Автор конспекта:
Автор(ы): — Швалева Татьяна Александровна

Место работы, должность: — учитель МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цели урока:1.Обобщить знания по теме «Атмосфера».
2.Продолжить работу с календарем погоды.
3.Воспитывать наблюдательность и любовь к природе.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Герасимова, Т.П. Начальный курс географий

Используемое оборудование: —

Оборудование: карты погоды, календарь наблюдений за погодой, картины.

Краткое описание: — Урок для учащихся 6 классов на тему "Атмосфера"

Ход урока:

« Есть на все в программе мера,
Наша тема «Атмосфера»
Завершилась, как ни жаль,
И теперь зовет нас в даль
Повторение материала»

1.Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера,
Что такое атмосфера
Чем же сложена она.
Ученик отвечает.

А мы следим, за сменою ненастий
Морозов, снегопадов и дождей
Не меньше, чем за сменою династий
Парламентов, правительств и вождей.

Писал Ю Левитанский. Климат в переводе с древнегреческого означает наклон. Впервые этот термин ввел греческий ученый Гиппарх 2300 лет назад.
У нас в школе календари сохранились с 1985 года. И с 1985 года мы ведем наблюдения за погодой.
Что такое погода и климат? Как мы наблюдаем за погодой?
Ученик отвечает.

Для исследования элементов погоды нам помогали приборы.
На стене висит тарелка
На тарелке ходит стрелка
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
Что это за прибор? Какие еще приборы мы использовали при исследовании погоды?
Ученик отвечает.

При исследовании ветра мы отвечали на вопросы: где и что услышал, что почувствовал? Ответы были разные: «ветер шумит, поет, свистит, проносится сказочным джином. А вспомните и расскажите :Что такое ветер?
Причины ветра? Виды ветра? Да –ветер великий работник .Еще А.С.Пушкин сказал: «Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море..»
Ученик отвечает.

Ветер один из элементов погоды. Наука о погоде наз. метеорология. Возраст этой науки 23 века. Первый исследователь был ученый Аристотель, который жил в 4 в до н.э.. Один из своих трудов он назвал «Метеорология». Сейчас мы применяем это слово именно к науке о погоде. Метеорология очень стара и очень молода. Зародилась давно. Развивается и сейчас. У нас в Мари-Турекском районе в 1903 году открыли метеостанцию в пос.Нартасс. Перерыв был во время 1 мировой войны. В июле 1996 г переименована в метеопост. Сократили штат, так как наблюдении я за погодой ведут исскуственные спутники Земли.На основе данных метеопостов и спутника «Метеор» создают синиптические карты и делают прогноз погоды. Россиские метеорологи научились рассеивать туманы, предовратить град, разгоняют облака, вызывают искусственный дождь. Прогнозировать могут не только метеорологи, но и учащиеся нашей школы. Предвидеть будущую погоду можно, если постоянно следить за всеми изменениями погоды.

Ученики рассказывают о наблюдениях .

Взгляни на небосвод
Повсюду облака плывут..
В.Гюго

На доске картина Крымзова Николая Петровича «У мельницы». Эго картины «Гроза», «Туча» передают состояние природы и погоду.Что за облака изображены на картинах?
Ученик отвечает.
Вторая картина «Весеннее небо» В.К.Бялыницкий- Бируля написал. Какие облака изображены на картине?
Ученик отвечает.

Из облаков выпадают осадки. Белые облака- легкие,красивые. Темные тучи- угроза дождя или снега. Они вызывают чувство тревоги и беспокойства- точно переданные в пушкинских строках:
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь темна,
Еду, еду в чистом поле,
Колокольчик дид-дин-дин
Страшно, страшно, поневоле
Средь неведомых равнин.

Недолог век темных туч. Пройдет дождь и они исчезнут.Если раньше 20-30 лет назад, дождевая вода была чистой, то сейчас в результате загрязнения атмосферными вредными выбросами заводов стали выпадать кислотные дожди. Михаил Дудин пишет:
Плывет по небу облако
Неведомо куда
Под ним земля зеленая
И синяя вода
И дикий зверь от облака
Как бешенный бежит
Пшеница пригибается
И яблоня дрожит
Дождем исходит облако
Над степью золотой
И плачут в поле чибисы
Над мертвою водой.
Академик Берг пишет: « Как мне жаль ребятишек всего мира, которые с непокрытой головой бегают под летним дождем». От кислотных дождей гибнут деревья, урожаи, жизнь в водоемах, отрицательно сказывается и на здоровье человека.
2.Отгадайте загадки:
Скатерть бела весь свет одела.
Падает горошком , скачет по дорожкам.
И не снег и не лед, а серебром деревья уберет.
Серое сукно тянется в окно
Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает, других он подгоняет.
Шумит он в поле ив саду, а в дом не попадет, и никуда я не иду покуда он идет.
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.

3. Легкие вопросы:
Атмосфера-это не водная оболочка Земли, а ____
В каком направлении дуют с-з ветры______
Где в ясную погоду летом теплее- в лесу или в поле?
Бриз-это не город, а ____
Где всегда дуют только южные ветры__________
Где на Земле день всегда равен ночи, а Солнце бывает в зените дважды в году________

4. Писатели о временах года.
Марийские писатели:
Казаков М. Нынче утром наш двор
Словно желтый ковер
Вишневский С. Спит село, а снег летит кружится
Глянешь утром и не узнаешь двора.
Микай Г Солнце греет, тает снег,
И теплеет небосклон
Чавай С Ночка летняя пройдет, зарумянится восход

Русские писатели:
А.Пушкин Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года

Унылая пора, очей очарование
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увядание.
А.Некрасов. Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои
Что это за времена года ?

5. Итак мы с вами в тетради начертили календари погоды. Очень часто погода преподносит нам сюрпризы: то слишком теплая зима , то весьма холодное лето.
Домашнее задание: Установите причины, вызвавшие эти природные аномалии? Как можно предупредить последствия аномалий в нашем районе?

Файлы: урок в 5 кл..doc
Размер файла: 64512 байт.

Рубрики: География Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология