Автор конспекта:
Автор(ы): — Султанова Светлана Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри», заместитель директора по УВР, учитель информатики

Регион: — Республика Саха — Якутия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Обучающая: создать условия для работы по исследованию алгоритмических структур, открытию разветвляющегося типа алгоритмической структуры; научить программировать разветвляющиеся алгоритмы

Развивающая: учить стремлению к последовательности своих действий; учить умению выявлять проблему написанию структуры, алгоритма программы, тем самым развивать алгоритмическое мышление

Воспитывающая: межличностное взаимодействие и сотрудничество, формирование информационной культуры- умение работать в парах.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Н. Угринович, Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2009

Используемое оборудование: —

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной компьютерной техникой, проектором ил экран, опросник по теме «Алгоритмические структуры», магнитные или наклейки смайлики трех типов.

Краткое описание: — Технология урока: Личностно-ориентированная на основе индивидуально- ориентированного способа обучения (ИОСО) и индивидуального учебного плана ученика ИУПУ) и модульно-проектная технологии. Задачи урока:  Развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления, организация системного подхода в коллективно-творческом деле.  Приобретение навыков поиска информации, применение полученных знаний на практике.  Развитие интереса к профессиям: системный проектировщик, системный администратор, инженер- программист, эксперт.  Развитие, памяти, внимательности, творческих способностей, активности учащихся. Урок способствует развитию следующих компетенций ученика  умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата);  самостоятельное выполнение алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.  извлечение необходимой информации;  отделение основной информации от второстепенной;  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

Предмет: информатика

Класс: 9

Учебник Н. Угринович, Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2009

Тема урока: Алгоритм с ветвлением

Место урока: пятый урок по теме «Алгоритмизация и программирование».

Методы обучения: проектный метод, проблемно-поисковый, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Формы учебной работы учащихся:

  • фронтальная работа,
  • работа в группах,
  • индивидуальная работа.

Цели урока:

Обучающая: создать условия для работы по исследованию алгоритмических структур, открытию разветвляющегося типа алгоритмической структуры; научить программировать разветвляющиеся алгоритмы

Развивающая: учить стремлению к последовательности своих действий; учить умению выявлять проблему написанию структуры, алгоритма программы, тем самым развивать алгоритмическое мышление

Воспитывающая:межличностное взаимодействие и сотрудничество, формирование информационной культуры- умение работать в парах.

Ход урока.

  • Оргмомент.
  • Приветствие. Сообщение темы и постановка целей урока. Проверка наличия принадлежностей к уроку, инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете информатики во время компьютерного практикума.

    II этап. Актуализация опорных знаний

    1 часть: «Информационная минутка».На экране по очереди выводятся вопросы:

  • Что называется языком программирования?
  • Какие языки программирования вы знаете?
  • Перечислите виды алгоритмов?
  • Назовите типы алгоритмических структур?
  • Что такое линейный алгоритм?
  • Примеры линейного алгоритма?
  • Какие ситуации из перечисленных являются линейным алгоритмом?
  • Учащиеся отвечают на вопрос устно, стараясь очень быстро среагировать и опередить своих одноклассников. Каждый может дополнить ответ одноклассника.

    2часть: «Лучший программист».

    Задание 1: Составить программу для вычисления значения функции y=x+4. Проверить результат при х=3, х=-2, х=0.

    Begin

    Write(‘введичисло’);

    Readln(x);

    Y:=x+4;

    Write(‘y=’,y);

    Озвучьте решение: Вводим число, подставляем вместо х число и вычисляем, получаем ответ.

    Решили верно. Вопросов не возникло.

    — Какой вид алгоритма используется при решении этой задачи? (Последовательный- идет по одной ветке)

    — Какова структура алгоритма? (Линейный)

    Затем предлагается решить задачу : Задание 2: Составить программу для вычисления значения функции y=x+4/х. Проверить результат при х=3, х=-2, х=0.

    Begin

    Write(‘введичисло’);

    Readln(x);

    Y:=x+4/х;

    Write(‘y=’,y);

    Для последнего варианта программа выдаст ошибку. Возникла проблемная ситуация: программа не может вычислить пример.

    Вывод: Структура, которую Вы использовали в алгоритме, не подходит? Почему? На каком этапе решения задачи происходит конфликт?( Когда подставляем число вместо х). Нужно подойти к мысли, что x можно ввести любое, но не все x годятся для вычисления.

    — При каких значениях х программа работает правильно? (при всех, кроме 0). Поступит идея, что x должно быть непременно больше 0, но этот довод не принимается. В условии было сказано, что x вводится с клавиатуры, то есть x – любое. Как же быть?

    III этап. Разрыва

    — Надо проверить какое число подставляет пользователь вместо х. А как это сделать? (проговаривают: Вводим число, если это число не равно 0, то подставляем вместо х и вычисляем- поучаем ответ, иначе ответа нет)

    — Подчеркнем новые слова, которые появились в озвучивании вашего алгоритма (если…., то….. иначе….) Следовательно, между вводом x и вычислением y необходим этап проверки x на доступность.

    IV этап. Постановка вопроса

    — Как показать этот этап в программе?

    Для этого необходимы новые команды языка программирования, ведь мы не можем прописать в программе (если это число не равно 0, то подставляем вместо х и вычисляем- поучаем ответ, иначе ответа нет).

    V этап. Поиск ответа на вопрос

    Ученики предлагают всевозможные способы, например: записать знаком неравенства- но такого знака нет на клавишах клавиатуры. И т.д. , может подобрать специальные слова.

    В итоге- Все команды в программе записываются на английском языке. Давайте подберем нужные команды- операторы, для этого вспомним как переводится с русского на английский слова: если, то, иначе.

    Учащиеся без труда переведут слова если- if, то- then, немного затруднятся со словом иначе –else.

    Значит мы получили алгоритм в котором появились новые слова-операторы, отвечающие за то, что алгоритм при некоторых значениях выполняет одну команду- идет по одной ветке, а при остальных- другую- идет по второй ветке. Значит он уже не может быть последовательным, так как имеет не оду ветку, а две. Он раздваивается, разветвляется, имеет ветвящуюся структуру- называется разветвляющимся.

    Записываем программу, в которой вставляем алгоритм ветвления

    Begin

    Write(‘введичисло’);

    Readln(x);

    If x0 then

    Write (‘ответ=’,Y:=x+4/х)

    Else

    Write(‘нельзя вычислить’,y);

    Еще раз подчеркиваем новые слова.

    VIэтап. Первичное закрепление материала –Iуровень

  • работа в парах: на столе конверты с карточками: восстанови программу, дополнив структуру: ученики вставляют пропущенные слова если, то, иначе)
  • работа в группах (две команды-1 и 2 ряда)-на доске для каждой команды задача- по одному выходят и пишут программу к ней- чья команда закончит быстрее, та и победила)
  • индивидуальная работа: найдите и исправьте ошибку- за компьюером открыть файл и отладить программу, запустить ее на исполнение- запустилась- все ошибки исправлены)
  • VIIСамостоятельная работа. IIуровень: Решите задачи №4, 7

    IIIуровень: Придумайте и решите задачу на разветвляющуюся структуру.

    VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

    В конце урока ученикам выставляются две-три оценки- за тест, за работу- в группе, за самостоятельную работу. Фронтально отвечают на вопросы.

    - В чем были затруднения?

    -Что нового узнали на уроке?

    - ля чего служит разветвляющаяся структура?

    -Какие новые операторы изучены?

    Отметь свое отношение к уроку приклеив к доске магнитик- смайл

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология