Автор конспекта:
Автор(ы): — Мамкеева Эльмира Фяридовна

Место работы, должность: — МОУ — средняя общеобразовательная школа с.Садовка Балтайского района Саратовской области учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — • знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро» • анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; • работа над выразительным чтением стихотворения; • воспитание интереса к художественному слову, к творчеству А.С.Пушкина; • обогащение словарного запаса учащихся; • развитие культуры устной речи.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература 6 класс под редакцией В.Я.Коровиной

Используемая методическая литература: —

О.А.Еремина. Уроки литературы в 6 классе

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор

Краткое описание: — анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" с использованием презентации и карточек

Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Подготовка к восприятию нового материала. Слайд 1
- Ребята, какое время года изображено на картине Юона? (Зима)
-Что вам кажется печальным в зимнем пейзаже? (пасмурно, холодно, голый лес)Слайд 2
- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Какое настроение оно навевает? (светлое, радостное) Почему? (солнечный день, снег сверкает, искрится).Слайд 3,4
- Посмотрите как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение. А как называется изображение природы в искусстве? (пейзаж). Слайд 5,6
Слайд 7
- Вспомним с вами недавно изученное стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Почему снег «печальный»? слайд 8
- А сегодня мы с вами познакомимся с новым поэтическим произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро».слайд 9
Это стихотворение одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.Мы ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо.Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на обратном пути с Кавказа.Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде (Старицком, Павловском, Маленниках), в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.
III. Анализ стихотворения
1.Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:
нега — наслаждение (устар.);
взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
вечор — вчера (диал.);
нынче — сейчас (устар.);
озарена — освещена (устар.);
велеть — приказать (устар.);
запречь — запрячь, запрягать (диал.);
предадимся — отдадимся (устар.). слайд 10
2.—Какое чувство передано в этом стихотворении? (радостное, веселое)
—Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?
Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание. Слайд 11
—К кому обращается поэт?
—Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. «Друг прелестный», «мороз», «солнце», «чудесный», «красавица», «Аврора»). Слайд 12
Аврора (от лат. aura— «предрассветный ветерок»)— богиня зари
Вторая часть. Слайд 13
—Что описывает поэт? (воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, луна – бледным пятном, которая не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи. Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», «тучи мрачные». Слайд 14
Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы. (Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой) Слайд 15
—С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?
—Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.(работа с карточками)
3-я и 4-я строфы. Слайд 16
—Можно ли их объединить?
—Какое настроение стремится передать в них автор?
3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.
—Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)
—С чем сравнивается снег? Почему?
—Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Слайд 17 .Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) Слайд 18
—Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет?(передает ощущение нарядности, праздности природы).
-Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? (чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой; «прозрачный лес», «снег лежит великолепными коврами», «речка блестит подо льдом»).
Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
- Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе? (Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра поэт в 4 строфе поэт использует эпитеты: «с веселым треском трещит затопленная печь»)
4-я строфа.
—Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.
—Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Слайд 19 .Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.
Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С.Пушкин). Слайд 20
Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.
3.Лексические, синтаксические особенности стихотворения.
—Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)
—Разговорные, диалектные.
Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.
—От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)
- С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора.)
- Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)
— Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
—Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы? («Предадимся бегу»— давай поедем, «навестим»— давай навестим).
Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию.

4.Стихотворный размер. Слайд 21
—Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.)
ЯМБ — (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха
Схема: — / — / — / — /…
То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее.

—Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.) Слайд 22
IV. Работа по группам
—Итак, какое же общее настроение стихотворения?
—Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов
(Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л.)
Сравним свои результаты с таблицей А.П.Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “тёмных” — “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!
Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.
—Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Белый, жёлтый — солнце…)
—Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении? (“О” — можно удвоить ударные, так как они более заметны; “е” — … , “а” — … , “э” — … , больше — “о”.)
Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий. Слайд 23
А— густо-красный
Я—ярко-красный
О — светло-желтый или белый
Е — зелёный
Ё — жёлто-зелёный
Э — зеленоватый
И — синеватый
Ю — голубоватый, сиреневатый
И — синий
У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый
Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный
- Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.
Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, которая помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.
V.Работа по выразительному чтению стихотворения.
—Чем отличается настроение, с которым вы прочтёте 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?
—Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?
—Звуки 4-й строфы. Что они передают?
—Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
VI.Подведение итогов
Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», вспомнили, что такое эпитет, сравнение и олицетворение, познакомились с такими средствами выразительности, как антитеза, аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.
Так почему же при чтении стихотворения у нас возникает чувство радости?
(При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно).


VIIВыставление оценок. Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро". Слайд 24
2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимнее утро».

Файлы: модуль 7.rar
Размер файла: 839142 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология