Автор конспекта:
Автор(ы): — Ипполитова Ирина Ивановна

Место работы, должность: — МОУ «Средняя школа №33″ г. Петрозаводск

Регион: — Республика Карелия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Целью являлось формирование читательских компетенций учащихся, формирование душевной и духовной потребности к чтению, как средству познания мира и самопознанию.

Задачи урока:

1. Добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

Формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир и прийти к пониманию поэтического образа, который создаёт автор.

2. Развивать речь учащихся путём словесного рисования, навык осознанного правильного чтения, чёткую дикцию, связно рассказывать о своих впечатлениях,

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, прививать любовь к русской поэзии, природе, уважение к чужому мнению.

4. Сохранять здоровьесберегающую среду на уроке.

  • Развивать навык выразительного чтения, умение связно излагать свои мысли.
  • Способствовать развитию умения анализировать содержание прочитанного;
  • Способствовать развитию навыка осмысленного чтения через создание ситуации проблемного диалога.
  • Развивать навыки выразительного чтения, память, внимание, мышление, речь учащихся;
  • Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру; развивать речь, образное мышление, познавательную способность учащихся
  • Воспитывать положительные качества: уважительное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 28

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    1. Портрет А.С. Пушкина (на слайде).

    2. Клип

    3. Картины русской природы (на слайдах).

    4. Стрелочки из картона с человечками — смайликами (Приложение 1)

    5. Учебник «Литературное чтение» — 4 класс автор Чуракова Н.А – Самара: Учебная литература 2009 год.

    6. Проектор, компьютер

    Используемая методическая литература: —

    1. Портрет А.С. Пушкина (на слайде).

    2. Клип

    3. Картины русской природы (на слайдах).

    4. Стрелочки из картона с человечками — смайликами (Приложение 1)

    5. Учебник «Литературное чтение» — 4 класс автор Чуракова Н.А – Самара: Учебная литература 2009 год.

    6. Проектор, компьютер

    Используемое оборудование: —

    1. Портрет А.С. Пушкина (на слайде).

    2. Клип

    3. Картины русской природы (на слайдах).

    4. Стрелочки из картона с человечками — смайликами (Приложение 1)

    5. Учебник «Литературное чтение» — 4 класс автор Чуракова Н.А – Самара: Учебная литература 2009 год.

    6. Проектор, компьютер

    Используемые ЦОР: —

    нет

    Краткое описание: — Описание мультимедийных компонентов проекта Автор проекта (ФИО) Ипполитова Ирина Ивановна Должность (с указанием преподаваемого предмета) Учитель начальных классов, Образовательное учреждение МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» Название проекта Форма (презентация, тест и т.п.) Урок с презентацией А.С.Пушкин «Зимняя дорога» Размер ресурса (мегабайт) Технические данные (компьютер, интерактивная доска и другие.) Компьютер, мультимедиапроектор, экран Учебный предмет Литературное чтение Класс 4 класс Система РО Л.В.Занкова Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс Образовательная программа Чуракова Н.А. « Литературное чтение» для 4 класса . Название темы или раздела учебного курса Раздел: АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ: МАСТЕРСКАЯ СТИХА. Формат ресурса — основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) ppt Вид ресурса Презентация Образовательный тип (Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие) Чуракова Н.А. Методическое пособие для учителя по курсу «Литературное чтение» для 4 класса изд. «Учебная литература», 2010. Мультимедийное сопровождение урока Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал Средства Microsoft Office Power Point Цели, задачи дидактического материала Активизировать работу учащихся на уроке Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) Презентация, слайды основных этапов урока, учебник, опорные листы, пословицы, работа в парах. группах, портрет А.С. Пушкина (на слайде). Клип на стихи А.С.Пушкина, Картины русской природы (на слайдах). Стрелочки из картона с человечками Ресурсы дидактического материала Фото, анимационные эффекты, графические изображения, клип. Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка – М. – 1999г. Возможности использования дидактического материала: — педагогом на уроке (указать этапы урока); — учащимися 1. Актуализация знаний (картины) 2. Изучение нового материала (презентация) 3. Закрепление знаний учащихся (презентация) 4.Проверка знаний (самостоятельная работа ( работа с текстом)) 5. Рефлексия (итог урока)

    1.Организационный момент

    Слайд 1

    Смайлики

    Слайд 2

    - Какое за окном время года? (Зима.)

    — Покажите, что вам холодно, и вы замёрзли.

    — А теперь отогрелись и расслаби­лись.

    — Какое у Вас настроение? (Приложение 1)

    — Вы довольные и весёлые. С таким хорошим настроением мы поработаем сегодня на нашем уроке. (Сели)

    II. Актуализация знаний

    Слайд 3

    Проверка Д.З.

    — У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился.

    - Каждый человек свою любовь к Родине, к России выражает по-своему.

    — А как творческие люди выражают свою любовь к Родине?

    ( Композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, писатели рассказы, а художники рисуют картины. )

    — Каждый из них стремится донести до нас те переживания, то настроение, которые побудили их к созданию данного произведения.

    — Каких русских поэтов вы знаете?

    (Дети называют).

    - А кого называют поэтом?

    — Акто приготовил к уроку стихи о природе, о зиме?

    3 – 4 ученика

    Ш. Постановка учебной проблемы

    — Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов.

    — Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Зимняя дорога».

    — Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении? (Ответы детей).

    IVПоиск решения проблемы.

    Работа в группах

    Слайд 4

    /Приложение 2/

    — А кто автор этого стихотворения, вы узнаете, выполнив и прочитав задание игра «Кто быстрее?»

    — поработаете в группах

    VРешение проблемы

    Слайд 5

    Цели урока

    — Сегодня мы будем работать над стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

    — Какие (цели) задачи мы поставим сегодня на уроке?

    ( Научиться выразительно читать стихотворение, узнать какие чувства испытывал поэт, когда писал стихотворение, определить главное настроение, рассмотреть рифмы стихотворения)

    — Мы сегодня попробуем открыть для себя новые секреты, которые помогут нам выразительно прочитать данное стихотворение.

    VПервичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

    1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

    Слайд–

    клип

    Сообщение учеников

    — Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин…

    Будьте внимательны. Старай­тесь представить себе то, о чём будут рассказывать Алина и Катя т. к. это поможет вам понять точку зрения автора.

    1.Пушкину случалось очень много ездить по Россиив своей скитальческой жизни, любовался окружающей его природой и писал стихи.

    Железных дорог еще не существовало в его время, и приходилось целые дни; а то и недели трястись по ужасным тогдашним дорогам. Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наго­вориться с попутчиками, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни.

    Но особенно милы были его душе зимние пути.

    2. Холмистые снеж­ные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, распола­гающая к мирной дремоте, — все это навевало на поэта особое на­строение.

    Это стихотворение было написано в 1828 году. Биографы Пушкина, утверждают, что оно было написано в поездке, когда Пушкин, находясь в ссылке, ехал на дознание к псковскому губернатору. Поэтому и настроение автора соответствует настроению лирического героя. Пушкин изображает внутренний мир.

    2. Чтение стихотворения – учителем.

    Слайд 7

    Откройте учебники на стр. 162

    — Послушайте стихотворение

    VI. Проверка первичного восприятия.

    Работа по рядам

    Слайд 8

    Словарная работа

    На доске эпитеты…

    Олицетворение

    Метафора

    Доска Слайд

    Перекрестная

    Парная

    — Вам понравилось стихотворение?

    — А что можно сказать о стихотворении?… ( грустное ) настроение Чувства

    — Прочитайте в парах стихотворение и отметьте карандашом незнакомые слова! ….

    — Какие незнакомые слова встретились?

    ВЕРСТА — русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). До 20 в. существовала межевая верста (1000 саженей; 2,1336 км), употреблявшаяся для межевания и определения расстояний между населенными пунктами.

    На странице учебника показан столбик с полосками, которыми отмечалось расстояние. Вот почему версты полосаты.

    Одне– одни

    Борзаябыстрая, резвая

    Ямщик – человек на почтовых лошадях

    — С помощью каких изобразительных средств поэт создает образы?

    ( эпитеты, метафора, олицетворение)

    — Следующее задание Вы должны выполнить по рядам

    1 ряд найдет в стихотворении — эпитеты

    ( волнистые туманы. Печальные поляны, тройка борзая)

    2 ряд — Олицетворение

    (Печальные поляны, пробирается луна)

    Этот прием автор использует, чтобы показать постепенное передвижение.

    3 ряд — метафору

    «утомительно гремит» — надоедливо, монотонно

    ПРОВЕРКА

    — Какие виды рифм вы знаете?

    Перекрестная она более спокойная

    (Перекрестная АВАВ )

    Парная АА

    Более энергичная, категорична, в ней меньше пространства( соседняя рифма повторяет рисунок предыдущей)

    Еще есть охватная или кольцевая мы с ней познакомимся позже.

    — Какая рифма у данного стихотворения?

    ПЕРЕКРЕСТНАЯ – докажите

    Спокойная, размеренная. В ней больше воздуха, т.к. рифмующиеся слова находятся через строку.

    физминутка

    отдохнем

    VIIРабота по теме урока.

    Слайд 9

    — Сколько строф в этом стихотворении? 4

    — Какую форму записи использует поэт? Четверостишье

    Как нужно читать первое четверостишье?

    (Тихо, медленно, печально)

    — Прочитаем..

    — Прием олицетворения используется автором, чтобы показать постепенное передвижение. Сначала лирический герой смотрит на небо, затем на землю, и на дорогу. Луна освещает ему путь.

    - Прочитаем второе четверостишье…

    Ездить на тройках было не только интересно, но и тяжело. Путешествие длилось несколько дней, даже недель. И часто называли такую тройку «Борзая» — быстрая резвая . А на дуги лошадям привязывали колокольчики, они красиво звенели.

    — А почему автор использовал метафору «Утомительно гремит»? надоедливо, монотонно

    — ….

    Прочитаем 3 четверостишье…

    — Что можете сказать об ямщике?

    Он видит скупую картину природы. Песни поет, чтобы скоротать время, утомительной езды. Но даже песни близкие сердцу не могут его развеселить.

    — Это хорошо прослеживается в 4 четверостишье

    Прочитаем ……

    — Почему стоит многоточие?…..

    (Недоговоренность. Не хочет продолжать)

    — Прочитаем стихотворение снова. Вложив тот образ, который хотел донести до нас автор…..

    Чтение детьми стихотворение

    Итог урока

    — Какой же образ нарисовал Пушкин в этом стихотворении? ( Образ зимней дороги, раздумье о своей судьбе)

    — А почему так грустно он ее описал?

    (Тоска по дому, рисуя природу Пушкин изображает внутренний мир человека)

    — Пушкин учит нас преодолевать невзгоды, за черной полосой, всегда будет белая, как на верстовом столбе.

    Оценки

    — Вам понравилось сегодня на уроке?

    — С каким настроением вы его заканчиваете?

    Д.з.

    Слайд 10

    1. Выучить стихотворение наизусть и постараться выразительно рас­сказать

    (учебник стр. 162)

    2. Нарисовать рисунок «Зимняя дорога»

    Файлы: презентация Ипполитова И.И..ppt
    Размер файла: 2620416 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология