Автор конспекта:
Автор(ы): — Усова Людмила Алексеевна

Место работы, должность: — МБОУ гимназия №9 г. Воронежа, учитель русского языка

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;

развитие навыков анализа литературного произведения.

Задачи:

— закрепить и углубить теоретические сведения о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков инсценированного чтения;

— выявлять в произведении конкретно-историческое содержание;

— развивать устную речь учащихся, эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение и читательскую культуру;

— воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;

развитие навыков анализа литературного произведения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник "Литература" 5 класс под ред. В.Я.Коровиной

Используемое оборудование: —

компьютер, презентация

Краткое описание: — Урок изучения басни И.Крылова "Волк на псарне". Основная форма работы — в группах.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя.

Добрый день. Сегодня у нас необычный урок.

Мы будем говорить о необыкновенном человеке. Послушайте, как отзывались о нем современники: СЛАЙД 1«Мастер «истинной живописи», «патриарх наших писателей»(Жуковский),«истинно народный поэт»(Пушкин),«поэт имудрец», слившиеся воедино(Гоголь)». С нетерпением ждали его новые произведения, в армии его басни все читали наизусть.

О ком мы будем говорить?

(Ответы: о Крылове)Кадриз мультфильма «Люся и дедушка Крылов».СЛАЙД

Вот таким увидела девочка Люся баснописца.

1.Актуализация знаний. Учитель:

Люся знает его творчество очень хорошо, басни ей очень нравятся, «больше китайской собачки». А вы? Давайте проверим.

Я сегодня получила посылку от Крылова. В ней разные предметы. Я буду их доставать, а вы догадайтесь, как они связаны с творчеством баснописца.

Учитель из волшебной коробки достает предметы: очки («Мартышка и очки»СЛАЙД), желудь («Свинья под дубом»СЛАЙД), сыр («Ворона и лисица»СЛАЙД), ноты ( «Квартет»СЛАЙД), собачка («Слон и Моська»СЛАЙД), зеркало («Мартышка и зеркало»СЛАЙД), а это чей портрет?СЛАЙД

Сегодня мы будем говорить ещё об одной басне Крылова. Давайте попробуем догадаться, о чем она, разгадав кроссенс.

2 КроссенсСЛАЙД

Напомните мне, что такое кроссенс.

Как связаны между собой эти картинки?

О чем сегодня мы будем говорить?

О басне Крылова, в которой отразились исторические события.

3. Тема нашего урока: «Басня Крылова «Волк на псарне» – отклик на исторические события Отечественной войны 1812 года».(на доске)

Запишите её в тетрадь.

Под пером Крылова история оживала. Подтверждение этому наш эпиграф, слова

драматурга и журналиста Сергея Николаевича Глинки: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю».

Как вы понимаете высказывание современника баснописца?

Как он соотносится с темой нашего урока?

Басня написана между 23 сентября (день приезда посланца Наполеона с предложением о мире ) и 6-м октября 1812 г. Возможно, именно сегодня юбилей басни!!!

Запись эпиграфа в тетрадь.

Сегодня мы будем изучать басню, отражающую исторические события.

Как вы считаете, чему научимся на таком уроке?

Работать мы будем в группах. Мы постараемся не только постичь глубину смысла творения Крылова, но и узнаем о жизни баснописца, историческую основу басни. У нас будут работать 6 групп. У каждой группы будет своё задание.

Посмотрите в памятки, которые лежат на столах. Как будет оцениваться ваша работа?

Однако перед тем, как начать нашу работу, послушаем чтение басни Народным артистом России А. Папановым.СЛАЙД

4. Прослушивание актёрского чтения. 3 мин.

— О чем эта басня?

— Какой была жизнь человека, написавшего её?

— Какие исторические события легли в основу этой басни?

На все эти вопросы мы получим ответы, работая в группах.

У нас работают

1) группа биографов;

2) группа историков;

3) группа лингвистов;

4) группа литературоведов;

5) группа экспериментаторов;

6) творческая группа ( актеры, иллюстраторы).

Итак, у каждой группы своё задание. Время на выполнение – 5 минут.

Помните, что я оцениваю работу вашей группы по памятке, которая у каждого у вас есть.

Работаем тихо, не мешая никому. Время пошло!!!

5. Работа в группах.

- Осталась одна минута.

-Закончили работу. Все приготовились слушать.

6. Представление итогов групповой работы.

- Слово предоставляется ГРУППЕ БИОГРАФОВ.СЛАЙД

Ребята изучали факты жизни Крылова. Прочитав статью учебника, они вставили пропущенные слова в текст.

Что вы узнали о Крылове?

- Слово предоставляется группе историков. СЛАЙД . Они знакомились с исторической основой басни и должны были соотнести строки басни с реальными событиями.

Вопрос историкам:

1. Кто скрывается под маской Ловчего и Волка?

2. Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул Крылов?

(Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Ловчий—опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям).
Вот почему мы получили в посылке портрет волка. И в кроссенсе тоже был Волк.

Так как басня была написана двести лет назад, язык ее требует дополнительного внимания. Наши лингвисты работали над языком басни.

- Слово предоставляется ЛИНГВИСТАМ.СЛАЙД

А вот ГРУППА ЛИТЕРАТУРОВЕДОВСЛАЙД сейчас нам расскажет, что такое басня, что отличает басню от стихотворения.

— Крылов был мастером слова. Что произойдет с текстом, если в нем будут другие слова? Какой он будет?

Будет ли басня так красива?

— Какой из текстов ярче, выразительнее?

Наши экспериментаторы вставили свои слова вместо пропущенных и сравнили два текста.

СЛАЙД

Вопрос экспериментаторам:

— Какие выражения из басни стали пословицами или крылатыми выражениями?

( «попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю»).

Многие художники иллюстрировали басню.

А наши иллюстраторы создали свой собственный рисунок.

Слово предоставляется нашим иллюстраторам.СЛАЙД

Современники вспоминали о том, как превосходно читал свои басни Крылов:; «непринужденно, внятно, естественно, но притом музыкально, легко опираясь голосом на ударения смысла и наивно произнося сатирические свои заключения».

Давайте еще раз внимательно послушаем басню в вашем исполнении и после прослушивания ответим на вопрос: «Только ли исторические события отражены в басне? Чему учит басня современного читателя?

Чтение басни учеником.

Ответ на вопрос. (на доске)

(Басня «Волк на псарне» не только иллюстрирует события 1812 года, но и может служить уроком в других ситуациях, в первую очередь для тех, кто желает примерить на себя шкуру волка, т.е. напасть на беззащитных и хищнически отнять что-то у других).

Наш урок подходит к концу. Оцените работу своей группы по памятке.

К счастью, с басней мы не расстаемся. И дома вы снова поработаете с басней.

4. Домашнее задание:(на доске)

Ø Стр. 62, ответить на вопросы.

Ø Написать собственную басню.

Ø Создать пьесу из басни*.

Заключительное слово учителя.

Можно бесконечно перечитывать этот шедевр, эту баснюи находить в ней все новые смыслы и красоты, извлекая «уроки мудрости» Но бесспорно одно: сочетание глубокого смысла и простой манеры изложения составляет, на мой взгляд, главное достоинство этого бессмертного творения И. А. Крылова и делает его актуальным и в наши дни.

Файлы: Мастер «истинной живописи»,.ppt
Размер файла: 2381312 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология