типа распространен гранит?

    Заполняют колонку«Узнал» в таблице.

    В материковой земной коре

    2. К какому типу горных пород по происхождению относится гранит?

    Магматические глубинные

    3. Какой минерал меняет цвет гранита?

    Полевой шпат

    4. Отгадайте загадки:

    • Черен, как ворон, а греет, как солнце
    • Белый, как сахар, но не сладкий.

    Пока руки им не испачкаешь, ума – разума не наберешься.

    • Что сперва в воде родится, а потом воды боится? Почему?

    Уголь

    Мел

    Соль, т.к. осадочная порода химического происхождения

    5.На доске задание: К терминам из левой колонки подберите определение из правой колонки:

    1.Осадочные А.Твердая оболочка Земли

    2. Магматические Б. горные породы, из

    3. Мантия которых в основном

    4. Метаморфические состоит земная кора

    5. Земная кора В. Горные породы

    обломочного,

    органического и

    химического

    происхождения

    Г. Часть земного шара,

    твердая и одновременно

    пластичная

    Д. Горные породы,

    измененные в условиях

    огромного давления и

    высокой температуры.

    Ответы записывают в тетрадь, затем проверяется правильность выполнения по ключу, записанному на обратной стороне доски (учитель открывает ответы, ученики проводят самопроверку или взаимопроверку по парам).

    Домашнее задание

    При формулировании заданий осуществлена дифференциация с учетом интереса обучаемых.

    §16,17.

    1) составить кластер «Использование горных пород человеком» или подготовить сообщение.

    2) Ответьте на вопрос: какие горные породы образовались раньше: магматические, метаморфические или осадочные? Обоснуйте свой ответ.

    3) написать синквейн, используя ключевые слова темы.

    Подведение итогов, выставление оценок и отметок наиболее активным учащимся.

    Заключение

    Исходя из Концепции содержания географического образования, в основу содержания предмета должен быть положен дидактический принцип личностно – ориентированного обучения. Конечный результат обучения географии определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных качеств личности.

    В современных условиях и возрастают требования к профессиональным качествам учителя, стимулируя педагогов к повышению своего профессионального уровня, общей культуры через курсовую подготовку, к умению оценивать и организовывать свой труд и труд учащихся.

    Таким образом, образовательная программа «Современные педагогические технологии преподавания естественнонаучных дисциплин» послужила и для меня важным моментом в осознании моей роли как учителя, дала возможность изучить и систематизировать все знания по технологиям, приемам и методам, раскрыла современные возможности по применению различных элементов технологий в моей практической деятельности. Данные курсы дают возможность учителям обмениваться друг с другом мнениями, делиться успехом, реально разнообразить свою деятельность, внедряя педагогические инновации, что совпадает с требованиями современного образования.
    Список литературы:

  • Баранчиков Е.В.Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» /Е.В. Баранчиков. – М.: Экзамен, 2006. – 127 с.
  • Воробцова Т.Н. География 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой и др. «География. 6 класс»/Составитель Воробцова Т.Н. – Волгоград, Учитель – АСТ, 2004. – 128 с.
  • Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2003. – 176 с.
  • К.С. Лазаревич, Ю.Н. Лазаревич Тематический словарь – справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Московский лицей, 1994. – 154 с.
  • Рабочие программы по географии. 6 – 9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф») / Составитель Н.В. Болотникова. – М.: Глобус, 2008. – 312 с.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  • Файлы: Инструкция Модель 1_ Н.Н.Белоусова.doc
    Размер файла: 2756096 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология