Автор конспекта:
Автор(ы): — Алейникова С.Ю.

Место работы, должность: — МОУ лицей №3 г.Зернограда Ростовской области

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —  познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны;  поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну;  воспитывать чувство патриотизма.

Краткое описание: — Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тихо звучит песня в исполнении Марка Бернеса « С чего начинается Родина»
- Что для вас понятие «Родина»? Как еще можно назвать?
РОДИНА
ОТЕЧЕСТВО
ОТЧИЗНА

2. Постановка цели. Актуализация знаний.

- Ребята, что такое подвиг?
(это значит, в бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвует всем)
- Прочитайте в толковом словаре, как дается значение этого слова.
- Бывает подвиг одного человека ( Иван Сусанин), двух, сотен,
тысяч, а бывает подвиг целого народа.
- Приведите примеры подвига нашего народа.
(Связь с окружающим миром. А.Невский, Д.Донской)
-Прочитайте стихи (на доске):
Жестокий враг на нашу землю
часто нападал.
Где только воин наш не воевал!
В родных лесах и на родныхполях,
В степи, в пустыне, на воде, в горах.
К нам с давних пор преданиядошли,
Как наши воиныОтечество спасли.

- Такой подвиг совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.
- Определите тему урока.
- Сегодня мы будем говорить о войне. Но не так как на уроке окружающего мира, мы не будем говорить о великих сражениях, о победах и поражениях. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово – война.
(звучит песня «Священная война»)
3.Работа над новым материалом.

- Мир – короткое, лучезарное слово, искрящееся счастьем слово. Война — это нескончаемые бомбежки, минные поля, это ужасы концлагерей и похоронки. Мир и война — несовместимые понятия.
Немало испытаний выпало долю нашей Родины.Немало войн было на нашей земле, но только Великая Отечественная пишется с большой буквы.
- Давайте послушаем ваши сообщения, подготовленные дома.
(Ответы детей. Сообщения о героях войны из г. Зернограда)
- Спасибо, вы проделали большую работу.
- Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить улюдей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины.
- Послушайте стихи, которые были написаны в годы войны.
( Чтение учащимися стихов, подготовленных дома)
- Откройте учебники. Сегодня мы начинаем раздел:
«Прошла по земле война»

- Чтение вступительной статьи на стр.42.
- Знакомство с биографией А.А.Ахматовой стр. 42-43.
(Можно выслушать подготовленных детей)
- Рассмотрите заставку, завершающую статью.
(обращаем внимание на детали военного времени: полосы прожекторов, пересекающие черное ночное небо, железные противотанковые ежи, перегородившие заснеженную улицу).
- Что значит слово «мужество»?
Вспомните героев или известных людей, которые совершали мужественные поступки.
- Чтение учителем стихотворения Ахматовой «Мужество», написанноев1942 году в окруженном фашистами Ленинграде.
- Выполняем задание № 1 стр.43
- Обратите внимание навыделенные автором слова « что».Как вы понимаете смысл двух первых строк. (решается судьба страны, собирает все силы народ, надо всем объединиться)
-Чтение стихотворения про себя.
-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
- Чтение стихотворения вслух.
Прочитайте строки, посвященные русской речи.
- Почему Ахматова завершает произведение клятвой сохранить «великое русское слово»?
( в речи, в родном слове «раскрывается» душа народа)
- Обратитесь с этим вопросом к родным.
- Обращаемся к заданию №3 на стр.44
- Почему на последней строке стоит только одно слово?
(Это слово подводит итог произнесенной клятвы, выделено несколькими приёмами:
- на строке стоит лишь одно слово;
- оно «выпадает» из рифмы, нис чемне рифмуется;
- после него стоит восклицательный знак)
- Работа с пословицей: «Пришёл незваным — ушёл драным»

4.Итог урока.

- Выберите черты, подходящие защитнику Родины:
ТРУСОСТЬ
ПАТРИОТИЗМ
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
СЛАБОСТЬ
БДИТЕЛЬНОСТЬ
СМЕЛОСТЬ
НАХОДЧИВОСТЬ
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ХРАБРОСТЬ
- Проанализируйте урок по памятке.
5. Домашнее задание.













— — —
Файлы: Урок литературного чтения по теме.pptx
Размер файла: 1150541 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология