Автор конспекта:
Автор(ы): — Пономарева Елена Александровна

Место работы, должность: —

МБОУ гимназия № 9, город Воронеж, учитель химии

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Цель: Познакомиться с классом белков, их структурой, свойствами, ролью в организме.

Задачи:

обучающая: Сформировать знания о составе белков, их структуре, химических свойствах, роли в организме.

Развивающая: Закрепить умения составлять формулы аминокислот, называть аминокислоты и пептиды, работать со схемами и таблицами, анализировать информацию, использовать межпредметные связи, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающая: воспитывать культуру химического эксперимента, понимание роли правильного питания для здоровья человека

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

О.С. Габриелян. Химия, 10 класс, изд. "Дрофа"

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, раствор белка куриного яйца, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, концентрированная азотная кислота, пробирки, спиртовка, спички, держатель.

Используемые ЦОР: —

1) http://fcior.edu.ru/card/7357/ponyatie-peptidov-ih-stroenie-i-svoystva-belki-kak-komponent-pishi.html

2) http://fcior.edu.ru/card/8032/testy-po-teme-belki-i-peptidy.html

Краткое описание: —

Урок по программе О.С. Габриеляна (БУП 1 час). Это третий урок по теме Азотсодержащие органические вещества. Предыдущая тема аминокислоты.

Урок химии в 10 классе, базовый учебный план — 1 час в неделю.

Предварительное домашнее задание: (см. план-конспект урока «Аминокислоты» /node/237389 ) теория: аминокислоты; практикум: 1. Составьте структурные формулы всех изомерных аминокислот: а) аминомасляных; б) аминовалериановых. 2. Как, исходя из метана, получить аминоуксусную кислоту?

Опережающее индивидуальное домашнее задание: подготовить и продемонстрировать на уроке эксперимент, иллюстрирующий качественные реакции на белки (цветные реакции белков).

Ход урока

Этап

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствие, знакомство с темой и целью урока

2 мин

Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока

Приветствуют учителя, записывают в тетрадь тему урока.

Подготови-тельный

Проверка домашнего задания

8 мин

Приглашает трех учащихся к доске, пока они готовят домашнее задание, с остальными работает фронтально

У доски готовят ответы на вопросы домашнего задания, остальные отвечают на вопросы учителя.

  • Составьте структурные формулы всех изомерных аминокислот:
  • а) аминомасляных

    Предполагаемый ответ

    NH2-CH2-CH2-CH2-COOH

    4-аминобутновая (γ-аминомасляная) кислота

    CH3–CH2–CH–COOH

    |

    NH2

    2-аминобутановая (α-аминомасляная) кислота

    CH3–CH–CH2–COOH

    |

    NH2

    3-аминобутановая (β-аминомасляная)

    б) аминовалериановых

    NH2 – CH2–CH2–CH2–СН2-COOH

    5-аминопентановая

    (δ-аминовалериановая) кислота

    CH3–CH–CH2–СН2-COOH

    | 4-аминопентановая

    NH2 (γ-аминовалериановая)

    CH3–СН2 – CH–CH2–COOH

    | 3-аминопентановая

    NH2 (β-аминовалериановая)

    CH3–СН2 – CH2–CH–COOH

    |

    NH2

    2-аминопентановая

    (α-аминовалериановая) кислота

  • Как, исходя из метана, получить аминоуксусную кислоту?
  • Один из вариантов ответа:

    2 СН4 à C2H2 + 3 H2 (t>1500˚C)

    C2H2 + H2O à CH3CHO (кат. – соли Hg2+)

    CH3CHO + Ag2O à CH3COOH + 2 Ag (аммиачный раствор, t)

    CH3COOH + Cl2 à Cl CH2COOH + HCl (t,P)

    Cl CH2COOH + NH3 à NH2 CH2COOH

    Вопросы для фронтальной работы:

    • Какие вещества относятся к аминокислотам?
    • Почему аминокислоты относятся к органическим амфотерным соединениям?
    • Как классифицируют аминокислоты по происхождению?
    • По строению?
    • Что такое незаменимые аминокислоты?
    • Какими физическими свойствами обладают аминокислоты?
    • Перечислите химические свойства аминокислот.
    • Почему аминокислоты используются в качестве пищевых добавок при производстве продуктов питания?
    • Что такое пептидная связь? Как образуются пептиды?

    Изучение нового материала

    Работа с ЭОР 1 (слайд 1)

    Понятие о белках, элементарный состав белков.

    3 мин

    Учитель предлагает рассмотреть на слайде 1 диаграмму элементарного состава белков и ответить на вопрос, почему белки имеют в своем составе именно эти элементы?

    Предлагает прослушать текст и сформулировать определение белков.

    Предполагаемый ответ.

    Белки образуются из одних и тех же 20 природных α-аминокислот. В состав аминокислот входят С, Н, О, N, иногда S. Поэтому состав аминокислот примерно одинаков.

    Прослушивают тест. Формулируют определение.

    Работа с ЭОР 1 (слайд 2)

    Уровни организации белковой молекулы.

    5 мин

    Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на слайде и таблицу 4 (стр.129) и объяснить, какую пространственную организацию имеет белковая молекула

    Работают с таблицей 4 учебника и слайдом 2, готовят рассказ об уровнях организации белковой молекулы. Отвечают, слушают. Могут задать вопросы.

    Работа с ЭОР 1(слайд 4)

    Химические свойства белка (денатурация и гидролиз).

    3 мин

    Предлагает просмотреть активные зоны слайда — гидролиз и денатурация — и ответить на вопрос: что это за реакции, при каких условиях они происходят?

    Рассматривают слайд, смотрят видеоопыт, отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ:

    Денатурация – это необратимое осаждение (свертывание) белков. Оно происходит при нагревании, под действием солей тяжелых металлов, сильных кислот и щелочей.

    Гидролиз – это расщепление белка на отдельные аминокислоты под действием ферментов или в водных растворах кислот и щелочей.

    Химические свойства белков (цветные реакции белков)

    5 мин

    Говорит о возможности качественного определения белков. Предоставляет слово учащимся, готовившим химические опыты.

    Наблюдает за выполнением эксперимента, при необходимости корректирует. Предлагает записать схему реакций.

    Наблюдают. Записывают схему:

    Белок + Cu(OH)2 à фиолетов. окр.

    t

    Белок + HNO3 à желтое окрашив.

    Два ученика показывают опыты:

    Биуретовая реакция (действие на белок свежеприготовленного Cu(OH)2 в щелочной среде à фиолетовое окрашивание)

    Ксантопротеиновая реакция (действие на белок концентрированной азотной кислоты при нагревании à желтое окрашивание, при добавлении раствора аммиака – оранжевое).

    Работа с ЭОР 1 (слайд 6)

    5 мин

    Предлагает рассмотреть и прослушать слайд презентации и привести примеры из биологии, иллюстрирующие функции белков в организме.

    Рассматривают и прослушивают слайд, предлагают примеры.

    (Например, каталитическая: ферменты – биологические катализаторы – имеют белковую природу;

    Структурная: мышцы, кожа, волосы, ногти состоят из белков;

    Транспортная: гемоглобин, переносящий кислород – белок

    И т.д.)

    Поисковая беседа

    3 мин

    Предлагает ответить на вопросы:

    • Что является материалом для построения организмом белков?
    • Могут ли жиры и углеводы превращаться в белки? Почему?
    • Какие последствия могут быть при неправильном питании – недостатке в пище белков?
    • Предложите рекомендации по правильному питанию, которые позволят избежать белкового голодания.
    • Аминокислоты, которые образуются при гидролизе белков, поступающих с пищей.
    • Не могут, так как у белков более сложный элементный состав.
    • Возникнет белковое голодание, недостаток всех белков, обеспечивающих жизнедеятельность организма.
    • Нужно в достаточном количестве употреблять в пищу мясные, молочные продукты, рыбу, яйца, бобовые культуры, которые наиболее богаты белком.

    Закрепление материала

    Работа с ЭОР 2 (тест)

    8 мин

    Создает игровую ситуацию. Три ряда – три команды. Каждый ряд по очереди отвечает на один из вопросов теста. Набранные баллы засчитываются команде. Если команда выбирает неправильный ответ, остальные команды могут предложить свой вариант. (Обратить внимание: повторно вернуться к вопросу в тесте нельзя. Команды должны заготовить свой ответ до окончательного выбора отвечающей команды)

    Отвечают на вопросы теста, Исправляют ошибки других команд. В случае необходимости задают вопросы.

    Подведение итогов урока

    Рефлексия,

    выставление оценок за урок

    2 мин

    Задает вопросы: Что для вас было самым трудным на уроке?

    Изменится ли ваше отношение к питанию?

    Озвучивает оценки за урок.

    Отвечают на вопросы.

    Домашнее задание

    §17, упр. 9

    1 мин

    Поясняет домашнее задание

    Записывают домашнее задание

    Файлы: Белки.doc
    Размер файла: 443392 байт.

    Рубрики: Химия Метки:, ,
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология