Автор конспекта:
Автор(ы): — Клёнова В.И.
Место работы, должность: — МОУ»Чернорнченская СОШ» Киквидзенский район, Волгоградская область. Учитель русского языка и литературы
Регион: — Волгоградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Расширить понятие о поэзии серебряного века, дать представление о личности поэта, о неразрывной связи судьбы Ахматовой с жизнью русского народа, его культурой.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 16
Используемые учебники и учебные пособия: —
Русская литература 20 века в 2-х частях под ред. В.П.Журавлева.
Собрание сочинений Анны Ахматовой
Используемая методическая литература: —
Н.В.Егорова, И.В.Золотарева. В помощь школьному учителю "Поурочные разработки по русской литературе 20 века"
Краткое описание: — Урок- литературное кафе "Анна Ахматова. Личность поэта"
А. Ахматова
( Урок – « Литературное кафе»)
— Столы в классе расположены полукругом ( их можно украсить свечами ). У передней стены класса на столе стоит портрет
А. Ахматовой. Рядом книга стихов, цветы. На отдельном столе магнитофон.
— Разговор начинают окололитературные сплетники.
( Приглушенно звучит музыка С. Прокофьева ( начало YII симфонии).
— - Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?
- Правильно, они давно исписались.
- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там не пахнет.
- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала и ни одного стихотворения о наших воинах не написала.
- Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь…
- Правильно, правильно. Ахматова. Что-то фамилия знакомая…
- Какая-то странная фамилия.
- Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова- это фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.
— (Сплетники замолкают).
- Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер–механик флота. Годовалым ребенком я уехала с родителями на север в Царское село. Там я прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем на берегуСтрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет- древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по Азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова (Мороз, Красный Нос).Эти вещи знала наизусть моя мама.
Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я проходила курс Предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую окончила в 1907 году.
Я поступила на юридической факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я курсам охладела.
— (Разговор за одним из столиков).
— - Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.
- Конечно, декадентские настроения сказались…
— ( На фоне музыкиШуберта « AveMaria».)
— Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубойлести я не внемлю,
Им песен я своих не дам
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь. В глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
( Вновь вступает в разговор окололитературные сплетники).
— - К вашему сведению,у нас возникла поэтическая Академия символизма. Её возглавил Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилев, Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой цех поэтов, свое поэтическое течение-акмеизм.
- Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.
- Да что она вообще собой представляет?!! Видел как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…
- Простите, а что она читала?
- «Русалку». Ну помните, «У пруда русалку кликаю…»
— —
Чтец:
Я пришла сюда, бездельница,
Все равно мне, где скучать.
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела;
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.
Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Легкий месяц заблестел.
Замечаю все как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу готовая
Снова стать тобой земля.
— (Разговор снова возобновляется )
— - Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная,
патрицианскийпрофиль…
- Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто вообще?
— (Под музыку Бетховена (соната «Патетическая») звучат стихи).
— Я — голос воли, жар вашего дыхания,
Я — отраженье вашего лица,
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и немощи моей;
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей;
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нем
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошенный дом.
И говорят — теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить.
Как хочет тень от тела отделиться.
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь забытой быть.
Чтец:
- Забытой?Никогда.…Разрешите представиться–Евгений Добин,впрошломвоенныйжурналист, сейчас — литературовед.Вначале 1943годапопутикфронту я иодин писатель-моряк застряли на вокзале, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной из них я узнал ( по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку и отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В этот момент я действовал безотчетно.
Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вглядывалась в меня и припомнила эту встречу. « Я шла с Фаиной Раневской, мыпоравнялись с двумя флотскими офицерами,один из них громко сказал: « Это Ахматова ». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: «В первый раз узнают тебя, а не меня».
— (Звучат голоса).
— -Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.
- Неправда.
— (Друг задругом из-застоловвстаютчтецы – звучат стихотворения из цикла «Ветер войны»(под «Лунную сонату Бетховена) – «Щели в саду
вырыты»,«Победителям»,«Птицы смерти в зените стоят», Клятва», «Мужество» и др.).
(Магнитофонная запись).
— - Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во времяблокады. Я вылетела самолётом в Москву. До мая 1944 года жила в Ташкенте, жадно ловила вести из Ленинграда, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, Читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень и звук
воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы.В июне в Ленинград.Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, чтоописала эту мою встречу в прозе.
— (Звучит песня А. Розенбаума«На пороге жизни». Разговор
за одним из столов.)
— - Простите, все спорят, спорят о чём-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?
- А что вас интересует: внешность или стихи?
- Все. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.
-Она была поэтом.
— Ученица читает стихи М.Цветаевой.
—
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты , шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: Ох!
Стотысячное – тебе присягает Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох,
И вглубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами- то же!
И тот, кто ранен смертельной своей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
-И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова!- и сердце своё в придачу!
( разговор затем же столом продолжается.)
- Итаквы хотите знать, какой была Анна Ахматова?
( Чтецы делятся воспоминаниями).
1. «Характерный рот с резко выраженной верхней губой »
Тонкаяи гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В
царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряло.
Она казалась русалкой, случайно заплывшей в тёмные и
недвижные воды царскосельских прудов. »
В. Срезневская
2.« Но рассеянно внимая всем словам,
Кругом звучащим,
Вы задумываетесь грустно. »
А.Блок.
— 3.« В пол- оборота, о печаль!
На равнодушных посмотрела.»
О. Мандельштам.
4. «У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: Не спесивость,не надменность, не заносчивость, а именно величавость».
К. Чуковский.
5.В начале века профиль странный,
Источен он и горделив,
Возник у лиры.
С. Городецкий.
(Разговор за одним из столов).
- Ахматова всегда была горделиво прекрасна.
- Да, говорят, что даже мертвая, она вызывала чувство
Преклонения.
Когда у Николы Морского
Лежала в цветах нищета,
Смиренное Чуждое слово
Светило темно и сурово
На воске державного рта.
А. Тарковский.
— (Звучитпесня В. Долиной«Формула» .
Продолжаетсяразговорза однимизстолов .)
- Наверное,главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.
- Да, онаумелане только самаглубоколюбить,но ивыразить это чувство в стихах.
— ( Звучат стихи « Сжала руки под темной вуалью»,« Я и плакала и каялась …»).
— Чтец:
-Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту балладу не любила. Почему, неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А. Вертинский.
— ( Звучит запись “Сероглазый король” в исполнении А. Вертинского).
— Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
“Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву, Такоймолодой!…
За ночь одну она стала седой.
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу.
А за окном шелестят тополя:
“Нет на земле твоего короля…”
— (Разговор за столом продолжается.)
— - Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, Гумилева.
- Кажется, что все стихотворения А. Ахматова пишет о себе и о Гумилеве.
- Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства.
- Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из нихпосвящены А. Ахматовой.
—
Чтец:
Я застонал от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снились мне – ты любишь другого
И что он обидел тебя.
Я бежал от своей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею.
Не дано мне иного пути.
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все–таки умираю
Пред твоим закрытым окном.
(Разговор за одним из столов)
— -У Анны Ахматовой остался сын Лев.
-Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все- таки выжил.
— (Магнитофонная запись).
Легкие летят недели,
Чтослучилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
— (Продолжается разговор за столом).
— - Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать теплые вещи и продукты. Какая-то женщина с посиневшими губами спросила её: «Говорят, вы стихи пишите? А вот об этом вы могли бы написать?»
- Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы.
—
Чтец:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
— — “Реквием”. Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было все мужество поэтессы.
Трагическая исповедь, лирическое заклинание. Горестный вопль обретает этический характер. Стихи Ахматовой рассказывают о судьбе матери, у которой отняли сына:
— — Звезда смерти стояла над нами,
И безвинная Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных Марусь.
Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развертывается в Истории, и оттого остается Надежда,ибо преступления влекут за собой неминуемое Возмездие.
Чтец:
Ни сына страшные глаза-
Окаменелое страданье.
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук-
Слова последних утешений.
(«Английский корреспондент» спрашивает):
- О, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди, стали счастливее?
Ученица:
- Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо кого-нибудь еще спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде.
(Окололитературные сплетни продолжают разговор).
- Да что вы кричите – Ахматова, Ахматова!
- Ерунда, ничего особенного.
- Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.
- Это все для слезливых.
- Да кемона вообще-то была, Ахматова?
— Голос за другим столом:
-Она была поэтом.
Сплетники замолкают. Под музыку. «AveMaria» звучат стихи.
И если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условием — не ставить его
Ни около моря, где я родилась;
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Забыть, как постылая хлюпала дверь
И выла старуха, как загнанный зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И глубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
— —
Файлы: конспект урока, рабочие материалы.rar
Размер файла: 19424 байт.