Автор конспекта:
Автор(ы): — Хузеев Рамис Хасянзянович
Место работы, должность: — МОУ «Чувашско- Дрожжановская средняя школа »
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: — повторить и обобщить знания по изученному материалу о характере взаимодействия электрических зарядов, выяснить физическое содержание закона Кулона, как важнейшего опытного закона, используемого при получении основных уравнений электродинамики. Закрепить полученные знания.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — 1. Организационный момент. 2. Формулировка цели урока. 3. Выяснить, какие творческие задания подготовлены и в какой форме: -применение закона сохранения заряда; -применение электризации; -моделирование электризации; -моделирование закона сохранения; -моделирование взаимодействий заряженных частиц; -биография Шарля Кулона. -история развития представлений о природе электричества.
-применение закона сохранения заряда;
-применение электризации;
-моделирование электризации;
-моделирование закона сохранения;
-моделирование взаимодействий заряженных частиц;
-биография Шарля Кулона.
-история развития представлений о природе электричества.
Вопросы:
1) основной объект изучения «электростатики»?( ответ: электрический заряд)
2) каким образом можно получитьэлектрический заряд?
(ответ: электризация)*
3) свойства заряда.( ответ: два рода, элементарный, дискретность, свойство сохранения)
4) продемонстрировать видеоклип эксперимента
по закону сохранения заряда.*
5) как физическая величина (ответ: мера взаимодействия, единица измерения)
6) вид взаимодействия .(ответ: притяжение и отталкивание)*
7) от каких величин зависит сила взаимодействия?
5.Объяснение нового материала:
Слово учителя:
1.Первые количественные результаты по измерению силы взаимодействия зарядов были получены в 1785 г. французским ученым Шарлем Огюстеном Кулоном)
-творческое д.з: биография Шарля Кулона, сообщение)*.
2.Введем понятие о точечном заряде, запись определения в тетрадь.
3.Кулон для измерения этой силы использовал крутильные весы.
4.Кулон определил силу взаимодействия заряженных сфер по углу поворота коромысла.
Беседаучителя и учеников:
1.Какой закон известный вам ранее напоминает Закон Кулона.
Записать закон всемирного тяготения на доске и по аналогии закон Кулона.
2 Сформулировать и записать закон Кулона
3. По аналогии с гравитационной постоянной выяснить смысл коэффициента пропорциональности.
4. Записать значение электрической постоянной и коэффициента пропорциональностидля силы взаимодействия зарядов в вакууме.
— 6.Решение задач на закон Кулона:
— На каком расстоянии нужно расположить два заряда:q1=5·10-9 Кл
и q2=6·10-9 Кл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой 12·10-5 Н.
(≈ 4,74·10-2 м)
Разобрать алгоритм решения задач :
а) Расставить силы, действующие на точечный заряд, помещенный в электрическое поле, и записать для него уравнение равновесия или основное уравнение динамики материальной точки.
б) Выразить силы электрического взаимодействия через заряды и характеристики поля и подставить эти выражения в исходное уравнение.
Силы взаимодействия зарядов можно рассчитать или по закону Кулона, или по формуле F = qE, считая, что один из зарядов находится в поле другого. Второй способ сводится фактически к расчету электрического поля в той или иной точке пространства, где находится рассматриваемый заряд, им обычно пользуются в тех случаях, когда поля создаются протяженными заряженными телами. Используя последнюю формулу, следует иметь в виду, что она справедлива не только для точечного заряда, но и для заряженных протяженных тел.
в) Если при взаимодействии заряженных тел между ними происходит перераспределение зарядов, к составленному уравнению добавляют уравнение закона сохранения зарядов .
г) Далее, как обычно, надо записать вспомогательные формулы и полученную систему уравнений решить относительно неизвестной величины.
д) Проводя вычисления в задачах электростатики, полезно помнить, что множитель k = 1/(4peо), входящий во многие расчетные формулы, равен k=9•109Н× м2/Кл2. Именно такое значение k. и нужно подставлять в эти формулы.
5.Закрепление новой темы – решение задач:
Пример 1. Два заряда +1.66× 10-9Кл и +3,33× 10-9Кл находятся на расстоянии 20 см друг от друга. Где надо поместить третий заряд, чтобы он оказался в равновесии?
Дано: q1=1.66× 10-9Кл, q2=3,33× 10-9Кл, r=0,42м, e =1.
Найти: r1
рис.1
Решение.Точка, где надо поместить третий заряд q (положительный или отрицательный) лежит на линии, соединяющей эти заряды. Допустим, q — положительный заряд. На него действуют кулоновские силы F1и F2 (рис.1) со стороны зарядов q1 и q2. Заряд q находится в равновесии, значит . Значит в проекциях на ось X: F1–F2=0 или F1=F2. Учитывая, что
Получим
=>
откуда r1=?м
6.Тестирование /в двух вариантах/
7.Домашнее задание:§77,задачи №1,2 на стр.360.
— —
Файлы: Открытый урок по физике на тему.docx
Размер файла: 35792 байт.