Автор конспекта:
Автор(ы): — Головина Татьяна Викторовна
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык
Учащихся в классе (аудитории): — 22
Краткое описание: — Чтение с остановками; обращение к личному опыту; прогнозирование по названию; составление синквейнов.
“Беспощаден кто-то к человеку» ( по рассказу И.А. Бунина "Роман горбуна"
Цели:
- познакомить учащихся с рассказом И.А. Бунина;
- развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
- развивать критическое мышление учащихся.
Оборудование:
- подготовленные тексты рассказа (Приложение 1 ),
- медиапроектор,
- презентация (Приложение 2 ),
Основной прием- «Чтение с остановками».
Используемые приемы:
- Чтение с остановками;
- обращение к личному опыту;
- прогнозирование по названию;
- составление синквейнов.
Стадия вызова
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего-то необычного, прекрасного?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья.
- А можно ли испытывать страх? Если да, то какой он?
- Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?
- Почему так происходит? Кто или что вершит судьбами людей?
Прогнозирование по названию:
Рассказ называется «Роман горбуна».
- О чем вам говорит это словосочетание?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
- А что такое для вас ЛЮБОВЬ?
Об авторе
Рассказ, с которым нам предстоит сегодня познакомиться, был написан Буниным в 1936г в эмиграции Его по праву можнопричислитьк шедеврамбунинскойлирической прозы. В миниатюрераскрывается удивительнаябунинскаяпластичность и рельефность изображения героя и его чувств.Бунинскоеискусство утверждало сочетание прекрасного и вечного, он также внимал и душевным страданиям людей в земной юдоли.
Стадия осмысления содержания:
РОМАН ГОРБУНА
« Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание:»
? Что интересного в этой строке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? (Горбун и любовное письмо???)
Словарная работа
Определить по толковому словарю лексическое значение слов «анонимное», «роковой», «блаженный».(Анонимный– без указания имени автора,Роковой-1. Приносящий горе, как бы предопределенный судьбой, роком(устар.)2. Решающий, определяющий дальнейшее(устар.)3. Имеющий тяжелые или губительные последствия;Блаженный– 1. В высшей степенисчастливый. 2. Глуповатый (первоначально юродивый) (разг.)
Чтение отрывка из текста:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок…»
? Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?)
? Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…)
? Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет)
Первая остановка
Чтение текста:
«Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа.»
? Почему РОКОВОГО часа?
? Обратите внимание на цвета. Какой оттенок превалирует? (Холодные тона: серый, лиловый, сиреневые, фиалки.) Почему? (Холод, безнадежность, неуверенность…Родственные души)
- Продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором.
«Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.
Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг…»
? Как вы думаете, будет ли то самое счастье? (Нет…)
? Ноон ведь его предвкушает, ждет. Почему, по каким словам мы понимаем, что счастья не будет? ( роковой час, грозно, содрогнулся, страхом).
?? Не спешите читать дальше, как думаете, почему же оцепенел? Ваши мысли?
(Кто-то, кого он не ожидал увидеть… Ослепительная красавица… Старая знакомая…)
« БЕСПОЩАДЕН КТО-ТО К ЧЕЛОВЕКУ!»
?? Горбунья… ожидали ли вы такого поворота?
И по новому мы читаем слова письма: «молода, богата, свободна… хочу надеяться, что Вы найдете во мне душу, родную Вам…»
??Что означают последние слова? ( Разочарование горбуна… Страшнаябезысходностьи грусть… В этих словах вся наша жизнь – с ее вечными надеждами, взлетами и падениями… Трагическая интерпретация темы человеческой судьбы, сокрушительный вывод-итог)
Стадия рефлексии:
Вернемся к заглавию: А был ли роман? (Похоже, что нет) Но присутствует ли любовь? (Да)
?? Назовите ключевое слово рассказа(Любовь)
— Так кто же беспощаден к человеку? Как итог наших рассуждений, составим синквейн. Напомню схему написания синквейна, она перед вами. Синквейн
Файлы: Беспощаден кто-то к человеку.rar
Размер файла: 2196395 байт.