Автор конспекта:
Автор(ы): — Алейникова С.Ю.
Место работы, должность: — МОУ лицей №3 г.Зернограда Ростовской области
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны; поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну; воспитывать чувство патриотизма.
Краткое описание: — Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
Ход урока
1. Организационный момент.
Тихо звучит песня в исполнении Марка Бернеса « С чего начинается Родина»
- Что для вас понятие «Родина»? Как еще можно назвать?
— РОДИНА
ОТЕЧЕСТВО
ОТЧИЗНА
2. Постановка цели. Актуализация знаний.
- Ребята, что такое подвиг?
(это значит, в бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвует всем)
- Прочитайте в толковом словаре, как дается значение этого слова.
- Бывает подвиг одного человека ( Иван Сусанин), двух, сотен,
тысяч, а бывает подвиг целого народа.
- Приведите примеры подвига нашего народа.
(Связь с окружающим миром. А.Невский, Д.Донской)
-Прочитайте стихи (на доске):
Жестокий враг на нашу землю
часто нападал.
Где только воин наш не воевал!
В родных лесах и на родныхполях,
В степи, в пустыне, на воде, в горах.
К нам с давних пор преданиядошли,
Как наши воиныОтечество спасли.
- Такой подвиг совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.
- Определите тему урока.
- Сегодня мы будем говорить о войне. Но не так как на уроке окружающего мира, мы не будем говорить о великих сражениях, о победах и поражениях. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово – война.
— (звучит песня «Священная война»)
— 3.Работа над новым материалом.
- Мир – короткое, лучезарное слово, искрящееся счастьем слово. Война — это нескончаемые бомбежки, минные поля, это ужасы концлагерей и похоронки. Мир и война — несовместимые понятия.
Немало испытаний выпало долю нашей Родины.Немало войн было на нашей земле, но только Великая Отечественная пишется с большой буквы.
- Давайте послушаем ваши сообщения, подготовленные дома.
(Ответы детей. Сообщения о героях войны из г. Зернограда)
- Спасибо, вы проделали большую работу.
- Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить улюдей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины.
- Послушайте стихи, которые были написаны в годы войны.
( Чтение учащимися стихов, подготовленных дома)
- Откройте учебники. Сегодня мы начинаем раздел:
— «Прошла по земле война»
- Чтение вступительной статьи на стр.42.
- Знакомство с биографией А.А.Ахматовой стр. 42-43.
(Можно выслушать подготовленных детей)
- Рассмотрите заставку, завершающую статью.
(обращаем внимание на детали военного времени: полосы прожекторов, пересекающие черное ночное небо, железные противотанковые ежи, перегородившие заснеженную улицу).
- Что значит слово «мужество»?
Вспомните героев или известных людей, которые совершали мужественные поступки.
- Чтение учителем стихотворения Ахматовой «Мужество», написанноев1942 году в окруженном фашистами Ленинграде.
- Выполняем задание № 1 стр.43
- Обратите внимание навыделенные автором слова « что».Как вы понимаете смысл двух первых строк. (решается судьба страны, собирает все силы народ, надо всем объединиться)
-Чтение стихотворения про себя.
-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
- Чтение стихотворения вслух.
Прочитайте строки, посвященные русской речи.
- Почему Ахматова завершает произведение клятвой сохранить «великое русское слово»?
( в речи, в родном слове «раскрывается» душа народа)
- Обратитесь с этим вопросом к родным.
- Обращаемся к заданию №3 на стр.44
- Почему на последней строке стоит только одно слово?
(Это слово подводит итог произнесенной клятвы, выделено несколькими приёмами:
- на строке стоит лишь одно слово;
- оно «выпадает» из рифмы, нис чемне рифмуется;
- после него стоит восклицательный знак)
- Работа с пословицей: «Пришёл незваным — ушёл драным»
4.Итог урока.
- Выберите черты, подходящие защитнику Родины:
ТРУСОСТЬ
ПАТРИОТИЗМ
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
СЛАБОСТЬ
БДИТЕЛЬНОСТЬ
СМЕЛОСТЬ
НАХОДЧИВОСТЬ
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ХРАБРОСТЬ
- Проанализируйте урок по памятке.
— 5. Домашнее задание.
— — —
Файлы: Урок литературного чтения по теме.pptx
Размер файла: 1150541 байт.