Автор конспекта:
Автор(ы): — Сахно Н.П.

Место работы, должность: — МБОУСОШ №8

Регион: — Тульская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

— сформировать у учащихся представления об атмосфере, основных ее слоях, о значении в жизни Земли, знакомство со способами изучения атмосферы, с экологическими проблемами атмосферы

— развивать мыслительные процессы, память, внимание наблюдательность.

-воспитывать интерес к окружающему миру, природным явлениям.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Физическая география. 6 класс. // М., Русское слово, 2011

2. Домогацких Е.М. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений. // М., Русское слово, 2008.

3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. // М., «ВАКО», 2007

Используемое оборудование: —

компьютер,экран, проектор, презентация «Состав, строение и значение атмосферы», приборы для изучения свойств и состава воздуха (цилиндр, свеча, чашка с водой, спички).

Используемые ЦОР: — }http://iwalk.ru/wp-content/uploads/2008/06/sky2.jpg небо
}http://www.klassika.ru/stihi/lomonosov/ Ломоносов
}http://biology.ru/course/content/chapter12/section3/paragraph1/theory.html биосфера
}http://osak6.narod.ru/himiya/5.html содержание кислорода в воздухе (опыт)
}http://festival.1september.ru/articles/624780/ мышь под колоколом
}http://www.astrolab.ru/cgi-bin/galery.cgi?id=2&no=1120 парниковый эффект
}http://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/chto-takoe-ozonovyj-sloj-i-pochemu-ego-razrushenie-vredno/ озоновый экран
}http://topreferat.znate.ru/docs/index-15780.html строение атмосферы
}http://www.16×10.ru/photo/animals/ptica_na_vetke_cvety_malenkie/4-0-17346 птица на ветке
}http://twilightsaga.ru/robertpattinson/92-fotografiya-roberta-pattinsona-ot-22-yanvarya-2010.html ливень
}http://kuzin.multiply.com/reviews выветривание
}http://900igr.net/kartinki/astronomija/Komety-3/017-Meteorit.html метеорит

Краткое описание: — 1. Воздушная оболочка Земли. Вид атмосферы из космоса. 2. Изучение газового состава атмосферы.Демонстрация опытов №1,№2,№3 3. Самостоятельная работа учащихся по изучению строения слоев атмосферы с использованием текста учебника и справочного материала. Коррекция и оценка знаний и навыков деятельности учащихся. 4. Решение задач по теме: «Изменение температуры воздуха с высотой». Географическая игра « Полет на воздушном шаре» IV. Способы изучения атмосферы. V. Закрепление новой темы. VI. Подведение итогов и домашнее задание.

Тема урока:«Атмосфера: ее состав, строение и значение».

Цель
Формирование у учащихся представления об атмосфере – воздушной оболочке Земли. Формирование умений пользоваться статистическими материалами, различными видами диаграмм, применять теоритические знания на практике, работать с тестами.

Задачи урока

1.Рассмотреть особенности состава, строения, значения и изучения атмосферы(презентация).

2. Сформировать экологическое мышление, познакомив учащихся с проблемами загрязнения атмосферы и способами сохранения ее чистоты.

3.Развивать умение высчитывать температуру воздуха на разных высотах.

4.Развивать речь и логическое мышление учащихся(сообщения учащихся о значении воздушной оболочки для жизни и деятельности человека).

5.Развивать умение прогнозировать изменения процессов и явлений, протекающих в атмосфере в результате хозяйственной деятельности человека.

Оборудование:

компьютер,экран, проектор, презентация «Состав, строение и значение атмосферы», приборы для изучения свойств и состава воздуха (цилиндр, свеча, чашка с водой, спички).

Тип урока:комбинированный,изучение новой темы с опорой на метапредметные связи (физика, математика, экология, биология).

Формы проведения урока

Повторение уже известных и знакомство с но­выми понятиями и терминами; работа с презентацией «Атмосфера 6 состав, строение и значение»; демонстрация опытов№1-2 «Изучение свойств воздуха»,№3 «Изучение доли кислорода в воздухе», работа с таблицей «Слои атмосферы и их особенности»; изучение диаграммы «Состав воздуха»; самостоятель­ная работа учащихся с текстом учебника; сообщения учащихся.

План урока.

I. Организационный момент.

  • Актуализация темы.
  • Изучение нового материала.
  • 1. Воздушная оболочка Земли. Вид атмосферы из космоса.

    2. Изучение газового состава атмосферы.Демонстрация опытов №1,№2,№3
    3. Самостоятельная работа учащихся по изучению строения слоев атмосферы с использованием текста учебника и справочного материала. Коррекция и оценка знаний и навыков деятельности учащихся.

    4. Решение задач по теме: «Изменение температуры воздуха с высотой». Географическая игра « Полет на воздушном шаре»

  • Способы изучения атмосферы.
  • Закрепление новой темы.
  • Подведение итогов и домашнее задание.
  • Ход урока.

    I.Организационный момент.

    II. Актуализация темы.

    Вспомните, из каких оболочек состоит наша планета?

    Проблемный вопрос:

    Почему оболочки Земли назвали именно « оболочками»?

    Какая из географических оболочек больше других повторяет контуры Земли? Какими свойствами обладает воздух? В каком слое атмосферы находится «кухня» погода?

    III. Изучение нового материала.

    Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти и многие другие вопросы. Изучимсостав и строение атмосферы, научимся определять температуру воздуха на разных высотах.

    От греческих слов пар и шар произошло название воздушной оболочки- атмосфера. Изучением атмосферы занимается метеорология. Изучает метеорологиягидрометеоры(дождь, снег, град),воздушные метеоры(ветер,пыльные бури), светящиеся метеоры(радуга, миражи) и т.д.(слайд-шоу).

    Из космоса атмосфера выглядит тонкой пленкой вокруг Земли. Воздушная оболочка вместе с Землей совершает суточное вращение вокруг земной оси, а также годовое движение по околосолнечной орбите. Атмосфера содержит большие запасы воды. Без нее жизнь на Земле была невозможна.Она бережёт планету от губительных излучений Вселенной, от смертоносных колебаний температуры, которые несёт в космос смена дня и ночи. Она поддерживает неугасимый огонь жизни, питая его кислородом.Лёгкая на вид атмосфера становится грозной преградой для пришельцев из космоса. В ней бесславно сгорают «каменные гости» — метеориты.

    Рассчеты ученых показали,что половина массы атмосферы сосредоточена в нижнем 5-километровом слое, а почти весь атмосферный воздух(99.5%) находится в нижнем 80-километровом слое. На значительных высотах воздух разрежен, но даже на высоте 500-800км воздух еще есть, о чем свидетельствуют полярные сияния(слайд-шоу).

    2. Изучение газового состава атмосферы. Демонстрация опытов №1,№2«Изучение свойств воздуха»,№3«Изучение доли кислорода в воздухе».

    Вопросы для беседы с учащимися:

    — Вспомните, какие газы входят в состав воздуха?Что вы знаете о свойствах воздуха?Вспомните с какими еще свойствами воздуха вы знакомы?(без цвета, без запаха, прозрачность, плохой проводник тепла,имеет вес, при нагревании расширяется.)

    Атмосферный воздух представляет собой смесь около двух десятков газов. К постоянным относятся азот и кислород (99%). Количество водяного пара,озона и других непостоянно.Выясним подиаграмме«Газовый состав атмосферы» в каких соотношениях находятся газы:

    1.Азот— 78,08%. .

    2.Кислород — 20,95% .

    3.Инертные газы — 0,94% .

    4.Углекислый газ — 0,03%.

    5.Водяной пар, случайные примеси (пыль, ам­миак, сернистый газ) —менее 0,01%.

    Как доказать, что в составе атмосферы содержится 1/5 часть кислорода? Проведем опыт, доказывающий это:

    Демонстрация опыта№1:

    1. Взять мерный цилиндр, с нанесенными на стекло штрихами, свечу в алюминиевой подставке, чашку с водой, спички.

    2. Свечу опустить в воду, поджечь и накрыть цилиндром.

    3. Вода в цилиндре поднимет свечу до первого деленияпосле того, как сгорит весь кислород в цилиндре

    4. Вывод: кислород занимает 1/5 часть воздуха.

    Демонстрация опыта №2:возьмем воздушные шарики, надуем их, попробуем сжать.

    Какие физические свойства воздуха мы обнаружили? Воздух имеет форму и объем, обладает упругостью.

    Демонстрация опыта №3:

    1. Взять пробирку с трубочкой, опущенной в стакан с водой.

    2. Нагреваю пробирку, что мы видим? (из пробирки по трубочке выходит воздух)

    Вывод: при нагревании воздух расширяется, поднимается вверх и охлаждается.

    Дальнейшие измерения температуры воздуха на различных высотах позволили выделить несколько слоев. Ученые установили, что существует 7 слоев атмосферы.

    Давайте попробуем выяснить что это за слои и найти их отличия. Работать будем группами. Одна из групп составит описание слоев атмосферы с использованием статьи учебника, а другая будет работать с раздаточным справочным материалом(см. Приложение). Обратить внимание на границы слоя и особенности состава, различные природные явления. Полученные результаты оформить в виде таблицы

    Название слоя

    Высота верхней границы, км

    Особенности слоя

    Проверим, что вы выяснили, слушаем рассказы 3 учеников и задаем им вопросы. Корректируем полученные знания, согласно соответствующим слайдам презентации.

    — Где содержится 80% воздуха? Где встречаются серебристые облака?

    — Есть ли у атмосферы верхняя граница? В каком слое наблюдается наибольшее содержание озона? Какое значение для живых организмов имеет этот газ? Что такое парниковый эффект?

    Сообщение учащегося «Озоновый слой».

    Жизнь на Земле существует потому, что она защищена от губительных космических излучений. Эту защиту создаёт слой озона, разновидности кислорода. При электрических разрядах (например, во время грозы) и под действием ультрафиолетового излучения Солнца к двум атомам кислорода в молекуле присоединяется ещё один – О3. Его запах знаком всем — вспомните ощущение воздуха после грозы. По-гречески слово «озон» означает «пахнущий».

    Основная масса озона в атмосфере располагается на высоте 20-25 км. Озон поглощает короткие волны солнечного спектра и практически не пропускает ультрафиолетовое излучение. Он не пропускает около 20% излучения, исходящего от Земли, а это препятствует охлаждению планеты. От содержания и перераспределения озона в атмосфере зависит жизнедеятельность всей биосферы.

    В 80-е годы 20 века учёные заметили уменьшение озона. Было установлено, что наблюдаемое накопление газа фреона в атмосфере может быть причиной разрушения озона. В 1987 году в городе Монреаль, в Канаде состоялась Международная конференция, посвящённая угрозе озоновому слою. Страны договорились о сокращении производства фреонов, заменять эти вещества на менее безопасные.

    4. Решение задач по теме: «Изменение температуры воздуха с высотой». Географическая игра « Полет на воздушном шаре»

    — В какой части атмосферы температура понижается при подъеме на высоту? (в тропосфере)

    Запишите в тетрадях: температурапонижается на 0,6 градусов на каждые 100 м высоты. Эту закономерность будет использовать при решении задач.

    Задача1. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +360С, высота его -7495 м?

    Высоту 7495м округлим до 7500 м.

    1) Узнаем, сколько раз по 1000 м содержится в 7500 м.

    7500: 1000 = 7,5 раз

    2) На сколько градусов понижается температура с высотой?

    -6 .7,5 раз = — 45 градусов

    3) Узнаем какая температура на вершине Памира?

    — 45+36= -9 градусов

    Температура воздуха на вершине Памира будет -9 градусов.

    Следующую задачу 2 решить самостоятельно с проверкой у доски. Будет ли лежать снег на вершине горы

    1 вариант-Камерун(4100м), 2 вариант-Килиманджаро(5895 м)?

    Географическая игра «Полет на воздушном шаре»

    А теперь мы полетаем на воздушном шаре над Землёй.Учащийся прикрепляет контур воздушного шара на чертёж к тому слою атмосферы, о котором идёт речь в описании, называя высоту над уровнем моря, на которой, согласно описанию, должен находиться шар. Кто первым хочет начать полёт?

    На какой высоте будет находиться воздушный шар, если температура воздуха равна + 70С, -80С, -200С, -380С (при условии, что у поверхности Земли — +100С) (Тропосфера у поверхности Земли- 500 м, 3км, 5км, 8км).

    IV. Как изучают атмосферу? Слайды презентации(метеостанции, радиозонды, метеорологические ракеты, метеорологические спутники Земли).

    Значение атмосферы в природе и жизни человека – обобщение знаний, полученных на уроке.

    V.Тесты и задания для проверки знаний и навыков,полученных на уроке:

    1.Какие газ входит в состав атмосферы в количестве 21%?

    1. 78%

    2. 21%

    3. 1%

    4. 0,03%

    2. Найди пару – описание и соответствующий слой

    Описание

    Название слоя

    1)Расположен озоновый слой

    А.Тропосфера

    2)Наблюдается редкое атмосферное явление — серебристые облака

    Б. Стратосфера

    3)Содержится наибольшее количество влаги

    В.Термосфера

    4)Воздух сильно разряжен, наблюдается его свечение(полярные сияния)

    Г. Мезосфера

    3.Какие приборы и механизмы используются для изучения атмосферы?

    а) Метеорологические станции;

    б) батискафы;

    в) радиозонды;

    г) эхолоты;

    д) сейсмографы;

    е) искусственные спутники Земли;

    ж) метеорологические ракеты;

    з) акваланги;

    и) гидрометеорологические центры.

    VI. Итог урока.

    Оценить работу учащихся на уроке и рассказать о подготовке к следующему уроку.

    Домашнее задание№18, ответить на вопросы дифференцированно: мотивированным учащимся – из рубрики «А теперь более сложные вопросы», а учащимся с низким уровнем мотивации – из рубрики «Проверим знания».

    Решить задачу.На какую высоту поднялся самолёт? Если за его бортом температура – 30 градусов, а у поверхности Земли +12 градусов? Творческое задание: изготовить модель барометра, термометра и флюгера.

    Приложение.Справочно-информационный материал

    Строение атмосферы

    Название слоя

    Высота верхней границы, км

    Особенности слоя

    Тропосфера

    8-10у полюсов,

    16-18у экватора

    Нижний, основной слой. Содержит 80% всего воздуха и 90% водяного пара. Температура убывает с вы­сотой

    Тропопауза

    Переходный слой. Толщина не более 2 км. Температура над полюсом -45°…-б5° С, над экватором -70° С

    Стратосфера

    50-55

    Повышено содержание озона. Температура повышается до 0° С

    Стратопауза

    Пограничный слой. Максимальная температура около 0° С

    Мезосфера

    80-85

    Сложные процессы приводят к све­чению атмосферы. Температура понижается

    Мезопауза

    Переходный слой. Минимальная температура около -90° С

    Термосфера

    800

    Воздух сильно ионизирован. Темпе­ратура воздуха на высоте 300 км достигает +12000 С

    Экзосфера

    Внешний слой с улетучивающими­ся атомами водорода. Температу­ра повышается до + 2500° С

    Файлы: АТМОСФЕРА.pptx
    Размер файла: 7354414 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология