Автор конспекта:
Автор(ы): — Орлова Ольга Владимировна
Место работы, должность: — учитель географии ГОУ «Санаторная школа-интернат» г.Калининска Саратовской области
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: — Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал. Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения,происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала. 2. Формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы. 3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: — учебник «География:
природаРоссии. 8 класс» (автор Э.М.Раковская)
Краткое описание: — В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.
План – конспект урока
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. На экране телевизора слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… — жемчужина Сибири».
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, послушайте легенду о его происхождении.
А) Легенда
«Посмотрел господь: неласкова вышла земля… как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую – нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него».
Б) Такова легендао происхождении жемчужины Сибири, «чуда природы во всех отношениях».
Вопросы: 1. Что это за географический объект?
2.Как будет звучать тема нашего урока?
На слайде появляется тема урока полностью («Байкал – голубая
жемчужина Сибири». –
Дети пишут тему урока в тетрадь.
— 3. Актуализация опорных знаний.
1. Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)
2. Видеоряд о Байкале. На фоне видеоряда слова учителя: « Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в него внесены 506 объектов из 105 стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Буряты называют Байкал – «Байгал – далай» — «Байкал – море»».
(После просмотра видеоряда)
Учитель: Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале?
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4. Компоненты природы: (учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке):
1. Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.
Это и есть план нашего урока.
4. Работа по модулям:
Учебный материал
(основные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в данном модуле)
Руководство по усвоению
Модуль №1 Географическое положение Байкала.
На экране телевизора – слайд с физической картой Байкала.
1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.
Используя карту атласа стр. 44 — 45 ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал? (630 км)
Слайд с фактами на экране.
Факты (записывают в тетрадь):
площадь: 5500000 км2;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина- 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)
Видеоряд об Ольхоне.
На фоне видеоряда слова: « На озере 22 остова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».
Модуль №2. Природа Байкала.
2. Каково происхождение котловины озера.
Посмотрите видеосюжет№1.
Ответьте на вопросы.
На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера.
2. Назовите причину такой большой глубины озера. – происхождение озерной котловины.
3. Вид озернойкотловины? (тектоническая впадина)
Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен).
На экране – сейсмическая карта Байкала.
4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега).
Видеосюжет о Байкале №2
Учитель (после просмотра): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера со временем стареют и зарастают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год.
6. Какие факторы вызывают такие процессы? (тектонические движения, размывание берегов и давление на дно массы рыхлых осадков и водной массы самого озера).
3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.
На экране – слайд «Климат».
Используя учебник стр. 246 и климатической карты стр. 14
1. Заполните таблицу:
ср.t июля
ср.t янв.
осадки
тип климата
— — — — 2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
(Огромная водная масса озера медленно нагревается летом (на экране — Байкал летом) и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает (на экране — Байкал зимой). В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда (слайд -Байкал весной). Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 — 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах.
Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров.( на экране – ветер на Байкале).
По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.
3. Учебник стр. 247, 1 абзац – как называются ветры на Байкале? (верховик, сарма, баргузин, култук)
В тетрадь названия ветров:
Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
Баргузин – северо – восточный ветер;
Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.
— Музыкально – физкультурная пауза.
4. Каковы особенности вод Байкала.
На экране слайд – «Воды».
Учебник стр. 246 – 247.
1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему водыравен Балтийскому морю.
( 5 американских озер,
2 раза озеро Танганьика,
90 раз Азовское море)- сравнительная схема.
2. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет.
3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду( до глубины 40 м.)
5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде ( соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.
Ответить на вопросы:
1. Сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)
2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал? ( Селенга)
Видеоряд о реках.
5. Какова неповторимость живых организмов озера.
На экране слайд «Органический мир».
Учебник стр. 247 . Ответить на вопросы:
1. Сколько видов животных и растений обитает в Байкале? (1500 видов животных, 1000 видов растений – большая часть из них – водоросли).
2. 70% обитателей Байкала – эндемики – не встречаются в других водоемах и территориях планеты.
3. Видеоряд о животном и растительном мире Байкала.
4. Кроссворд. Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала. (эпишура – слайд).
Рачки эпишура – «санитары» Байкала, которые в мире больше нигде не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими цветение.
Модуль №3. Повторение и обобщение.
6. Выполните задания и определите уровень своих знаний.
— — — 1. Что обозначают эти цифры?
а) 40м.
б) 1637 м.
в) 20 млн.
г) 636 км.
д) 20%
е) 40 лет.
2. В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»?
а) самое древнее,
б) самое глубокое,
в) самое чистое и прозрачное,
г) уникален органический мир
д) в озере содержится большой объем пресной воды.
Модуль №4. Рефлексия.
7. Ответьте на вопросы.
1. На все ли вашивопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
3. Что вы узнали о Байкале на уроке?
5. Домашнее задание. § 43, стр. 248 – 249, проблемы Байкала.
6. Итоги. Выставление оценок.
— 6. (на фоневидеорядаи музыкального сопровождения)
Урок я хочу закончить стихами М.Сергеева:
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра гул, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер – баргузин.
В этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь!
Файлы: 2vbo7g-nx6.jpg
Размер файла: 75774 байт.