Автор конспекта:
Автор(ы): — Орлова Марина Васильевна
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ № 4 п. Ванино, Хабаровского края
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Определить отношение главного героя к своим родителям. Учить аргументированно доказывать свою точку зрения через речь и письмо.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемое оборудование: —
Мультимедийный проектор
Используемые ЦОР: —
Презентация
Краткое описание: —
Тема
Базаров и его родители. Что они значат друг для друга
Тип урока
Урок обобщения и систематизации предметных знаний
Место урока в курсе
Настоящая тема является прямым продолжением работы над образом главного героя Евгения Базарова
Цель педагогической деятельности
Определить отношение главного героя к своим родителям. Учить аргументированно доказывать свою точку зрения через речь и письмо.
Задачи
- Работать с текстом с целью извлечения конкретной информации
- Анализировать информацию и отбирать ее по заданным критериям. — Через знакомство с притчей из Евангелие показать учащимся, что семья это ценность для человека, его опора и защита.
- Уметь добывать знания в совместной деятельности и нести ответственность за свою работу перед всей группой.
Формы и методы обучения
Самостоятельная работа с текстом; систематизация материала (заполнение таблицы); эвристическая беседа; решение тестов; пятиминутное сочинение-рассуждение; работа в группах.
Описание содержания урока и способов организации достижения учащимися планируемых результатов
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формы организации
Стадия вызова
Осмысление
Актуализация
Обмен информацией
Проблемный вопрос
Домашнее задание
Рефлексия
Вы сейчас удивлены, почему этот урок начинается так неожиданно. Кому он будет посвящен?
? Чьим родителям?
Дома вам было дано задание прочитать главы о родителях Базарова. Сегодня мы должны ответить на вопрос, как Базаров относится к своим родителям и как они боготворят сына.
? А что значит для любого человека его родители.
«Семья — основа нравственного благополучия»
Я предлагаю вам раскрыть следующие понятия:
а) духовное родство:
б) душевные качества:
Вывод: духовное родство и душевные качества должны составлять основу семьи. Семья – это опора.
Рассмотрим семью Базаровых в этих двух аспектах
Базаров – умный и глубокий человек. Отрицая все реально существующее формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта, Базаров ничего не может взамен, кроме неистового желания разрушить. В этом смысле положение героя глубоко драматично, но у него есть опора, и наш герой видит ее только в родителях.
Предлагаю небольшой тест, который вам поможет вспомнить некоторые сведения о семье нашего героя:
1. Евгений приехал к родителям, которые не видели сына
а) 1 год б) 2 года в) 3 года г) 4 года
2. Кем и где служил Василий Иванович?
а) штабс – капитаном в полку б) штаб – лекарем в бригаде Кирсанова
в) военным врачом в госпитале г) вообще не служил
3. Мать Базарова Арина Власьевна была:
а) настоящая русская дворяночка б) дочь священника
в) крепостная крестьянка г) уездная мещанка
Работа с текстом по группам. Делимся на три группы, каждая группа выбирает руководителя, который координирует работу и оценивает в соответствии с критериями. (Приложение №1) Рассмотрим семью Базаровых на наличие духовного родства и душевных качеств.
1 группа: Собрать материал о Василии Ивановиче. История его жизни, взаимоотношения с сыном, речь.
2 группа: Рассказать о Арине Власьевне. Характер, внешность, любовь к сыну.
3 группа: Отношение Базарова к родителям.
После заполнения таблицы спикер группы делится информацией, которую собрала группа. Учитель корректирует ответы.
Я предлагаю вам ответить на вопрос письменно. Как Базаров относится к своим родителям? Любит, уважает, дорожит ими? Каково его отношение к ним? В конце урока работы сдаются.
После завершения работы предлагаю послушать ваши мнения.
? Для чего понадобилось Тургеневу, чтобы его герой второй раз посетил своих родителей?
Я хочу вам предложить послушать Притчу о блудном сыне, взятой из Евангелия (Приложение №3)
? Зачем мы прочли эту притчу?
? Зачитайте сцену возвращения Базарова домой. Как ведут себя родители, вновь увидев сына?
? Чем занимается наш герой?
Прочитать финал романа; найти эпизод смерти Базарова; как в последние дни жизни проявляется сыновья любовь к родителям (тезисы письменно в тетради).
А теперь я хочу услышать, изменилось ли ваше отношение к главному герою? Любит Базаров своих родителей? А они его? Может быть вы не готовы ответить на этот вопрос, но на следующем уроке мы узнаем о нашем герое новое и тогда ваше мнение может в корне поменяться.
Родителям
Родителям главного героя Евгения Базарова
Это, прежде всего, опора, взаимопонимание, уважение, готовность прийти в трудную минуту на помощь друг к другу ).
общие интересы, взгляды,
деятельность
искреннее дружелюбие,
любовь, уважение
Собирают информацию по тем вопросам, которые отображены в таблице (Приложение № 2)
Вся группа собирает информацию
Каждая группа через спикера делится тем материалом, который они сообща собрали, остальные должны заполнить информацию по другим героям.
Ребята работают самостоятельно в тетрадях.
Учащиеся отвечают устно
Базаров остается один, он старается побороть свое тяжелое настроение, и сделать это он может только в доме родителей.
Для любящих родителей какой бы ребенок не был, они всегда будут его любить и ждать возвращения домой
Они очень обрадовались возвращению сына, надеясь на то, что он к ним надолго, стараются хорошо его накормить и создать все условия для комфортного пребывания в родовом гнезде
он занимается врачебной практикой, опытами, читает, ходит на прогулки
записывают домашнее задание
Ребята дают аргументированные ответы.
Аудиальный прием. Слушается музыкальное произведение
Проблемный вопрос
Запись на доске
Прием «Тест»
Задание для работы в группах
Заполнить таблицу
Письменный ответ на вопрос
просмотром картины Рембрандта «Возвращение блудного сына») (слайд №2).
беседа
Файлы: урок литературы 10 класс для аттестации.doc
Размер файла: 90624 байт.