Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Татьяна Владимировна

Место работы, должность: — Ржаксинская сош №2 им. Героя Советского Союза Г.А. Пономарева, учитель географии

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Сформировать понятие «атмосферные осадки», выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

«Планета Земля» — автор: Лобжанидзе Александр Александрович

Используемое оборудование: —

Проектор, мультимедийный диск, компьютер, учебник, Интернет.

Используемые ЦОР: —

http://fcior.edu.ru/card/12280/slozhenie-i-vychitanie-smeshannyh-chisel-k1.html

http://learningapps.org/myapps.php

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f…

«География. Планета Земля». 6 класс

Краткое описание: — Этот урок позволяет закрепить полученные ранее знания об атмосферных осадках,познакомить с новыми терминами и понятиями, совершенствовать практические навыки по данной теме.

Структура и ход урока:

Таблица 1.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Погружение в тему с одновременной актуализацией знаний

(1 мин.)

(Фронтальный вид деятельности)

Ауди-видео трансляция материалов ЭОР … «География. Планета Земля». 6 класс

Восприятие аудио-видеоинформации

2

Формулировка целеполагания урока

(3 минуты)

Формулирует тему, цель урока

Открывают рабочие тетради и записывают тему урока.

3

Первичное осмысление нового материала — мозговой штурм

(8 мин)

Актуализация знаний:

Что такое атмосферные осадки ?

Для чего нужны атмосферные осадки?

Каким бывает атмосферные осадки?

Почему атмосферные осадки бывают разного вида и силы?

Почему люди чаще не любят когда выпадают разные виды осадков, а когда их нет, долгое время считают это стихийным бедствием?

Как сохранить чистоту атмосферных осадков?

Почему на Земле выпадает разное количество атмосферных осадков: где-то очень много, а где-то слишком мало?

Работают в парах. Поиск ответа на проблемные вопросы (слайды 1-5); просмотр видео-ряда ЭОР http://fcior.edu.ru/card/12280/slozhenie-i-vychitanie-smeshannyh-chisel-…

4

Изучение нового материала

(15 мин.)

1) Демонстрационный опыт.

— Представим, что перо — это капля воды (бросаем перышко и снизу дуем на него). В каком случае перо (капля) упадет на земную поверхность?

2) Работа над фрагментом фильма об образовании осадков.

Посмотрите фрагмент фильма и подготовьтесь к ответу на вопросы:

— Что такое осадки?

— Почему выпадают осадки?

— В каком мировом процессе участвуют осадки?

3) Выслушаем сообщения обучающихся о видах осадков (кратко с места).

Использование ЭОР – видеофрагменты «Град», «Конденсация»

Капля (перо) упадет в том случае, если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха.

Просматривают фильм и отвечают на вопросы:

— Осадки – это влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.

— Капельки Воды в облаках находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь. Осадки участвуют в Мировом круговороте воды.

— Виды осадков: дождь, снег, иней, крупа, морось, роса, изморось, град.

Учащиеся I варианта записывают виды осадков теплого, IIварианта – холодного времени года

3)Дождь, жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель размером от 0,5мм и более. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые осадки обычно кратковременные, с резкими колебаниями интенсивности, часто сильные; выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди выпадают из слоисто-дождевых (или слоистых) облаков, они более равномерные, более длительные, обычно менее интенсивные, чем ливневые.

— Морось, жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоят из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Капли падают с такой малой скоростью, что кажутся висящими в воздухе.

— Снег, твердые осадки, выпадающие в холодное время года из многих видов облаков, в особенности из слоисто-дождевых, высокослоистых, в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек; встречаются также игольчатые кристаллы, иногда 3-х или 12-лучевые звездочки.

— Град, осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, размеры, которых иногда с горошину или мельче, иногда до 15-20см в диаметре. Град выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков.

http://learningapps.org/myapps.php

— Крупа, твердые осадки в виде частичек неправильной (в отличие от снежинок) формы, снегоподобных или ледяны (снежная и ледяная крупа). Обычно наблюдается в переходные сезоны года (весна, осень), бывает зимой.

— Роса, капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи.

— Иней, тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающихся из водяного пара атмосферы на охлажденные поверхности, почвы, травы, предметы. Обычно образуется в ясные тихие ночи в холодный период.

— Изморось, термин, объединяющий два разных понятия.

1) Кристаллическая изморось, отложения льда в виде кристаллов на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду;

2) Зернистая или плотная снегообразная масса, образующаяся при тумане и ветре обычно на вертикальных или наклонных поверхностях с наветренной стороны, на столбах, опорах линий электропередач. Зернистая изморось может образовывать гребни с зубцами, направленных против ветра, длиной до 1-1,5м и часто создает нагрузки, из-за которых сооружения рушатся. Это явление широко распространено на Кольском полуострове.

Осенью преобладали дожди, в декабре, январе, феврале – снег, снег с дождем.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f…

5

Практикум

(10 мин)

1) Работа с текстом учебника.

— Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть? Открываем учебник и находим ответ на этот вопрос?

2)Работа над схемой «Виды осадков».

3)Проанализируйте диаграммы годового количества осадков осадков

4) Демонстрация осадкомера

Использование ЭОР (фото осадкомера)

Учитель рассказывает об устройстве осадкомера и демонстрирует данный прибор.

— Количество осадков измеряется с помощью осадкомера. Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Затем воду выливают в измерительный стакан и измеряю толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки в 7 и 19ч. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений.

Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца.

Что называют годовым количеством осадков? (отвечают дети с помощью учебника)

— Диаметр капли

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология