Автор конспекта:
Автор(ы): — Суханова Ольга Андреевна,учитель биологии первой квалификационной категории

Место работы, должность: —

учителя биологии и химии МБОУ«Кубасская средняя общеобразовательнаяшкола» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Цель урока: сформировать представление о внешнем и внутреннем строении рыбы

Задачи:

Образовательные:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях обитания;
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • продолжить формирование представления о позвоночных животных на примере речного окуня, об особенностях внутреннего строения рыбы, связанных с водным образом жизни.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб;
  • уметь сравнивать особенности строения рыб;
  • уметь работать с ресурсами интернета и дополнительной литературой;
  • развивать навыки наблюдения за природными объектами

Воспитательные:

  • экологическое воспитание: познакомить с биологическими основами и современными задачами рыболовства и рыборазведения, показать влияние человека на численность рыб;
  • воспитание здорового образа жизни: убеждение обучающихся в необходимости правильного питания, употреблять рыбу как калорийную и диетическую пищу;
  • этическое воспитание: правильно вести себя за столом, при употреблении рыбы пользоваться отдельным ножом

Этапы работы

Содержание этапа

I.Организационный момент.

Звучит музыка «Закат», в исполнении группы «Инструментальные хиты»

Цель: создать доброжелательную рабочую атмосферу в классе, способствовать созданию положительного эмоционального настроя учащихся на урок;

содействовать формированию экологического мышления учащихся

Задачи:

-проверить готовность

рабочего места ученика,

— сосредоточить внимание учащихся,

— сконцентрировать зрительную, слуховую, смысловую память ребенка

I.Организационный момент

На доске: крупно написана тема урока, эпиграф, размещены таблицы, приготовлены компьютер, презентация, проектор.

На предметном столах учащихся аквариумные рыбки, тесты, карточки для групповой работы.

Включается магнитофон, звучит восточная инструментальная музыка «Закат» в исполнении группы «Инструментальные хиты»

Урок начинается со вступительного слова учителя. Он приветствует учащихся, отмечает, какая чудесная, солнечная погода, говорит о том, что сегодня на уроке мы тоже будем говорить о прекрасных созданиях природы. Желает всем получить хорошие оценки, старательно поработать на уроке.

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель: активизировать деятельность класса, через работу учащихся в парах, добиться вклада каждого ученика в решении задачи оценивания не только учителем, но и обучающимися

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Тестирование. Работа в парах.

Цель: вспомнить основные признаки типа Хордовые;

дать характеристику эволюционного значения представителей данного типа;

актуализировать знания о том, что признаки данного типа способствовали освоению особями различных сред обитания

III. Изучение нового материала.

Цель: добиться, чтобы обучающиеся сформулировали тему урока

Цель: подвести обучающихся к выводу, что внешнее и внутреннее строение рыб соответствует водной среде обитания

Наблюдение за движением аквариумных рыб

Цель: обозначить перед учащимися проблему, для успешного решения ее в процессе урока

Изучение внутреннего строения рыбы

Цель: на примере изучения внутреннего строения рыб показать обучающимся усложнение организации типа Хордовых

Систематика рыб

Цель: показать принцип систематики рыб по наличию у них хорды и позвоночника

Размножение рыб

Цель: обозначить перед учащимися проблему, для успешного решения ее в процессе урока

Физкультминутка

Цель: учитывая психологические особенности подросткового возраста предложить учащимся в игровой форме простейшие упражнения лечебной гимнастики по укреплению

опорно — двигательной системы.

Значение рыб

Обучающимся дано опережающее задание с целью: научить их владеть информационно-компьютерными технологиями, умению работать с дополнительной литературой

Экология и рыбы

Экологическое воспитание учащихся.

Цель: формирование ответственного отношения учащихся к природной среде, необходимости ее охраны,

активизация познавательной активности школьников в решении экологических проблем

Экологическое воспитание учащихся.

Цель: формирование ответственного отношения учащихся к природной среде, необходимости ее охраны.

III. Изучение нового материала.

Учитель:отгадайте следующую загадку:

• Есть голова, да нет волос;

Есть глаза, да нет бровей;

Перья есть, да не летает,

В холоде не зябнет и жары не боится. (Рыба.)

Учитель:В современной фауне насчитываются около 20-22 тыс. ви -дов рыб. Они распространены по всем водоемам земного шара, некоторые приспособились жить в периодически мелеющих и даже полностью пересыхающих водоемах (караси, вьюны, двоякодышащие африканские рыбы и др.). Рыбы населяют водоемы с разной соленостью воды, кроме пересоленных, и с разным температурным режимом. Некоторые виды (карась, линь и др.) выдерживают промерзание водоемов, а замечательная калифорнийская рыбка Cyprinodon macularis (из карпозубообразных) живет в горячих источниках при температуре воды около 50 С. Илистые прыгуны, живущие в прибрежных тропических
водах и питающиеся насекомыми, способны выходить из воды и ползать или прыгать по илу и наклонным стволам деревьев (передвигаются при помощи хвоста и грудных плавников).
* Внешнее и внутреннее строение рыбы, приспособление к водной среде обитания.

Цель:

— Изучить внешнее и внутреннее строение рыб;

— Основные системы органов рыб;

— Усложнение организации хордовых в процессе эволюции

Рыбы — наиболее древние первичноводные челюстноротые позвоночные, органами движения которых являются парные и непарные плавники. Они обитают в морской и пресной воде. Рот рыб ограничен челюстями, дыхание осуществляется с помощью жабр, Обонятельные отверстия парные. У всех рыб, кроме двоякодышащих, имеется один круг кровообра- щения, сердце состоит из предсердия и желудочка. Температура тела переменная. Гидростатическим органом рыб является плавательный пузырь. У многих рыб развиваются органы боковой линии.

· Наблюдение за движением аквариумных рыб

Цель:обучающие должны выяснить: наличие у рыб парных и непарных плавников, их роль в движении рыбы

Вопросы.

1.Как передвигаются рыбы?
2.Что помогает им в движении?

3. Какие плавники расположены на спинной и брюшной стороне рыб?

Учитель:Движение рыб осуществляется за счет изгибания тела и с помощью парных и непарных плавников. Основания плавников достаточно подвижно соединяются с осевым скелетом. Наружные лопасти плавников поддерживаются костными или хрящевыми плавниковыми лучами. Парных плавников две пары: грудные и брюшные. Грудные плавники расположены за жабрами, а вторые — в разных местах брюшной поверхности. У немногих видов рыб брюшные плавники редуцируются. Парные плавники поддерживают тело рыбы в горизонтальном положении и служат рулями поворота и погружения на глубину.Брюшные плавники, например у бычков, срослись и образуют присоску, при помощи которой рыбы удерживаются на дне. Очень длинные грудные позвонки летучих рыб образуют несущие плоскости, на которых они планируют над водой. В поступательном движении рыб основную роль играет хвостовой плавник. Одновременно он служит рулем поворота и участвует в погружении животного. Спинные и анальные плавники являются в основном стабилизаторами направления движения, но участвуют и при поворотах тела рыб. Большинство рыб имеет обтекаемую форму тела, спющен- ную с боков. Но есть рыбы придонные, имеющие тело,
сплющенное в спинно-брюшном направлении. Быстро плавающие рыбы (лососи, судаки, акулы) имеют удлиненное,
торпедообразное тело.

* Изучение внутреннего строения рыбы

Цель: отметьте усложнение внутренней организации рыб по сравнению с животными ранее изученных классов

1. Пищеварительная система

2. Кровеносная система

3. Дыхательная система

4. Нервная система

· Систематика рыб

Цель: обратите внимание по каким признакам классифицируют рыб

Современных рыб обычно подразделяют на два класса:
хрящевые и костные. Каждый из них, в свою очередь, делится на подклассы: Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Лучеперые
Кистеперые,Двоякодышащие.

Разнообразию заселенных рыбами водных биотопов соответствуют большие различия в величине, форме тела и образе жизни: есть рыбы-великаны (китовая аула имеет
длину до 20 м и массу 15-20 т, скат манта — массу 2-3 т при диаметре 7 м, белуга в Каспийском море достигает
длины 5,5 м и весит до 1,5 т и др.) и мелкие (филиппинский бычок достигает — 1,5 см, а морская собачка — 1,2 см).
Наряду с китообразными и крупными головоногими моллюсками они завершают цепи питания, являясь
конечными (основными) потребителями водных организмов. Рыбы имеют разнообразную форму тела, что объясняется условиями их обитания и образом жизни.
* Размножение рыб

Цель: сопоставляя различные факты и свои жизненные наблюдения обучающие должны ответить на вопросы:

1.Как размножаются рыбы?

2.Встречаются ли у них живорождение?

3. Какое это имеет значение?

Ожидаемые ответы.Большинство рыб раздельнополы, но есть и гермафродиты. У рыб развито икрометание, но есть и живородящие виды.

Физкультминутка

Ребята, вам предлагается физкультминутка «Елочка», вы должны повторять за ней движения.

· Значение рыб

Выступление обучающихся в роли:

1.. Врача – диетолога

2.Ихтиолога

3. Повара

Рыбы имеют огромное значение, так как являются ценным пищевым продуктом и техническим сырьем.

* Экология и рыбы

Выступление обучающихся в роли:

1.Инспектора рыбнадзора

2. Эколога

3. Рыбака – любителя

движением длинного анального плавника может наклонять передний конец тела вниз, что необходимо ему в
поиске пищи. Щуке отодвинутые к заднему концу тела спинной и анальный плавники помогают сделать
стремительный бросок на добычу из засады. Рыба удильщик с помощью удлиненного переднего луча спинного
плавника привлекает добычу. Плавники рыб выполняют много разнообразных функций, которые определяются
особенностями существования вида.

Покровы рыб образованы кожей, состоящей из многослойного эпителия и подстилающего волокнистого
соединительнотканного кориума. Эпидермис содержит многочисленные железы, выделяющие слизь, уменьшающую трение и защищающую от проникновения инфекций. Тело рыб покрыто чешуей, имеющей разное строение. У акул и скатов чешуя плакоидного типа (содержит дентин и
эмаль, в середине чешуи есть полость), на челюстях чешуи видоизменены в зубы. У осетровых рыб по хребту, бокам и границе боков и брюха расположены 5 рядов костных
пластинок — жучков, а хвост покрыт ромбической ганоидной чешуей (костная пластинка, покрытая дентиноподобным веществом — ганоином), характерной для древних и ряда костных рыб.

Костистые рыбы покрыты костной чешуей, чаще всего,
имеющей вид тонких, налегающих друг на друга пластинок различной формы. Пластинки в коже сидят наклонно, образуя в большинстве случаев правильные ряды. При неравномер -ном росте рыбы в течение года на чешуйках образуются концентрические кольца: широкие соответствуют интенсивному росту рыбы, узкие образуются в сезон замедления роста. По кольцам на чешуе можно определить возраст рыбы. У некоторых рыб (окунеобразных, например) по краю чешуйки развиты зубчики. Иногда чешуя рыб видоизменена в шипы, иглы, костные щитки и другие
образования.

Клетки нижних слоев эпидермиса и клетки кориума содержат пигменты, придающие рыбам разнообразную
окраску, определяемую условиями существования Серебристая окраска и металлический блеск чешуи
обусловлены наличием иглистых кристаллов особого вещества — гуанина, способного отражать падающий свет.Строение скелета рыб связано с уровнем их организации. У более древних (осетровых, двоякодышащих и некоторых других) рыб в течение всей жизни сохраняется хорда, а позвонки представлены только хрящевыми дугами.

У костистых остатки хорды сохраняются только между позвонками (у взрослых форм); у хрящевых (акулы, скаты) — скелет хрящевой, череп, позвоночник и пояса плавников в
основном хрящевые, но хрящевой череп покрыт панцирем из плоских накладных костей; кости имеются и в поясе грудных плавников. У костистых рыб скелет состоит в основном из
костных элементов.

Скелет рыб состоит из черепа, позвоночника, связанных с ним ребер, костей и хрящей плавников и их оснований. Череп подразделяется на мозговой и висцеральный отделы Последний образован костными или хрящевыми челюстями, подъязычной дугой и жаберными дугами. У большинства рыб жабры прикрыты жаберными крышками (жаберные крышки отсутствуют у акул и скатов). Позвонки хрящевых и костных рыб двояковогнуты, их верхние дуги образуют спинномоз -говой канал, а нижние дуги хвостовых позвонков — канал, в котором располагаются кровеносные сосуды. Позвонки
туловища рыб имеют парные ребра, свободно оканчивающиеся в мускулатуре стенок тела, их хвостовые
позвонки ребер не несут.

Пищеварительная система костных рыб устроена более сложно, чем хрящевых, что сопряжено с различием в
потребляемой пище. Пищеварительный тракт рыб делится на три отдела: передний (ротовая полость, глотка и пищевод), средний (желудок, тонкая кишка, пищеварительные железы,
печень и поджелудочная железа) и задний (задняя кишка).

У большинства рыб зубы расположены на челюстях и на
верхнем небе, у некоторых — в глотке и других местах, у цельноголовых развиты зубные пластины; у карповых
зубов нет, но на последней жаберной дуге у них находятся костные выросты, вдающиеся в полость глотки -
глоточные зубы.

У планктоноядных рыб (сельди, сиги,
толстолобики и др.) жаберные тычинки
образуют цедильный аппарат,
задерживающий из воды, проходящей
через жабры, мелкие организмы,
короткий пищевод ведет в желудок. У
карповых желудка нет. Длина
кишечника рыб зависит от характера
пищи: у хищных рыб он значительно
короче, чем у растительноядных. У
ряда рыб в кишечнике образуются
особые выросты — пилорические
придатки, увеличивающие
всасывательную поверхности кишки.
Печень и поджелудочная железа
вместе с железами кишечника
выделяют ферменты, способствующие
перевариванию пищи, слюнных желез у
рыб нет.

Плавательный пузырь, образующийся у
костных рыб (его нет у акул и других
хрящевых рыб, которые тонут, если не
будут находиться в движении) как
вырост глотки еще у эмбрионов,
расположен в спинной части тела. У
некоторых рыб он остается связанным
каналом с глоткой в течение всей
жизни (открытопузырные), у других эта
связь нарушается через несколько дней
после выклева (закрытопузырные).
Плавательный пузырь — тонкостенный
полый орган различной формы и
строения, наполненный газом.
Изменение объема плавательного
пузыря влечет изменение удельного
веса рыбы, что облегчает ее
пребывание в различных слоях толщи
воды. Объем газа в пузыре
регулируется выделением его из крови
с помощью особого сплетения
капилляров — так называемого
"красного тельца" и сети капилляров в
стенках пузыря. Плавательный пузырь
отсутствует у донных рыб и рыб,
совершающих быстрые вертикальные
перемещения (у акул, например).

Основные органы дыхания рыб -
жабры. У акул и скатов жаберные
щели разделены межжаберными
перегородками и открываются наружу
отдельными отверстиями. На передней
и задней стенках жаберных
перегородок находятся жаберные
лепестки, имеющие густую сеть
кровеносных сосудов. У костистых рыб в
отличие от хрящевых образуются
подвижные костные жаберные
крышки, у них редуцированы
межжаберные перегородки и
жаберные лепестки сидят попарно на
жаберных дугах, жаберные полости не
разделены перегородками и прикрыты
сверху жаберными крышками.
Газообмен между водой и кровью в
жаберных лепестках осуществляется с
помощью многочисленных капилляров.
Через жабры удаляется углекислый
газ и некоторые продукты метаболизма
(мочевина, аммиак). Жабры участвуют
в солевом и водном обмене. У костных
рыб, обитающих в условиях
постоянного дефицита кислорода,
имеются добавочные органы дыхания:
через кожу поступает менее 10%
кислорода (иногда до 20-30%, у
вьюнов, илистых прыгунов — до 85%);
рыбы могут захватывать кислород ртом;
у некоторых сельдевых и сомовых над
жабрами в глоточной области
развиваются полые камеры с сильно
развитой складчатостью, в которых
усваивается кислород, захваченный
ртом; у ряда карповых (пескарей,
щиповок и др.) дыхание
осуществляется с помощью участков
кишки, где нет пищеварительных
желез. В газообмене рыб участвует и
плавательный пузырь. У кистеперых и
двоякодышащих (кроме рогозуба)
парный плавательный пузырь служит
легким. У аквариумных рыбок
макроподов имеется особый
лабиринтовый аппарат,
сообщающийся с глоткой, которым
животное заглатывает воздух и где
усваивается кислород.

Кровеносные системы хрящевых и
костных рыб сходны. У всех рыб, кроме
двоякодышащих, один круг
кровообращения, сердце
двухкамерное — предсердие и
желудочек. У костных рыб есть
венозный синус, из которого кровь
поступает в предсердие, а оттуда в
желудочек, у двоякодышащих,
осетровых, хрящевых и др. от
желудочка отходит артериальный
конус, имеющий полулунные клапаны,
от которого отходит брюшная аорта,
несущая кровь к жабрам. От жабер
окисленная кровь по жаберным
артериям, спинной и сонной артериям
поступает в голову и органы тела, а
насыщенная углекислым газом кровь
направляется к сердцу,
предварительно пройдя через почки и
печень.

Количество крови у рыб в сравнении с
наземными позвоночным невелико.
Эритроциты крови рыб имеют
овальную форму и содержат ядра. У
рыб, живущих в водоемах, бедных
кислородом, или в среде с его резкими
колебаниями, гемоглобин крови
способен поглощать кислород даже
при малом его содержании, тогда как у
рыб, обитающих в среде, богатой
кислородом, гемоглобин может
связывать кислород только при
значительном его количестве.

Кроветворные органы рыб — селезенка
и соединительная ткань почек.
Лимфатическая система костистых рыб
слагается из парных сосудов,
располагающихся по бокам спинной
аорты, и сети мелких сосудов,
принимающих лимфу из тканей тела и
направляющих ее в спинные сосуды.
Лимфатических желез у рыб нет.

Наиболее своеобразна кровеносная
система двоякодышащих рыб.
Поскольку у них развивается легочное
дыхание наряду с жаберным, в
предсердии и желудочке появляется
неполная перегородка. В левую
половину попадает кровь из легких, а в
правую открывается венозная пазуха.
Перегородка затрудняет
перемешивание крови в предсердии.
Первой из желудочка выходит
артериальная кровь, которая
доокисляется в жабрах и направляется
к голове и органам. Венозная кровь из
правой части предсердия также
доокисляется в жабрах и частично,
через легочную артерию попадает в
легкие. Большой и малый круг у
двоякодышащих мало разобщены. Это
делает возможным одновременное
использование жаберного и легочного
дыхания. При достаточном содержании
кислорода в воде газообмен
происходит в жабрах, легкое не
функционирует, получая артериальную
кровь.

Органами выделения рыб являются
парные почки. Они не только выводят
продукты распада, но и обеспечивают
физико-химическую устойчивость
организма — осмотическое давление и
кислотно-щелочное ионное
равновесие. Парные мезонефрические
(туловищные) почки лежат ниже
позвоночного столба. Мочеточники
правой и левой почек сливаются,
образуя мочевой пузырь,
открывающийся мочевым отверстием (у
двоякодышащих — в клоаку). У
пресноводных рыб хорошо развиты
боуменовы капсулы, у морских костных
рыб они меньше, а у некоторых рыб
они редуцированы (агломерулярные
почки). В выведении продуктов
распада участвуют, кроме почек,
кожа, жаберный аппарат,
пищеварительная трубка, печень.
Конечным продуктом распада
азотистых веществ является аммиак.

Выделение продуктов распада у рыб
тесно связано с водно-солевым
обменом, обеспечивающим
постоянство внутренней среды. У
морских и пресноводных рыб эти
процессы протекают различно.
Пресноводные рыбы живут в
гипотонической среде (осмотическое
давление в их тканях выше
осмотического давления пресной воды),
поэтому вода проникает постоянно
через кожу внутрь и организму рыбы
грозит «обводнение». Через почки
лишняя вода выводится; потери солей
при этом компенсируются активной
реабсорбцией солей в почечных
канальцах и поглощением солей
жабрами из внешней среды, часть
солей поступает с пищей. В море рыбы
находятся в гипертонической среде,
грозящей им «иссушением» вследствие
потерь воды через кожу, жабры, с
мочой и фекалиями; некоторое
повышение осмотического давления в
крови и тканях по сравнению с
пресноводными рыбами не может
предотвратить эти потери. Поэтому у
рыб возник свой механизм регуляции:
уменьшилось число клубочков в почках
(а у части видов они совсем исчезли), и
стало выделяться мало мочи, а
железистые клетки почечных
канальцев увеличили выброс
мочевины и других продуктов
азотистого обмена. Выделяют соли и
жаберные лепестки. Морские
костистые рыбы пьют морскую воду, а
избытки солей, поступившие при этом в
организм, удаляют через жабры и
каловые массы. У хрящевых морских
рыб выработался механизм удержания
воды в организме за счет повышенния
содержания в крови мочевины и
некоторых солей. Это позволяет
хрящевым рыбам повысить общее
осмотическое давление крови и тканей
и практически уравнять его с
осмотическим давлением окружающей
среды.

Рыбы, как правило, раздельнополы, но
есть среди них и гермафродиты
(морской окунь). Яичники самок
содержат большое количество
фолликул, в каждом из которых
развивается яйцо. У акул, скатов,
осетровых рыб созревшие яйца из
яичников выпадают в полость тела и
увлекаются движениями ресничек в
воронки яйцеводов, которыми являются
мюллеровы каналы. У акул и скатов
оплодотворение происходит в половых
путях самки, куда сперма вводится с
помощью копулятивного аппарата.

У костистых рыб в процессе развития
сначала атрофируются, а затем
образуются вторично яйцеводы, одним
концом срастающиеся с яичником, а
другим — открывающиеся наружу. У
некоторых лососевых яйца выпадают из
яичников в полость тела, а оттуда
выходят наружу через особые половые
поры на брюхе. Оплодотворение у рыб
в большинстве случаев наружное, у
немногих видов оно внутреннее. Для
многих акул и скатов характерно
яйцеживорождение: оплодотворенные
яйца задерживаются в маточных частях
яйцеводов, а развитие яйца
происходит за счет энергетических
запасов самого яйца. Но у некоторых
акул и скатов наблюдается настоящее
живорождение, когда между
зародышем и материнским организмом
возникают тесные связи — развитие
своеобразной плаценты. Голомянки
Байкала отрождают в момент
икрометания уже личинок.

Плодовитость у рыб в среднем много
выше, чем у наземных позвоночных, что
определяется высокой смертностью,
особенно гибелью икры и мальков.
Больше икры всего выметывают
пелагические виды рыб. Развитие у
большинства рыб идет с
превращением — из яйца выходит
личинка, отличающаяся от взрослого
организма. Сначала личинка питается
остаточным желтком, а позже
переходит на активное питание. У
некоторых рыб личинки имеют
наружные жабры, впоследствии
исчезающие.

Ряду рыб свойственна забота о
потомстве. Плодовитость таких рыб
обычно сокращается. Рыбы могут
вынашивать икру в ротовой полости
(мелкие сомовые). У самцов морских игл
и коньков (колюшкообразные) на
нижней стороне тела развивается
образованная складками выводковая
сумка, в которую самка откладывает
несколько десятков яиц. Молодь первое
время держится рядом с самцом, при
опасности скрываясь в сумке.
Некоторые рыбы строят гнезда и
охраняют их (колюшка). Лососевые
рыбы закапывают икру в галечный
грунт и несколько дней охраняют
гнездо. Ряд рыб после икрометания
гибнет (моноцикличные виды -
тихоокеанские лососи, речной угорь и
др.), большинство рыб полицикличны,
т.е. размножаются несколько раз в
жизни.

Размножение многих рыб связано с
нерестовыми миграциями — переход с
места нагула в место размножения.
Лососевые, некоторые карповые и
осетровые рыбы кормятся в морях, а
нереститься идут в пресные воды.
Речные угри, наоборот, живут в реках,
а нереститься уходят в Саргассово
море. Это — проходные рыбы. Часть
рыб совершают более короткие
миграции — для нереста спускаются в
устье реки или же, как, например
норвежская сельдь, для нагула уходят в
море, а нерестятся вблизи побережья.

Есть рыбы, обитающие в толще воды, -
пелагические рыбы. Они, как правило,
хорошие пловцы (тунцы, акулы, судак,
сиги и др.). Донные рыбы, обитающие
на бентали, обычно менее подвижны -
сом, стерлядь, камбала, бычки и т.д.
Третьи — литоральные виды
(прибрежная зона) часто имеют
приспособления, помогающие им
удерживаться на грунте во время
прибоя (карповые, морские собачки и
др.).

Рыбы завершают многие цепи питания,
в связи с чем их роль в регуляции
потоков энергии и круговороте
веществ исключительно велика. Вода
занимает около 72% поверхности
земного шара, в определенные
периоды в ней развивается огромное
количество фитопланктона, за счет
которого живет зоопланктон. Оба они
служат пищей планктоноядным рыбам и
молоди почти всех других рыб. Многие
донные рыбы питаются
беспозвоночными животными (червями,
моллюсками, ракообразными,
иглокожими и др.). Крупные рыбы
поедают более мелких, в свою очередь
рыбами питаются другие обитатели вод
(медузы, паразитические черви,
головоногие моллюски и др.), а ими
питаются представители всех классов
позвоночных животных.

За счет рыбного промысла
человечество получает до 40%
животных белков. Из отходов рыбного
промысла вырабатывают рыбную муку и
другие корма для сельскохозяйственных
животных. Из печени некоторых видов
рыб (тресковых, акул) получают
лечебный и технический жир. Из
плавников акул, плавательного пузыря
осетровых и других рыб вырабатывают
ценный клей. Из чешуи ряда видов рыб
изготавливают искусственный жемчуг.

Огромное значение имеет программа
по улучшению и расширению
рыбоводства в специальных
рыбоводных хозяйствах для получения
этих продуктов питания в течение
года. Для рационального ведения
рыбоводства проводятся меры по
акклиматизации ценных промысловых
пород рыб, расширению сети
рыбоводных заводов для разведения и
сохранения наиболее ценных
промысловых рыб: лососей,
белорыбицы, сигов, осетровых, ряда
карповых. Особенно это необходимо в
условиях усиливающего
антропогенного воздействия,
приведшего к сильнейшему
загрязнению водной акватории и
созданию условий, в которых многие
ценные рыбы не могут развиваться и
давать полноценное потомство.

Нервная система рыб развита лучше,
чем у круглоротых, что связано с более
подвижным образом жизни. Тем не
менее головной мозг рыб невелик: у
крупных щук он составляет лишь
1/1300, а у акул — 1/3700 массы тела.
Головной мозг представлен передним,
промежуточным, средним,
продолговатым мозгом и мозжечком. У
костных рыб в целом он крупнее, чем у
хрящевых. Передний мозг относительно
невелик; промежуточный -
относительно большой, имеет эпифиз и
гипофиз; средний мозг у большинства
костных рыб по размерам превышает
остальные отделы мозга и прикрывает
промежуточный, имеет зрительные
доли, в которых проходит обработка
зрительных восприятий, в нем
расположены центры связи с
мозжечком, продолговатым и
спинным мозгом. У подвижных видов
рыб хорошо развит мозжечок, он
частично налегает на средний мозг и
прикрывает полностью продолговатый
мозг. У малоподвижных рыб
относительные размеры мозжечка
меньше. Мозжечок координирует
работу мускулатуры, ведает
координацией движения и сохранения
равновесия, осуществляет связь
восходящих путей спинного и
продолговатого мозга и нисходящих
путей среднего мозга. Передний мозг
рыб играет роль обонятельного
центра, не образует полушарий (кроме
двоякодышащих, у которых передний
мозг крупнее остальных отделов) и
участвует в координации движений.
Его удаление приводит к потере
рефлекса на восприятие запахов.
Продолговатый мозг рыб удлинен, он -
центр регуляции рефлекторной
деятельности спинного мозга и
вегетативной нервной системы,
координирующий работу
скелетно-мышечной, кровеносной,
дыхательной, пищеварительной и
выделительной системы.

От головного мозга рыб отходит десять
пар головных нервов. Спинной мозг
расположен в канале, образованном
верхними дугами позвонков.
Автономность функционирования
спинного мозга у костных рыб
выражена слабее, чем у хрящевых:
обезглавленные акулы под действием
сильных стимуляторов могут совершать
ненаправленные движения.

Органы чувств рыб приспособлены к
восприятию раздражений в водной
среде. Поэтому важную роль играют
органы, реагирующие на химическое
воздействие — обоняние, вкус.
Обонятельные органы имеют вид пары
полостей, открывающихся наружу
двумя ноздрями, они не соединены с
ротовой полостью или глоткой
хоанами. Внутри ноздрей
располагается чувствительный
эпителий (ослепленный налим способен
обнаружить червя по запаху на
расстоянии 30 см, но не находит его
даже на расстоянии 1 см, если закрыты
ноздри).

Покровы рыб, усики, иногда
удлиненные лучи парных плавников
несут осязательную функцию.
Органами вкуса рыб являются вкусовые
сосочки, расположенные на губах и в
ротовой полости. Вкусовые сосочки
могут также располагаться в покровах
усиков и других местах тела.
Экспериментально доказано, что рыбы
способны различать сладкое, соленое,
кислое и горькое. Своеобразным
органом чувств рыб является боковая
линия (сеймосенсорные органы). Канал
боковой линии у большинства рыб
располагается вдоль средней линии
тела в толще кожи. Он сообщается с
внешней средой рядом пор,
расположенных в чешуе. В стенках
канала находятся окончания нервных
волокон блуждающего нерва. Органы
боковой линии воспринимают
движение и давление воды, а также
низкие звуки. У ряда рыб органов
боковой линии нет, их заменяют
особые канальца, которые, например у
сельдей, находятся на голове. Органы
осязания, расположенные в покровах
рыб, способны воспринимать и
механические раздражения;
терморецепторы также располагаются
в коже. Рыбы способны улавливать
изменения магнитного и
электрического полей. Среди рыб есть
виды, имеющие специальные
электрические органы, иногда
большой мощности (скаты, звездочеты,
электрический сом). Электрический
орган используется рыбами как орган
зрения, ориентации, защиты и
нападения.

Зрение рыб — средство ближней
ориентации и связи в стаях. Их глаза
приспособлены к видению на близком
расстоянии, что обусловлено
относительно малой прозрачностью
воды. Глаза обладают плоской
роговицей и шаровидным
хрусталиком, подвижных век нет,
аккомодация осуществляется
(настройка на резкость)
передвижением хрусталика вглубь. У
многих костных рыб сетчатка
смешанная, т.е. содержит и палочки, и
колбочки. Количество палочек и
колбочек и их соотношение в сетчатке
разных видов рыб варьируется.
Большинство костных рыб имеют
цветное зрение, глаза используются
для ближней ориентации (близорукие)
— в основном до 1 м, но не далее 10-15
м. Рыбы различают как форму, так и
цвет окружающих предметов. У видов,
ведущих дневной активный образ
жизни, в сетчатке глаза частично
преобладают колбочки,
воспринимающие цвета. У сумеречных
рыб (а также у глубоководных),
наоборот, в сетчатке глаза больше
палочек (у части колбочек нет вовсе). У
рыб наблюдается положительный и
отрицательный фототаксис,
обусловленный условиями
существования.

Орган слуха и равновесия у рыб
представлен только внутренним ухом,
заключенным в хрящевую капсулу,
наружные стенки которой окостенели.
Располагается он в черепе.
Перепончатый лабиринт внутреннего
уха образован лежащими во
взаимноперпендикулярных плоскостях
тремя хорошо развитыми
полукружными каналами, отходящими
от овального мешочка (вестибулярный
аппарат, или орган равновесия). Ниже
располагается круглый мешочек,
заполненный эндолимфой и имеющий
полый вырост — лагену. Этот круглый
мешочек собственно и является
органом слуха. В полости лагены,
круглого и овального мешочков лежат
отолиты, или слуховые камешки,
образованные кристалликами
углекислой извести. Улитка у рыб не
развита. У костных рыб отолиты
прикреплены к вершинам ресничек
чувствительного эпителия,
выстилающего внутреннее ухо. При
изменении положения тела животного
давление и натяжение ресничек
отолитами меняется, что и
воспринимается клетками эпителия.

Костные рыбы воспринимают звуковые
волны частотой от 16 до 12000 Гц. В
воде звуки распространяются со
значительно большей скоростью, чем в
воздухе (около 1500 м/с против 330
м/с) и на большие расстояния, поэтому
звуковая ориентация для рыб очень
важна. Рыбы способны и сами издавать
разнообразные звуки, имеющие
определенное значение. Звуки
возникают при плавании, дыхании, еде
(скрипучие, скрежещущие и др.) и
имеют важное сигнальное значение.
Особенно разнообразны звуки,
издаваемые с помощью плавательного
пузыря (хлопки, свист, ворчание и
т.д.). Частоты издаваемых рыбами
звуков лежат в пределах 20-12000 Гц,
т.е. в пределах чувствительности их
слухового аппарата. Наиболее
разнообразные акустические сигналы
свойственны сумеречным и придонным
рыбам со сложной популяционной
структурой. Расшифровка этих звуков
позволяет использовать их для
обнаружения косяков рыб.

Файлы: КРЫСОВА.doc
Размер файла: 315392 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология