Автор конспекта:
Автор(ы): — Гук О.В.

Место работы, должность: —

Учитель истории и обществознания МБОУ лицей № 2, г. Мурманск

Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — начальное профессиональное образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Статья обосновывает важность преподавания всеобщей истории школьникам и раскрывает значение этих знаний для формирования у подростков представлений о современном мире.

О. В. Гук

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

О СОВРЕМЕННОМ МИРЕ В КУРСЕ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Историческая наука сегодня находится на пороге нового этапа своего развития, который во многом обусловлен как вызовами ми­рового масштаба, так и внутренними условиями развития страны. Следует понимать, что современный мир все менее объ­ясним в категориях научных исторических парадигм XX- XXIстолетия. Гуманитарные науки сегодня с тру­дом отвечают на вызовы терроризма, национализма, глобализма, антиглоба­лизма. Эти вызовы испытывает вся гуманитаристика: и мировая, и отечествен­ная. Таковы внешние факторы развития исторической науки. Интерес к изучению исторического прошлого актуализировался и в связи с тем, что 2012 год был провозгла­шен (в связи со множеством юбилейных исторических дат), Годом российской истории, благодаря продолжающим­ся в обществе дискуссиям по различ­ным историческим сюжетам, неутихаю­щей полемике по поводу школьных учебников и исторического образования в целом. Трудно переоценить роль курса всеобщей истории в реализации задач со­циально-гуманитарного образования, в формировании личности гражданина, которому предстоит жить в третьем ты­сячелетии в условиях постоянно возра­стающего динамизма перемен в жизни стран и народов. Особенностью всеобщей истории XX-XXIвв. является постоянное наращивание объема знаний во всех сферахобщественной жизни. Это отно­сится как к экономическим, политиче­ским, социальным, правовым явлени­ям, так и процессам в области культуры. Потоки информации обрушиваются сегодня на учащихся со всех сторон: радио, телевидение, пресса, Интернет и т.д1 .

Поэтому важно, чтобы преподаватель истории и обществознания, опираясь на новей­шие методические технологии и дости­жения современной педагогической на­уки, подготовил учащихся к воспри­ятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, слож­ности и противоречивости, сумел сфор­мировать у старшеклассников активную жизненную позицию, научил их мыс­лить и рассуждать. Изучение всеобщей истории дает возможность вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта путем решения проблем, акту­альных для современной России. Так, несомненный интерес представляют во­просы, связанные с созданием социаль­но ориентированной рыночной эконо­мики (к ней страны Запада шли более 100 лет), исторической трансформацией понятий «социальная справедливость», «гарантии защиты прав трудящихся», с зарождением такого явления, как «социальная ответственность бизнеса». Особое значение имеют темы, по­священные послевоенному развитию стран Западной Европы, на которых рас­крываются источники «экономического чуда» в ФРГ и Италии, факторы, способ­ствующие ускоренной модернизации экономики, возвышению «среднего класса», материал, характеризующий развитие стран Западной Европы и США в 1960-1970-е гг., позволяет сравнивать и сопоставлять различные модели развития, выявлять их сходства и различия. В целом, зарубежный опыт позволяет глубже осмыслить сложнейшие процессы трансформации российской экономики 1990-х гг., связанные с. крушением ко­мандно-административной системы уп­равления и переходом к рынку, причем в кратчайший исторический период. Государства Восточной Европы также пережили период упадка, однако, благодаря поддержке стран Ев­росоюза, ранее проводившимся рефор­мам, он оказался не столь глубоким и продолжительным. При обсуждении со старшеклассни­ками как позитивных, так и негативных последствий подобной трансформации важно подчеркнуть, что ни одно государ­ство мира не имело опыта такого рода преобразований в подобных масштабах без сколько-нибудь значительной зару­бежной помощи. Что касается освещения в учебниках новейших периодов истории, то надо от­давать себе отчет в том, что отказаться от изучения истории последних 25 лет озна­чает оставить школьников без знания о текущих событиях современной мировой истории, без достоверной информации о постсовет­ской истории в контексте всемирной истории. Изучение вопросов глобализации и становления информационного общества также занимает важное место в курсе всеобщей истории России и зарубеж­ных стран. Раскрывая на уроках сущ­ность глобализации, важно показать, что ускорение мирового развития в XXв. было тесно связано с дальнейшим усо­вершенствованием средств транспорта и связи, вывозом капитала и углублением взаимозависимости экономик ведущих государств1 .

Мировая экономика стала более или менее целостным организ­мом, функционирующим по единым принципам. В то же время необходимо подчеркнуть, что неравномерность в мировом разви­тии и конкуренция сохранились, по­следняя порой приобретает весьма жест­кие формы. Ведущие участники мировой экономической жизни — транснацио­нальные компании (ТНК) и транснаци­ональные банки (ТНБ) — исходя из соб­ственных интересов активно вмешива­ются в дела национальных государств и их объединений. Сотрудничество государств с гиганта­ми международного бизнеса обеспечива­ет доступ к передовым технологиям и ин­вестициям. Но произвольные решения директоратов ТНК о свертывании произ­водств или их переносе в другие страны, спекуляции ТНБ на перепадах курсов на­циональных валют, биржевые манипуля­ции нередко оказываются деструктивны­ми для национальных экономик. Об этом наглядно свидетельствует глобальный финансовый кризис 2008 г., выявивший углубление противоречия между расту­щей взаимозависимостью народов и го­сударств, с одной стороны, и ограниченностью масштабов регулирования мак­роэкономических процессов рамками отдельных государств, в лучшем случае регионов. Соответственно, на повестку дня встает вопрос о создании институтов регулирования экономики глобального масштаба, в которых заметную роль на­мерена играть Россия. Вместе с тем, проблемный подход при изучении курса всеобщей истории позволяет учителю не только показать базовые тенденции из­менения облика мировой цивилизации, но и раскрыть специфику их проявления на российской почве. Развитие модернизационных процессов и формирование информационного обще­ства — одна из важнейших задач, стоя­щих перед нашей страной1 .

Однако, в информационное общество, по крайней мере, в отдельные его сектора, пока не вписалось почти 80% граждан нашей страны. Фактически Россия еще не вышла из индустриальной эпохи. Представляя на уроках всеобщей ис­тории этапы прогрессивного процесса овладения человечеством новыми зна­ниями и техническими достижениями, учитель имеет прекрасную возможность ознакомить уча­щихся и с примерами ускоренной модер­низации стран, располагавших достаточ­но слабыми стартовыми позициями. Помимо Японии, которой за три де­сятилетия «экономического чуда» уда­лось стать одним из технологических ли­деров современного мира, это и новые индустриальные страны — Южная Ко­рея, Тайвань, Сингапур и др. (так назы­ваемые азиатские «тигры»), создавшие, благодаря тщательно выверенной эконо­мической политике, весомый научно-технический потенциал. Примером ус­коренной модернизации могут служить такие государства, как Бразилия, Индия и Китай. Они в последнее время демон­стрировали столь впечатляющие успехи в области модернизации, что многие эксперты считают их «сверхдержавами» (или «центрами силы») XXIв. Конечно, следует объяснять учащимся, что опыт упомянутых стран своеобразен и весьма неоднозначен. Однако показательно, что все они кон­центрировали усилия на формировании патриотически настроенного слоя мо­лодежи, ориентированной на получе­ние знаний, в том числе и в университе­тах стран Запада, и готовой после полу­чения образования работать в центрах отечественной инновационной инфра­структуры. Необходимо делать акцент на том, что престиж государства, его мощь и благополучие его граждан во многом зависят сегодня от развития и совершен­ствования человеческого капитала, от уровня интеллекта молодых людей, всту­пающих во взрослую жизнь, их активной гражданской позиции. Изучение вопросов, связанных с за­рубежным опытом развития гражданско­го общества, позволяет решать и воспи­тательные задачи по формированию нравственных принципов, ответствен­ности за будущее страны. Важнейшим условием прогресса лю­бого общества является упрочение ин­ститутов демократии и гражданского об­щества. Учащихся на конкретных при­мерах необходимо подвести к выводу о том, что только их непосредственное участие в формировании зрелого граж­данского общества обеспечит им актив­ную и сознательную роль в развитии страны. Без созидательной инициативы граждан не даст полного эффекта реали­зация национальных проектов, направ­ленных на повышение качества жизни людей, уровня здравоохранения, совер­шенствование системы социальной за­щиты населения и т.д. Одних админист­ративных, юридических мер недоста­точно для того, чтобы победить корруп­цию, разъедающую социальную ткань общества. Только активные, социально ответственные граждане и их объедине­ния способны переломить ситуацию в сфере борьбы за создание подлинно правового государства1 .

Обращение к истории и современно­му состоянию межнациональных отно­шений, изучение конфликтов, возни­кавших на этнической почве в различ­ных странах, поможет показать старшеклассникам пагуб­ность идеологий и политики, основан­ных на этническом национализме, ра­сизме, религиозном фанатизме и шови­низме. Опыт российской истории дает учителю богатый материал для воспита­ния толерантности, терпимости, уваже­ния к людям иной расы, иной нацио­нальности, иного вероисповедания. Сегодня одним из феноменов всеобщей исто­рии XX-XXIвв. является международный терроризм. Важно показывать его исто­ки, формы, возможность противодей­ствия этому явлению, вклад, который вносит Россия в борьбу с ним. Изучение вопросов современных между­народных отношений и внешней политики России способствует более глубокому по­ниманию реальности мира начала XXIв. После завершения «холодной войны» из­менилась конфигурация системы между­народных отношений. Рухнул «железный занавес», России пришлось искать свое новое место в мире. Она столкнулась с такими негативными явлениями, как расширение НАТО на Восток и стремле­ние США решать спорные вопросы во­енной силой. Важно раскрыть позицию России по отношению к событиям на Балканах, в Ираке, Иране, Сирии, Египте, показать ее стремление к разрешению существую­щих конфликтов мирным путем. Вопросы, которые касаются современности, в частно­сти «арабской весны», следует подавать как основные факты, так и историческую канву событий. Можно воздерживаться от оценок, но, если го­ворить, в частности, об «арабской весне», то никто не спорит с тем, что свергнутые режимы были коррупционными, авторитарными. Можно использовать возможности типологизации событий (например, происходящих в арабских странах), а это создало бы условия для интересного разговора со старшеклассни­ками, а также для широкого использования эле­ментов сопоставительного анализа. Изучение этих проблем содействует развитию исторического мышления школьников, формирует умение сопо­ставлять политику различных стран и их союзов. Важно показать, в чем состоят сейчас интересы России, как и какими средствами она их отстаивает. Это каса­ется поиска союзников, обеспечения во­енной безопасности, защиты своих ин­тересов в странах СНГ, решения проблем наших соотечественников в государствах ближнего зарубежья. Умение ориентиро­ваться в этих вопросах создает основу для формирования у старшеклассников мышления, основанного на осознанном патриотизме. Вместе с тем, широкий круг проблем, связанный с постсоветским пространством, его прошлым, настоящим и будущим, еще недостаточно освещен в современных учебниках всеобщей истории и методической литературе. Сегодня основная трудность для учителя состо­ит в том, чтобы в доступной форме, до­ходчиво и политически корректно рас­сказать учащимся о сложнейших дис­куссионных проблемах, существующих в рамках СНГ. При освещении некоторых тем, например, «Содружество независимых государств», необходимо отказаться от избыточного фактического материала, но выделить основные узловые моменты, на которые следует обратить особое внимание. К ним можно отнести следующие: образование СНГ и заключение важнейших договоров и соглашений между суверенными государствами; расхождения в интересах между странами СНГ, вооруженные конфликты на пост­советском пространстве; различия в моделях экономического и социально-политического развития стран СНГ. Следует обратить внимание учащихся на существование «болевых точек» на территории государств СНГ, т.е. воору­женных конфликтов, имевших место в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Аб­хазии, Южной Осетии. Важно раскрыть усилия Российской Федерации, направ­ленные на мирное урегулирование во­оруженных конфликтов, на оказание их жертвам гуманитарной помощи, защиту жизни своих граждан. Необходимо подвести учащихся к по­ниманию того, что политические и эко­номические преобразования в государ­ствах СНГ связаны с различными моделя­ми развития. В их основе лежат особен­ности геополитического положения бывших советских республик, специфи­ка их культуры, религии и т.д. Особое значение для понимания сути происхо­дящих в них событий имеет освещение «цветных революций» (оранжевые шар­фы, розы, тюльпаны символизировали дух перемен). Учителю необходимо объяснить при­чины «цветных революций», выделить факторы, подрывавшие стабильность в обществе. Среди них — экономические трудности, безработица, перебои со снабжением, медлительность в проведе­нии реформ, острые межнациональные противоречия, внешнее вмешательство (известно, что из-за рубежа на финанси­рование этих выступлений поступило 150 млн. долл.). Актуальными вопросами исторического образования, связанными с преподаванием истории XX- начала XXIв., одного из самых сложных периодов (как в отечественной, так и в зарубежной исто­рии), являются вопросы о том, как в содержании курса всеобщей истории освещать послед­ние 20-25 лет истории СССР — России; как изучать историю Второй мировой войны; как в целом трактовать текущие локальные конфликты и их последствия; как изучать такой неоднозначный вопрос как традиционализм и фундаментализм в XX- XXIвв. и многие другие. Изучение исторических путей разви­тия стран СНГ, сложных процессов в их становлении вооружает учащихся зна­ниями о судьбах новых суверенных госу­дарств. Эта тема содержит благодатный материал для формирования таких на­выков, как сравнение, сопоставление, распознавание главного и второстепен­ного. На уроках, посвященных изучению стран СНГ, необходимо вводить такие понятия, как «миротворческая акция», «самопровозг­лашенная республика», «постсоветское пространство».

Изучение темы позволя­ет еще раз обратить внимание на важ­ность толерантности в идеологии и по­литике, показать, что со странами СНГ нас связывают не только общая история, но и тесные экономические, финансо­вые, культурные, политические отношения, необхо­димость обеспечения военной безопас­ности, сотрудничество в борьбе с нарко­мафией, терроризмом и нелегальными финансовыми операциями. Наконец, важным является изучение отечественной истории в контексте все­общей истории. Это дает возможность выявить активную роль России во все­мирной истории и способствовать фор­мированию исторического сознания, от­вечающего реальностям современного мира. Оно включает, с одной стороны, патриотизм, основанный на знании то­го, какой вклад внесла Россия в общеми­ровое развитие, в решение общих для всего человечества проблем, и на осмыс­лении героических и трагических стра­ниц ее истории. С другой — гуманизм, понимание проблем России, прошлых и настоящих, как органической и неотъ­емлемой части всемирной истории, вне контекста которой они не могут быть правильно осмыслены и решены.

Литература

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М.: Владос, 2000. — 175 с.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. — М.: Владос, 2003. — 180 с.

3. ВяземскийЕ.Е., СтреловаО.Ю. Как преподавать историю в современной школе: Теория и практика. Курс лекций для дистанционного обучения// История. — 2006. — №22. — С. 18-25.

4. Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории. 5- 11 классы. М.: Эксмо, 2008. — 210 с.


1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. С. 80.

1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2003. С. 70.

1 ВяземскийЕ.Е., СтреловаО.Ю. Как преподавать историю в современной школе: Теория и практика. Курс лекций для дистанционного обучения// История. 2006. №22. С. 19.

1 Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории. 5- 11 классы. М.: Эксмо, 2008. С. 61.

Файлы: Формирование представлений школьников о современном мире в курсе всеобщей истории.doc
Размер файла: 64512 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология