Автор конспекта:
Автор(ы): — Хузеев Рамис Хасянзянович

Место работы, должность: — МОУ «Чувашско- Дрожжановская средняя школа »

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — повторить и обобщить знания по изученному материалу о характере взаимодействия электрических зарядов, выяснить физическое содержание закона Кулона, как важнейшего опытного закона, используемого при получении основных уравнений электродинамики. Закрепить полученные знания.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — 1. Организационный момент. 2. Формулировка цели урока. 3. Выяснить, какие творческие задания подготовлены и в какой форме: -применение закона сохранения заряда; -применение электризации; -моделирование электризации; -моделирование закона сохранения; -моделирование взаимодействий заряженных частиц; -биография Шарля Кулона. -история развития представлений о природе электричества.

  • Организационный момент.
  • Формулировка цели урока.
  • Выяснить, какие творческие задания подготовлены и в какой форме:
  • -применение закона сохранения заряда;
    -применение электризации;
    -моделирование электризации;
    -моделирование закона сохранения;
    -моделирование взаимодействий заряженных частиц;
    -биография Шарля Кулона.
    -история развития представлений о природе электричества.

  • Повторение понятия электризация, электрический заряд, при необходимости применяем слайды 3-10 илидомашнее задание учащихся.
  • Вопросы:
    1) основной объект изучения «электростатики»?( ответ: электрический заряд)
    2) каким образом можно получитьэлектрический заряд?
    (ответ: электризация)*
    3) свойства заряда.( ответ: два рода, элементарный, дискретность, свойство сохранения)
    4) продемонстрировать видеоклип эксперимента
    по закону сохранения заряда.*
    5) как физическая величина (ответ: мера взаимодействия, единица измерения)
    6) вид взаимодействия .(ответ: притяжение и отталкивание)*
    7) от каких величин зависит сила взаимодействия?
    5.Объяснение нового материала:
    Слово учителя:
    1.Первые количественные результаты по измерению силы взаимодействия зарядов были получены в 1785 г. французским ученым Шарлем Огюстеном Кулоном)
    -творческое д.з: биография Шарля Кулона, сообщение)*.
    2.Введем понятие о точечном заряде, запись определения в тетрадь.
    3.Кулон для измерения этой силы использовал крутильные весы.

    4.Кулон определил силу взаимодействия заряженных сфер по углу поворота коромысла.
    Беседаучителя и учеников:
    1.Какой закон известный вам ранее напоминает Закон Кулона.
    Записать закон всемирного тяготения на доске и по аналогии закон Кулона.
    2 Сформулировать и записать закон Кулона
    3. По аналогии с гравитационной постоянной выяснить смысл коэффициента пропорциональности.
    4. Записать значение электрической постоянной и коэффициента пропорциональностидля силы взаимодействия зарядов в вакууме.
    6.Решение задач на закон Кулона:
    На каком расстоянии нужно расположить два заряда:q1=5·10-9 Кл
    и q2=6·10-9 Кл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой 12·10-5 Н.
    (≈ 4,74·10-2 м)
    Разобрать алгоритм решения задач :
    а) Расставить силы, действующие на точечный заряд, помещенный в электрическое поле, и записать для него уравнение равновесия или основное уравнение динамики материальной точки.
    б) Выразить силы электрического взаимодействия через заряды и характеристики поля и подставить эти выражения в исходное уравнение.
    Силы взаимодействия зарядов можно рассчитать или по закону Кулона, или по формуле F = qE, считая, что один из зарядов находится в поле другого. Второй способ сводится фактически к расчету электрического поля в той или иной точке пространства, где находится рассматриваемый заряд, им обычно пользуются в тех случаях, когда поля создаются протяженными заряженными телами. Используя последнюю формулу, следует иметь в виду, что она справедлива не только для точечного заряда, но и для заряженных протяженных тел.
    в) Если при взаимодействии заряженных тел между ними происходит перераспределение зарядов, к составленному уравнению добавляют уравнение закона сохранения зарядов .
    г) Далее, как обычно, надо записать вспомогательные формулы и полученную систему уравнений решить относительно неизвестной величины.
    д) Проводя вычисления в задачах электростатики, полезно помнить, что множитель k = 1/(4peо), входящий во многие расчетные формулы, равен k=9•109Н× м2/Кл2. Именно такое значение k. и нужно подставлять в эти формулы.

    5.Закрепление новой темы – решение задач:

    Пример 1. Два заряда +1.66× 10-9Кл и +3,33× 10-9Кл находятся на расстоянии 20 см друг от друга. Где надо поместить третий заряд, чтобы он оказался в равновесии?
    Дано: q1=1.66× 10-9Кл, q2=3,33× 10-9Кл, r=0,42м, e =1.
    Найти: r1
    рис.1
    Решение.Точка, где надо поместить третий заряд q (положительный или отрицательный) лежит на линии, соединяющей эти заряды. Допустим, q — положительный заряд. На него действуют кулоновские силы F1и F2 (рис.1) со стороны зарядов q1 и q2. Заряд q находится в равновесии, значит . Значит в проекциях на ось X: F1–F2=0 или F1=F2. Учитывая, что
    Получим
    =>
    откуда r1=?м


    6.Тестирование /в двух вариантах/

    7.Домашнее задание:§77,задачи №1,2 на стр.360.
    — —
    Файлы: Открытый урок по физике на тему.docx
    Размер файла: 35792 байт.

    Рубрики: Физика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология