Автор конспекта:
Автор(ы): — Быстрых Наталья Андреевна

Место работы, должность: — МБОУ «Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского», учитель начальных классов

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Цель: способствовать возникновению интереса учащихся младшего школьного возраста к личности и творческой деятельности В.И.Даля.

Задачи:

— познакомить с биографией писателя (адаптированной для младшего школьного возраста);

— создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к национальному литературному наследию (выбор нравственной позиции);

— дать возможность самоопределения и самооценки при организации подготовительной работы к мероприятию (участие в конкурсе рисунка, сочинений по пословице, рецензий на прочитанную сказку, подготовка инсценировки по сказке).

Используемое оборудование: —

мультимедийный комплекс (ПК, проектор)

Краткое описание: — Внеурочное мероприятие по литературному чтению для учащихся начальной школы, посвященное творческой деятельности В.И.Даля.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово.

Ведущий.

— Дорогие друзья!

В нашей гимназии существует замечательная традиция отмечать дни рождения талантливых людей. Вот и сегодня мы собрались по очень значительному поводу. В конце ноября исполнилось бы 210 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля, человека удивительного и необыкновенного. Мы все готовились к нашему литературному празднику: читали сказки Даля, писали сочинения, рисовали рисунки. В общем, пришли сюда не с пустыми руками, а с нашими творческими подарками. День рождения – праздник радостный и светлый, а день рождения Владимира Ивановича Даля еще и очень интересный и познавательный. Давайте проведем его с хорошим настроением и удовольствием.
Первый подарок на день рождения приготовил фольклорный коллектив “Коляды” (руководители: О.Л.Сухляева и Д.Б.Цуварев)

2. Выступление фольклорного коллектива (хороводный танец, русская народная песня).

3. Организация работы по теме (погружение в мир сказок В.И.Даля).

На сцене остаются несколько участников фольклорного коллектива

(в народных костюмах)

1-й ученик.

— Как все-таки весело и интересно пляски русские отплясывать да песни народные исполнять!

2-й ученик.

— Еще бы! Вон сколько мы всего из русского фольклора за эти два года узнали: и песни, и поговорки, и заклички, да всего и не перечислить!

1-й ученик.

— А я вот все думаю, а как это всё сохранилось с древних времен до наших-то дней?

2-й ученик.

— Да так и сохранилось. Люди русские друг другу передавали, из уст в уста. Так ведь и называется – устное народное творчество. Да ещё были такие мастера, которые все премудрости народные собирали да в книги складывали.

1-й ученик.

— Это точно. Мы про таких людей талантливых знаем, да и трудами их постоянно пользуемся.

2-й ученик.

— Смотри, вон Миша наш идёт!

3-й ученик.

— Вот чудеса, ребята! На тропинке нашёл. Книга!!! Да еще с картинками. Посмотрим?

(садятся и читают)

(гусляничный перебор)

На сцене появляются герои сказок.

Лиса.

— Впусти меня, Михаиле Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу.

Ворона.

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!

Лиса. — Хитра ты, ворона, да меня не обхитришь. На тебя всюду народ плачется. Ворона. — Напррраслина, напррраслина. Медведь. — Куда девался мой мед? Кума, это твоих рук дело! Кума, кто съел мой мёд?

Лиса.

— Какой мед?

Медведь.

— Да мой, что в кадочке был!

Лиса.

— Коли твой был, так, значит, ты и съел.

Медведь.

— Ну-у, дела!

(гусляничный перебор)

3-й ученик.

— Книга как живая с нами разговаривает! Да еще русским говорком, с приговорками. Что это за книжка? (читает по слогам) Вла-ди-мир И-ва-но-вич Даль. Рус-ские сказ-ки. Ну, надо же, а я и не слышал раньше от таком писателе?. А вот вы знаете такого?

1-й и 2-й ученик.

— Конечно!

2-й ученик.

— Мы и сами знаем, и тебе расскажем! Владимир Иванович Даль – ведь не просто писателем был, а еще много чем необычным занимался.

1-й ученик.

— Да все наши ребята о Дале знают!

(гусляничный перебор)

4. Презентация о В.И.Дале (биография).

Слайд 1.

1. Владимир Иванович Даль был человеком необыкновенным. Он создал 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка”, в котором насчитывается 200 тысяч слов, да еще и сборник “Пословиц и поговорок русского народа”. Собирал сказки, и загадки. Этому занятию он посвятил 53 года своей жизни.

Слайд 2.

2. Вы подумаете, что Владимир Иванович был учителем русского языка, доктором наук или профессором? А вот и нет. Даль был морским офицером и врачом.

3. Так что же могло заставить этого удивительного человека заниматься собирательством народной мудрости?

Слайд 3.

4. Даль восхищался красотой нашего языка и хотел сохранить даже самую его малую капельку для будущих поколений. Слова, сказанные на улице мужиком или торговцем, привлекали его какой-то особой правдивостью и естественностью.

Слайд 4.

5. Владимир Иванович Даль родился в необычной семье. Произошло это в ноябре 1801 года. Его отец Иван Матвеевич и мать Мария Христофоровна не были русскими по национальности, но настолько хорошо чувствовали Россию и русский народ, что их дети стали считать себя русскими и по духу, и по крови.

6. Впоследствии Даль говорил так: “Кто на каком языке думает, тот тому народу и принадлежит. Я, конечно, думаю по-русски”.

7. В многодетной семье Даля воспитанием детей занималась мать, свободно говорившая на пяти языках и хорошо знавшая классическую литературу. Неудивительно, что учителей к детям, как это было принято в те времена, кроме математика и художника, не нанимали.

Слайд 5.

8. В 13 лет Владимир был зачислен кадетом в Морской корпус. Учился он, не щадя своих сил, усердно и серьезно, зная, что русский язык, еще не исследованный и не изученный учеными во всей полноте, красив и богат.

Слайд 6.

9. Став морским офицером, Даль продолжал интересоваться народным языком, записывал услышанные слова и выражения в записную книжку, которую бережно хранил. Прослужив на флоте несколько лет, он вышел в отставку, закончил медицинский факультет, стал блистательным врачом, умеющим лечить многие болезни.

Слайд 7.

10. Владимир Иванович Даль был близко знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным. Их сблизил общий интерес к изучению русского разговорного языка.

11. За свой толковый словарь Даль принялся по совету Пушкина. А Даль в свою очередь сообщил поэту сюжет сказки “О рыбаке и рыбке”. В последние дни жизни Пушкина Владимир Иванович был рядом с поэтом. На память о нём Даль получил перстень-талисман, с которым потом никогда не расставался.

Слайд 8.

12. 53 года своей жизни Владимир Иванович посвятил составлению словаря. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он, уже прикованный к постели тяжелой болезнью, внёс в словарь за неделю до смерти.

13. Всю жизнь Даль боролся с засильем чужеземных слов в русском языке, отстаивая честь и достоинство нашей древней великой речи.

5. Инсценировка отрывков из сказок В.И.Даля.

Ведущий.

— Спасибо, ребята, за интересный рассказ.

Я должна вам сказать, что всю свою жизнь этот удивительный человек, этот неутомимый труженик собирал народные сказки и писал свои. “Не сказки сами по себе были мне важны, — писал он впоследствии, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода – сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке”.

Сегодня нам всем представляется возможность пролистать страницы сказок Даля, отчасти им собранные, а отчасти переделанные на манер народных.

1-Б класс

Хор 1-Б класса исполнит р.н.п. “Кошечка” (сб.В.И.Даля)

2-А класс (отрывок из р.н.ск. “Журавль и цапля”)

Вот уж действительно про героев этой сказки иначе не скажешь: “Вместе тесно, а врозь скучно!”

2-Б класс (отрывок из р.н.ск. “Старик-годовик”)

Сам Даль так определил жанр этого произведения: сказка-загадка. Чудно, интересно представлены в этой сказке 12 месяцев. Не сразу и разберешься.

2-В класс (отрывок из р.н.ск. “Ворона”)

Как не отнекивалась, как не отдакивалась ворона, а наказание все равно настигло. И поделом! На чужой каравай рта не разевай.

3-А класс (отрывок из р.н.ск. “Лиса и Заяц”)

Одна из самых любимых сказок малышей. Хитрая и коварная лиса обидела беспомощного зайчишку. Но зло всегда возвращается к тому, кто его совершил.

3-В класс (отрывок из р.н.ск. “Лучший певчий”)

Вот уж эта ворона, так и старается пронырнуть и найти кусок получше. Забывает только, что всегда по заслугам воздается.

4-А класс (отрывок из р.н.ск. “Война грибов с ягодами”)

Виктория Рубанова (3-А класс) в своем сочинении к этой сказке приводит пословицу: “Чем так сердиться – лучше помириться”

4-Б класс (отрывок из р.н.ск. “Лиса-лапотница”)

Хитра лиса да не умна. Каждый обман рано или поздно раскроется.

Удивительно, что миру сказок В.И.Даля почти 200 лет, а как они интересны нам, современным людям. Не только интересны, но и понятны.

6. Подведение итогов творческого конкурса рисунков по сказкам Даля и рецензий на его сказки.

7. Подведение итогов конкурса сочинений по пословицам.

— Любую сказку Владимира Ивановича Даля можно закончить пословицами, которые он тоже любил собирать. Многие из них вам знакомы и используются до сих пор в повседневной жизни.

Ребята 3-Б класса хотят проверить, как хорошо вы их знаете. Они будут начинать пословицу, а вы – заканчивать. Договорились?

Труд человека кормит, а лень …

Любишь кататься, люби и саночки …

Кто хвалится, тот с горы …

Велика святорусская земля, а везде … (солнышко)

Доброе дело и в воде …

Скучен день до вечера, коли …

Новых друзей наживай, а старых…

За двумя зайцами погонишься – и одного …

Многие из вас приняли участие в творческом конкурсе по пословицам, собранным В.И.Даля.

Итоги.

8. Заключительное слово.

Ведущий.

— Мир Владимира Даля удивителен и многогранен. Он вместил в себя и военные морские походы, и труднейшую работу врача, постоянные переезды и путешествия по России, и дружбу с величайшим русским поэтом. Этот мир вместил в себя целую жизнь великого сына России, неутомимого собирателя русских слов, талантливого и трудолюбивого человека – Владимира Ивановича Даля.

Файлы: Презентация басни Крылова к уроку литературы в 3 классе сжатая для Web-страниц.pptx
Размер файла: 615729 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология