Автор конспекта:
Автор(ы): — Латыпова Гузель Рашитовна

Место работы, должность: — Баюковская СОШ, учитель русского и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Краткое описание: — Цель. 1. Совершенствовать знания учащихся о жизни Пушкина и познакомить с его потомками. 2. Расширить кругозор учащихся. 3. Воспитывать интерес к личной жизни Пушкина.

800×600 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Цель. 1. Совершенствовать знания учащихся о жизни Пушкина и познакомить с его потомками.

2. Расширить кругозор учащихся.

3. Воспитывать интерес к личной жизни Пушкина.

Тип урока. Комбинированный.

Средства обучения.1. Портреты Пушкина ( детство, юность, зрелость)

2. Стенд , посвященный А.С.Пушкину

3. Выставка книг.

4. Телевизор, DVD, магнитофон.

5. DVD диск « Пушкин. Последняя дуэль».

Ход урока.

I. Организационная часть.

- Приветствие.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня вас приглашаю в « Литературный салон» , где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта А.С.Пушкина.

( Под тихую музыку звучит отрывок из стихотворения Пушкина « Памятник». Полумрак, горит свеча у стенда.)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус , и друг степей калмык.

Учитель. Душа- свеча…

У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя.

Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?

Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.

III. Изучение новой темы.

- Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть во все этапы жизни поэта. Первый этап – « Начальная пора» ( 1799-1811 г. г.) ( Учащиеся записывают в тетрадях.)

1. Один ученик рассказывает о рождении Пушкина А.С.

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Его родители, отставной майор Сергей Львович, принадлежавший к древнему дворянскому роду, и Надежда Осиповна, внучка любимца Петра I. Домашнее обучение было бессистемным; исключение составлял лишь французский язык, которым Александр Сергеевич овладел в совершенстве. Повезло детям и с няней: Арина Родионовна Яковлева была замечательной рассказчицей сказок.

Класс хором рассказывает стихотворение «Няне»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

Учитель. Душа – свеча. Зажглась свеча таланта. ( Зажигает еще одну свечку)

2. Один ученик рассказывает о лицейской жизни Пушкина.

Самой счастливой порой в жизни Пушкина была учеба в Царскосельском лицее. Он был привезен в Лицей, когда ему исполнилось 12 лет, а вышел из него 18-летним юношей, вполне сформировавшимся поэтом.

Пушкин воспитывался в обстановке удивительной красоты. Лицей был окружен садами и парками Царского Села с их могучими деревьями, прудами, памятниками. Программа Лицея была обширной. Юный Пушкин особенно успешно учился русской словесности, французскому языку и литературе. На занятиях мало что записывал: он обладал удивительной памятью, сообразительностью, понятливостью. Охотно занимался гимнастикой, фехтованием, боксом.

Большинство воспитанников Лицея были увлечены поэзией, писали стихи. Среди лицейских поэтов Пушкин – первый.

В 1815 году на публичном экзамене в Лицее в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина Пушкин прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Выразительно наизусть рассказывает один куплет стихотворения «Воспоминания о Царском Селе».

Здесь каждый шаг в душе рождает

Воспоминанья прежних лет;

Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:

«Исчезло все, великой нет!»

И в думу углублен, над злачными брегами

Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.

Протекшие лета мелькают пред очами,

И в тихом восхищенье дух.

( Учащиеся в тетрадях записывают второй этап из жизни поэта- «Жизнь в лицее» 1811-1817 г.г.)

Учитель. Свеча горит, не ослабевает пламя. Огонь бросает отблески на всех, кто рядом.

3. Один ученик рассказывает о жизни поэта в изгнании- третий этап-«Пушкин в изгнании» 1820-1826 г.г. (Учащиеся делают записи в тетрадях.)

В 1817 году Пушкин пишет на политическую тему оду «Вольность» , за которую его чуть не отправили в Сибирь. Благодаря Карамзину, его отправляют в 1820 году в «мягкую» воспитательную ссылку на юг. Это была его первая ссылка.

В 1824 году Пушкин был отправлен во вторую свою ссылку в Михайловское. Михайловское было тогда провинциальной глушью. В январе 1825 года Пушкина неожиданно навестил лицейский друг Иван Пущин.

Выразительно читают наизусть стихотворение «И.И.Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое проведенье:

Да голос мой в душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Учитель. Свеча – душа. Во что мы вкладываем свою душу? Ради чего живем?

- Давайте поговорим о личной жизни поэта. Итак, четвертый этап – «Личная жизнь» 1826-1837 г.г.

- 1831 год. Сбывается мечта Александра Сергеевича. Он женится на ослепительной женщине, потрясающем человеке – Наталье Гончаровой.

Учитель. Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Через год у них родилась дочь Мария, потом сыновья Александр и Григорий, потом еще одна дочь, названная в честь матери Натальей.

Учитель. Душа – свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть. Дать людям радость и угаснуть…Свеча таланта. Талант передается по крови или приобретается? Это всегда непостижимо загадочно.

- Наталья Гончарова – жена поэта была очень красивой и кокетливой. Поэтому все мужчины были от нее без ума.

( Смотрим отрывок из «Пушкин. Последняя дуэль»- Бал. Гончарова танцует с императором.)

- В том числе и молодой французский кавалергард Дантес был в нее влюблен. Пушкин узнает об этом и тяжело переживает. Но светские сплетни, затрагивающие честь его семьи заставляют Пушкина вызвать Дантеса на дуэль.

Словарная работа:

Дуэль – поединок между двумя лицами по вызову одного из них; ведется по определенным правилам.

( Смотрим отрывок из «Пушкин. Последняя дуэль»- Дуэль Пушкина с Дантесом.)

Учитель. Дуэль с Дантесом состоялась в 1837 году 27 января. На этой дуэли Пушкин был тяжело ранен. Его не стало 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут дня. ( Тушит одну свечку).

Но Пушкин не умер, он жив и по сегодняшний день. Его потомки продолжают яркий талант, хоть и не в области литературы.

Свеча горит. И то, как она будет гореть, зависит от наших потомков, которые этот огонь будут беречь.

Так, у рода Пушкиных свеча таланта передается из поколения в поколение.

- Дочь Мария Пушкина – превосходно играла на фортепьяно.

- Внук Николай Александрович Пушкин – был знатоком русской истории, писал картины.

- Правнучка Анна Быкова – имела музыкальное дарование.

- Праправнук Александр Сергеевич Данилевский – выдающийся биолог, ученый с мировым именем.

- Праправнук Сергей Пушкин – работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений. ( Учащиеся делают записи в тетрадях.)

Учитель. Свеча – душа. У рода Пушкиных она горит очень ярко. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.

IV. Задание на дом.

Выразительно читать стихи Пушкина и подготовить анализ одного стихотворения.

V. Обобщение.

Выставление оценок.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология