Автор конспекта:
Автор(ы): — Целуйко Галина Ивановна

Место работы, должность: — МБОУ «ООШ с.Яблоновка Ровенского муниципального района Саратовской области» учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Цели:

•обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;

•совершенствовать известные данные, расширить их;

•совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;

•активизировать и расширить словарный запас учащихся;

•содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

•воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

•развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 3

Используемые ЦОР: —

презентация "Баснописцы".

Краткое описание: — Урок обобщение по басням и баснописцам.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Определение темы цели урока.

Звучит басня Эзопа (аудио)

Что мы с вами прослушали? По каким особенностям произведения вы узнали, что это басня?

(слайд 1 – особенности басни)

III. Актуализация знаний.

-Давайте рассмотрим портрет Эзопа. (слайд 2). Мы прослушали именно его басню Как вы думаете, почему? Какой человеческий порок высмеивает Эзоп в этой басне?

Немного истории.

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей — был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

(слайд 3 –Крылов)

-Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Многие художники делали к басням И. А. Крылова иллюстрации.

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем нам изучать творчество Крылова, его басни

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

-А вы знаете сколько басен было написано И. А. Крыловым?

В своих баснях И. А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки.

-А что же такое басня? (ответы детей) –

— На какой жанр литературы похожа баня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).

-Почему басню мы никогда не спутаем ни с каким другим произведением? (мораль)

-С какими чувствами баснописцы относятся к своим героям. (С иронией. Ирония — это скрытая, тонкая насмешка).

-А что в басне помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль? (Аллегория, что значит иносказание).

Вы уже сказали, что герои басен – животные, наделенные человеческим пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием. (Олицетворение).

Творчество И.А. Крылова

В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов.

Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник,- барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

(слайд памятник Крылова)

Кто расскажет наизусть басню И.А. Крылова? (басня наизусть)

Каких ещё баснописцев вы знаете?

(Слайд 4 – Хемницер Иван Иванович) – наизусть басню «Друзья»

(Слайд 5 –Измайлов Александр Ефимович) – выразительное чтение «Кукушка»

(Слайд 6 – Толстой Лев Николаевич) – «Стрекоза и муравьи» — в прозе.

(Слайд 7 –Дмитриев Иван Иванович) – инсценировка басни «Мухи».

VIII. Закрепление изученного

. – слайд 8- что высмеивают басни

Что же высмеивают басни? — слайд

•лесть

•ложь

•глупость

•лень

•безнравственность

•невежество

•хвастовство

Чему учат басни? — слайд

•дружбе

•трудолюбию

•усердию

•честности

•доброте

•отзывчивости

•благородству

•благодарности

•добывать знания

Пускаю ту же басню Эзопа в аудио.

Хочу предложить чтение басни актером, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения. Определите и скажите своими словами мораль басни.

IX. Литературная викторина.

1-й конкурс. “Из каких произведений взяты строчки”.

Я поочерёдно задаю вопросы каждой команде. Вы совещаетесь и отвечаете. За правильный ответ команда получает жетон. Если ответа нет или он неправильный, право ответа у другой команды.

Слайды

1. «А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». (“Квартет”).

2. «Да только воз и ныне там». («Лебедь, Щука и Рак».

3. «От радости в зобу дыханье спёрло». («Ворона и Лисица»)

4. «Ты всё пела? Это дело: Так поди же, поди же попляши» («Стрекоза и Муравей»).

5. «Друг друга братом всяк зовёт,

А братский воз ко дну идёт». («Друзья»).

6. «Вот выше сяду на суку. Ну, слушайте теперь: ку-ку, ку-ку, ку-ку» («Кукушка»).

2-й конкурс. “Собери пословицу” (Раздаточный материал).

Команды получают конверт, где лежат карточки с частями из пословиц. Из этих частей надо собрать пословицу. За правильно выполненное задание команда получает жетон. Чья команда быстрее выполнит задание, получит дополнительный жетон.

. 1. Ученье – свет, а не ученье – тьма.

2. Век живи – век учись.

3. Чтение – вот лучшее учение.

XII. Итог урока.

1. Что такое басня?

2. Кто первый начал писать басни?

3. Что такое иносказание?

4. Самый известный баснописец России?

6. Что высмеивают басни?

7. Назовите басни И.А. Крылова (не меньше пяти).

8. Что такое мораль басни?

— Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.

."Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание". Сенека.

"Забавой он людей исправил,

Сметал он с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят".

П.А.Вяземский.

•Урок понравился?

•Что делали на уроке?

•Нужно изучать басни?

•Что интересного узнали на уроке?

В конце нашего урока я хочу вам сказать: читайте больше книг. Ведь, кто много читает, тот много знает! Будьте начитанными, и с вами будет приятно общаться каждому.

Хочется обратить ваше внимание на выставку книг: эти книги я принесла из библиотеки. То есть можно в наших библиотеках найти книги с баснями и прочитать.

Оценки.

Файлы: Баснописцы.pptx
Размер файла: 286147 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология