Автор конспекта:
Автор(ы): — Ташимов Олег Альбертович
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 2, п. Усть-Камчатск, преподаватель-организатор ОБЖ
Регион: — Камчатская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Другое
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Учебные вопросы. 1. Характеристика опасностей, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиационном транспорте. 2. Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным и авиационным транспортом.
Тема урока: « Железнодорожный и авиационный транспорт».
— Учебные вопросы.
Цель. В конце урока учащиеся должны:
А) знать:
— об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиационном транспорте;
— правила безопасного поведения пассажиров во время следования данными видами транспорта;
Б) уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном и авиационном транспорте.
Основное содержание урока.
На сегодняшний день железнодорожный транспорт является самым распространённым видом передвижения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но тем не менее опасность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее километра тормозного пути.( Привести примеры ж\д аварий и катастроф.).
Опасными зонами являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Попросить школьников перечислить опасности, которым могут подвергнуться люди в этих местах. Обозначить совместно со школьниками причины этих опасностей.
Обучить учащихся как правильно и удобно расположить багаж в вагоне.
Провести ситуационный опрос для умения школьников ориентироваться в следующих ситуациях:
А) Вы опаздываете к поезду на посадку и не успеваете подойти к своему вагону. Ваши действия?
Б) Как себя вести в случае крушения поезда?
Совместно с учащимися выработать правила поведения при крушении:
— попытаться выбраться через окно своего купе;
— не думать о спасении своего багажа- жизнь дороже;
— не уходить далеко с места аварии; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть рядом со взрослыми;
— ни в коем случае не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой угрозы для жизни.
В) Что делать в случае пожара в поезде? ( Используем плакат « Железнодорожные аварии»).
При возникновении пожара: сообщить проводнику о пожаре; разбудить спящих пассажиров; эвакуироваться в передние вагоны; если это невозможно, уходить в задние вагоны, плотно закрывая за собой двери.
Если вас огнем отрезало от выхода: зайти в купе или туалет; плотно закрыть за собой дверь и открыть окно; дождаться помощи, привлекая к себе внимание.
Если потушить огонь невозможно: остановить поезд стоп- краном; выбить окна, открыть двери; при эвакуации помочь выбраться из вагона детям, инвалидам, затем выбираться самому(ой); отойти от горящего вагона; действовать по указанию начальника поезда и спасателей.
— — -2-
Задать школьникам вопрос: приходилось ли им летать на самолётах? Попросить рассказать о своих впечатлениях.
Известно, что современные самолёты надёжны и гарантируют безопасный полёт. Однако, совсем безопасных механизмов и машин пока нет и существует опасность их поломки и аварии.
Привести примеры авиакатастроф и аварий. Рассказать о правилах поведения в салоне самолёта во время полёта. Обсудить с учащимися некоторые критические ситуации и вместе составить план действий по выходу из них.(Используем плакат « Авиационные аварии».)
Ситуация 1.При аварийной посадке ваша задача- принять безопасное положение: тело согнуть, голову наклонить как можно ниже прикрыв её руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. Убрать от себя острые, колющие и громоздкие предметы, способные нанести ранения. По возможности надеть на себя теплую одежду. После аварийной высадки не паниковать, выполнять все команды экипажа самолёта, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покидать самолёт можно только через аварийные выходы. После этого нужно отойти на безопасное расстояние, так как не исключён взрыв самолёта. Действия должны быть четкими, быстрыми, осознанными- от этого зависит ваша жизнь и других людей.
Ситуация 2. При разгерметизации самолёта во время полёта у вас есть лишь несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, находящуюся над головой или в спинке переднего сиденья.
Ситуация 3. При пожаре на самолёте выполняйте команды экипажа. После приземления- быстро покиньте самолёт, направляясь к ближайшему аварийному выходу. Пробираться к нему надо на четвереньках и пригнувшись как можно ниже. Не следует спасать багаж, будьте решительны и дисциплинированы.
Заключение. Повторить основные положения урока, проверить, как усвоена тема, задать домашнее задание.
Файлы: Самопознание 5 класс.doc
Размер файла: 28672 байт.