Автор конспекта:
Автор(ы): — Борисова Елена Валентиновна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №3″

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Образовательные: познакомить учащихся с биографией Н.М.Рубцова, открыть творчество поэта для учащихся и подготовить их к восприятию его произведений;

Развивающие: развивать навыки анализа поэтического текста, учить находить в тексте средства выразительности речи, формировать способность эстетического восприятия явлений культуры, расширять творческий потенциал и словарный запас учащихся;

Воспитательные: помочь учащимся осмыслить такое нравственно-этическое понятие, как чувство любви к родной земле

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, мультимедийное оборудование, презентация, флипчарт «Географическая карта», карандаши, листы для рисования, толковые словари, записи музыкальных произведений(полонез Михаила Клеофаса Огинского «Прощание с Родиной» и «Времена года» П.И.Чайковского), видеоролик к стихотворению Н.М.Рубцова «Тихая моя родина!..»

Используемые ЦОР: —

Презентация "Стихотворение Н.М.Рубцова "Тихая моя родина!..", флипчарт «Географическая карта», видеоролик к стихотворению Н.М.Рубцова «Тихая моя родина!..»

Краткое описание: — Урок литературы проведен в 7а классе. Данный урок включен в раздел «Из русской литературы XX века». Включение данного урока обеспечивает первоначальное знакомство с творчеством Н.М.Рубцова, способствует развитию представления о поэте, основных образах его лирики. Содержание урока направлено на проблемный анализ лирического произведения, кроме того, на уроке решаются задачи речевого и эстетического развития учащихся, а также введение детей в мир художественной литературы и воспитание читательской культуры. В содержании урока прослеживаются межпредметные связи с музыкой, живописью и географией.

Эпиграф:

Мать России целой – деревушка,

Может быть, вот этот уголок.

Н. Рубцов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

  • Слово учителя
  • (Звучит полонез Огинского «Прощание с Родиной»)

    На фоне музыки – чтение учителем отрывка из стихотворения Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке…»

    Всё в тающей дымке-

    Холмы, перелески…

    Здесь краски не ярки

    И звуки не резки.

    Здесь медленны реки,

    Туманны озёра,

    И всё ускользает

    От беглого взора.

    Здесь мало увидеть,

    Здесь нужно всмотреться,

    Чтоб ясной любовью

    Наполнилось сердце.

    «Ясной любовью наполнилось сердце…» Я давно покинула родные места. Но часть моего сердца осталась там, в далёкой Сибири. Нет, не отличается моя родина ни яркой привлекательностью, ни буйством красок. И постороннему глазу сибирские степи покажутся невзрачными. Но это земля, где я родилась, где прошло моё детство, где остались мои родные. Эта маленькая точка на карте – моя родина. (На географической карте специальным знаком (изображение домика) отмечается первая географическая точка).

    2. Обращение к опыту учащихся.

    -Ребята, скажите, а вы где родились? Отметьте, пожалуйста, названные вами географические объекты на карте.

    3. Слово учителя

    Природа всегда являлась источником вдохновения для композиторов, поэтов, художников. В начале урока вы слушали музыкальное произведение композитора Огинского – полонез «Прощание с Родиной». Он родился в Польше, но некоторое время жил в Петербурге.

    Посмотрите репродукции картин русских художников: «Московский дворик» Василия Дмитриевича Поленова (род. в Тульской губернии), «Корабельная роща» Ивана Ивановича Шишкина (род. в г.Елабуга Вятской губернии), «Родина» Аполлинария Михайловича Васнецова (род. тоже под Вяткой), «Мокрый луг» Фёдора Александровича Васильева (род. в г. Гатчина).

    Слайды 2-5: репродукции картин названных выше художников. (После просмотра слайдов на карте отмечаются географические точки — места рождения художников).

    Ребята, как вы думаете, какой темой объединены эти картины? Какое чувство стремились выразить художники, изображая русскую природу?

    III. Формулирование темы урока: ребята, о чём на сегодняшнем уроке мы будем говорить, что будет темой нашего разговора?

    Итак, тему урока можно сформулировать так: с чего начинается Родина?

    IV. Работа над анализом стихотворения Н.М.Рубцова "Тихая моя родина!.."

  • Слово учителя.
  • Чувство любви к Родине живёт в каждом из нас, но проявляется в разных обстоятельствах. У одних – при встрече с чем-нибудь необычным, исключительным, может быть, с историческими памятниками, напоминающими о героических событиях, а у других это чувство осознаётся при встрече с чем-то привычным и будничным, внешне совсем неброским.

    Ребята, что вы вкладываете в понятие «Родина»?

    Слайд 6: родина – дом, школа, семья…

    Как открывается человеку чувство Родины? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к стихотворению Николая Михайловича Рубцова «Тихая моя родина!..» С творчеством этого поэта мы только начинаем знакомиться. Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

    Слайд 7: портрет Н.М.Рубцова

    2. Чтение стихотворения.

    3. Словарная работа. Найдите в словаре значения слов «погост», «обитель». К какому стилю относятся эти слова? С какой целью автор использует элементы высокой лексики?

    Слайд 8:

    Погост — кладбище, обычно сельское.

    Обитель — 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-то живёт, жилище.

    4. Работа в парах.

    Задание 1-ому ряду: ребята, вам предлагается небольшая биографическая справка о Н.М.Рубцове. Познакомьтесь с ней и ответьте на вопрос: а что можно узнать из стихотворения о жизни поэта?

    (Краткая биографическая справка: Н. Рубцов (1936-1971) — вологодский поэт. Судьба его драматична. Детство поэта было сиротским: с начала войны отец ушёл на фронт (1941), в 1942 году умерла мать (мальчику было 6 лет); некогда большая, дружная семья распалась; мальчик вырос в детском доме и собственного дома никогда не имел. Трагически погиб.

    Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь — вот что лежит в основе его творчества, как и в основе любого большого русского поэта.)

    Задание 2-ому ряду: ребята, проследите по тексту, как развивается настроение лирического героя стихотворения.

    Задание 3-ему ряду: найдите в стихотворении образы, которые являются ключевыми. Изобразите их на рисунке или создайте словесную иллюстрацию.

    Ребята, во время вашей работы будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского. Это один из любимых композиторов Н.М.Рубцова. Поэт был очень музыкальным человеком. Полонез Огинского, который мы слушали в начале урока, он исполнял на гармошке.

    5. Проверка работы с текстом.

    По мере слушания ответов и дальнейшей работы, ребята, заполняйте, пожалуйста, таблицу.

    Часть плана

    Опорная лексика

    1. Об авторе

    2. Основная тема стихотворения.

    3. Мысли и чувства автора.

    4. Главная мысль (идея).

    5. Художественные средства, использованные автором.

    1 ряд: во время ответов учащихся ещё раз обращаемся к слайду 7 (портрет Н.М.Рубцова) и отмечаем на карте с. Никольское Вологодской области.

    2 ряд: учащиеся по цепочке читают стихотворение, рассказывая о своих наблюдениях.

    3 ряд: комментируют свои иллюстрации.

    6. Слово учителя.

    Главными средствами выражения основной идеи картины являются краски, определённое расположение предметов на картине. Какие средства выразительности помогают художникам слова рассказать о своих чувствах и мыслях?

    Выпишите примеры выразительных средств языка, которые использует Н.М.Рубцов в своём стихотворении, и постарайтесь объяснить роль их использования.

    Слайд 9: список выразительных средств языка

    7. Беседа по стихотворению «Тихая моя родина!..»

    — Какова тема этого стихотворения? (Возвращение на родину).

    — Какие чувства испытывает лирический герой? (Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной. Эффект стихотворения — в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе).

    — Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл». (Из этих воспоминаний складывается « чувство родины», неподвластное времени).

    — Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они «чувство родины» в душе лирического героя? (Нет. Глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает: «Словно ворона весёлая, сяду опять на забор»).

    — Какое значение имеет повторение слова «тихий»? (Здесь всё просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима).

    — Подумайте, что ещё постоянно возвращает поэта к родным местам? (Память о матери. К ней он обращается во многих своих стихотворениях, называя ласково «матушка», «маменька»).

    8. Проверим, как вы заполнили таблицу.

    (Слайд 10)

    9. Ребята, я предлагаю вам ещё раз послушать стихотворение. (Демонстрация видеоролика )

    10. А теперь, ребята, скажите, почему в качестве эпиграфа мы взяли эти слова? (Простая русская деревня с её привычным видом, простые деревенские люди — добрые, размеренная жизнь человека в труде и повседневных человеческих заботах — вот тот нравственный идеал поэта, который реализуется в его творчестве.)

    V. Рефлексия .

    Ребята, закончите предложение : для меня Родина начинается с…

    VI. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.

    Индивидуальные задания: 1) подготовить более подробное сообщение о биографии Н.М.Рубцова;

    2) стихотворение «Тихая моя родина!..» посвящено В. Белову. Подготовить небольшое сообщение о В.Белове.

    VII. Подведение итогов урока.

    Посмотрите на нашу карту. У каждого родина своя , и в тоже время она одна – великая Россия.

    Файлы: literatura_7.ppt
    Размер файла: 3701248 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология