Автор конспекта:
Автор(ы): — Клёнова В.И.

Место работы, должность: — МОУ»Чернорнченская СОШ» Киквидзенский район, Волгоградская область. Учитель русского языка и литературы

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Расширить понятие о поэзии серебряного века, дать представление о личности поэта, о неразрывной связи судьбы Ахматовой с жизнью русского народа, его культурой.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русская литература 20 века в 2-х частях под ред. В.П.Журавлева.

Собрание сочинений Анны Ахматовой

Используемая методическая литература: —

Н.В.Егорова, И.В.Золотарева. В помощь школьному учителю "Поурочные разработки по русской литературе 20 века"

Краткое описание: — Урок- литературное кафе "Анна Ахматова. Личность поэта"

А. Ахматова
( Урок – « Литературное кафе»)
Столы в классе расположены полукругом ( их можно украсить свечами ). У передней стены класса на столе стоит портрет
А. Ахматовой. Рядом книга стихов, цветы. На отдельном столе магнитофон.
Разговор начинают окололитературные сплетники.
( Приглушенно звучит музыка С. Прокофьева ( начало YII симфонии).
- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?
- Правильно, они давно исписались.
- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там не пахнет.
- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала и ни одного стихотворения о наших воинах не написала.
- Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь…
- Правильно, правильно. Ахматова. Что-то фамилия знакомая…
- Какая-то странная фамилия.
- Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова- это фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.
(Сплетники замолкают).

- Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер–механик флота. Годовалым ребенком я уехала с родителями на север в Царское село. Там я прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем на берегуСтрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет- древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по Азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова (Мороз, Красный Нос).Эти вещи знала наизусть моя мама.
Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я проходила курс Предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую окончила в 1907 году.
Я поступила на юридической факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я курсам охладела.
(Разговор за одним из столиков).
- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.
- Конечно, декадентские настроения сказались…
( На фоне музыкиШуберта « AveMaria».)
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубойлести я не внемлю,
Им песен я своих не дам

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь. В глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.


( Вновь вступает в разговор окололитературные сплетники).
- К вашему сведению,у нас возникла поэтическая Академия символизма. Её возглавил Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилев, Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой цех поэтов, свое поэтическое течение-акмеизм.
- Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.
- Да что она вообще собой представляет?!! Видел как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…
- Простите, а что она читала?
- «Русалку». Ну помните, «У пруда русалку кликаю…»
— —
Чтец:
Я пришла сюда, бездельница,
Все равно мне, где скучать.
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.

Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела;
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.

Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Легкий месяц заблестел.

Замечаю все как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу готовая
Снова стать тобой земля.

(Разговор снова возобновляется )
- Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная,
патрицианскийпрофиль…
- Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто вообще?
(Под музыку Бетховена (соната «Патетическая») звучат стихи).
Я — голос воли, жар вашего дыхания,
Я — отраженье вашего лица,
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.

Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и немощи моей;
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей;
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нем
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошенный дом.
И говорят — теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить.

Как хочет тень от тела отделиться.
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь забытой быть.

Чтец:
- Забытой?Никогда.…Разрешите представиться–Евгений Добин,впрошломвоенныйжурналист, сейчас — литературовед.Вначале 1943годапопутикфронту я иодин писатель-моряк застряли на вокзале, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной из них я узнал ( по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку и отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В этот момент я действовал безотчетно.
Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вглядывалась в меня и припомнила эту встречу. « Я шла с Фаиной Раневской, мыпоравнялись с двумя флотскими офицерами,один из них громко сказал: « Это Ахматова ». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: «В первый раз узнают тебя, а не меня».
(Звучат голоса).
-Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.
- Неправда.
(Друг задругом из-застоловвстаютчтецы – звучат стихотворения из цикла «Ветер войны»(под «Лунную сонату Бетховена) – «Щели в саду
вырыты»,«Победителям»,«Птицы смерти в зените стоят», Клятва», «Мужество» и др.).

(Магнитофонная запись).
- Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во времяблокады. Я вылетела самолётом в Москву. До мая 1944 года жила в Ташкенте, жадно ловила вести из Ленинграда, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, Читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень и звук
воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы.В июне в Ленинград.Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, чтоописала эту мою встречу в прозе.
(Звучит песня А. Розенбаума«На пороге жизни». Разговор
за одним из столов.)
- Простите, все спорят, спорят о чём-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?
- А что вас интересует: внешность или стихи?
- Все. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.
-Она была поэтом.

Ученица читает стихи М.Цветаевой.

О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты , шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: Ох!
Стотысячное – тебе присягает Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох,
И вглубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами- то же!
И тот, кто ранен смертельной своей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…

-И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова!- и сердце своё в придачу!


( разговор затем же столом продолжается.)
- Итаквы хотите знать, какой была Анна Ахматова?

( Чтецы делятся воспоминаниями).

1. «Характерный рот с резко выраженной верхней губой »
Тонкаяи гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В
царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряло.
Она казалась русалкой, случайно заплывшей в тёмные и
недвижные воды царскосельских прудов. »
В. Срезневская

2.« Но рассеянно внимая всем словам,
Кругом звучащим,
Вы задумываетесь грустно. »
А.Блок.


3.« В пол- оборота, о печаль!
На равнодушных посмотрела.»
О. Мандельштам.




4. «У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: Не спесивость,не надменность, не заносчивость, а именно величавость».
К. Чуковский.

5.В начале века профиль странный,
Источен он и горделив,
Возник у лиры.
С. Городецкий.
(Разговор за одним из столов).

- Ахматова всегда была горделиво прекрасна.
- Да, говорят, что даже мертвая, она вызывала чувство
Преклонения.

Когда у Николы Морского
Лежала в цветах нищета,
Смиренное Чуждое слово
Светило темно и сурово
На воске державного рта.
А. Тарковский.
(Звучитпесня В. Долиной«Формула» .
Продолжаетсяразговорза однимизстолов .)


- Наверное,главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.
- Да, онаумелане только самаглубоколюбить,но ивыразить это чувство в стихах.

( Звучат стихи « Сжала руки под темной вуалью»,« Я и плакала и каялась …»).
Чтец:
-Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту балладу не любила. Почему, неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А. Вертинский.
( Звучит запись “Сероглазый король” в исполнении А. Вертинского).
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
“Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву, Такоймолодой!…
За ночь одну она стала седой.
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу.
А за окном шелестят тополя:
“Нет на земле твоего короля…”
(Разговор за столом продолжается.)
- Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, Гумилева.
- Кажется, что все стихотворения А. Ахматова пишет о себе и о Гумилеве.
- Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства.
- Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из нихпосвящены А. Ахматовой.

Чтец:
Я застонал от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снились мне – ты любишь другого
И что он обидел тебя.

Я бежал от своей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею.
Не дано мне иного пути.
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все–таки умираю
Пред твоим закрытым окном.

(Разговор за одним из столов)
-У Анны Ахматовой остался сын Лев.
-Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все- таки выжил.
(Магнитофонная запись).
Легкие летят недели,
Чтослучилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
(Продолжается разговор за столом).
- Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать теплые вещи и продукты. Какая-то женщина с посиневшими губами спросила её: «Говорят, вы стихи пишите? А вот об этом вы могли бы написать?»
- Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы.





Чтец:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

— — “Реквием”. Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было все мужество поэтессы.
Трагическая исповедь, лирическое заклинание. Горестный вопль обретает этический характер. Стихи Ахматовой рассказывают о судьбе матери, у которой отняли сына:
— — Звезда смерти стояла над нами,
И безвинная Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных Марусь.

Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развертывается в Истории, и оттого остается Надежда,ибо преступления влекут за собой неминуемое Возмездие.

Чтец:
Ни сына страшные глаза-
Окаменелое страданье.
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук-
Слова последних утешений.

(«Английский корреспондент» спрашивает):

- О, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди, стали счастливее?
Ученица:
- Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо кого-нибудь еще спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде.

(Окололитературные сплетни продолжают разговор).
- Да что вы кричите – Ахматова, Ахматова!
- Ерунда, ничего особенного.
- Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.
- Это все для слезливых.
- Да кемона вообще-то была, Ахматова?
Голос за другим столом:

-Она была поэтом.

Сплетники замолкают. Под музыку. «AveMaria» звучат стихи.



И если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условием — не ставить его
Ни около моря, где я родилась;
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Забыть, как постылая хлюпала дверь
И выла старуха, как загнанный зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И глубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
— —
Файлы: конспект урока, рабочие материалы.rar
Размер файла: 19424 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология