Автор конспекта:
Автор(ы): — Бикиняева Светлана Викторовна
Место работы, должность: — МБОУ Прокуроновская ООШ, учитель русского языка и литературы
Регион: — Оренбургская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Цели:познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой А. И. Куприна;выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени».
Задачи:
Обучающая:ввести учащихсяв мир жизни и творчества известного русского писателя А.И.Куприна; познакомить с рассказом «Куст сирени».
Развивающая: развивать навыки грамотной устной речи; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитывающая:воспитывать активную жизненную позицию; воспитывать на примере главной героини рассказа стремление к взаимопониманию и согласию.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 6
Используемые учебники и учебные пособия: —
1.Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией Коровиной В.Я.М.: Просвещение, 2009.
2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 кл.: Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2010.
3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл.- М.: Просвещение, 2008.
4.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.И.Коровина.-М.: ВАКО, 2008.
5.Золотарева И.В., Крысова Т.А. поурочные разработки по литературе. 8 класс.-М.: ВАКО, 2009.
Используемая методическая литература: —
1.Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией Коровиной В.Я.М.: Просвещение, 2009.
2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 кл.: Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2010.
3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл.- М.: Просвещение, 2008.
4.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.И.Коровина.-М.: ВАКО, 2008.
5.Золотарева И.В., Крысова Т.А. поурочные разработки по литературе. 8 класс.-М.: ВАКО, 2009.
Используемое оборудование: —
· портрет А. И. Куприна
· репродукции и рисунки учащихся к рассказу «Куст сирени».
Используемые ЦОР: —
Презентация
фонохристоматия
аудиозапись
Краткое описание: — Класс 8 Предмет: литература Тема урока: РАССКАЗ А. И. КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ». Тип урока: изучение нового материала Используемые технологии: развивающего обучения Методические приемы: художественное чтение, анализ произведения, работа в группах.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Учитель приветствует класс, настраивает детей на позитивное восприятие нового материала
Организация изучения нового материала
Демонстрирует слайд (приложение 1 ) с эпиграфом к уроку
«Любовь — это бесценный дар.
Это единственная вещь, которую мы можем подарить,
и все же она у тебя остаётся».
Л.Н. Толстой
Учитель показывает слайд с собственными целями. Вопрос:
Наши цели совпадают?
Дети самостоятельно определяют цели и задачи урока:
Просит детей разделиться на группы по 4 человека
Каждой группе дает вопросы для обсуждения по тексту (приложение 2 )
Класс образует 4 группы
Изучение нового материала
Краткое знакомство с биографией А.И. Куприна
Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных направлений. Л. Н. Толстой, «Лев Великий» нашей словесности, говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…» Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах:
Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий.С1901 года жил в Петербурге. В 1899 году познакомился с Антоном Чеховым, в 1902 году — с Максимом Горьким и группой писателей-"знаньевцев".
В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и, особенно, Льва Толстого.
Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент — труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа.
В 1894 годуАлександр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени».
— какие произведения А.И.Куприна вы читали?
— какие темы затрагивал А.И.Куприн в своих произведениях?
Учащиеся, знакомясь с биографией писателя, вспоминают:
— какие произведения А.И.Куприна они читали;
— какие темы затрагивал А.И.Куприн в своих произведениях.
Организует прослушивание текста рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»
Учащиеся, прослушивая текст, находят ответы на поставленные вопросы.
Объявляет этап обсуждения вопросов
Учащиеся в группах обсуждают вопросы, готовятся к выступлению
Вопросы на читательское восприятиеВопрос к 1-й лаборатории:
1. Почему рассказ называется «Куст сирени»?
2. Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?
Вопрос ко 2-й лаборатории:
1. Почему именно сирень выбирает автор?
2. Почему героиня говорит, что сирень теперь навсегда будет ее любимым цветком? Что хочет сказать этим рассказом читателю автор?
1 лаборатория:
1.Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию.
2.Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)
Лаборатория 2:
1.Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.
2.Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.
Вопрос к 3-й лаборатории:
Какие эпизоды вы считаете основными? Назовите части рассказа и озаглавьте их.
1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
Введение понятия «зеркальная композиция»
А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа?
Какой приём лежит в основе?
Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу?
Какие противоположные черты характера вы заметили?
Ученик: КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание),
1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).
Антитеза
В изображении героев
Учащиеся определяют, какие черты характера свойственны каждому из супругов. Находят ошибку в распределении характеристик.
Вывод:такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.
Словарная работа
Учитель:Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения
Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться
Вопрос для 4-й лаборатории:Найдите в рассказе слова, значения которых вам не понятны. Воспользуйтесь толковым словарём и определите лексическое значение слов.
Педант-тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований;
Ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.);
Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества;
Солитер– крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.
Отношение автора к героям.
Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера?
Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.
Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему?
Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.
Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора — Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.
Рефлексия
Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе?
Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их
Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.
Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?
Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым
- С каким ощущением покидаете урок?
- Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
- О чём ещё хотелось бы поговорить?
- Что нового узнали?
Домашнее задание
Учитель предлагает учащимся на выбор задания:
1.Придумать вопросы по тексту, которые начинаются со слова «почему» (не менее пяти)
2.Творческое:Чем для меня интересен рассказ И. Куприна «Куст сирени»?
Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.)
3.В различных источниках найти иллюстрации к рассказу «Куст сирени»(не менее пяти)
Учащиеся выбирают себе задание
Выставление оценок за урок
Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу своих товарищей.
Затем предлагает свои оценки.
Учащиеся проводят само- и взаимооценку, сравнивают свои оценки с оценками учителя
Файлы: Куприн — КУСТ СИРЕНИ.zip
Размер файла: 7340032 байт.