Автор конспекта:
Автор(ы): — Султанова Светлана Владимировна
Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри», заместитель директора по УВР, учитель информатики
Регион: — Республика Саха — Якутия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
Обучающая: создать условия для работы по исследованию алгоритмических структур, открытию разветвляющегося типа алгоритмической структуры; научить программировать разветвляющиеся алгоритмы
Развивающая: учить стремлению к последовательности своих действий; учить умению выявлять проблему написанию структуры, алгоритма программы, тем самым развивать алгоритмическое мышление
Воспитывающая: межличностное взаимодействие и сотрудничество, формирование информационной культуры- умение работать в парах.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник Н. Угринович, Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2009
Используемое оборудование: —
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной компьютерной техникой, проектором ил экран, опросник по теме «Алгоритмические структуры», магнитные или наклейки смайлики трех типов.
Краткое описание: — Технология урока: Личностно-ориентированная на основе индивидуально- ориентированного способа обучения (ИОСО) и индивидуального учебного плана ученика ИУПУ) и модульно-проектная технологии. Задачи урока: Развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления, организация системного подхода в коллективно-творческом деле. Приобретение навыков поиска информации, применение полученных знаний на практике. Развитие интереса к профессиям: системный проектировщик, системный администратор, инженер- программист, эксперт. Развитие, памяти, внимательности, творческих способностей, активности учащихся. Урок способствует развитию следующих компетенций ученика умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); самостоятельное выполнение алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. извлечение необходимой информации; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
Предмет: информатика
Класс: 9
Учебник Н. Угринович, Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2009
Тема урока: Алгоритм с ветвлением
Место урока: пятый урок по теме «Алгоритмизация и программирование».
Методы обучения: проектный метод, проблемно-поисковый, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Формы учебной работы учащихся:
- фронтальная работа,
- работа в группах,
- индивидуальная работа.
Цели урока:
Обучающая: создать условия для работы по исследованию алгоритмических структур, открытию разветвляющегося типа алгоритмической структуры; научить программировать разветвляющиеся алгоритмы
Развивающая: учить стремлению к последовательности своих действий; учить умению выявлять проблему написанию структуры, алгоритма программы, тем самым развивать алгоритмическое мышление
Воспитывающая:межличностное взаимодействие и сотрудничество, формирование информационной культуры- умение работать в парах.
Ход урока.
Приветствие. Сообщение темы и постановка целей урока. Проверка наличия принадлежностей к уроку, инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете информатики во время компьютерного практикума.
II этап. Актуализация опорных знаний
1 часть: «Информационная минутка».На экране по очереди выводятся вопросы:
Учащиеся отвечают на вопрос устно, стараясь очень быстро среагировать и опередить своих одноклассников. Каждый может дополнить ответ одноклассника.
2часть: «Лучший программист».
Задание 1: Составить программу для вычисления значения функции y=x+4. Проверить результат при х=3, х=-2, х=0.
Begin
Write(‘введичисло’);
Readln(x);
Y:=x+4;
Write(‘y=’,y);
Озвучьте решение: Вводим число, подставляем вместо х число и вычисляем, получаем ответ.
Решили верно. Вопросов не возникло.
— Какой вид алгоритма используется при решении этой задачи? (Последовательный- идет по одной ветке)
— Какова структура алгоритма? (Линейный)
Затем предлагается решить задачу : Задание 2: Составить программу для вычисления значения функции y=x+4/х. Проверить результат при х=3, х=-2, х=0.
Begin
Write(‘введичисло’);
Readln(x);
Y:=x+4/х;
Write(‘y=’,y);
Для последнего варианта программа выдаст ошибку. Возникла проблемная ситуация: программа не может вычислить пример.
Вывод: Структура, которую Вы использовали в алгоритме, не подходит? Почему? На каком этапе решения задачи происходит конфликт?( Когда подставляем число вместо х). Нужно подойти к мысли, что x можно ввести любое, но не все x годятся для вычисления.
— При каких значениях х программа работает правильно? (при всех, кроме 0). Поступит идея, что x должно быть непременно больше 0, но этот довод не принимается. В условии было сказано, что x вводится с клавиатуры, то есть x – любое. Как же быть?
III этап. Разрыва
— Надо проверить какое число подставляет пользователь вместо х. А как это сделать? (проговаривают: Вводим число, если это число не равно 0, то подставляем вместо х и вычисляем- поучаем ответ, иначе ответа нет)
— Подчеркнем новые слова, которые появились в озвучивании вашего алгоритма (если…., то….. иначе….) Следовательно, между вводом x и вычислением y необходим этап проверки x на доступность.
IV этап. Постановка вопроса
— Как показать этот этап в программе?
Для этого необходимы новые команды языка программирования, ведь мы не можем прописать в программе (если это число не равно 0, то подставляем вместо х и вычисляем- поучаем ответ, иначе ответа нет).
V этап. Поиск ответа на вопрос
Ученики предлагают всевозможные способы, например: записать знаком неравенства- но такого знака нет на клавишах клавиатуры. И т.д. , может подобрать специальные слова.
В итоге- Все команды в программе записываются на английском языке. Давайте подберем нужные команды- операторы, для этого вспомним как переводится с русского на английский слова: если, то, иначе.
Учащиеся без труда переведут слова если- if, то- then, немного затруднятся со словом иначе –else.
Значит мы получили алгоритм в котором появились новые слова-операторы, отвечающие за то, что алгоритм при некоторых значениях выполняет одну команду- идет по одной ветке, а при остальных- другую- идет по второй ветке. Значит он уже не может быть последовательным, так как имеет не оду ветку, а две. Он раздваивается, разветвляется, имеет ветвящуюся структуру- называется разветвляющимся.
Записываем программу, в которой вставляем алгоритм ветвления
Begin
Write(‘введичисло’);
Readln(x);
If x0 then
Write (‘ответ=’,Y:=x+4/х)
Else
Write(‘нельзя вычислить’,y);
Еще раз подчеркиваем новые слова.
VIэтап. Первичное закрепление материала –Iуровень
VIIСамостоятельная работа. IIуровень: Решите задачи №4, 7
IIIуровень: Придумайте и решите задачу на разветвляющуюся структуру.
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.
В конце урока ученикам выставляются две-три оценки- за тест, за работу- в группе, за самостоятельную работу. Фронтально отвечают на вопросы.
- В чем были затруднения?
-Что нового узнали на уроке?
- ля чего служит разветвляющаяся структура?
-Какие новые операторы изучены?
Отметь свое отношение к уроку приклеив к доске магнитик- смайл