Автор конспекта:
Автор(ы): — Хорошева Наталья Александровна

Место работы, должность: — АКСиЭ, преподаватель

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: — Общеколледжное мероприятие ко Дню славянской письмености и культуры

Ход мероприятия
Звучит колокольный звон.
— Нам многое простит эпоха.
Отлюбит с нами. Отгрустит.
Но, что Россию знаем плохо, -
Того уж, видно, не простит.
(Вс. Рождественский)
Сцена оформлена в стиле русской избы. В центре стол, на столе самовар и чашки для чая. Вся сцена украшена баранками, русскими народными игрушками, кухонной утварью, предметами русского быта.
Звучит стихотворение.
На сцену выходят участники представления. Ведущие садятся за стол в центре сцены, остальные – на скамьи по бокам.
Голос за кулисами.
Вечер, лампа у окошка,
Дремлет рыженькая кошка,
И жужжит веретено.
Деревенские девчата
Собираются по хатам,
Посиделки начинают,
Песню тихо напевают
(Играют балалайки )
В стороне за чаем бабы
Жизнь былую вспоминают
И глядят в окно.
Каждая здесь – мастерица,
Пряха или кружевница,
Вышивальщица, швея,
Петь, плясать готовая.
(Играют балалайки)
Ведущие встают из-за стола.
1–й ведущий.
Гласит старинное преданье:
На Руси из века в век
Все традиции и знанья
Передавал потомкам человек.
2–й ведущий.
Да, особенно известны
Русской азбуки творцы:
Брат Кирилл и брат Мефодий –
Славянской грамоты отцы.
1–й ведущий.
В 863 году произошло знаменательное событие: по заданию византийского князя Ростислава болгарские просветители братья Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги. За это братья подверглись гонениям со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на Восток. Но много лет спустя Кирилл и Мефодий были причислены православной церковью к лику святых. День этих святых отмечается в России 24 мая как День славянской письменности и культуры.
1–й чтец.
Нынче к нам на «Русский мир»
Поутру невесть откуда –
Чудо цвета изумруда! –
К нам прислали сундучок.
В малахитовых разводах
И окован серебром…
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может, в нём таится клад
И сокровища лежат?..
Гляньте – грамотка на нём!
Мы сейчас её прочтём.
На экран проецируется изображение лежащей насундучке «грамотки»

2–й чтец.
Здесь, дружок, таится, клад
И сокровища лежат.
А какие – угадай!
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку.
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалка хоть на грош,
Надпись здесь ты разберёшь!
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.
На крышке сундука надпись, в которой зашифровано слово «письменность».
3–й чтец.
Открываем сундучок –
В нём лежит не пятачок.
Здесь старинный русский клад:
Буквы строчками лежат.
Мы достанем их сейчас,
Познакомим с ними вас.
Первой встретим букву АЗ!
На экране изображение: буквы вылетают из сундучка.
А вторая буква, БУКИ,
Не даст умереть со скуки.
Третья, ВЕДИ, всех вперёд
За собою поведёт.
А ГЛАГОЛЬ расскажет всем,
Как решить пятьсот проблем.
А ДОБРО вам принесёт
Жизнь без бед и без хлопот.
Много букв в том кладе есть –
Все вы видите их здесь.
(Показ алфавита)
В любой старинной книжице
Их можно прочитать:
ОМЕГА, ФИТА, ИЖИЦА…
А также буква ЯТЬ.

1–й ведущий. А в сундучке ещё что-то есть! Вы узнаете что, если угадаете слово. Кирилл и Мефодий придумали это слово, составив его из названий двух славянских букв. Кто назовёт это слово? Правильно, АЗБУКА.

2–й ведущий. Достоянием земли русской являются её природные богатства: могучие вековые леса и бескрайние цветущие поля, полноводные реки и хранящие несметные богатства горы. А символом русской природы считают кудрявую берёзку.
На сцену выходят музыкальная группа и девушка-берёзка.
2–й ведущий.
Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
Берёза.
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорые берёзки –
Символ Родины моей.
Ты так мила мне,
До любой росинки.
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Берёзовая русская Россия,
Ромашковая добрая страна.
Исполняется танец «Берёзка» (основные элементы танца – хоровод и ручеёк).
(На экране – весенние зарисовки).
1–й ведущий. Я хочу вам рассказать, что у наших прабабушек существовал такой обряд: если в семье кто-нибудь болел или было какое-то несчастье, то женщина давала обет – обещание Богу, что она за один день из сухого льна сделает пелену для храма. То есть в течение дня лён надо было обмять, потрепать, почесать, спрясть, соткать, сшить и отдать в церковь.
2–й ведущий. Конечно, женщина в одиночку не могла справиться с такой огромной работой, поэтому звала на помощь подруг и они все вместе ранним утром начинали «творить» обетную пелену. Постепенно этот обряд превратился в игру, в которой полностью обыгрывается процесс обработки льна.
1–й ведущий. В неё с удовольствием играли и дети и взрослые. Игра называлась «Кострома» по названию ненужного стебелька у льна – костра. Главная героиня игры – Кострома – ленивая баба, которая просит у всех помощи, как раньше это делала женщина, давшая обет.
2–й ведущий.А я слышал, что наши прабабушки куклы мастерили своими руками.
1–й ведущий. Да, это правда.
1–й ведущий. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Есть сказки, в которых кукла предстаёт волшебной помощницей: охраняет свою хозяйку, спасает от беды, даёт мудрые советы. Таких кукол любили и оберегали, передавали по наследству.
1–й ведущий. Крестьянские куклы — пеленашки очень просты в исполнении. Лица никогда не рисовали, боялись, что кукла станет чересчур «настоящей», «живой», а следовательно, опасной.
2–й ведущий.Были деревянные игрушки: человечки, лошадки, домики – а потом родилась матрёшка. Её быстро полюбили, и она стала одним из символов русского народа. Глиняные игрушки, бумажные, фарфоровые, а позднее пластмассовые и резиновые куклы – это наше сокровище, это наша культура. Все игрушки передавались из поколения в поколение и были радостью для малышей.
(На экране демонстрируются слайды с изображением игрушек).
Исполняется песня Витаса «Папа, подари мне куклу»
1–й ведущий. Одной из любимых игрушек и детворы и взрослых был Петрушка – главный герой уличных кукольных представлений.
2–й ведущий. А вы были в кукольном театре?
1–й ведущий. А раньше кукольный театр сам приходил к зрителям. На главной площади города, средь шумной толпы, появлялся шарманщик со своим другом Петрушкой, заводил шарманку, и начиналось представление.
Скоморох.
Внимание! Внимание!
Заходи сюда, народ, и слева и справа,
Начинаем представленье шуткой и забавой!
Шевелись, детвора, хлопайте в ладоши,
Ведь сейчас горевать негоже!
Сколько шуму, сколько крику,
Сколько радостных затей!
Шуткой, смехом и весельем
Мы приветствуем гостей.
Из-за ширмы появляются куклы Ванька и Танька.
Ванька. А вот и мы! Я – Ванька!
Танька. А я – Танька!
Ванька. Танька в сарафане!
Танька. Ванька в кафтане!
Ванька. Порознь мы никуда:
Друзья – не разлей вода
Танька. Как вместе сойдёмся,
Шутим да смеёмся.
Ванька. Сегодня праздник,
Всех товар наш дразнит:
Весёлые потешки,
Русские пересмешки.
Танька. Приговорки, шутки,
Сказки, прибаутки.
Ванька Свежие, мочёные,
Сладкие, солёные.
Танька. Задорные и лихие,
Выбирайте, кому – какие.
Ванька. С лучком, с чесночком,
С маком, с перчиком.
Я и сам куплю двести грамм,
А вам даром отдам!
Танька. Кому? Кому?
С пылу, с жару,
Хоть пятак, хоть пару.
Вот остры да колки
Наши поговорки.
Ванька. Я знаю много поговорок. Хошь, скажу! Была бы охота, найдём и доброхота. И ещё! Не всякому слуху верь, разузнай да проверь.
1–й ведущий. Молодец, Ванюшка! А вы знаете пословицы и поговорки? А ну-ка, вспоминайте!
Ведущий начинает пословицу, зрители заканчивают.
(Пословицы отображаются на экране).
1. Чему быть…(того не миновать).
2. С кем поведёшься…(от того и наберёшься).
3. На всякий роток…(не накинешь платок).
4. Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь).
5. Мели, Емеля…(твоя неделя).
6. Хлеб-соль ешь…(да правду режь).
7. На чужой каравай …(рта не разевай).
8. Сколько волка не корми…(а он всё в лес смотрит).
9. Не имей сто рублей…(а имей сто друзей).
10.Кто к нам с мечом придёт…(от меча и погибнет).
11.Один с сошкой…(семеро с ложкой).
Ванька. А вот народные загадки –
Не горькие, не сладкие.
Кто их разгадает,
Забот не узнает.
Танька. Загадка первая!
Просьба — не слушать,
Которые нервные.
Ванька. В печь несут – жидко, холодно,
Из печи несут – твёрдо, горячо.
Танька.Вот и молодцы!
Надо б вам за это огурцы…
Да вот, пока вы слушали,
Огурцы на огороде зайцы скушали.
Ванька. Вот загадка вторая –
Серьёзная, не смешная.
Танька. И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей.
Ванька. Молодец, дружок!
Дать бы тебе морковки мешок…
Да вот, пока вы нам внимали,
Зайцыи морковку всю растаскали.
Танька. Ну ладно, загадка третья –
На неё и ответьте.
Ванька. В брюхе баня,
В носу решето,
Всего одна рука,
Да и та на спине.
Танька. Эту загадку знают редко.
Надо бы за труд дать вам сладкую репку,
Да вот только, пока вы гадали,
Зайцы и сладкую репку украли.
Ванька. Может, ещё послушать хотите?
Тогда за загадку полушку платите.
А не хотите, я пойду другим мозги пудрить
Да лапшу на уши вешать.
Танька. Закопай – не греет,
Кинь в воду – не тонет.
Ванька. Летели две сороки,
У них четыре хвоста.
Танька. Не знаешь, не знаешь!
Ну ничего, брат, я и сама не знаю!
Ванька. Не хотят они твои загадки слушать,
Хотят петь, плясать да баранки кушать.
Исполняется песня «Барыня».
1–й ведущий. Много на Руси праздников, и каждый проходит в своё время года.
2–й ведущий. Красная горка на Руси организовывалась обычно в весеннее время, но в разные сроки: и в разгар весны, и на ее переходе к лету. На красную горку дети и молодёжь высыпали гурьбой на улицу или на зелёный луг, заводили игры, песни, хороводы.
1–й ведущий. Молодёжь выбирала девушку, которая должна была служить символом весны — красны. Ёе украшали с головы до пят вьющейся молодой зеленью и живыми цветами, на голову ей надевали венок из свежих полевых цветов.
2–й ведущий. Девушку сажали на скамью, сооружённую в виде трона из дёрна, а вокруг ней расставляли различные кушанья: молоко, масло, сыр и прочую снедь.
1–й ведущий. Всю эту снедь осыпали цветами, венками. Обряд этот, как считали на Руси, способствовал плодородию земли, хорошему урожаю. Венки и кушанье как символ жизни выбранная девушка раздавала тем, кто проявлял себя в песнях и играх. Многие сохраняли эти волшебные дары до новой весны.
(Демонстрация слайдов на экране).
Вместе. Весна — красна!
На чём пришла?
Вместе.На сошечке, на бороночке,
Ржаном колосочке!
Вместе.Весна – красна!
Что ты нам принесла?
Весна. Красное летечко!.
Исполняются весенние заклички:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Исполняется песня «Ландыши»
1–й ведущий. Испокон веков гостеприимство, щедрость и хлебосольство были свойственны нашему народу. Старинная русская пословица гласит: «Всё, что есть в печи, — на стол мечи».
2–й ведущий. Что и говорить, любим мы угощать, особенно тем, что приготовлено своими руками. У каждой хозяйки есть свои секреты, свои коронные кушанья. Это целый кладезь народного творчества.
1–й ведущий. Эти секреты передаются по наследству от матери к дочери, пополняются новыми, современными рецептами и постепенно становятся семейной реликвией. Одной из древнейших традиций русского народа, дошедшей до наших времён, является подношение каравая дорогим гостям.

Ведущий выносит на вышитом полотенце каравай хлеба с солью.
По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается,
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердце славные,
Древляне, русичи, поляне.
Скажите, кто вы?
Мы – славяне!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне россияне,
Издревле кто вы?
Мы – славяне.
— Мы чтим берёзы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовёмся Любы, Ольги, Ани,
Надежды, Веры…
Мы – славяне.

ИсполняетсяГимн России

Файлы: раб.прог. 6 класс (2).doc
Размер файла: 271872 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология