Автор конспекта:
Автор(ы): — Щекота Людмила Владимировна

Место работы, должность: — МБОУ гимназия №1

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

  • Цель: выявить причины уникальности материка Антарктиды.

Задачи:

  • знать: ГП, первооткрывателей, мощность ледникового покрова,
  • понимать причины формирования уникальности климата Антарктиды;
  • на основании умения читать карты, схемы и умения находить ответы в тексте учебника и дополнительном материале выйти на обобщение об уникальности природы материка Антарктида;
  • уметь представить выводы по обобщению в развернутом ответе;
  • оценивать поступки людей на примере первооткрывателей Антарктиды и Южного полюса.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Душина И.В., Соктунович Т.Л. География 7 класс.-М.: «Вентана-Граф», 2010

Используемое оборудование: —

мультимедиа проектор

желательно: интерактивная доска Interwrite

компьютеры, подкюченные к Интернет (для работы в группах)

Используемые ЦОР: —

Электронное приложение к учебнику. –М.: «Дрофа», 2009

Электронные уроки и тесты.-М.: «Просвещение-Медиа», 2006

ЭОР www.fcior.edu.ru

Контроль. Антарктида. ч.1 (углубленное изучение)

Данный модуль предназначен для углубленного изучения материала по теме «Антарктида». Он содержит тестовые задания для проверки знаний об истории открытия материка, о его природе и особенностях. Тестовые задания позволяют оценить степень усвоения материала учащимися. Модуль поможет и учителю, завершающему изучение данной темы в классе, и учащемуся при самопроверке полученных знаний

Краткое описание: — Урок по теме «Антарктида. История открытия. Особенности природы» выстроен в технологии проблемно-диалогического урока изучения нового материала. Методическая цель урока: формирование универсальных учебных действий средствами содержания урока. Методы и приемы: побуждающий к диалогу рассказ, диалог, критического чтения. Ожидаемые результаты: Личностные: чувство сопереживания, ответственности, товарищества; чувство гордости за открытие Антарктиды Россией. Метапредметные: выдвижение версий, ведение диалога, добывание информации (из текста, схемы, карт, Интернета,..), преобразовывание информации в соответствии с заданием (найти закономерность, выделить признаки, обосновать, сделать выводы..), умение презентовать свою работу. Предметные: Антарктида, Антарктика, ГП, первооткрыватели и исследователи, ледовый покров, подледный рельеф, антарктический тип климата, уникальность Антарктиды.

Антарктида. История открытия. Особенности природы.

Цели урока:

  • Цель: выявить причины уникальности материка Антарктиды.

Задачи:

  • знать: ГП, первооткрывателей, мощность ледникового покрова,
  • понимать причины формирования уникальности климата Антарктиды;
  • на основании умения читать карты, схемы и умения находить ответы в тексте учебника и дополнительном материале выйти на обобщение об уникальности природы материка Антарктида;
  • уметь представить выводы по обобщению в развернутом ответе;
  • оценивать поступки людей на примере первооткрывателей Антарктиды и Южного полюса.

Технология проблемно-диалогического урока

Этапы урока

Учитель

Ученик

Условия

Создание проблемной ситуации

1. Отличительные особенности географического положения Арктики и Антарктики, Антарктиды

2. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

3.Рассказ об открытии Ю. полюса, выводящим на противоречие – на побуждающий диалог[1]

1. Показывает на карте

2. Записывает в Тетрадь имена и дату открытия

3. Выстраивают в диалоге с товарищами и учителем проблему

Карта мира

Презентация

ситуация эмоциональных переживаний

Формулировка проблемы

Внук Р.Скотта решил побывать на месте гибели своего знаменитого деда. При подготовке к экспедиции он выяснил, что изменились координаты места гибели Р.Скотта. Итак, существует противоречие- разница в координатах места гибели экспедиции. Что вы можете по этому поводу сказать?, спросить?

По-разному формулируют вопрос, проблему

Почему изменилось географическое положение места гибели Р.Скотта?

Версии

Предложите свои версии решения проблемы

Выдвигают свои версии, обсуждают

На доске запись проблемы, стрелками ключевые слова, которые ученики высказывают во время обсуждения

Актуализация

Планирование деятельности

1.Какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием «Антарктида»

2.Почему Антарктиду называют уникальным материком?

Что нужно узнать для решения проблемы (совместная деятельность учителя и учеников)

снег, холод, опасность, полярная ночь, полярный день и т.д.

ГП, самый холодный, покрыта ледником

  • Что представляет собой ледниковый покров Антарктиды:
  • План действий:
  • — изучить особенности рельефа и климата Антарктиды

    -выявить причины низких температур, особенности ледникового покрова

    -изучить материалы современных исследований в отношении ледника

    Соответствующие слады презентации

    План действия на доске

    Поиск решения проблемы

    1 шаг: организация самостоятельной работы в группах:

    2 шаг: организация обсуждения после выступления группы

  • шаг: добывают информацию, обрабатывают информацию, подготавливают выступления
  • шаг: дают развернутый ответ
  • шаг: обсуждение после выступления каждой группы
  • Приложение (алгоритм работы в группах)

    Выражение решения

    Выход на решения проблемы урока.

    Какой ответ мы можем дать на нашу проблему?, какие версии подтвердились?

    Обобщают, делают общий вывод

    Раздаточные материалы группам:

    1 группа:

    Средние температуры самого холодного зимнего месяца— января— колеблются от —2—4°C; до —25°C. Минимальные температуры в этих районах иногда снижаются до —55—60°C.

    Задание: 1. Изучите климатическую карту Антарктиды и определите средние температуры:

    июля-

    января-

    Минимальная температура-

    Задание 2.

    Сравните показания климата Антарктиды с показателями Арктики.

    Где более суровый климат в Арктике или Антарктике? Почему?

    Подготовьте ответ на вопросы по следующему плану:

  • Изучив данные климатической карты Антарктиды и климатические данные Арктики, мы определили, что средние температуры зимой и летом в ниже________. Минимальная температура в Арктике ______, в Антарктиде _________. Мы считаем, что более суровый климат в ___________, потому что:
  • во-первых, _______________________________

    во-вторых, ________________________________,

    в-третьих, _________________________________.

    2 группа:

    Задание1. Изучите карту ледникового покрова Антарктиды и ответьте на вопросы:

  • Какова наибольшая и наименьшая толщина ледникового покрова в Антарктиде?
  • Найдите на карте две крупные горные системы, назовите равнины.
  • Изучите текст § (стр. ) учебника и ответьте на вопрос — какую форму имеет ледниковый покров в Антарктиде?
  • Подумайте над вопросами:

  • Как вы думаете, что произойдет, если лед с Антарктиды «убрать» .
  • А если он растает?
  • Подготовьте ответ на вопросы по следующему плану:

    1.Антарктида покрыта огромным слоем льда. Если его «сдернуть», то под ним обнаружатся _____________. Высокие горы в Антарктиде ____ , ____. Равнины _____, _____. Если лед растает, то Антарктида ___________ и станет обыкновенным материком с горными хребтами _________________, __________________________ и равнинами __________________,______________________,____________________.

    3. Но современная Антарктида покрыта ледяным покровом, мощность которого достигает ________________м. Ледяной покров имеет форму ____________________ и имеет _________ в сторону океана.

    3 группа:

    1. Прочитайте предложенный текст

    2. Найдите ответ на вопрос: Что способствует «течению» льда? И выделите желтым маркером.

    3. Какие открытия современных ученых удивили вас? Выделите данный текст красным маркером

    Подготовьте ответ на вопросы по следующему плану:

    Современные ученые, изучая ледниковый покров Антарктиды, сделали ряд удивительных открытий:_____________________________________________________________________________________________________________________.

    Основываясь на изученном нами тексте, мы считаем, что дополнительным условиям «течения ледника» является ______________________________

    Лёд обладает пластичностью ипоэтому ледовый покров Антарктиды находится впостоянном медленном движении— «течёт». Край покрова движется непрерывно соскоростью 10—30мвгод, авотдельных местах (так называемых выводных ледниках) скорость может быть исотни, идаже тысячи метров вгод.

    Вначале60-хгодов тогда ещё молодой физик, занимавшийся проблемами теплообмена космических аппаратов при запусках ихвкосмос, аныне член-корреспондент РАН, Игорь Зотиков увлёкся расчётами теплового режима Антарктического ледникового покрова. Тогда онтеоретически доказал, что существует критическая толщина ледника, при превышении которой наледниковом ложе начинается таяние льда. Врезультате расчётов ледникового покрова отстанции «Мирный» вглубь континента выяснилось, что уже в350км от берега реальная толщина льда начинает превышать еёкритическое значение, так что почти вовсей Антарктиде, несмотря наочень низкие средние годовые температуры, уложа идёт непрерывное таяние.

    На современной карте Антарктиды, полученной при спутниковом нивелировании поверхности, видна часть ледникового покрова, под которой инаходится подлёдное озеро. Размеры его очень большие: вдлину оно достигает 230км, ав ширину 50км,общая площадь составляет около 10тыс.км.

    Над озером находится ледниковый покров мощностью 3700—4200м, ивсё-таки контуры озера «просвечивают» через толщу льда. Таким образом, огромная толща льда, возвышающаяся над озером, может рассматриваться как своеобразный шельфовый ледник. Всё это— совершенно новое природное явление, представляющее собой географическое открытие мирового значения.

    Ноиэто ещё невсё. Подлёдное озеро, скорее всего, изолировано отвнешнего мира покрайней мере уже миллион лет. Термические условия вразных частях озера неодинаковы, иэто вызывает внутренние течения иактивный энергообмен. Изльда, тающего наверхней кровле озера, постоянно поступает воздух, попавший влёд изатмосферы сотни тысяч имиллионы лет назад. Вэтих условиях возере, очевидно, обитает микрофауна имикрофлора, что представляет исключительный научный интерес.

    “Сводная таблица”

    Роберт Фалкон Скотт

    Линии сравнения

    Руал Амундсен

    Команда

    Снаряжение, подготовка к экспедиции

    Опыт

    Способ передвижения

    Сроки экспедиции

    Погодные условия

    Удача

    Дополнительный информационный текст:

    Руал Амундсен

    21 июня 1910 года из гавани Осло вышел знаменитый корабль “Фран”, руководит которым норвежец Руал Амундсен. Он уже зимовал на судне в антарктических водах в конце XIX века и также успел прославиться в Арктике. Дружная команда состояла из 19 опытных, закаленных в путешествиях моряков с сильным характером, которые хорошо знали и верили в незаурядного и целеустремленного капитана.

    Антарктида. История открытия. Особенности природы.

    Антарктида. История открытия. Особенности природы.

    Антарктида. История открытия. Особенности природы.

    Антарктида. История открытия. Особенности природы.

    Антарктида. История открытия. Особенности природы.

    Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта: на целых 100 км ближе к полюсу, чем Роберт Скотт. Норвежцы на лыжах проложили маршрут, оставляя продовольственные склады, последний из которых был поставлен ближе к южному полюсу на 270 км, чем у англичан. Попутно они запасли 60 тонн тюленьего мяса, так что их стая гренландских собак (116 штук) была обеспечена кормом на всю зиму. Долгая полярная ночь использовалась для проверки и ремонта снаряжения.

    И вот 20 октября при температуре -20 градусов по Цельсию, 52 отборные лайки тянули 4 нарт со снаряжением и пятью отважными полярниками. На своем пути люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. “Наконец, 16 декабря 1911 года, в 3 часа дня все дружно закричали: “Стоп! Ура! Ура!” мы внимательно следили за дисками счетчиков, и приборы показывали ту точку, где по расчетам, должен быть полюс. Цель достигнута.” Пятеро закоченевших на морозе рук подняли древко с норвежским флагом на самой южной оконечности земли.

    Руал Амундсен со своими друзьями совершил для своей маленькой Родины еще один подвиг. Норвежский отряд осуществил поход туда и обратно за 99 дней, то есть в более сжатые сроки, не выйдя из пределов антарктического лета! И здесь можно лишь снова и снова воздать должное организатору экспедиции, его таланту искусного штурмана.

    Роберт Фалкон Скотт

    15 июня 1910 года английский пароход “Терра-Нова” вышел из лондонского порта Кадифф и взял курс на Антарктику. Начальник экспедиции морской офицер Роберт Скотт уже был известен своими путешествиями и исследовательскими зимовками на берегах ледового континента. Его команда состояла из 65 малознакомых полярников. Поэтому экспедиция чувствовала себя не очень уверенно.

    Антарктида. История открытия. Особенности природы.

    Антарктида. История открытия. Особенности природы.

    И вот зимний лагерь разбит, команда направляет свои силы на то, чтобы продвинуть как можно дальше на юг склады с провиантом. Главную ставку Скотт делает на маньчжурских пони и моторные сани. Но теплолюбивые животные страшно страдали от холода: на стоянках приходилось сооружать снеговые валы, чтобы защитить их от леденящего ветра. Да еще бедные животные постоянно проваливались в снег, приходилось их вытаскивать. Не говоря уже об огромном запасе сена, который приходилось вести на санях. Моторные сани сразу вышли из строя. Остается только одна собачья упряжка. Ко всем возникшим просчетам прибавляется неожиданная новость о норвежской экспедиции, которая становится соперником англичан.

    По окончанию зимы, на 22 дня позже, чем Амундсен, экспедиция Роберта Скотта в количестве 12 человек отправляется к Южному полюсу. Уже в начале экспедиции моторные сани сломались, и пришлось их бросить. Да и несчастные 11 пони не оправдали себя в таком суровом климате, чтобы сохранить силы людей Скотт принимает решение убить животных. Через несколько недель, видя, что некоторые участники экспедиции совсем ослабели, отправляет их на собачьей упряжке обратно в лагерь. С тех пор как группа сократилась, груз на санях пришлось увеличить, скорость передвижения замедлилась и стала 20 км в день. Скотт знал, что ведет борьбу не на жизнь, а на смерть, но сдаваться не хотел. Он никому не хотел уступать возможного триумфа, прежде чем не сделал все возможное. Боязнь, что они придут слишком поздно, лишает людей сна. Но если бы он знал, что давно проиграл!

    И вот в сумерках 18 января 1912 года настает решающий день. Надежда придает силы смертельно уставшим людям, еще несколько часов, и тогда… Но подойдя к заветной южной точке, они увидели палатку с норвежским флагом. Ровно за месяц до них полюс был покорен. “Норвежцы нас опередили! Ужасное разочарование! И мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть”. Водрузив английский флаг, экспедиция отправилась в обратный путь.

    Антарктида. История открытия. Особенности природы.

    Антарктида. История открытия. Особенности природы.

    Люди быстро теряли силы. Неожиданно умирает самый молодой из них — Эванс. Он отморозил руки и ноги, понимая, что он стал обузой для других, на одной из ночевок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть. Трое из оставшихся в живых путешественников надолго застряли в пути из-за жестоких метелей. До ближайшего вспомогательного склада, где их ждала пища, тепло было 11 км, всего 11 из 1600! Километры, которые они полностью прошли в оба конца. Но их на веки остановила нескончаемая пурга. Тела Бауэра, Уилсона и Скотта, спустя 8 месяцев (!) обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.


    [1] Рассказ учителя должен быть эмоциональным, в то же время выверенным по времени, в котором сделан упор на мужество, стойкость первооткрывателей Антарктиды и полюса и побуждающий к диалогу. В помощь: видео- фрагменты или слайд-шоу.

    Файлы: Природа Австралии.doc
    Размер файла: 477184 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология