Автор конспекта:
Автор(ы): — Челышева Надежда Викторовна

Регион: — Новгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Литература

Краткое описание: — Анализ программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина. Программы под редакцией В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина имеют как общие, так и различные черты в подходе к преподаванию литературы в средней (полной) школе: 1.Все три программы рассчитаны на преподавание литературы в средней (полной) школе в 5-11 классах. Программа В.Я.Коровиной базовая, то есть она рассчитана на использование её в массовой школе. Программа А.Г.Кутузова может быть тоже использована в 5-9 классах массовой школы, а также и в профильных гуманитарных классах; в 10-11 классах она ориентирована на профильные гуманитарные школы. А программа под редакцией М.Б.Ладыгина, так как она является переработанным вариантом авторской программы по литературе для школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией АГ.Кутузова, то также рассчитана на её использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемой программой литературный материал с учётом количества часов. 2.Цели и задачи, поставленные в программах, близки по своей сути: А) Программа под редакцией В.Я.Коровиной считает, что уроки литературы должны приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; развивать литературный вкус учащихся и подготавливать их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения; познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими нравственные чувства у человека читающего; формировать навыки выразительного чтения и совершенствовать речь учащихся. Б) Программа под редакцией Кутузова А.Г. под литературным образованием понимает освоение литературы как искусства слова, а изучение литературного произведения как результат творческой деятельности (этим отличается от программы В.Я.Коровиной), как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Авторы программы считают, что уроки литературы также должны формировать такого читателя, который способен был бы полноценно воспринимать произведения в контексте духовной культуры человечества и самостоятельно общаться с искусством слова; формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью посредством серьёзного изучения основных эстетических и теоретико-литературных понятий (изучению теории литературы отводится особое место!). В) Авторы программы под редакцией М.Б.Ладыгина исходным материалом литературы считают слово, а значит, изучение этой дисциплины, по их мнению, должно способствовать формированию навыков устной и письменной речи школьников, развитию их потенциальных творческих способностей, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Также данная программа ставит целью уроков литературы изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. 3. Все программы направлены на выработку у учащихся основных умений и навыков в работе с художественным произведением. Разница в том, что, например, программа под редакцией Кутузова А.Г. в связи с теми целями и задачами, которые она ставит перед собой, больший упор, в отличие от программы В.Я.Коровиной, делает на формирование умения определять жанрово-родовую природу произведения, восприятию художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях, а также на выполнение учащимися различной исследовательской работы. В программе М.Б.Ладыгина уже по окончании 5-9 классов предусматривается владение умением не только дать характеристику литературному произведению, но и определять конструктивные признаки творческого метода произведения, а также дать сравнительно- историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённой литературной эпохи, чего нет, например, в программе В.Я.Коровиной и А.Г.Кутузова. 4. Структура анализируемых программ тоже имеет свои особенности: А) Программа В.Я.Коровиной по принципу концентра, который предполагает возвращение к определённым авторам и даже к одному и тому же произведению, но в каждом классе решаются различные задачи изучения текста. В ней 2 концентра: 5-9 класс, 10-11 класс. В 1 концентре три группы: 1) 5-6 класс – восприятие прочитанного текста, владение техникой чтения; 2) 7-8 класс – овладение техникой чтения, обучение истолкованию текста; 3) 9 класс – подведение итогов, расширение сведений о биографии писателя, знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, изучение критической, мемуарной и справочной литера. Второй концентр – 10-11 класс – изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Преподавание на базовом уровне. Также главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными произведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В каждом классе затронута одна ведущая проблема. В 5 – внимание к книге; 6- художественное произведение и автор; 7- особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; 8 – взаимосвязь литературы и истории; 9 – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы; 10-11 – линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19-20 веков). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы предусмотрено в конце курса в каждом классе. Программа уделяем значительное внимание внеклассному чтению и изучению теории литературы, предлагая понятия, которые помогут учащимся ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении. Программа даёт учителю право выбора произведений для обязательного и самостоятельного прочтения. Б) В основе программы под редакцией А.Г.Кутузова концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Она, как и программы Коровиной и Ладыгина, ориентирована на базовый компонент литературного образования. В ней 2 концентра: 1- 5-9 класс, 2 – 10-11 класс. Основу программы составляют базовые теоретико-литературные понятия как структурнообразующие её принципы, в соответствии с которыми в каждом классе, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, выделяется ведущая теоретико-литературная проблема: 5 класс – жанры, 6 – роды и жанры, 7 – характер-герой-образ, 8 – литература и традиция, 9 – автор-образ-читатель, 10-11 – литературный процесс. Эта система направлена на формирование читательской квалификации. Программа содержит практическую направленность обучения в каждом классе: в 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы, в 6-9 кл. – изучение литературы как искусства слова, в 10-11 – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. А учебные цели охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: 5-8 кл. – обучение эстетическому анализу; 9 кл. – интерпретация текстов; 10-11 кл. – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте. В отличие от программы Коровиной, в данной программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено, изучение которых ведётся параллельно изучению произведений русской литературы. Например, в 8 классе, где ведущей темой является тема «Литература и традиции», выделены разделы: «Зарубежная литература и её традиции», «Древняя русская литература и её традиции», «Русская литература 19 века и её традиции» и т.д. В программе Кутузова, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, расширен жанровый аспект литературы. Важное место занимают разделы «Мифы» и «Фольклор». Введён курс «Духовная литература». Но в программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Взамен предлагается система коммуникативно-творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и др.. В) В программе под редакцией М.Б.Ладыгина литературный материал скомпонован вокруг центральных проблем, распределённых по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний: 5 класс – фольклор и литература; 6 класс – художественный мир литературного произведения; 7 класс – человек в литературе; 8–9 классы – литературный процесс; 10-11 классы – национальное своеобразие и история русской литературы 19-20 веков. Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах развития: «Уроки волшебства» (освоение законов теории литературы); «Сокровища книжных полок» (внеклассное чтение по мировой литературе); «В мастерской художника слова» (поэтическая мастерская). В программе также два концентра: 1) 5-9 классы – даётся общее литературное образование, предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель этого этапа – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и её отличия от народного поэтического творчества; познакомить с основными литературоведческими понятиями; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у учащихся литературный вкус. 2) 10-11 классы – углублённое изучение русской национальной литературы 19-20 веков. Главная цель этого этапа – изучение литературного процесса в России 19-20 веков, освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа. В отличие от программ Коровиной и Кутузова, программа М.Б.Ладыгина включает в себя большое количество произведений зарубежной литературы, изучение которой, по мнению авторов, должно дать не только представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы, но и служить выявлению литературных связей с русской литературой и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса. 5. Объектом изучения программы под редакцией В.Я.Коровиной являются произведения искусства слова, среди которых произведения русской литературы, начиная с устного народного творчества и заканчивая произведениями современной русской литературы конца 20- начала 21 веков, и некоторые тексты зарубежной литературы, вошедшие в классику мировой литературы. Программа А.Г.Кутузова для изучения включает произведения, имеющие эстетическую ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов. Всякое произведение, по мнению авторов, включённое в программу, имеет двойную ориентацию – на читателя и на культурную (литературную) традицию. Это произведения русской национальной литературы и значительное количество произведений зарубежной литературы, связанной с русскими произведениями по родовым и жанровым признакам. Программа М.Б.Ладыгина объектом изучения предлагают художественные произведения русской и зарубежной литературы, представляющие эстетическую ценность, отмечая при этом, что они обязательно должны изучаться в полном объёме. Эти произведения, по мнению авторов программы, доступны читательскому восприятию учащихся, соответствуют их интересам и возрастным особенностям, образовательным целям, способствуют решению задач преподавания литературы. 6. Каждая программа оснащена комплектами учебников, учебными и методическими пособиями. Программа под редакцией В.Я.Коровиной оснащена следующими учебниками: 5 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 6 класс – Полухина В.П. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 7 класс – Коровина В.Я. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 8 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-хч. – М.: Просвещение, 2005. 9 класс – Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия. – М.: Просвещение, 2005. 10 класс – Коровин В.И. и др. Русская литература 19 века: Учебник: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 11 класс – Русская литература 20 века: Учебник: В 2-х ч. / Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005. Программа под редакцией А.Г.Кутузова также оснащена учебниками: 5 класс – В мире литературы. 5 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед.В –х ч.2 /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. 6 класс – В мире литературы. 6 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учебных завед. В 2-х ч. / Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1998. 7 класс – В мире литературы. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для образовательных учебных заведен. /Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2007. 8 класс – В мире литературы . 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. — М.: Дрофа, 1999. 9 класс – В мире литературы. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1999. 10 класс – В мире литературы. 10 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. — М.: Дрофа, 2000. 11 класс – В мире литературы. 11 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. Программа под редакцией М.Б.Ладыгина также оснащена учебниками, но в библиотеках, хотя она и допущена Министерством образования, в наличии есть только учебники для 5-9 классов. В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учебных учреждениях на 2007-2008 годы учебники для 10-11 классов не указаны. 5 класс – Литература. 5 класс. Учеб.хрестоматия для школ и классов углубл. изучения литературы, гимназий и лицеев. – В 2 ч. /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефёдова, Т.Г.Тренина. – 3-е изд. перераб. и лоп. – М.: Дрофа, 1998. 6 класс – Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина; под ред. М.Б.Ладыгина. — 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2008. 7 класс – Литература. 7 класс. Учеб. хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. 2-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 1998. 8 класс – Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – М.: Дрофа, 1998. 9 класс – Литература. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007

Анализ программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной,

А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина.

Программы под редакцией В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина имеют как общие, так и различные черты в подходе к преподаванию литературы в средней (полной) школе:

1.Все три программы рассчитаны на преподавание литературы в средней (полной) школе в 5-11 классах. Программа В.Я.Коровиной базовая, то есть она рассчитана на использование её в массовой школе. Программа А.Г.Кутузова может быть тоже использована в 5-9 классах массовой школы, а также и в профильных гуманитарных классах; в 10-11 классах она ориентирована на профильные гуманитарные школы. А программа под редакцией М.Б.Ладыгина, так как она является переработанным вариантом авторской программы по литературе для школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией АГ.Кутузова, то также рассчитана на её использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемой программой литературный материал с учётом количества часов.

2.Цели и задачи, поставленные в программах, близки по своей сути:

А) Программа под редакцией В.Я.Коровиной считает, что уроки литературы должны приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; развивать литературный вкус учащихся и подготавливать их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения; познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими нравственные чувства у человека читающего; формировать навыки выразительного чтения и совершенствовать речь учащихся.

Б) Программа под редакцией Кутузова А.Г. под литературным образованием понимает освоение литературы как искусства слова, а изучение литературного произведения как результат творческой деятельности (этим отличается от программы В.Я.Коровиной), как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Авторы программы считают, что уроки литературы также должны формировать такого читателя, который способен был бы полноценно воспринимать произведения в контексте духовной культуры человечества и самостоятельно общаться с искусством слова; формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью посредством серьёзного изучения основных эстетических и теоретико-литературных понятий (изучению теории литературы отводится особое место!).

В) Авторы программы под редакцией М.Б.Ладыгина исходным материалом литературы считают слово, а значит, изучение этой дисциплины, по их мнению, должно способствовать формированию навыков устной и письменной речи школьников, развитию их потенциальных творческих способностей, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Также данная программа ставит целью уроков литературы изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

3. Все программы направлены на выработку у учащихся основных умений и навыков в работе с художественным произведением. Разница в том, что, например, программа под редакцией Кутузова А.Г. в связи с теми целями и задачами, которые она ставит перед собой, больший упор, в отличие от программы В.Я.Коровиной, делает на формирование умения определять жанрово-родовую природу произведения, восприятию художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях, а также на выполнение учащимися различной исследовательской работы. В программе М.Б.Ладыгина уже по окончании 5-9 классов предусматривается владение умением не только дать характеристику литературному произведению, но и определять конструктивные признаки творческого метода произведения, а также дать сравнительно- историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённой литературной эпохи, чего нет, например, в программе В.Я.Коровиной и А.Г.Кутузова.

4. Структура анализируемых программ тоже имеет свои особенности:

А) Программа В.Я.Коровиной по принципу концентра, который предполагает возвращение к определённым авторам и даже к одному и тому же произведению, но в каждом классе решаются различные задачи изучения текста. В ней 2 концентра: 5-9 класс, 10-11 класс. В 1 концентре три группы:

1) 5-6 класс – восприятие прочитанного текста, владение техникой чтения;

2) 7-8 класс – овладение техникой чтения, обучение истолкованию текста;

3) 9 класс – подведение итогов, расширение сведений о биографии писателя, знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, изучение критической, мемуарной и справочной литера.

Второй концентр – 10-11 класс – изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Преподавание на базовом уровне.

Также главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными произведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В каждом классе затронута одна ведущая проблема. В 5 – внимание к книге; 6- художественное произведение и автор; 7- особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; 8 – взаимосвязь литературы и истории; 9 – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы; 10-11 – линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19-20 веков).

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы предусмотрено в конце курса в каждом классе.

Программа уделяем значительное внимание внеклассному чтению и изучению теории литературы, предлагая понятия, которые помогут учащимся ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении.

Программа даёт учителю право выбора произведений для обязательного и самостоятельного прочтения.

Б) В основе программы под редакцией А.Г.Кутузова концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Она, как и программы Коровиной и Ладыгина, ориентирована на базовый компонент литературного образования. В ней 2 концентра: 1- 5-9 класс, 2 – 10-11 класс.

Основу программы составляют базовые теоретико-литературные понятия как структурнообразующие её принципы, в соответствии с которыми в каждом классе, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, выделяется ведущая теоретико-литературная проблема: 5 класс – жанры, 6 – роды и жанры, 7 – характер-герой-образ, 8 – литература и традиция, 9 – автор-образ-читатель, 10-11 – литературный процесс. Эта система направлена на формирование читательской квалификации.

Программа содержит практическую направленность обучения в каждом классе: в 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы, в 6-9 кл. – изучение литературы как искусства слова, в 10-11 – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. А учебные цели охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: 5-8 кл. – обучение эстетическому анализу; 9 кл. – интерпретация текстов; 10-11 кл. – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте.

В отличие от программы Коровиной, в данной программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено, изучение которых ведётся параллельно изучению произведений русской литературы. Например, в 8 классе, где ведущей темой является тема «Литература и традиции», выделены разделы: «Зарубежная литература и её традиции», «Древняя русская литература и её традиции», «Русская литература 19 века и её традиции» и т.д.

В программе Кутузова, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, расширен жанровый аспект литературы. Важное место занимают разделы «Мифы» и «Фольклор». Введён курс «Духовная литература».

Но в программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Взамен предлагается система коммуникативно-творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и др..

В) В программе под редакцией М.Б.Ладыгина литературный материал скомпонован вокруг центральных проблем, распределённых по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний:

5 класс – фольклор и литература;

6 класс – художественный мир литературного произведения;

7 класс – человек в литературе;

8–9 классы – литературный процесс;

10-11 классы – национальное своеобразие и история русской литературы 19-20 веков.

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах развития: «Уроки волшебства» (освоение законов теории литературы); «Сокровища книжных полок» (внеклассное чтение по мировой литературе); «В мастерской художника слова» (поэтическая мастерская).

В программе также два концентра:

1) 5-9 классы – даётся общее литературное образование, предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель этого этапа – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и её отличия от народного поэтического творчества; познакомить с основными литературоведческими понятиями; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у учащихся литературный вкус.

2) 10-11 классы – углублённое изучение русской национальной литературы 19-20 веков. Главная цель этого этапа – изучение литературного процесса в России 19-20 веков, освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.

В отличие от программ Коровиной и Кутузова, программа М.Б.Ладыгина включает в себя большое количество произведений зарубежной литературы, изучение которой, по мнению авторов, должно дать не только представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы, но и служить выявлению литературных связей с русской литературой и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

5. Объектом изучения программы под редакцией В.Я.Коровиной являются произведения искусства слова, среди которых произведения русской литературы, начиная с устного народного творчества и заканчивая произведениями современной русской литературы конца 20- начала 21 веков, и некоторые тексты зарубежной литературы, вошедшие в классику мировой литературы.

Программа А.Г.Кутузова для изучения включает произведения, имеющие эстетическую ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов. Всякое произведение, по мнению авторов, включённое в программу, имеет двойную ориентацию – на читателя и на культурную (литературную) традицию. Это произведения русской национальной литературы и значительное количество произведений зарубежной литературы, связанной с русскими произведениями по родовым и жанровым признакам.

Программа М.Б.Ладыгина объектом изучения предлагают художественные произведения русской и зарубежной литературы, представляющие эстетическую ценность, отмечая при этом, что они обязательно должны изучаться в полном объёме. Эти произведения, по мнению авторов программы, доступны читательскому восприятию учащихся, соответствуют их интересам и возрастным особенностям, образовательным целям, способствуют решению задач преподавания литературы.

6. Каждая программа оснащена комплектами учебников, учебными и методическими пособиями.

Программа под редакцией В.Я.Коровиной оснащена следующими учебниками:

5 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005.

6 класс – Полухина В.П. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005.

7 класс – Коровина В.Я. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005.

8 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-хч. – М.: Просвещение, 2005.

9 класс – Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия. – М.: Просвещение, 2005.

10 класс – Коровин В.И. и др. Русская литература 19 века: Учебник: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005.

11 класс – Русская литература 20 века: Учебник: В 2-х ч. / Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005.

Программа под редакцией А.Г.Кутузова также оснащена учебниками:

5 класс – В мире литературы. 5 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед.В –х ч.2 /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

6 класс – В мире литературы. 6 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учебных завед. В 2-х ч. / Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1998.

7 класс – В мире литературы. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для образовательных учебных заведен. /Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2007.

8 класс – В мире литературы . 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. — М.: Дрофа, 1999.

9 класс – В мире литературы. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1999.

10 класс – В мире литературы. 10 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. — М.: Дрофа, 2000.

11 класс – В мире литературы. 11 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2002.

Программа под редакцией М.Б.Ладыгина также оснащена учебниками, но в библиотеках, хотя она и допущена Министерством образования, в наличии есть только учебники для 5-9 классов. В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учебных учреждениях на 2007-2008 годы учебники для 10-11 классов не указаны.

5 класс – Литература. 5 класс. Учеб.хрестоматия для школ и классов углубл. изучения литературы, гимназий и лицеев. – В 2 ч. /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефёдова, Т.Г.Тренина. – 3-е изд. перераб. и лоп. – М.: Дрофа, 1998.

6 класс – Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина; под ред. М.Б.Ладыгина. — 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2008.

7 класс – Литература. 7 класс. Учеб. хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. 2-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 1998.

8 класс – Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – М.: Дрофа, 1998.

9 класс – Литература. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007

Файлы: Урок на тему Образ степи как образ Родины в произведениях Н.В Гоголя, П.Вяземского и И.С. Никитина.doc
Размер файла: 62464 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология