Автор конспекта:
Автор(ы): — Васина Антонина Ивановна, учитель 1 категории
Место работы, должность: —
МБОУ "Инжавинская СОШ" Караваинский филиал, учитель русского языка и литературы
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
проверить знания, умения и навыки учащихся в разборе слова по составу, в фонетической транскрипции, в морфологическом разборе имен существительных и прилагательных, а также в разборе словосочетаний;
-познакомить учащихся с содержанием нового ОК по теме;
— обратить особое внимание на постановку знаков препинания в СПП на стыке союзов и в СПП с однородным подчинением придаточных;
— продолжить формирование навыков комплексного анализа текста;
-развивать умения определять особенности построения рецензии;
-воспитывать любовь к родной земле и родному языку.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
УМК М.Разумовской 9 класс
Используемое оборудование: —
ОК-
1) «СПП с разными видами придаточных»;
2) «НЕ с разными частями речи».
Карточки с текстом для анализа, для морфологического разбора.
Краткое описание: —
Урок изучения нового опорного конспекта по теме Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных предложений.
1.Орг. момент.
2. «Полетное повторение». «Ассорти»:
1)Какая позиция гласных самая сильная?
2)Какие гласные звуки в любой позиции слышатся отчетливо?
3)Назовите самую слабую позицию гласных?
4)Какие виды СС вы знаете по способу связи?
5)Назовите основные способы образования новых слов?
6)Перечислите постоянные признаки имен существительных и прилагательных?
7)Дайте определение СПП?
8)Какие виды СПП вы знаете?
9)Каков алгоритм определения вида СПП?
3.Слово учителя.Проверим отдельные навыки по повторенным темам.
4.Работа по карточкам у доски:
1)Морфологический разбор-у осеннего (леса);-в степи.
2)Фонетическая транскрипция:
нарисованного(нърисовънъвъ).
3)Работа с предложениями:
а)выделить грамматические основы
б)начертить схемы
в)вставить пропущенные буквы и объяснить правописание
1.Пока я записывал и рисовал увиде…ое, мои спутники усердно кричали, чтобы вызвать кого- нибудь.
2.Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепе…о петляла, как я нашел грибное место.
3.Было уже совсем темно, когда мы добрались до озаре…ого светом лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
4.Работа с классом (одновременно с работой у доски).
1)найдите СС в предложениях, записанных на доске:
а)согласование-1 вариант;
б)примыкание-2 вариант;
в)управление-3 вариант.
2)найдите слова, образованные приставочным, суффиксальным способом.
5.Проверка выполнения заданий.
6.Рассказ учителем содержания нового ОК.
6.Совместное проговаривание ОК с учащимися.
7.Рассказ учащимися ОК.
8.Воспроизведение ОК на доске и учащимися в тетради «Обратная связь».
9.Работа с учебником.
Найдите в тексте новое, чего нет в учебнике.
10.Закрепление.
1.Объяснительная работа.(запись предложений на доске и в тетради , схемы- на доске).
1)Мересьев увидел, как вздрогнул Гвоздев, как резко он повернулся, как сверкнули из- под бинтов глаза.
2)Когда дверь была заперта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет.
3)Медведь так полюбил Никиту, что , когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух.
4)Он (Мересьев) почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что ,если он сядет, ему уже больше не подняться.
2.Комплексный анализ текста.
Задания:1)прочитать текст.2)определить тему, основную мысль.3)стиль речи4)тип речи5)жанр6)докажите, что это рецензия.7)найдите СПП с несколькими придаточными, определите вид подчинения, составьте схемы.
Героями всех повестей В.Быкова являются люди на войне.
Автор очень достоверно описывает их, так как сам был ее участником, так как эти люди , возможно, его боевые товарищи. Ежеминутно его герои рискуют жизнью, делают все, что в их силах, чтобы победить и выстоять. В.Быков ставит в своих повестях вопросы чести , долга, доверия, без которых нельзя на войне, без которых человек теряет все человеческое.
Когда читаешь эти книги, сам становишься чище душой, потому что они о том, что выше человеческой жизни есть долг перед Родиной.
3.Творческая работа.
Составить СПП по схемам на тему: «Как не любить мне эту землю!»
11.Повторение.
1)ОК по теме «НЕ с разными частями речи».
2)мини- тест:
1.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)Воды прилива шумели (не)умолкая.
2)Ветер колеблет стебелек с еще(не)высохшей росой.
3)Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
4)Ответ на запрос до сих пор (не )получен.
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)Лодка, прильнувшая к берегу, (не)зыблемо стоит на воде.
2)Мне (не)кого просить о помощи.
3)Эта проблема (не)изучена.
4)(Не)приятная встреча с этим человеком огорчила меня.
12.Итоги.
1)О чем шла речь на уроке?
2)Что нового узнали?
3)Какие темы повторили?
13.Домашнее задание.
стр.119-122;упр.210,212.;
повторить «НЕ с разными частями речи»;
морфологический разбор наречия.