Автор конспекта:
Автор(ы): — Мигильян Светлана Александровна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №14 учитель начальных классов

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

1.Знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных и авторских песен.

2. Воспитание слушательской и исполнительской культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание музыки и воплощать его в различных видах музыкальной деятельности;

3.Формирование кругозора, связанного с музыкальным наследием родного края.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 4

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Кубановедение" 3-4 класс

Используемое оборудование: —

мультимедийная установка

Краткое описание: — знакомство с историей возникновения Кубанского хора

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Мотивация учащихся

Идёт рассвет,

ступая по курганам.

Навстречу солнцу

встали тополя…

Как ты мила

и как ты дорога нам,

Кубань, Кубань-

Родимая земля! Виктор Подкопаев(«Величальная»)

Кубань -очень красивый и богатый край. Край высоких гор,(Слайд 2)

-Как называются горы на территории Краснодарского края?

Глубоких пещер и ущелий, (Слайд3)

Широких степей и лугов, ( Слайд 4)

Озёр и рек. Это край двух морей. ( Слайды 5,)

-Какие моря омывают наш край?

Кубань- житница России. ( Слайд 6)

-Почему так говорят?

Кубань, Кубань -души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

Так писал кубанский поэт Сергей Хохлов о песнях нашего края

Ход и содержание урока

(слайд7)Богата земля кубанская. Но главное её богатство — люди! Наш край славится богатым народным поэтическим и музыкальным наследием.

-Какими бывают песни? (Народные и авторские)

-Чем они отличаются друг от друга?

-А какие песни любите вы?

-А какие песни поют ваши родители?

— Что главное в песне? (мелодия)

— Чем песня отличается от танца?

Что относится к народному творчеству?

К народному творчеству относятся пословицы. (работа в парах. Соединить части пословиц) Какие пословицы и поговорки у васполучились?Как вы их понимаете? Песня – душа народа. О песнях народ придумал пословицы и поговорки. (слайд 8)

Какие пословицы лишние?

В каких из них речь идёт о песне?

Беседа коротает дорогу, песня – работу.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Из песни слова не выкинешь.

Песня казаку – подруга в походе.

Не красна хата углами, а красна пирогами.

Колы казаки спивають, враги – плачуть.

На Кубани и камень казакам подпевает

Пословица — не зря молвится. Они доказывают, что песня — постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях. -Кто исполняет песни? (певцы, вокальные ансамбли, хоры)

Для того, чтобы Кубанский фольклор знали и любили, много сделано творческими коллективами Краснодарского края. -Какие творческие коллективы вы знаете? («Казачья вольница», «Лизгинка», «Соловйеко», «Казачья душа») (слайд 9)

Почему наряду с казачьими коллективами существуют такие коллективы как «Лезгинка». «Молодость Адыгеи», «Сиртаки»?

— Но самым знаменитым является Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России.( Слайд 10 ) Послушаем краткую историю работы этого знаменитого коллектива. -С 14 октября 1811 года начался славный творческий путь Черноморского Войскового певческого хора. У его истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский (Слайд 11) В коллективе было всего16 человек. Кубанский певческий хор выполнял благородную миссию художественного просвещения на юге России, был предметом гордости, знаменем всей культуры казачьего края. Хор участвовал в литургических храмовых службах, во всех общественно значимых сборах и праздниках, выступал в светских концертах. В его репертуаре были духовные и классические произведения. (песня «Боже, царя храни»)

-1861 года Черноморский хор переименовывается в Кубанский Войсковой певческий хор и насчитывает уже около 80 человек.(слайд 12) -Летом 1921 года Кубанский Войсковой хор прекращает свою деятельность. 25 июля 1936 года – Постановлением Президиума Азово- Черноморского крайисполкома был создан Кубанский казачий хор. -В 1939 году- в связи с включением в состав хора танцевальной группы Кубанский казачий хор был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. -В 1961 году Ансамбль песни и пляски кубанских казаков был расформирован, а 1968 году началось возрождение Кубанского казачьего хора. (слайд 13) Новый коллектив создавался как принципиально фольклорный. Его главной целью стала пропаганда лучших образцов песенного и танцевального народного творчества (слайд 14,15) В 1974 году художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал В.Г.Захарченко народный артист России, Украины, Республики Адыгея и Республики Абхазия , лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии Фонда Святого апостола Андрея Первозванного, доктор искусствоведения, профессор, композитор

(слайд 16) Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках…

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Всё сразу над Кубанью встанет…

Лишь запоёт кубанский хор-

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

Душа бывает человечья.. (песня «Величальная»)

(слайд 17)-Искусство Кубанского казачьего хора отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и за рубежом. Хор является дважды лауреатом Всероссийских конкурсов государственных народных хоров, лауреатом Государственной премии Украины им. Шевченко, лауреатом многих международных фольклорных фестивалей. Заслуги хора были отмечены в 1988 году орденом Дружбы народов, а в 1993 году – присвоением звания « Академический».(сдайд 18) В этом году коллектив отметил своё двухсотлетие всероссийским турне с новой программой.

А сейчас прослушаем песню (В полном разгаре страда деревенская»)

(слайд 19) Узнаете этого человека? Вот как оценивает работу Кубанского хора А.Ткачев

« Я большой почитатель таланта Виктора Гавриловича Захарченко, он блистательный мастер своего дела и замечательный гражданин своей Родины. Благодаря ему народное творчество Кубани знают далеко за пределами нашего края. Более того, Кубань олицетворяют с Чёрным морем, хлебным полем и с именем Захарченко. Это наше достояние, и мы должны ценить и всячески беречь это творение, данное нам Богом, Потомки будут нам безмерно благодарны, если мы сбережём Кубанский казачий хор – символ нашей истории и высоко патриотического славянского искусства. Мы обязаны это сделать во славу Кубани и на благо России».

А.Ткачёв губернатор Кубани

Не только поют в хоре. Каждое выступление хора сопровождается музыкально-танцевальными композициями. (слайд 20)

« Подушечка»-красивая, нежная, трогательная композиция. Вечная тема любви раскрывается в свете народных, казачьих традиций Кубани.

«Гусеница»-чисто женский танцевальный номер

«Ковал кузнец казачью шашку»- в этом номере передано мужское начало казачьей культуры. Богатство силы, бесшабашная удаль, лихое веселье, виртуозное владение оружием.

«Молодычка»-весёлый молодёжный танец. Парни и девушки на гулянье

«Встреча»-встреча станичниками возвращающихся из боевого похода казаков.

(просмотр видео)

(слайд 21) В репертуаре хора разножанровые песни Слайд — Распределите названия песен по группам

Военно-бытовые или походные песни

Лирические, шуточные, плясовые песни

«Несе Галя воду», , «Мой милый варенычкив хоче», «Провожала сына маты», « Як служив я в пана».

(слайд 22)Кубанский хор исполняет много авторских песен. Но больше в их репертуаре народных песен. Кубанцы – это не национальность. Их речь, традиции и быт сложились при слиянии трех культур: русской, украинской и белорусской. Сейчас мы прослушаем две песни, а вы обратите внимание на слова этих песен.

(«В субботу низенько», «Провожала маты»)

В песнях мы можем услышать такие слова: (слайд 23)

  • Дывиться
  • Зозуля
  • Кувала
  • Кочет
  • Жито
  • Вечерять
  • ХЛОПЦЫ
  • ПИДМАНУЛ
  • Рушник

Что они обозначают?

Песни в исполнении Кубанского казачьего хора искренни, мелодичны. Легко запоминаются, с удовольствием поются. В этих песнях отражены яркие страницы многовековой истории нашей Родины – нашей Кубани! Так давайте же будем петь! (Песня в исполнении детей «Мий мылый варенычкив хоче»)

А сейчас попробуем отгадать казачьи загадки. Отгадки встречаются в песнях.сдайды 24-28)

(слайд 29)-Подумайте, кто пишет музыку к песням? (композитор)

-А слова песен? (поэты)

-На какие две группы можно разделить фамилии этих людей?

К. Обойщиков Г..Пономаренко

С.Хохлов Г.Плотниченко

Т. Голуб В.Захарченко (слайд 30)

По какому признаку вы разделили?

Певцы земли Кубанской – так называют этих замечательных композиторов. Благодаря своим песням, они получили всенародное признание. Многие их песни так часто поются, что уже как бы превратились из авторских песен в народные. Сейчас мы прослушаем песню «Нэ топай, нэ топай» в исполнении Кубанского хора (Грамзапись)

Слайд 31 Каждый концерт Кубанского хора – праздник народной песни, искрометных казачьих танцев. На сцене словно оживают картинки быта кубанских станиц прошлого и нынешнего веков, боль и радость русской земли. Происходящее на сцене действо зрители воспринимают как прикосновение к живой истории, всё это убеждает и захватывает .

Кубанская песня лучший рассказ о душе казака. Многие поколения вложили в нее свои радости и печали. Казаки воспевали дорогие сердцу края, пели о любви, прославляли тружеников. Недаром говорят, что песня – душа народа. Именно через песню стала оживать казачья душа

Голоса, костюмы, танцы -

земляков мы узнаём!

Не как все поют кубанцы -

по-казачьи, о своём.

Помогая возродиться

песням предков удалых,

ищут песни по станицам,

С хуторов привозят их.

Наш Кубанский хор казачий -

он известен всей земле!

За границей ждут с ним встречи,

ждут с ним встречи и в Кремле.

Слайд 32 Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету. Хору восторженно аплодировали тысячи и тысячи слушателей Украины и Белоруссии, Болгарии и Югославии, Польши, Чехии и Словакии, Германии Франции, Италии и Португалии, Испании и Японии, Вьетнама и Китая, Норвегии и Марокко, Бельгии и Финляндии, Южно-Африканской Республики, Мексики, Австралии и США.

Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова- и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

(слайд 33)Прослушаем песню «Ой, да Краснодарский край!» муз. В.Захарченко, сл.С.Хохлова. в исполнении Кубанского хора.

Файлы: П.Чайковский — Щелкунчик (Танец цветов).mp3
Размер файла: 5828608 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология