Автор конспекта:
Автор(ы): — Хорошева Наталья Александровна
Место работы, должность: — АКСиЭ, преподаватель
Регион: — Астраханская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — среднее профессиональное образование
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: — Общеколледжное мероприятие ко Дню славянской письмености и культуры
Ход мероприятия
— Звучит колокольный звон.
— Нам многое простит эпоха.
Отлюбит с нами. Отгрустит.
Но, что Россию знаем плохо, -
Того уж, видно, не простит.
(Вс. Рождественский)
— Сцена оформлена в стиле русской избы. В центре стол, на столе самовар и чашки для чая. Вся сцена украшена баранками, русскими народными игрушками, кухонной утварью, предметами русского быта.
Звучит стихотворение.
На сцену выходят участники представления. Ведущие садятся за стол в центре сцены, остальные – на скамьи по бокам.
— Голос за кулисами.
Вечер, лампа у окошка,
Дремлет рыженькая кошка,
И жужжит веретено.
Деревенские девчата
Собираются по хатам,
Посиделки начинают,
Песню тихо напевают
(Играют балалайки )
В стороне за чаем бабы
Жизнь былую вспоминают
И глядят в окно.
Каждая здесь – мастерица,
Пряха или кружевница,
Вышивальщица, швея,
Петь, плясать готовая.
(Играют балалайки)
— Ведущие встают из-за стола.
— 1–й ведущий.
Гласит старинное преданье:
На Руси из века в век
Все традиции и знанья
Передавал потомкам человек.
2–й ведущий.
Да, особенно известны
Русской азбуки творцы:
Брат Кирилл и брат Мефодий –
Славянской грамоты отцы.
— 1–й ведущий.
В 863 году произошло знаменательное событие: по заданию византийского князя Ростислава болгарские просветители братья Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги. За это братья подверглись гонениям со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на Восток. Но много лет спустя Кирилл и Мефодий были причислены православной церковью к лику святых. День этих святых отмечается в России 24 мая как День славянской письменности и культуры.
1–й чтец.
Нынче к нам на «Русский мир»
Поутру невесть откуда –
Чудо цвета изумруда! –
К нам прислали сундучок.
В малахитовых разводах
И окован серебром…
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может, в нём таится клад
И сокровища лежат?..
Гляньте – грамотка на нём!
Мы сейчас её прочтём.
На экран проецируется изображение лежащей насундучке «грамотки»
2–й чтец.
Здесь, дружок, таится, клад
И сокровища лежат.
А какие – угадай!
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку.
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалка хоть на грош,
Надпись здесь ты разберёшь!
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.
На крышке сундука надпись, в которой зашифровано слово «письменность».
— 3–й чтец.
Открываем сундучок –
В нём лежит не пятачок.
Здесь старинный русский клад:
Буквы строчками лежат.
Мы достанем их сейчас,
Познакомим с ними вас.
Первой встретим букву АЗ!
На экране изображение: буквы вылетают из сундучка.
А вторая буква, БУКИ,
Не даст умереть со скуки.
Третья, ВЕДИ, всех вперёд
За собою поведёт.
А ГЛАГОЛЬ расскажет всем,
Как решить пятьсот проблем.
А ДОБРО вам принесёт
Жизнь без бед и без хлопот.
Много букв в том кладе есть –
Все вы видите их здесь.
(Показ алфавита)
В любой старинной книжице
Их можно прочитать:
ОМЕГА, ФИТА, ИЖИЦА…
А также буква ЯТЬ.
1–й ведущий. А в сундучке ещё что-то есть! Вы узнаете что, если угадаете слово. Кирилл и Мефодий придумали это слово, составив его из названий двух славянских букв. Кто назовёт это слово? Правильно, АЗБУКА.
2–й ведущий. Достоянием земли русской являются её природные богатства: могучие вековые леса и бескрайние цветущие поля, полноводные реки и хранящие несметные богатства горы. А символом русской природы считают кудрявую берёзку.
— На сцену выходят музыкальная группа и девушка-берёзка.
— 2–й ведущий.
Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
Берёза.
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорые берёзки –
Символ Родины моей.
Ты так мила мне,
До любой росинки.
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Берёзовая русская Россия,
Ромашковая добрая страна.
Исполняется танец «Берёзка» (основные элементы танца – хоровод и ручеёк).
(На экране – весенние зарисовки).
1–й ведущий. Я хочу вам рассказать, что у наших прабабушек существовал такой обряд: если в семье кто-нибудь болел или было какое-то несчастье, то женщина давала обет – обещание Богу, что она за один день из сухого льна сделает пелену для храма. То есть в течение дня лён надо было обмять, потрепать, почесать, спрясть, соткать, сшить и отдать в церковь.
2–й ведущий. Конечно, женщина в одиночку не могла справиться с такой огромной работой, поэтому звала на помощь подруг и они все вместе ранним утром начинали «творить» обетную пелену. Постепенно этот обряд превратился в игру, в которой полностью обыгрывается процесс обработки льна.
1–й ведущий. В неё с удовольствием играли и дети и взрослые. Игра называлась «Кострома» по названию ненужного стебелька у льна – костра. Главная героиня игры – Кострома – ленивая баба, которая просит у всех помощи, как раньше это делала женщина, давшая обет.
2–й ведущий.А я слышал, что наши прабабушки куклы мастерили своими руками.
1–й ведущий. Да, это правда.
1–й ведущий. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Есть сказки, в которых кукла предстаёт волшебной помощницей: охраняет свою хозяйку, спасает от беды, даёт мудрые советы. Таких кукол любили и оберегали, передавали по наследству.
1–й ведущий. Крестьянские куклы — пеленашки очень просты в исполнении. Лица никогда не рисовали, боялись, что кукла станет чересчур «настоящей», «живой», а следовательно, опасной.
2–й ведущий.Были деревянные игрушки: человечки, лошадки, домики – а потом родилась матрёшка. Её быстро полюбили, и она стала одним из символов русского народа. Глиняные игрушки, бумажные, фарфоровые, а позднее пластмассовые и резиновые куклы – это наше сокровище, это наша культура. Все игрушки передавались из поколения в поколение и были радостью для малышей.
(На экране демонстрируются слайды с изображением игрушек).
— Исполняется песня Витаса «Папа, подари мне куклу»
— 1–й ведущий. Одной из любимых игрушек и детворы и взрослых был Петрушка – главный герой уличных кукольных представлений.
2–й ведущий. А вы были в кукольном театре?
1–й ведущий. А раньше кукольный театр сам приходил к зрителям. На главной площади города, средь шумной толпы, появлялся шарманщик со своим другом Петрушкой, заводил шарманку, и начиналось представление.
Скоморох.
Внимание! Внимание!
Заходи сюда, народ, и слева и справа,
Начинаем представленье шуткой и забавой!
Шевелись, детвора, хлопайте в ладоши,
Ведь сейчас горевать негоже!
Сколько шуму, сколько крику,
Сколько радостных затей!
Шуткой, смехом и весельем
Мы приветствуем гостей.
— Из-за ширмы появляются куклы Ванька и Танька.
Ванька. А вот и мы! Я – Ванька!
Танька. А я – Танька!
Ванька. Танька в сарафане!
Танька. Ванька в кафтане!
Ванька. Порознь мы никуда:
Друзья – не разлей вода
Танька. Как вместе сойдёмся,
Шутим да смеёмся.
Ванька. Сегодня праздник,
Всех товар наш дразнит:
Весёлые потешки,
Русские пересмешки.
Танька. Приговорки, шутки,
Сказки, прибаутки.
Ванька Свежие, мочёные,
Сладкие, солёные.
Танька. Задорные и лихие,
Выбирайте, кому – какие.
Ванька. С лучком, с чесночком,
С маком, с перчиком.
Я и сам куплю двести грамм,
А вам даром отдам!
Танька. Кому? Кому?
С пылу, с жару,
Хоть пятак, хоть пару.
Вот остры да колки
Наши поговорки.
Ванька. Я знаю много поговорок. Хошь, скажу! Была бы охота, найдём и доброхота. И ещё! Не всякому слуху верь, разузнай да проверь.
— 1–й ведущий. Молодец, Ванюшка! А вы знаете пословицы и поговорки? А ну-ка, вспоминайте!
Ведущий начинает пословицу, зрители заканчивают.
(Пословицы отображаются на экране).
1. Чему быть…(того не миновать).
2. С кем поведёшься…(от того и наберёшься).
3. На всякий роток…(не накинешь платок).
4. Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь).
5. Мели, Емеля…(твоя неделя).
6. Хлеб-соль ешь…(да правду режь).
7. На чужой каравай …(рта не разевай).
8. Сколько волка не корми…(а он всё в лес смотрит).
9. Не имей сто рублей…(а имей сто друзей).
10.Кто к нам с мечом придёт…(от меча и погибнет).
11.Один с сошкой…(семеро с ложкой).
— Ванька. А вот народные загадки –
Не горькие, не сладкие.
Кто их разгадает,
Забот не узнает.
Танька. Загадка первая!
Просьба — не слушать,
Которые нервные.
Ванька. В печь несут – жидко, холодно,
Из печи несут – твёрдо, горячо.
Танька.Вот и молодцы!
Надо б вам за это огурцы…
Да вот, пока вы слушали,
Огурцы на огороде зайцы скушали.
Ванька. Вот загадка вторая –
Серьёзная, не смешная.
Танька. И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей.
Ванька. Молодец, дружок!
Дать бы тебе морковки мешок…
Да вот, пока вы нам внимали,
Зайцыи морковку всю растаскали.
Танька. Ну ладно, загадка третья –
На неё и ответьте.
Ванька. В брюхе баня,
В носу решето,
Всего одна рука,
Да и та на спине.
Танька. Эту загадку знают редко.
Надо бы за труд дать вам сладкую репку,
Да вот только, пока вы гадали,
Зайцы и сладкую репку украли.
Ванька. Может, ещё послушать хотите?
Тогда за загадку полушку платите.
А не хотите, я пойду другим мозги пудрить
Да лапшу на уши вешать.
Танька. Закопай – не греет,
Кинь в воду – не тонет.
Ванька. Летели две сороки,
У них четыре хвоста.
Танька. Не знаешь, не знаешь!
Ну ничего, брат, я и сама не знаю!
Ванька. Не хотят они твои загадки слушать,
Хотят петь, плясать да баранки кушать.
— Исполняется песня «Барыня».
— 1–й ведущий. Много на Руси праздников, и каждый проходит в своё время года.
2–й ведущий. Красная горка на Руси организовывалась обычно в весеннее время, но в разные сроки: и в разгар весны, и на ее переходе к лету. На красную горку дети и молодёжь высыпали гурьбой на улицу или на зелёный луг, заводили игры, песни, хороводы.
1–й ведущий. Молодёжь выбирала девушку, которая должна была служить символом весны — красны. Ёе украшали с головы до пят вьющейся молодой зеленью и живыми цветами, на голову ей надевали венок из свежих полевых цветов.
2–й ведущий. Девушку сажали на скамью, сооружённую в виде трона из дёрна, а вокруг ней расставляли различные кушанья: молоко, масло, сыр и прочую снедь.
1–й ведущий. Всю эту снедь осыпали цветами, венками. Обряд этот, как считали на Руси, способствовал плодородию земли, хорошему урожаю. Венки и кушанье как символ жизни выбранная девушка раздавала тем, кто проявлял себя в песнях и играх. Многие сохраняли эти волшебные дары до новой весны.
(Демонстрация слайдов на экране).
— Вместе. Весна — красна!
На чём пришла?
Вместе.На сошечке, на бороночке,
Ржаном колосочке!
Вместе.Весна – красна!
Что ты нам принесла?
Весна. Красное летечко!.
— Исполняются весенние заклички:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
— Исполняется песня «Ландыши»
— 1–й ведущий. Испокон веков гостеприимство, щедрость и хлебосольство были свойственны нашему народу. Старинная русская пословица гласит: «Всё, что есть в печи, — на стол мечи».
2–й ведущий. Что и говорить, любим мы угощать, особенно тем, что приготовлено своими руками. У каждой хозяйки есть свои секреты, свои коронные кушанья. Это целый кладезь народного творчества.
1–й ведущий. Эти секреты передаются по наследству от матери к дочери, пополняются новыми, современными рецептами и постепенно становятся семейной реликвией. Одной из древнейших традиций русского народа, дошедшей до наших времён, является подношение каравая дорогим гостям.
Ведущий выносит на вышитом полотенце каравай хлеба с солью.
— По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается,
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
— Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердце славные,
Древляне, русичи, поляне.
Скажите, кто вы?
Мы – славяне!
— Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне россияне,
Издревле кто вы?
Мы – славяне.
— Мы чтим берёзы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовёмся Любы, Ольги, Ани,
Надежды, Веры…
Мы – славяне.
ИсполняетсяГимн России
Файлы: раб.прог. 6 класс (2).doc
Размер файла: 271872 байт.