Автор конспекта:
Автор(ы): — Бикиняева Светлана Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ Прокуроновская ООШ, учитель русского языка и литературы

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цели:познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой А. И. Куприна;выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени».

Задачи:

Обучающая:ввести учащихсяв мир жизни и творчества известного русского писателя А.И.Куприна; познакомить с рассказом «Куст сирени».

Развивающая: развивать навыки грамотной устной речи; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитывающая:воспитывать активную жизненную позицию; воспитывать на примере главной героини рассказа стремление к взаимопониманию и согласию.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией Коровиной В.Я.М.: Просвещение, 2009.

2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 кл.: Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2010.

3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл.- М.: Просвещение, 2008.

4.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.И.Коровина.-М.: ВАКО, 2008.

5.Золотарева И.В., Крысова Т.А. поурочные разработки по литературе. 8 класс.-М.: ВАКО, 2009.

Используемая методическая литература: —

1.Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией Коровиной В.Я.М.: Просвещение, 2009.

2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 кл.: Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2010.

3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл.- М.: Просвещение, 2008.

4.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.И.Коровина.-М.: ВАКО, 2008.

5.Золотарева И.В., Крысова Т.А. поурочные разработки по литературе. 8 класс.-М.: ВАКО, 2009.

Используемое оборудование: —

· портрет А. И. Куприна

· репродукции и рисунки учащихся к рассказу «Куст сирени».

Используемые ЦОР: —

Презентация

фонохристоматия

аудиозапись

Краткое описание: — Класс 8 Предмет: литература Тема урока: РАССКАЗ А. И. КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ». Тип урока: изучение нового материала Используемые технологии: развивающего обучения Методические приемы: художественное чтение, анализ произведения, работа в группах.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель приветствует класс, настраивает детей на позитивное восприятие нового материала

Организация изучения нового материала

Демонстрирует слайд (приложение 1 ) с эпиграфом к уроку

«Любовь — это бесценный дар.

Это единственная вещь, которую мы можем подарить,

и все же она у тебя остаётся».

Л.Н. Толстой

Учитель показывает слайд с собственными целями. Вопрос:

Наши цели совпадают?

Дети самостоятельно определяют цели и задачи урока:

Просит детей разделиться на группы по 4 человека

Каждой группе дает вопросы для обсуждения по тексту (приложение 2 )

Класс образует 4 группы

Изучение нового материала

Краткое знакомство с биографией А.И. Куприна

Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных направлений. Л. Н. Толстой, «Лев Великий» нашей словесности, говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…» Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах:

Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий.С1901 года жил в Петербурге. В 1899 году познакомился с Антоном Чеховым, в 1902 году — с Максимом Горьким и группой писателей-"знаньевцев".

В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и, особенно, Льва Толстого.

Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент — труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа.

В 1894 годуАлександр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени».

— какие произведения А.И.Куприна вы читали?

— какие темы затрагивал А.И.Куприн в своих произведениях?

Учащиеся, знакомясь с биографией писателя, вспоминают:

— какие произведения А.И.Куприна они читали;

— какие темы затрагивал А.И.Куприн в своих произведениях.

Организует прослушивание текста рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»

Учащиеся, прослушивая текст, находят ответы на поставленные вопросы.

Объявляет этап обсуждения вопросов

Учащиеся в группах обсуждают вопросы, готовятся к выступлению

Вопросы на читательское восприятиеВопрос к 1-й лаборатории:

1. Почему рассказ называется «Куст сирени»?

2. Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

Вопрос ко 2-й лаборатории:

1. Почему именно сирень выбирает автор?

2. Почему героиня говорит, что сирень теперь навсегда будет ее любимым цветком? Что хочет сказать этим рассказом читателю автор?

1 лаборатория:

1.Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию.

2.Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

Лаборатория 2:

1.Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

2.Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.

Вопрос к 3-й лаборатории:

Какие эпизоды вы считаете основными? Назовите части рассказа и озаглавьте их.

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

Введение понятия «зеркальная композиция»

А теперь давайте вспомним, что такое композиция?

Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа?

Какой приём лежит в основе?

Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу?

Какие противоположные черты характера вы заметили?

Ученик: КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание),
1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).

Антитеза

В изображении героев

Учащиеся определяют, какие черты характера свойственны каждому из супругов. Находят ошибку в распределении характеристик.

Вывод:такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.

Словарная работа

Учитель:Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения

Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться

Вопрос для 4-й лаборатории:Найдите в рассказе слова, значения которых вам не понятны. Воспользуйтесь толковым словарём и определите лексическое значение слов.

Педант-тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований;

Ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.);

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества;

Солитер– крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

Отношение автора к героям.

Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера?

Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.

Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему?

Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.

Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора — Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.

Рефлексия

Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе?

Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их

Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым

  • С каким ощущением покидаете урок?
  • Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
  • О чём ещё хотелось бы поговорить?
  • Что нового узнали?

Домашнее задание

Учитель предлагает учащимся на выбор задания:

1.Придумать вопросы по тексту, которые начинаются со слова «почему» (не менее пяти)

2.Творческое:Чем для меня интересен рассказ И. Куприна «Куст сирени»?

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.)

3.В различных источниках найти иллюстрации к рассказу «Куст сирени»(не менее пяти)

Учащиеся выбирают себе задание

Выставление оценок за урок

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу своих товарищей.

Затем предлагает свои оценки.

Учащиеся проводят само- и взаимооценку, сравнивают свои оценки с оценками учителя

Файлы: Куприн — КУСТ СИРЕНИ.zip
Размер файла: 7340032 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология