Автор конспекта:
Автор(ы): — Сурнина Маргарита Рудольффовна

Место работы, должность: —

МБОУ "Сиверская СОШ №3", учитель физики

Регион: — Ленинградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Я предлагаю оценить все достоинства и некоторые недочеты учебниковпо физике для 10-11 классов авторов С.А.Тихомировой и Б.М.Яворского.


Апробация учебников по физике для 10-11 классов авторов С.А.Тихомировой и Б.М.Яворского

Автор-учитель физики Сиверской СОШ№3 Сурнина Маргарита Рудольфовна

Оглавление

1.Введение.

2.Специализированные педагогико-эргономические требования к школьному учебнику.

3. Описание учебниковпо физике для 10-11 классов авторов С.А.Тихомировой и Б.М.Яворского.

4.Особенности учебниковпо физике для 10-11 классов авторов С.А.Тихомировой и Б.М.Яворского.

5. Описание рабочих тетрадей для 10 – 11-го классов автора С.А.Тихомировой.

6.Размышления об учебниках.

7.Ход апробацииучебников«ФИЗИКА-10», «ФИЗИКА-11» С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского

8. Учителя-экспериментаторы об учебниках «ФИЗИКА-10», «ФИЗИКА-11» С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского

9.Заключение.

10.Список используемых источников.

1.Введение

С 2009 года мне было предложено в своей работе апробировать учебники по физике для 10-11 классов авторов С.А.Тихомировой и Б.М.Яворского. С учебниками этих авторов я знакома с 1997 года по предложениям журнала «Физика в школе». Еще тогда мне захотелось использовать их в преподавании физики, но не предоставлялось такой возможности и вот из всех учителей Гатчинского района Ленинградской области эти учеб-ники для апробации предложили именно мне, чему я была очень рада.

Я предлагаю в своем реферате оценить все достоинства и некоторые недочеты этих учебников.

2.Специализированные педагогико-эргономические требования к школьному учебнику.

1. Состав и сфера применения

1.1. Учебник — учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника.

1.2. Нормативный документ распространяется на учебники, используемые в средних образовательных учреждениях России.

1.3. Педагогические требования определяют пригодность учебника формировать определенные образовательные, общеучебные знания, умения, навыки, способствовать развитию личности учащихся.

1.4. Эргономические требования должны учитывать комплекс физиологических, психофизиологических и психологических особенностей человека, проявляющиеся в процессе использования учебника.

Учебник — это средство для усвоения основ наук, предназначенное для обучающихся.

Учебник является основной учебной книгой, предназначенной для использования обучающимися под руководством учителя на уроке и при выполнении домашних заданий.

Учебники создают для каждого класса или по учебному курсу, изучаемому в последовательных классах.

2. Педагогико-эргономические требования

2.1. Информация, передаваемая с помощью учебника должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки.

2.1.2. Научный материал в учебнике должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.

2.1.3. Учебник должен формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о предмете.

2.1.4. В учебнике должно быть использовано проблемное изложение материала, соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью.

2.1.5. В соответствии с требованиями принципа научности все проводимые в учебнике факты должны быть достоверными, знакомить с методами научного познания окружающего мира.

2.1.6. В учебнике должна быть изложена система знаний по учебному курсу, дано критическое осмысление материала, ценностные представления о фундаментальных научных понятиях.

2.1.7. В учебнике должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике.

2.1.8. Изложение и организация методического материала учебника должно иметь личностно-ориентированный характер.

2.2. Содержание, объем и глубина заложенной в учебнике информации должны соответствовать содержанию программы.

2.2.1. Учебник должен определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися, а также содержать систему заданий и упражнений, обеспечивающих формирование у учащихся необходимые умения и навыки.

2.2.2. Знания в учебнике должны быть представлены в определенной логической системе, удовлетворяющей принципам преемственности и последовательности.

2.2.3. Для осуществления принципа систематичности обучения необходимо изложение в учебнике научных фактов, гипотез, теорий в определенной логической системе, определения с помощью учебника обоснованной последовательности овладения умениями и навыками.

2.3. Учебник должен соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовка обучающихся.

2.3.1. Учебник должен быть доступен для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося к моменту использования учебника.

2.3.2. Для формирования опыта эмоционально-чувственного отношения к явлениям материального мира и событиям в общественной жизни в учебнике должны содержаться материалы, рассчитанные на эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей обучающихся данного возраста.

2.4. Учебник должен быть пригоден к применению современных методов и организационных форм обучения.

2.4.1. Учебник должен быть направлен на коммуникативность в организации деятельности обучающихся по использованию готового учебного материала и на применение полученных знаний для решения задач и проблем окружающей действительности, на формирование интегрированных знаний, мировоззрения, отражающего естественнонаучную картину мира.

2.4.2. При создании и компоновки различного материала учебника следует выделить следующие подходы:

— коммуникативность, позволяющую организовать диалог обучающегося с книгой;

— комплиментарность, т. е. возможность дополнительной поддержки учебника средствами обучения;

— моделирование, т.е. построение модели как средства получения необходимого знания об изучаемом объекте или явлении;

— автономность, позволяющую рассматривать учебник как автономную систему.

2.5. Структурными компонентами учебника должны быть текст (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).

2.5.1. Текст учебника должен быть написан понятным языком с учетом детской психологии.

2.5.2. В предложении должно быть не более 16 слов. Для повышения понятности предложений целесообразно уменьшать в них число придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, а также определений и наречий. Повышению понятийности предложений способствует предпочтение актива пассиву. Связанные между собой слова следует помещать в предложении ближе друг к другу.

2.6. При использовании специализированных терминов следует дать правильное определение термина, перевод термина иностранного происхождения, составить указатель терминов, разработать систему вопросов и заданий для работы с терминами.

2.6.1. Применяемые в учебнике термины, определения понятий, формулировки законов, объяснения явлений должны соответствовать общепринятым в науке и практике.

2.6.2. Учебник не должен быть перегружен незнакомой терминологией.

2.7. В учебнике кроме основного текста следует использовать аппарат ориентировки, который должен содержать: оглавление, сигналы-символы, справочные материалы, алфавитный, именной и тематический указатели, памятки, пояснения, комментарии, указания, планы, подписи к иллюстрациям.

2.8. В учебнике следует использовать аппарат организации усвоения, который должен содержать названия глав, параграфов, выводы, вопросы и задания после параграфа.

2.9. В учебнике должны приводиться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков: это

2.9.1. Контрольные задания по темам;

2.9.2. Проверочные задания для воспроизведения текущего изучаемого материала;

2.9.3. Задания творческого характера на применение новых знаний;

2.9.4. Задания для наблюдения;

2.9.5. Задания для проведения практических и лабораторных работ;

2.9.6. Задания разного уровня трудности;

2.9.7. Задания и ссылки на ранее изученный материал, а также компоненты, направленные на установление внутри- и межпредметных связей. Межпредметные связи должны про-ектироваться внутри содержания тем, разделов, курсов и не обозначаться в отрыве от контекста предмета;

2.10. В учебниках должны излагаться некоторые сведения из истории научного познания, В учебниках по естественнонаучным предметам должны приводиться описания научных гипотез, наблюдений, экспериментов. Целесообразно включать портреты деятелей науки.

2.11. Вес учебника должен соответствовать силовым возможностям, обучающихся и быть не более: 6ООг для 10-11 классов.

2.12. Шрифтовое оформление и качество печати учебника должно соответствовать эргономическим требованиям соответствия возможностям органов зрения человека, соответствия способа кодирования информативных элементов возможностям восприятия и переработки человеком информации, соответствия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека.

2.12.1. Основной и дополнительный тексты следует выделять различной гарнитурой *;

2.12.2. Окраска должна быть интенсивной, равномерной, шрифт четкий, читаемый как на белом, так и на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций*;

2.12.3. Бумага должна иметь определенные белизну, качество поверхности, просвечиваемость, массу*;

2.12.4. При наборе следует использовать определенную длину строки, расстояние между строками, плотность, размеры полей*;

2.12.5. Формат учебника должен соответствовать требованиям удобства пользования на занятиях и при переноске в портфеле (ранце)*;

* см. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.7.702.98. Министерство здравоохранения РФ.

2.12.6. Переплет учебника должен отвечать требованиям прочности и сохранения внешнего вида (с точки зрения загрязнения и повреждения поверхности*;

2.13. В учебнике следует использовать разнообразные иллюстрации:

2.13.1. При подборе иллюстративного материала учебника следует выделить следующие подходы:

— информационно-содержательный;

— структурно-компонентный;

— преемственность, предусматривающую подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся;

— композиционный, определяющий наиболее совершенные формы предъявления информации.

2.13.2. Иллюстрации следует использовать также для облегчения правильного понимания неизвестных слов, обозначающих данные предметы или явления.

2.13.3. Иллюстрации должны раскрывать содержание, заменяющее основной текст, т.е. являться самостоятельным источником информации.

2.13.4. Иллюстрация должна быть равнозначна тексту, должна помочь выразить мысль, изложенную в тексте, компенсировать то, что трудно выразить словами.

2.13.5. Иллюстрациями могут служить сюжетные, предметные и научно-прикладные рисунки, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации.

2.13.6. Работа с иллюстрациями должна быть организована на основе заданий репродуктивного, проблемного и творческого характера.

2.14. При необходимости в учебнике используют приложения. К ним предъявляются требования, аналогичные требованиям к самому учебнику.

3. Описание учебниковпо физике для 10-11 классов авторов С.А.Тихомировой и Б.М.Яворского.

С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский. Физика 10 класс.

Учебник (базовый уровень)

Компоненты УМК:

Программы и поурочное планирование

Учебник: «Физика-10»,
Рабочая тетрадь,

Методика преподавания физики.

Содержание учебника:

Механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика.

Внесен в Федеральный перечень

С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский.

Физика 11класс.

Учебник (базовый уровень)

Учебник предназначен для изучения физики на базовом уровне. Он состоит из трех частей («Электродинамика», Физика ХХ века», «Вселенная»). Учебник представляет собой краткий, но полный курс физики, так как в нем имеется не только обязательный материал. Но и материал для повторения и ознакомительного чтения.

Особенностьучебника – реализация в нем гуманитарной направленности физического образования (главы заканчиваются историческими экскурсами, ко многим параграфам приводятся эпиграфы).

Компоненты УМК:

Программы и поурочное планирование
Учебники: «Физика-10», «Физика-11»
Рабочие тетради
Методика преподавания физики

Содержание учебника:

11 класс:электродинамика (продолжение), специальная теория относительности, физика атома и ядра атома, строение вселенной.

Внесен в Федеральный перечень

4.Особенности учебников:

·двухуровневое изложение учебного материала;

·достаточно полное представление материала (кроме обязательных тем, включен материал для повторения);

·краткое изложение курса физики благодаря тщательному отбору содержания;

·доступная форма объяснения материала на основе индуктивного метода обучения;

·реализация гуманитарной направленности обучения физике (исторические экскурсы, эпиграфы к параграфам, фрагменты из художественных произведений, пословицы и загадки, в которых отображаются физические явления, приложения «Симметрия в природе, искусстве, физике и технике» и «Оптика и изобразительное искусство»);

·использование занимательных сведений о связи физики с техникой и другими областями науки, рубрика «Это интересно»;

·красочные рисунки, репродукции картин известных художников обеспечивают наглядность представленного учебного материала.

В новых учебниках, предназначенных для учащихся 10-го и 11-го классов, появились новые, очень удачные примеры и иллюстрации, содержится дополнительная, современная и обширная информация, имеются примеры решения задач и описание практических заданий и работ.

Другой особенностью учебников является наличие ссылок, а значит, и опоры на предшествующее изучение физики в основной школе.

В них нашли свое отражение и получили дальнейшее развитие идеи, положенные в основу курса физики для 7–9-го классов (основная школа).

— —

Эти учебники являются новой версией учебников того же авторского коллектива, изданных в конце 90­х гг. прошлого века. Переработка учебников состояла в тщательном отборе содержания и приведении его в соответствие с новым стандартом образования, подборе выразительных красочных иллюстраций, придании языку точности и простоты.

5. Описание рабочих тетрадей для 10 – 11-го классов

Состав УМК:

  • Тихомирова С.А., Яворский Б.М.Физика-10. – М.: Мнемозина, 2008.
  • Тихомирова С.А., Яворский Б.М.Физика-11. – М.: Мнемозина, 2008.
  • Тихомирова С.А.Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина.
  • Тихомирова С.А.Физика-11. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина.
  • Тихомирова С.А.Программа и планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008.
  • Тихомирова С.А.Методика преподавания физики в 10–11 классах. –

    М.: Мнемозина.

Использование в учебном процессе рабочих тетрадей, бесспорно, целесообразно: они помогают организовать работу ученика, экономят время на выполнение домашних и классных заданий, освобождая от рутинного переписывания условий задач, рисования схем и вычерчивания таблиц и кроссвордов, – верный ответ требуется просто вписать либо отметить.

Рабочие тетради к УМК С.А.Тихомировой и Б.М.Яворскогосодержат задания к каждому параграфу учебника. Они включают в себя опорные конспекты, разнообразные вопросы, задачи, образцы их решения, опыты и наблюдения, которые помогут учащимся лучше усвоить курс физики. Каждая глава заканчивается обобщением, включающим систематизирующую таблицу, комбинированные задачи, тест и проверочную работу.

Помимо этих традиционных заданий имеются и такие, которые нацелены на повышение интереса к физике как к учебному предмету: объясните физическое явление, описанное в художественной литературе; ответьте на вопрос Василисы Премудрой; ответьте на вопрос по поводу весёлой ситуации; исправьте ошибку в утверждении; объясните физический смысл афоризма и т.д. Хочется надеяться, что тетради помогут школьникам учиться с увлечением, а учителю значительно облегчат подготовку к уроку.

6. Размышления об учебниках

Учащимся в 11-м классе при сдаче вступительного экзамена по физике в вузы придется продемонстрировать свое умение применять знания к решению конкретных задач: типовых и более сложных, а иногда и очень сложных!

Поэтому необходимо достаточно много времени уделять обучению решения задач, т.е. на обучение конструктивному способу мышления: построение системы рассуждений, позволяющей применить теоретические знания в типовых и нестандартных ситуациях конкретных физических задач.

Уровень требований к знаниям абитуриентов в последние годы имеет тенденцию к повышению, многие технические вузы предлагают на вступительных экзаменах задачи, предполагающие наличие знаний, которые не входят в минимальный объем содержания образования. А среди заданий ЕГЭ имеются такие, которые по формальному признаку допустимы, а фактически значительно превышают реальные возможности школы подготовить детей на таком или даже близком уровне в рамках отведенного времени.

Курс физики для 10–11-го классов должен создать условия для дальнейшего развития учащихся. Теперь необходимо научить их проводить известные мыслительные операции на абстрактном, а не только на конкретном уровне: сначала перейти от физических явлений к их моделям, т.е. к изучению основ физических теорий; затем научиться формулировать выводы, следствия и предсказания теорий, осваивая операцию конкретизации в процессе реального обучения решению задач.

В связи с этим возникают два вопроса:

1. В какой последовательности изучать материал, предусмотренный нормативными документами?

2. Как следует излагать учебный материал в учебнике?

Поиски ответов на эти вопросы приводят к поиску учебников, соответствующим современным требованиям.

Учебники «ФИЗИКА-10», «ФИЗИКА-11» С.А.Тихомировой, Б.М.Яворскогонаписаны вследующей последовательности изучения тем школьного курса. Сначала изучается механика в ее традиционной последовательности: кинематика, динамика, статика, законы сохранения. Затем молекулярная физика и термодинамика. Далее динамические закономерности становятся тем фундаментом, на котором строится классическая электродинамика (электростатика, постоянный электрический ток). В таком случае, с одной стороны, на примере рассмотрения конкретных ситуаций закрепляется и обобщается умение использовать при решении задач алгоритм, сформулированный в механике, с другой стороны, наиболее четко обнаруживаются различия двух форм материи: движение частиц (тел, материальных точек) в поле подчиняется законам динамики Ньютона, а поле не подчиняется (именно поэтому поле – «особая форма материи»).

Продолжается изучение физики в 11-м классе темами «Магнитное поле постоянного тока», «Явление электромагнитной индукции. В теме «Колебания» механические и электромагнитные колебания изучаются не порознь, а совместно, что позволяет проводить широкие аналогии.

Продолжает курс физики тема «Волны», в которой механические и электромагнитные волны также изучаются совместно. Это позволяет сделать естественный переход к изучению оптики (волновой и геометрической), т.к. свет имеет электромагнитную природу. Обнаружение квантовых свойств света позволяет перейти к изучению атома и атомного ядра.

Значительная доля объема учебника отведена обучению решению задач. (Так, например, в учебнике 10-го класса профильного уровня рассмотрено решение 16 задач по механике, 7 задач по электродинамике и 6 задач по молекулярной физике и термодинамике. В учебнике 11-го класса профильного уровня рассмотрено решение 4задач по электродинамике, 6 задач на колебания и волны, 2 задачи по оптике, 1 задача по квантовой физике, 3 задачи по атомной и ядерной физике. Неплохо было бы увеличить количество примеров решения задач). Некоторые задачи в упражнениях решаются в общем виде, а полученный результат анализируется. Другие задачи требуют конкретных расчетов и получения результата, который требует осмысления и оценки его правдоподобности. Во всех случаях, когда это возможно, приводится несколько способов решения задачи. Многие задачи в этих учебниках и рабочих тетрадях отличаются необычностью постановки вопроса в виде пословицы, стихотворения, погодной приметы. Такие задачи активизируют интерес учащихся, а также готовят их к решению качественных задач по физике, которые уже появились в ЕГЭ.

7.Ход апробации учебников

«ФИЗИКА-10», «ФИЗИКА-11» С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского

Для базового и профильного уровня обучения физике 10-11 классов. С 2009 года.

В работе над этим направлением я осуществляю индивидуальный подход к учащимся на базовом уровне для тех, кто выбрал 2-хчасовое изучение физики в 10 классе и не собирается сдавать ЕГЭ по физике в 11 классе. Учебники С.А. Тихомировой, Б.М.Явор-ского содержат обязательный материал, соответствующий стандарту базового образования по физике, отличаются доступностью изложения материала, красочностью оформления, большим количеством занимательной информации, призванной привлечь внимание к учебному материалу, по-новому взглянуть на привычный мир природных явлений и лучше усвоить изучаемый материал. Дополнением к учебнику является рабочая тетрадь С.А.Тихомировой «Физика 10», «Физика 11», которая содержит вопросы для проверки усвоения материала, много вопросов в ней сформулировано в занимательной форме.

Для учащихся, выбравших 5-часовое из физики в 10 классе и собирающихся сдавать ЕГЭ по физике в 11 классе, предлагаются учебники С.А. Тихомировой, Б.М.Яворского для профильного уровня изучения физики. Кроме доступности изложения материала, красочности оформления, большого количества занимательной информации по физике, в учебниках С.А. Тихомировой, Б.М.Яворского для профильного уровня изучения физики содержится обязательный материал, соответствующий стандарту профильного образования по физике, материалы для повторения, упражнения с задачами разного уровня сложности, примеры решения задач, лабораторные работы. Для повторения и подготовки к ЕГЭ по физике включен дополнительный раздел «Задачи». В учебниках большое внимание уделено истории становления и развития научных взглядов на изучаемые явления, что дает возможность глубже понять их физическую сущность. Дополнением к учебнику является рабочая тетрадь С.А.Тихомировой «Физика 10», «Физика 11», которая содержит задачи повышенного уровня сложности, примеры поэтапного их решения, комбинированные задачи уровня «С» в ЕГЭ, таблицы для заполнения учащимися, обобщающие материал по теме, тесты и проверочные работы для 4 вариантов.

Для работы в этом направлении я применяю следующие виды деятельности:

1. Редактирование рабочей программы по физике и поурочного планирования на основе программы С.А. Тихомировой для базового и профильного уровня обучения физике 10-11 классов.

2. Приобретение учебников издательства «Мнемозина» для учащихся:

С.А. Тихомирова, Б.М.Яворский «Физика 10 класс» (базовый уровень),

С.А. Тихомирова, Б.М.Яворский «Физика 11 класс» (базовый уровень),

С.А. Тихомирова, Б.М.Яворский «Физика 10 класс» (базовый и профильный уровни),

С.А. Тихомирова, Б.М.Яворский «Физика 11 класс» (базовый и профильный уровни).

3. Приобретение рабочих тетрадей к этим учебникам издательства «Мнемозина» для учащихся.

4. Объяснение нового материала с опорой на учебник и предложение домашнего задания из него, проведение лабораторных работ по описанию в учебнике.

5. Решение задач повышенного уровня сложности на уроках с применением рабочей тетради С.А.Тихомировой «Физика 10», «Физика 11» и предложение домашнего задания из нее, проведение проверочных работ в 4-х вариантах по рабочей тетради.

6. Проведение и анализ контрольных работ, присылаемых С.А. Тихомировой.

7. Ежегодный отчет С.А. Тихомировой о пилотировании учебников.

8. Проведены следующие формы уроков:

— лекции

-семинары

-практикумы: лабораторные и по решению задач

-конференции:

1. «Электромагнитные излучения и их применение»

2. «Оптика и изобразительное искусство»

3. «В мире элементарных частиц»

4. « Вселенная»

9. Проведены тестовые, контрольные и проверочные работы по темам:

1. Электромагнитная индукция

2. Электродинамика

3. Электромагнитные колебания и волны

4. Оптика

5. Фотоэффект

6. Атом и атомное ядро

7. Теория относительности

Результаты: Уровень обученности -100%

Выполняли на «4 и 5» –от 48 до 78%

10. Составлены компьютерные презентации к некоторым темам как силами учащихся, так и учителем.

Отчёт о ходе апробации учебника

«Физика. 11 класс» авторов С.А. Тихомировой, Б.М.Яворского учителем физики высшей категории Сурниной М.Р. ( МБОУ «СОШ №3» п. Сиверский)

Апробация проводилась в 2009-2010 учебном году.

Учебник «Физика. 11 класс» авторов С.А. Тихомировой, Б.М.Яворского рассчитан

на 2 урока физики в неделю. Поэтому использовался для изучения программы физики 11 класса в универсальной группе учащихся, где не предполагается сдача ЕГЭ по физике. Несмотря на это, 2 ученика универсального класса все-таки сдавали физику в формате ЕГЭ для поступления в ВУЗы в 2010 году. В связи с этим хотелось бы, чтобы в учебнике задачи подбирались из вариантов ЕГЭ (из части А и Б). В учебнике представлена полная программа физики 11 класса, что позволяет полностью выполнить учебный план.

На форзацах расположена нужная для учеников, часто используемая и наглядная информация: Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, спектры излучения и поглощения.

Очень много плюсов учебника я описала в прошлогоднем отчете об учебнике

«Физика. 10 класс» авторов С.А. Тихомировой, Б.М.Яворского. Эти же положительные стороны есть и в учебнике «Физика. 11 класс» тех же авторов. Но меня попросили сделать свои предложения, чтобы учебник стал еще лучше на мой взгляд. Поэтому я попытаюсь сделать это.

  • Хотелось бы объяснений устройства приборов, которые недавно вошли в нашу жизнь и стали широко применяться, на основе изучаемых явлений.
  • « Самое важное в главе» можно было бы сделать в виде опорного конспекта для лучшей наглядности. И после нескольких параграфов, объединяющих одни вопросы тоже хорошо бы обобщить теорию в виде схемы, опорного конспекта.
  • В п.5 «Магнитные свойства вещества» нет информации о диамагнетиках и парамагнетиках.
  • После п.7 «Магнитный поток» нет задач, хотя формулы в нем есть.
  • После п.8 «Правило Ленца» также нет задач, хотя бы качественных.
  • В п.10 «Индуцированное электрическое поле» можно было бы привести таблицу сравнения этого поля с другими.
  • В теме «Электромагнитная индукция» нет описания причин этого явления в движущихся проводниках.
  • После п.13, 14 «Механические колебания» нет задач, хотя формулы в них есть.
  • После темы «Механические колебания» можно было бы сделать обобщение.
  • После п.19 «Свободные электромагнитные колебания» нет задач, хотя в вариантах ЕГЭ качественные задачи о превращениях энергии часто встречаются.
  • После п.23 «Мощность переменного тока» нет задач, хотя формулы в нем есть.
  • В теме «Электромагнитные колебания» нет информации о емкостном и индуктивном сопротивлениях.
  • После п.28 «Звук» нет задач, хотя формулы в нем есть.
  • После темы «Механические волны» можно было бы сделать обобщение.
  • В п.41 «Спектры» нет информации о полосатом спектре излучения.
  • После п.41 «Спектры» нет задач, но в вариантах ЕГЭ есть задачи на понимание спектров разных веществ.
  • После п.43 «Дифракция света» нет задач, хотя в вариантах ЕГЭ задачи на понимание и знание формулы дифракционной решетки часто встречаются.
  • В п.45 «Инфракрасное и др. излучения» учащиеся спрашивают об устройстве пультов управления телевизором и др. приборами.
  • В п.44 «Поляризация света» говорится о получении «моментальных» снимков. Учащиеся интересуются подробностями их получения.
  • В главе «Элементы СТО» можно было бы привести качественные вопросы из ЕГЭ на понимание постулата о независимости скорости света.
  • В п.53 «Фотоэффект» нет формул с использованием задерживающего напряжения. В вариантах ЕГЭ задачи на понимание этого вопроса, а также графиков фотоэффекта, где надо определить красную границу, встречаются.
  • После п.55 «Фотон» нет задач, хотя формулы в нем есть.
  • В п.56 «Давление света» не указано численное значение давления света.
  • В п.57 «Химическое действие света» можно было бы добавить о таких примерах, как пожелтение бумаги, выцветание тканей, образование загара, а также фамилию Тимирязева как открывателя фотосинтеза.
  • В п. «Лазер» учащихся интересует устройство лазерной указки и лазерного шоу в воздухе.
  • В п.68 «Эксперименты в ядерной физике» можно было бы добавить устройство дозиметра.
  • В п.70 «Термоядерные реакции» можно было больше информации о советском ученом Сахарове как изобретателе водородной бомбы. Что подвигнуло его на это?
  • В п.71 «Биологическое действие радиоактивных излучений» не хватает информации об ионизирующем действии каждого вида лучей радиоактивного излучения. Такие вопросы встречаются в ЕГЭ.
  • Стоит ли включать вопросы астрономии в учебник физики? Может создать отдельный учебник астрономии для проведения элективных курсов по этому предмету? Учащиеся очень ждут этого предмета как отдельного урока и если в школе есть возможность для такого элективного курса, такой учебник был бы очень нужен. Таким образом, можно освободить место в учебнике для физики.
  • Хотелось бы иметь методическое поурочное сопровождение к учебнику.
  • Я очень надеюсь, что мои предложения не вызовут обиды автора, т.к. я очень благодарна С.А. Тихомировой за ее труды. Я не могла и мечтать, что подобные учебники физики будут существовать и будут разрешены для использования. Можно все оставить как есть, и работать и учиться по этому учебнику всем очень нравится! Большое спасибо С.А. Тихомировой за ее подвижничество!

    Было бы замечательно, если бы появился учебник физики для 9 класса автора

    С.А. Тихомировой. Хорошего учебника для 9-классников нет! А они сдают ГИА по физике. Им тоже нужна хорошая подготовка по этому предмету!

    Анализ контрольных работ по физике, проводимых в 11 универсальном классе Сиверской СОШ №3.

    Учащихся в классе 25 человек.

    Тема«Электромагнитная индукция»

    Писало 20 человек.

    Оценки: «5»-2 человека.

    Оценки: «4»-11 человек.

    Оценки: «3»-7 человек.

    Основные ошибки: недопонимание условий возникновения индукционного тока, незнание формулы ЭДС индукции, недопонимание явления самоиндукции, а также вычислитель-ные ошибки.

    Тема«Механические и электромагнитные волны»

    Писало 23 человека.

    Оценки: «5»-3 человека.

    Оценки: «4»-14 человек.

    Оценки: «3»-6 человек.

    Основные ошибки: непонимание явления интерференции волн, незнание формулы длины волны, частоты электромагнитных волн, а также вычислительные ошибки.

    Тема«Оптика»

    Писало 23 человека.

    Оценки: «5»-3 человека.

    Оценки: «4»-13 человек.

    Оценки: «3»-7 человек.

    Основные ошибки: неумение применить формулу преломления света, формулу тонкой линзы, формулу дифракционной решетки, а также вычислительные ошибки.

    Тема«Атомное ядро»

    Писало 24 человека.

    Оценки: «5»-3 человека.

    Оценки: «4»-15 человек.

    Оценки: «3»-6 человек.

    Основные ошибки: неумение применить формулу дефекта массы, незнание формулы удельной энергии связи, закона радиоактивного распада, а также вычислительные ошибки.

    8. Учителя-экспериментаторы об учебниках

    «ФИЗИКА-10», «ФИЗИКА-11» С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского

    • Учебники удивительно легко приняты и учителями, и учащимися. Доступность подаваемого материала, краткость изложения, красочность – их основные достоинства. Для классов общеобразовательных и гуманитарных это настоящая находка. Очень удобно, что тематическое планирование составлено для 2 и 3 часов преподавания физики в неделю. Отмечается повышение интереса учащихся к изучаемому предмету. Ученики гуманитарных классов, привыкшие рассматривать изучение физики только как напрасную трату времени, отмечали, что учебник не только понятен, но и интересен.

    Л.В.Зверева(методист Сочинского ЦРО, г. Сочи).

    • Проучившись два года по новым учебникам физики, ребята полюбили их, поверили в свои силы. В результате семь человек записались сдавать ЕГЭ по физике, а к началу апробации класс был слабым, никто не хотел сдавать ЕГЭ по физике. Л.И.Дубровская (СОШ № 5, г. Старая Русса, Новгородская обл.).

    • По общему мнению костромских учителей, большинство учебников физики напоминают плохой вариант вузовского пособия, а этот полностью отвечает требованиям на базовом уровне. В нём физика удачно «смыкается» с другими, казалось бы, далёкими от неё сферами. Привлечение сведений из литературы и истории не только делает изложение учебного материала живым, интересным, но и позволяет глубже понять физическую сущность явлений окружающего мира. Авторам удалось сделать учебник воспитателем гражданственности и патриотизма, он помогает формировать уважение к честному и самоотверженному труду учёного. Большинство учителей выразили готовность работать именно по этому учебнику.

    Л.И.Бурмистрова(методист Костромского ОИПКРО, г. Кострома).

    • Наконец-то в моей руке учебник, который я давно искала. Он нравится и учителям, и детям. Он прост и красочен, понятен и интересен. Он тихо вытеснил учебник физики Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, по которому я преподавала уже много лет (по выбору детей – им предлагали на выбор ряд учебников из школьной библиотеки). Он воплощает идею гуманитаризации образования. Я успешно использую его и в общеобразовательных классах, и в профильных – биолого-химическом, гуманитарном. Доступно изложен материал, сохранена научность, приятная и красочная полиграфия, интересные тексты. Он, как глоток свежего воздуха, на рынке учебников физики. В классе, где уже два года идёт его апробация, качество знаний выше на 10–15%. Этот учебник хочется читать, листать, рассматривать. На мою просьбу проанализировать учебник учащиеся откликнулись живо: в основном словами «интересный», «красочный», «понятный» (последнее слово – ключевое, поскольку резко сократилось число учебных часов, и ряд вопросов учащимся приходится рассматривать самостоятельно). О.В.Васина (МОУ лицей 28, г. Йошкар-Ола, Респ. Марий Эл).

    • Закончив курс физики для 10-го класса по новому учебнику, учащиеся так отозвались о нём: • Процесс обучения стал более интересным, т.к. информация воспринимается ёмко и цельно, без «каши» в голове. •Параграфов немного, и это позволяет легко ориентироваться в учебнике, он уже не кажется таким объёмным.

    • Учебный текст написан доступно, содержит практическую часть, что делает физику увлекательным предметом.

    • В упражнениях предлагаются задачи разной сложности, решая которые, мы не только применяем полученные знания, но и думаем логически, анализируем и приходим к ответу сами, иногда оригинальным способом.

    • Особенно приятно видеть иллюстрации к лабораторным работам, и наглядность помогает лучше справиться с заданием.

    Л.М.Язрикова(МОУ гимназия № 9, г. Тольятти, Самарская обл.).

    • Учебный материал изложен доступно и одновременно логично, что позволяет ученикам работать как под руководством учителя, так и самостоятельно. Физические идеи строго обосновываются на основе опытов, логических рассуждений. Научный уровень изложения высок, а используемый математический аппарат не сложен. Чёткие иллюстрации, яркие краски облегчают восприятие: много схем, которые помогают обобщать материал. Предусмотрен материал для ознакомительного чтения (отмечен **) и для повторения (отмечен *). Это позволяет использовать учебник при индивидуальном обучении. Учитель может рассматривать одни параграфы подробно, другие просто повторять, третьи – изучать с теми, кто хочет углубить свои знания. Исторический материал позволяет расширять кругозор. Указания к лабораторным работам конкретные, рисунки дают ясную картину проведения эксперимента. Эпиграфы подчёркивают важность эксперимента как основы познания природы. По учебнику вполне можно подготовиться к ЕГЭ. Т.В.Колегичева (методист Архангельского ОИПУ, г. Северодвинск), А.В.Кошкина (МОУ СОШ № 37, г. Архангельск).

    • Параграфы невелики по объёму, обозримы, что создаёт психологический комфорт для концентрации внимания и усвоения знаний даже теми, кто не склонен к интенсивной умственной «физической» деятельности. Материал изложен ясно, лаконично, с использованием необходимого математического аппарата. Авторам удалось найти удачное сочетание простоты, научности и доступности теста. Достаточное количество качественных и расчётных задач и лабораторных работ обеспечивает получение требуемого объёма практических умений, а высокий научный уровень изложения учебного материала позволяет сформировать прочную теоретическую основу.

    В.Ф.Мороко(методист Брянского ИПКРО, г. Брянск).

    Закончилась двухгодичная апробация в нашей школе учебника С.А. Тихомировой "Физика 10" и Физика 11". Готова поручиться, что учебник понравится тем, кому нравилось работать по учебнику Касьянова. Они совершенно не похожи, но, на мой взгляд, это уже более новые учебники. В учебнике С.А. Тихомировой есть все разделы стандарта, все вопросы. Это прослеживается в "Методических рекомендациях и тематическом планировании", где включен и стандарт. При личной встрече со Светланой Анатольевной я узнала, что готовится к печати новое издание "база-профиль". Рекомендую хотя бы ознакомиться с учебником, и вы поймете, что работать по нему удобно и приятно. Очень помогают рабочие тетради. И учитель имеет копилку заданий и контроля, и ученик может дополнительно заниматься даже самостоятельно. У меня в этом году 11-классники — больше гуманитарии. Занятия по учебнику Тихомировой не отвращали их от физики, а как раз наоборот. Цитаты, эпиграфы, стихи, репродукции картин содержатся в этом учебнике. Мой ученик сдал ЕГЭ в этом году на 65 баллов, обучаясь два года по учебнику С.А. Тихомировой.

    Галина Лужнова

    МОУ «Майская СОШ»

    П. Майский, Краснокамского муниципального района, Пермской области

    Апробация проведена в 11 классе (18 человек, 3 часа физики в неделю)

    Апробатор:

    Бородулина Нина Аркадьевна, пед. Стаж 32 года, 14 разряд, высшая категория, окончила в 1977 году физический факультет Пермского государственного университета.

    Считаю, что данное учебное издание полностью соответствует современным требованиям: обеспечивает возможность обучения на базовом уровне в соответствии с возможностями ребенка. Следует отметить полное соответствие компонентам государственного образовательного стандарта. Усвоение физики на базе данного комплекса, безусловно, обеспечило выполнение всех требований к уровню подготовки учащихся в старшей школе.

    Трудно найти достойные учебники, чтобы они были универсальными для учащихся с разными способностями, разным запасом знаний, с разными запросами. После введения экзамена на выбор только 30% учащихся занимаются физикой серьезно, другие считают , что им она не нужна и не будет нужна. Для того, чтобы обучать таких нужны особые учебники, привлекающие их внимание. Именно таким для моих учеников явились учебники Физика-10 и Физика-11 С. А. Тихомировой и Б. М. Яворского. Я сама всегда с желанием берусь за новый учебник. Вот и сейчас с удовольствием занималась по данным пособиям в 10 и 11 классе.

    В учебниках дано достаточно полное представление учебного материала (кроме обязательных тем включены параграфы для повторения и ознакомительного чтения); благодаря тщательному отбору содержания, изложение курса физики для средней школы дано кратко, в доступной форме на основе индуктивного метода обучения объясняется материал; реализуется гуманитарное направление изучения физики (приведены исторические экскурсы, эпиграфы к параграфам, фрагменты из художественных произведений, пословицы и загадки, в которых отображаются физические явления); в рубрике «Это интересно» даны занимательные сведения о связи физики с техникой и другими областями науки; красочные рисунки, репродукции картин известных художников обеспечивают наглядность представления учебного материала.

    Учебник 10 класса состоит из трех частей: механика, молекулярная физика и термодинамика и электродинамика. Учебник 11 класса также состоит из 3 частей: электродинамика (продолжение), физика XXвека, вселенная.

    Учебники хороши для гуманитариев, для классов занимающихся по 2 часовой недельной программе. У меня такой класс, где в основном подобрались учащиеся с гуманитарным складом ума, хотя класс считается общеобразовательным. В классе только 4 ученика, которые хотят глубже заниматься физикой. С ними других учебников никаких не использовала, а только углубляла практическую направленность, решали больше задач как качественных, так и количественных. (Использовала подборку задач ЕГЭ разных лет из частей В и С.) Это не составляет никакого труда, т.к. при блочно-модульном методе, который я использую, упор делается на расширение возможностей включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, их активизация.

    Авторам удалось пробудить интерес ребят к физике с помощью отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок. Эпиграфы в виде высказываний великих людей служат мотивацией к изучению данной темы. Исторические и литературные материалы помогают раскрыть суть физических явлений с неожиданной для учащихся стороны, так как «удивился, значит запомнил».
    Учебники написаны простым, доступным языком. Физические термины понятны, определения немногословны, соблюдается логика изложения учебного материала. Совершенно все в порядке с терминологией и символикой. Не встретилось ни одного понятия, которое я определила бы иначе.
    Каждый параграф заканчивается вопросами под рубрикой «Проверь себя», что побуждает даже слабых учащихся проверить свой уровень усвоения материала, а краткость и четкость формулировок вопросов, которые нацеливают на запоминание основополагающих понятий и законов и имеют практическую направленность.
    Иллюстративный материал крупный, удобный для восприятия учащимися. Яркие краски рисунков конкретизируют смысл изучаемого явления, усиливают восприятие через цветность.
    В лабораторных работах эпиграфы подчеркивают важность эксперимента как основы познания природы. Указания к работам четкие, а важную роль играют рисунки, которые дают ясную картину проведения эксперимента,а таблицы к ним организованы разумно и просто, что немаловажно для слабых учащихся.

    В конце каждой главы дано обобщение, с помощью которого легко быстро восстановить в памяти изученный материал при подготовке к зачету или контрольной работе.

    Материал, изложенный в учебнике физики 11 класса обеспечивает взаимосвязанное обучение по всем разделам физики. Охватывает необходимое предметное содержание курса, обеспечивает социокультурную направленность обучения.

    Учебник обладает чёткой внутренней структурой, обеспечивает возможность для систематизации и обобщения знаний по завершению каждого раздела.

    Учебник знакомит учащихся с фундаментальными физическими теориями как классическими, так и квантовыми. Последовательность тем и разделов выстраивается очень удобно, тем самым способствует реализации целей формирования общих учебных умений, навыков, способов деятельности и изучения предмета. Усвоению научной терминологии способствует четкость формулировок правил и понятий. В конце каждой главы даны очень кратко и доступно самые главные понятия, положения раздела. Это облегчает усвоение материала учащимися, каждое теоретическое положение подтверждается конкретными примерами. В содержании учебника отработаны межпредметные и внутрипредметные связи. Особое внимание уделяется фундаментальным и наиболее сложным вопросам школьной программы; представлены основные технические применения законов физики; рассмотрены методы решения задач.

    В содержание стандарта по физике на базовом уровне введены элементы астрономических знаний, необходимые каждому культурному человеку для формирования современных представлений о строении и эволюции Вселенной. Это стало необходимым в связи с исключением учебного предмета “Астрономия”, имеющего большое значение для формирования научной картины мира, из федерального компонента базисного учебного плана. В данном учебнике Тихомировой С.А. Яворского Б,М. есть глава «Строение Вселенной», где рассматриваются законы движения планет Солнечной системы, строение Солнца и звезд, эволюция звезд, галактики, современные взгляды на строение Вселенной, что очень интересно учащимся.

    Являясь ведущим средством обучения, учебный текст призван обеспечить оптимальные условия для самообучения и саморазвития обучающихся и предусматривать возможность интерактивности в учебном процессе.

    Изложение учебного материала способствует решению следующих педагогических задач:

    1) развитию логического мышления, памяти, речи (самое важное в главе, вопросы для самоконтроля);

    2) развитию способности объяснять физические явления, применять знания к решению практических задач (экспериментальные задания, лабораторные работы, задачи в учебнике и рабочей тетради);

    3) овладению методом научного познания (таблицы, рисунки, схемы);

    4) формированию научного мировоззрения (астрономические сведения, достижения науки и техники, история физики).

    Учебник обеспечивает возможность для приобретения теоретических знаний, но недостаточно, на мой взгляд, практических заданий по решению задач. Необходимо добавить число заданий в которых чётко определить уровень А, В, С в каждом упражнении.

    Немаловажно наличие рабочей тетради. В ней представлен весь спектр хорошо продуманных заданий и заготовки для всех лабораторных работ. Только проблема заключается в том, что у меня и моих учеников не было возможности использовать тетрадь: у учащихся не было тетрадей совсем, а я с содержанием тетради сама ознакомилась с подачи автора учебника. В следующем учебном году тетради будут, и это даст возможность по данному УМК легко готовить учащихся к ЕГЭ.

    А еще очень хотелось бы, чтобы предлагаемые лабораторные работы расположены были не в конце учебника, а после темы, в основной части, что бы подчеркивало ориентацию на практическое применение приобретенных знаний.

    Выводы

    1. Все разделы и параграфы усваиваются на оптимальном уровне.

    2. Данное содержание не требует упрощения.

    4. Все задания в учебнике доступны для всех в классе. Дети довольно успешно и быстро с ними справлялись.

    5. Нужно добавить задачи для продвинутых учащихся, для того чтобы не использовать дополнительные пособия.

    6. Привлекают следующие качества учебника:

    -доступность для всех учащихся содержания учебного материала

    — доступность задач

    -выделение главного в теме

    — соответствие Госстандарту

    — возможность формирования устойчивого интереса к предмету

    -сохранение преемственности по темам, по разделам

    — соответствие учебной программе

    Концепция учебника может быть реализована для личностно-ориентированного обучения. Предполагает процесс самообразования учащихся. Учитывает возрастные возможности.

    Данный учебник можно использовать при обучении на базовом уровне, так как он не требует дополнительной работы по коррекции объема и содержания учебного материала.

    По учебникам Физика -10, Физика-11С. А. Тихомировой и Б. М. Яворского издательского центра «Мнемозина», которые апробировала 2008-2009 в 2009-2010 учебных годах, планирую продолжить работу в дальнейшем.

    Характерной особенностью учебников является внимание, которое уделили авторы истории становления и развития научных взглядов на изучаемые явления, что даст возможность глубже понять их физическую сущность. Также приводится немало занимательной информации, призванной привлечь внимание к учебному материалу, — интересные исторические факты из жизни ученых, их оригинальные, образные высказывания, яркие примеры применения научных знаний. В содержание параграфов и упражнений включены отрывки из произведений художественной литературы, пословицы, загадки, в которых отражены те или иные физические явления. Это помогает по-новому взглянуть на привычный мир природных явлений и лучше усвоить изучаемый материал.
    Рабочая тетрадь, являющаяся дополнением к учебнику С. А. Тихомировой и Б. М. Яворского «Физика. 10 класс. Базовый уровень», включает в себя опорные конспекты, разнообразные вопросы, задачи, опыты и наблюдения, которые помогут учащимся лучше усвоить курс физики. Каждая тема заканчивается обобщением, тестом и проверочной работой. Помимо этих традиционных для изучения физики видов деятельности в рабочей тетради имеются задания, призванные повысить интерес к физике как учебному предмету.

    Как отметили по окончании семинара учителя, учебник привлекает тем, что
    — авторами используется эмпирический подход для преподнесения материала,
    — учебник не перегружен теорией,
    — прослеживается взаимосвязь с мировой художественной культурой.

    Анкета для учащихся

    1. Нравится ли тебе заниматься по учебнику?

    Да – 14 нет-2 не совсем -2

    2. Сможешь ли ты самостоятельно заниматься по учебнику?

    Да — 12 нет — 2 не совсем — 4

    3. Тебе не нравится учебник, потому что в нем:

    — нет задач для подготовки к ЕГЭ

    — нет задач повышенной сложности

    — мало примеров решения задач

    — нет тестов

    — некоторые вопросы изложены не в полном объеме

    — опять лабораторные работы в конце учебника, а надо сразу после параграфа

    — нет справочных материалов, нужны таблицы постоянных величин

    4. Твои пожелания авторам учебника:

    — сделать контрольные тесты прямо в учебнике

    -включить лабораторные работы сразу за соответствующим параграфом

    -включить задания повышенного уровня

    — включить в учебник справочные таблицы

    — включить в учебник примеры решения сложных задач (В параграфах разбираются очень простые задачи)

    — хотелось бы в учебнике иметь словарь терминов или предметно-именной указатель

    Спасибо авторам и издателям за яркий удобный формат учебника, (не занимает много места). В целом учебник понятный и интересный.

    Отчёт о ходе апробации учебника «Физика. 10 класс»

    авторов С.А. Тихомировой, Б.М.Яворского

    учителем физики высшей категории Ростовцевой Т.С.

    ( МОУ «СОШ №4 г. Тосно»).

    Апробация проводилась в 2008/2009 учебном году.

    Как театр начинается с вешалки, так и учебник (для учеников) начинается с внешнего вида и габаритов.

    Приятные тактильные ощущения возникают, как только учебник берёшь в руки. Пропорции страниц приближены к «золотому сечению», а яркий оранжевый цвет настраивает на праздник, который продолжается на страницах учебника.

    Прекрасно подобранные эпиграфы, отрывки из литературных произведений, загадки, пословицы, поговорки украшают серьезный материал, который доказательно приводят авторы. Это способствует гуманитаризации одного из труднейших предметов школьной программы. Обширные ссылки на исторические материалы, автобиографические данные – гуманизации. Исторические и литературные вставки помогают раскрыть суть физических явлений с неожиданной для учащихся стороны, что способствует пробуждению интереса к предмету и лучшего усвоения материала.

    Множество полезных схем, цветных рисунков также помогают доступно воспринимать изучаемую тему.
    Строгая логика изложения учебного материала, сочетающаяся с доказательностью изложения, определяет научность содержания.
    Почти после каждого параграфа есть вопросы под рубрикой «Проверь себя» и задачи. Удобно, что в упражнениях представлены задачи разного уровня сложности. Краткость и четкость формулировок вопросов нацеливают на запоминание основополагающих понятий и законов и имеют практическую направленность. Правда, хорошо бы сопроводить упражнения большим количеством примеров решения задач.

    Лабораторные работы сопровождаются четкие указаниями к работам, а рисунки дают ясную картину проведения эксперимента, что важно для учащихся.

    Приложение «Некоторые сведения о векторах» — настоящее подспорье при решении задач по кинематике, динамике и законам сохранения. Очень понравился подбор материала в приложении «Симметрия в природе, искусстве, физике и технике».

    Так как я широко применяю межпредметные связи в преподавании, материал учебника помогал мне в этом.

    В целом, работать с учебником было очень приятно.

    Т,С,Ростовцева

    9.Заключение

    Я предлагаю всем учителям физики обратить внимание на учебники «Физика -10», «Физика-11»С. А. Тихомировой и Б. М. Яворского издательского центра «Мнемозина», которые обладают очень многими достоинствами современных учебников и начинать работать по ним! Большим достоинством является реальная связь и общение с автором Тихомировой С.А., которая очень оперативно реагирует на все предложения и отвечает на все вопросы. А также несомненным плюсом является отсутствие на данный момент ГДЗ к этим учебникам и рабочим тетрадям.

    10.Список используемых источников:

    1. Сайт издательства «Мнемозина» www.mnemozina.ru

    2. Образовательный портал http://www.ucheba.com/pos_rus/baza/baz_fizik.htm

    3. fiz.1september.ru/articles/

    4. pkipkro.perm.ru

    5. ipk.admin.tstu.ru

    6. poipkro.pskovedu.ru

    7. Г.Н.Степанова, СПбГУПМ, г. С.-Петербург

    «Каким быть курсу физики в старшей школе?»

    Авторская концепция курса физики для 10–11-го классов.

    Файлы: Электрический ток.ppt
    Размер файла: 400896 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология