Автор конспекта:
Автор(ы): — Бородина О.А.

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ№8" АГО

учитель

Регион: — Свердловская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — дополнительное профессиональное образование

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Цель мастер класса: актуализация межнациональных связей и отношений, национального самосознания и культуры как основ развития личности подростка средствами экспедиционно-поисковой деятельности.

Мастер — класс

«Время наблюдать жизнь»

Цель мастер – класса: актуализация межнациональных связей и отношений, национального самосознания и культуры как основ развития личности подростка средствами экспедиционно-поисковой деятельности.

Задачи:

— привлечь внимание педагогов к проблемам национальных культур уральских этносов;

— представить проект «Время наблюдать жизнь, реализуемый в МБОУ СОШ№8 АГО в рамках областной экспедиции «Лики многонационального Урала»;

— представить методические рекомендации в помощь руководителям экспедиции «Лики многонационального Урала»;

-определить способы выявления культурной информации на основе текстов детского фольклора;

— способствовать формированию толерантных отношений на основе изучения фольклорных текстов,

— развить интерес к познанию прошлого своего народа.

Содержание мастер — класса

Выставка под названием «Мир детства»;

Народная игрушка, национальные костюмы, украшения, стенды, фотографии, подготовить и спеть колыбельную 1 куплет и припев на национальном языке; представить национальное блюдо.

1. Сюжетно – ролевые игры ( знакомство с аудиторией)

Вспоминаем считалки перед игрой

2. Теоретическая часть

— Стремление возродить Россию неизбежно ставит вопросы самосознания «Кто мы?», «Куда идем?», «Какое общество строим?». В решении подобных вопросов не последнее слово принадлежит этническому менталитету.

— Изучение российской ментальности помогает глубже понять смысл отечественной истории, истоки российской государственности, духовности и патриотизма.

— Яркий пример проявления этнического характера языка – так называемое чувство родного языка.

— Привязанность человека к родному языку объясняется и тем, что у каждого народа существуют неповторимые ассоциации образного мышления, обусловленные особым семантическим наполнением каждого слова — культурными смыслами. Они закрепляются в языковой системе и составляют ее национальную специфику.

— Многонациональный состав и России, и в частности Урала, имеют свою культуру, язык, религию. Русский народ в своей основе имеет славянское начало, впитавшее в себя тюркское и финно-угорское этническое влияние, что нашло своё отражение в русском менталитете.

— Роль лингвистики. Лингвистика ХХI века активно разрабатывает направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации и познания.

— Истинными хранителями культуры являются тексты.

Параметры культурного текста:

• соответствие традиции

• устойчивость

• вариативность

• комплексность в представлении культурной семантики средствами разных кодов.

— Лингвокультурологические исследования могут быть плодотворны лишь при условии серьезного внимания к языку как к вербальному коду культуры и к языку как творцу культуры. В этой связи особое внимание должно быть уделено фольклорному тексту, поскольку фольклор, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксирует и передает от поколения к поколению культурные установки и стереотипы, эталоны, архетипы.

Цель мастер – класса:

Задачи:

3. Презентация проекта «Время наблюдать жизнь»

(актуальность: этнодемографическая характеристика, толерантность, с точки зрения филологии – текст, культурный код)

4. Методические рекомендации в помощь руководителям экспедиции «Лики многонационального Урала»

В самом начале необходимо уточнить значение слова «экспедиция» ( Словарь). Таким образом, экспедиция — это выезд группы людей в какую-либо территорию с целью сбора какой-либо информации по определенному заданию, теме. Но существует 2 способа собирательской работы:

1) экспедиционный 2) стационарный. По сравнению с экспедиционным стационарное исследование полнее и объективнее.

«Экспедиция» в нашем случае будет носить условный характер (совсем не обязательно куда-либо выезжать). Подобная экспедиция является одной из форм приобщения подростков к науке. Такая работа расширяет кругозор и повышает культурный уровень подростков, дает им первичные навыки исследовательской работы, знакомит их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

Что записывать

Фольклор — устное словесное поэтическое творчество народа; сложное, синтетическое искусство; тесно связан с народным бытом и обрядами. Детский фольклор объединяет различные жанры( таблица).

-Методы сбора

-3 заповеди фольклориста

-От кого записывать информацию

-Как вести записи

-Что могут включать в себя комментарии

Раздаточный материал:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф, ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой!

Увезли его в палатку,

Там стащил он шоколадку.

Привезли его в больницу,

Там стащил он рукавицу.

Привезли его домой,

Оказался он живой!

Интервью было взято 12 мая 2012 г. у Минникаевой Флориды Алмасовны, учителя физики.

Национальность: татарка, 44 г., образование: высшее, религия: мусульманка.

Во время интервью улыбалась и загибала пальцы, имитируя считалку.

Экетэ – пэкетэ,

Чукотэ – тэ,

Абэль – фабэль,

Чикирики, бикирики, Дэр мэне

Экс пукс, теме тук Наур.

Америка, Европа,

Англия, Китай,

А ну-ка вылетай!

Никонорова Валентина Васильевна, 46 л., родилась в Алтайском крае, работает на птицефабрике Рефтинской, национальность: русская, вера христианская.

Задумчивое лицо, рукой двигала как будто перечитывала. В конце добавила: «Эту абракадабру мы пересчитывали с сестрами, когда играли».

Улыбалась, этой считалкой они пользовались, когда играли в «пятнашки».

На златом крыльце сидели Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Макдак и три утенка.

Выходи – ты будешь Понкой

Климин Иван Григорьевич, 20 лет, родился в Каратау Бжальбульской обл., живет в Асбесте, мордвин, православная вера. Запись произведена 10.05.2012 г.

Когда он произносил эту считалку, показывал пальцем на меня и себя.

5. Теоретическая часть

— Считалки являются сегодня живым фольклорным жанром.

— История возникновения. Роль считалок.

— Позже считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок.

— Были записаны считалки в детских коллективах города Асбеста, а также у их родителей, педагогов школы (71 текст).

Практическая часть

Запись считалок коллегами в экспедиционные дневники

6. Выводы участников экспедиции по собранным считалкам

7. Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. А участие в экспедиции способствует формированию толерантных отношений на основе изучения фольклорных текстов. Расширяются знания об этническом, религиозном и культурном многообразии народов Свердловской области. Лингвокультурологическое исследование текстов расширяет и углубляет понимание и самой культуры, и языка (этноязыка).

8. Рефлексия (анкета)

Файлы: Ю.А.Гагарин_web.pdf
Размер файла: 1413320 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология