Автор конспекта:
Автор(ы): — Павлова Елена Юрьевна.

Место работы, должность: — МОУ СОШ с.Поима, учитель географии.

Регион: — Пензенская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

— познакомить учащихся с физико-географическим положением и размерами Антарктиды;

-дать знания о роли русских мореплавателей Ф.Ф.Беллинсгаузена, М.П.Лазарева и советских учёных в открытии и исследовании Антарктиды;

-научить учащихся определять размеры материка, сравнивать и объяснять особенности природы материка и отдельных его частей и их причины;

-развивать мышление учащихся;

-воспитывать чувство патриотизма;

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

И.В.Душина, В.А.Коринская, В.а.щенев; География. материки, океаны, народы и страны.М.; Дрофа, 2010 г.

Используемое оборудование: —

— физическая карта Антарктиды;
-атласы для 7 класса;
-контурные карты;
-фрагмент фильма: «Антарктида»;
-портреты путешественников;

— проектор,

— ноутбук;

Краткое описание: — урок в форме «Устного журнала», который будет состоять из трёх страниц.

Ход урока.

1. Оргмомент.
2. Объяснение нового материала.

Сегодня мы проведём урок в форме «Устного журнала», который будет состоять из трёх страниц.

Приступаем с вами к изучению нового материала, а вот какого догадайтесь сами: « известный американский полярный исследователь Ричард Бёрд одному из материков земного шара дал меткую характеристику: «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов.
Он спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и его горизонты окраины розовыми, голубыми и зелёными тонами.…По площади он почти равен Южной Америке, а внутренние области его нам известны фактически меньше, чем освещённая сторона Луны».

— Что это за материк? (Антарктида)
Итак, открываем первую страницу нашего журнала: Общие сведения и границы Антарктиды.

Объяснение учителя, сопровождающееся показом кадров из фильма.
Антарктида южный полярный материк, занимающий центральную часть южной полярной области Антарктики. Антарктида шестой континент. Определение «шестой континент» имеет права имени собственного. Это потому что Антарктида открыта позже всех, до сих пор ещё слабо исследована и до последнего времени люди сомневались, правомочно ли считать её континентом. Но это действительно континент и притом имеющий особенности, не присущие ни одному другому материку.
Антарктида! Огромный холодный белый материк в полярной области, последнее «белое пятно» на карте нашей планеты. Только в последние годы исследователи стали проникать в глубь шестого континента, но ещё на большей части его огромной площади не только не ступала нога человека — эти пространства не исследованы и с воздуха. И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня, или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи.
«Аркос» так называли древние греки созвездие Большой Медведицы, которое они наблюдали над северной стороной горизонта. Отсюда и возникло слово «Арктика»- название области, лежащей вокруг Северного полюса нашей планеты. В свою очередь позже область земного шара, лежащую на противоположной стороне, назвали Антарктикой.
Вопрос. Что собственно принято называть Антарктикой? Где проходят её границы?
(понятия вывешиваются на доску).

Антарктика — включает материк Антарктиду с прилегающими к нему островами и южные части трёх океанов до 50-60 градусов южной широты.

Антарктида — собственно материк.

Вопрос. А какие океаны омывают Антарктиду? Какие крупные моря вдаются в сушу?

Задание. А теперь внимательно посмотрите на физическую карту и отметьте основные особенности физико-географического положения Антарктиды.
Эти особенности отразите на контурной карте.

А теперь переходим ко второй странице нашего журнала: История исследования материка. (С этой страницей знакомят учащихся их товарищи, зачитывая подготовленные сообщения).

1 ученик.
Посмотрим, как и кем, она была открыта. Если зададим этот вопрос англичанам, то они, бесспорно, ответят Джеймс Кук. Он на двух папирусных лодках « Резолюшен» и «Адвенчер» впервые совершил кругосветное плавание в период 1772-1775 г.г. в предельно доступных южных широтах.
Сейчас мы можем говорить плавание вокруг Антарктиды. Своё плавание он совершал в поисках этого южного материка — Терра Аустралиа (Южной Земли), возможно, такого же цветущего и богатого, как Америка. Увы! В свой дневник Д.Кук пишет: « Я обошёл океан южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания. Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убеждён, что такая земля там есть, и возможно, что мы видели часть её. Великие холода, огромное ледяных островов и плавающих льдов, всё это доказывает, что земля на юге должна быть. Эти земли обречённые природой на вечную стужу, лишённые теплоты солнечных лучей. У меня нет слов для описания их ужасного и дикого вида. Таковы виды земли, которые мы открыли, но каковы же должны быть страны, расположенные ещё дальше к югу…»
Таково заключение Д. Кука. Он убеждён, что существуют земли ещё дальше к югу, но эти земли он не открывал, да и не видит толку в их открытии. Через 50 лет, в период с 5 июля 1819г. по 5 августа 1821г. русские
мореходы совершили новое кругосветное плавание в тех же широтах, где прошли корабли Кука.

2 ученик. 4 июля 1819года корабли первой русской антарктической экспедиции вышли из Кронштадта – города морской славы. Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева за время двухлетнего плавания в антарктических водах подходила к материку 5 раз. И первую дату подхождения к материку- 16 января 1820 года — принято считать датой открытия Антарктиды. Экспедиция доказала существование шестого континента Земли. 751 сутки продолжалось героическое плавание. За это время 527 дней прошли под парусами. Пройдено 92 тысячи километров, открыто и нанесено на карту 29 островов, описан характер берегов материка в ряде пунктов и определены его приблизительные границы.

3 ученик. После русской антарктической экспедиции южная полярная область потеряла облик таинственности. В начале века внимание всего мира приковало соревнование двух государств — Великобритании и Норвегии и двух великих полярных исследователей — Р. Скотта и Р. Амундсена за первенство в достижении Южного полюса. Р. Амундсен первым достиг полюса. Это было 16 декабря 1911 года. Поход длился всего 99 дней, а через месяц отплыли на родину. 7 марта 1912 года уже из Австралии Амундсен известил мир о своей победе. Южный полюс был открыт.
Иначе сложилась судьба Скотта. Они были разочарованы, когда 16 января 1912 года достигнув полюса, они увидели норвежский флаг и оставленную Амундсеном палатку. Пройдя ещё немного, они убедились, что норвежцы достигли точки полюса. Полюс был достигнут, но соревнование проиграно.
Учитель. Таким образом, из второй страницы нашего журнала вы узнали много интересного из истории исследования и открытия Антарктиды.
— Ребята, а какие книги вы читали об исследовании материка Антарктиды?

Третья страница нашего « Устного журнала» будет называться: Это интересно.
Нужно будет разгадать кроссворд, для того чтобы узнать название материка скрытого в этом кроссворде. Его вы сможете прочитать в красных клеточках по вертикали.

Кроссворд.
1. Полярная область расположенная вокруг Южного полюса.
2. Плавающая птица живёт в Антарктике.
3. Океан, омывающий материк.
4. Русский мореплаватель, адмирал, исследователь Антарктики.
5. Название одного из судна экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.
6. Английский мореплаватель, стремившийся открыть Антарктиду.
7. Английский путешественник, вторым достигший Южного полюса.
8. Русский мореплаватель, начальник экспедиции, предпринятой на двух судах «Восток» и «Мирный» в Антарктиду.
9. « Свирепые ветры почти сбивают с ног путешественников. Медленно ползут собачьи упряжки. Бездонные пропасти и неприступные вершины встают на пути. Невероятно трудно штурмовать ледяную пустыню, но впереди заветная цель — замечательная точка, на которую не ступала нога человека. И вот 14 декабря 1911 года норвежский путешественник, выдержку из дневника которого я прочитала, с четырьмя товарищами первым достиг этой точки на земном шаре».
10. Океан, омывающий материк.

Итак, вы разгадали кроссворд и теперь знаете название, какого материка он в себя включал. Это- Антарктида- материк, с которым мы сегодня познакомились, и ещё предстоит нам изучать на последующих уроках.

3. Домашнее задание. – Параграф 38, к/к.

4. Итоги урока.

Файлы: Технологическая карта урока.docx
Размер файла: 25772 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология