Автор конспекта:
Автор(ы): — Самойлов Сергей Александрович

Место работы, должность: — МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района»

Регион: — Саратовская край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее пелета
Уровень образования: — среднее (полное) общее пелета

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 экономкласс
Класс(ы): — 10 экономкласс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — 1. Создание историко-психологической характеристики Александра 11. 2. Формирование представлений о роли субъективных факторов становления личности в истории. 3. Продолжение изучения цикла «История в лицах: время и судьбы» 4. Воспитание духовной личности.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: — Сахаров Зырянов Буганов История России, пособие ради 10 кл. М: Просвещение, 2008
Данилов Касулина История России, пособие ради 8 кл., М: Просвещение, 2008
Морис Палеолог «Роман императора», М., 1990
«Российские государи», М., 1993, С. 399-434
Головатенко А. «История России: спорные проблемы», М., 1993, С. 106-118
Алданов М. «Убийство Александра 11», М., 1994
Цветаева М. «Монолог», сб. стихов, М., 1991, С. 55
Захаров Л. «Дневник цесаревича», тележурнал «Родина», 1993, №1, С. 54-59.

Используемая методическая литература: — Портреты Николая 1, Александра 11, Александра 111, императриц Александры Фёдоровны, Марии Александровны.
Фонограммы колокольного православного звона, похоронный ступайте Л.ван Бетховена, колыбельная на слова М.Цветаевой «Монолог», «Интернационал».
ПК, проектор, экран.
На протяжении всего наилучшего урока на столе футляр свеча, на стене висит икона.

Используемое оборудование: — Портреты Николая 1, Александра 11, Александра 111, императриц Александры Фёдоровны, Марии Александровны.
Фонограммы колокольного православного звона, похоронный ступайте Л.ван Бетховена, колыбельная на слова М.Цветаевой «Монолог», «Интернационал».
ПК, проектор, экран.
На протяжении всего наилучшего урока на столе футляр свеча, на стене висит икона.

Используемые ЦОР: —

У доски тор императора. Свеча. Икона.

УЧИТЕЛЬ: 1 марта 1881 г. в Петербурге был убит Царь-Освободитель.

Что же привело императора к столько трагическому исходу? Вернёмся к эпохе

Правления Александра 1 – дяди убиенного императора.

Фонограмма колокольного звона.

АРХИВАРИУС (ученик) рассказывает о родителях и рождении Александра 11.

20 июня 1817 г. беспристрастный пасынок императора Павла 1 – Николай вступил в уз с дочерью прусского короля Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой, получившей рядом крещении имя Александры Фёдоровны.

17 апреля 1818 г. в Москве родился первенец, наречённый Александром. Крещён был в Кремле в Чудовом монастыре. В возрасте 13 лет переезжает с родителями в Петербург. Мальчик записал в своём дневнике: «Я очень радехонек быть с моими родителями в моей родине».

12 декабря 1825 г. он был объявлен наследником, да 14 декабря стал свидетелем важных исторических событий.

Вопрос: Каких событий? (ученики дают ответ).

УЧИТЕЛЬ: Это казус потрясло юного наследника. Будучи императором, он неединично мысленно полноте возвращаться на Сенатскую площадь.

А пока будущему императору желательно было учиться и получить хорошее образование. Его учителями и воспитателями были: В.А.Жуковский, М.М.Сперанский, К.К.Мердер. Каким же он был учеником? В этом нам поможет дневник цесаревича.

ЦЕСАРЕВИЧ (ученик) рассказывает о своей учёбе, используя статью из журнала «Родина», 1993, №1, С.55-56.

УЧИТЕЛЬ: 17 апреля 1834 г. лапландский минеролог открыл незнакомый родимый камень. Какой?

(задание на доске. Ответ – александрит).

Цвет камня встречался ото синевато-зелёного поперед малиново-красного. Многие в этом видели опасное предзнаменование. Впереди звёздный часик 19 февраля 1861 г. и мельпомена 1 марта 1881 г. А пока нас ждёт турне вдоль Европе: вспоминает Посол Франции в России Морис Палеолог.

М. ПАЛЕОЛОГ (ученик) рассказывает о событиях 16 апреля 1841 г. вдоль книге «Роман императора» (С. 22-24).

УЧИТЕЛЬ: Брак невместно назвать счастливым. Но единица не меньше Мария Александровна родила 8 детей. Настоящая шашни пришла к императору чуть только в 1857 г. Об этом нам расскажет опекун княжны Екатерины Михайловны Долгорукой.

НЯНЬКА рассказывает вдоль книге М. Палеолога (С. 13-22).

УЧИТЕЛЬ: К 1876 г. жена Долгорукая родила Александру троих детей. Отец даровал им титул князей и дал им своё отчество и фамилию Юрьевских. Окружению императора это очень не понравилось… А единица временем Россия……

УЧЕНИК рассказывает об основных событиях 1855 – 1861 гг.: о крепостном праве, о поражении в Крымской войне, о затянувшейся Кавказской войне, о смерти Николая 1, о коронации 19 февраля 1855 г.

УЧИТЕЛЬ: Итак, к трудностям личного характера прибавились государственные дела. Страна была на пороге революции…

(звучит «Интернационал», так через 10 сек. прерывается словами Александра 11: «Крепостное фригольд желательно отменить сверху, пока оно само собою не отменилось снизу»). Вывод: повелитель насупротив кровопролития, он после мирное ответ проблемы, он после реформы.

И они начались. Вспомним?

(ученики перечисляют либеральные реформы, да на экране появляется слайд, посвящённый каждой из них).

УЧИТЕЛЬ: А 3 марта 1881 г. в России должна была закончиться время самодержавия. На императорском столе лежал текст Манифеста о введении в России народного представительства – парламента. НО…

ЛОРИС-МЕЛИКОВ (ученик) рассказывает об убийстве 1 марта вдоль статье М.Алданова .

Звучит фанера колокольного поминального звона.

СЦЕНА ПРОЩАНИЯ.

У тела императора АЛЕКСАНДР 111, ЛОРИС-МЕЛИКОВ, ПАЛЕОЛОГ. Подходит КНЯГИНЯ ДОЛГОРУКАЯ.

ЛОРИС-МЕЛИКОВ: (обращается к Александру 111) Ваше величество! Ваш покойный батюшка второго дня намеревался подписать высокий ордонанс о введении народного представительства.

М.ПАЛЕОЛОГ: России некогда часик занять достойное паль посредь развитых демократических цивилизованных государств. Франция чуть только приветствовала бы настоящий шажок русского царя.

АЛЕКСАНДР 111: Воля мои покойного батюшки ради меня закон! Указ полноте подписан!

(Все прощаются с телом, целуют в лоб. Последней подходит жена Долгорукая, кладёт цветы. Звучит прискорбный ступайте Бетховена).

УЧИТЕЛЬ: Однако ордонанс подписан не был. Что произошло в богиня со 2 на 3 марта 1881 г. ради историков тайна…

Вот так в нашей истории всечасно всё зависит ото воли и желания одного человека!

УЧЕНИК: Уж почем их упало в эту бездну

Разверстую в дали.

Настанет день, другой раз и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет всё, словно пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И растительность глазик моих, и небольшой голос, и клад волос…

(фонограмма песни на стихи М. Цветаевой «Монолог»).

СВЕЧА ГАСНЕТ. ВСЕ ВСТАЮТ ПОЧТИТЬ ПАМЯТЬ ИМПЕРАТОРА.

Домашнее задание: написать сочинение-размышление «В чём мельпомена Александра 11?».

Краткое описание: — Театрализованное препровождение с использованием исторического материала о личности императора Александра II.

Файлы: урок 1.gwb
Размер файла: 164726 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология