Автор конспекта:
Автор(ы): — Морозова Елена Петровна

Место работы, должность: — МОУ «Кадетская киношкола №16″ г.Саратова, наставитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская раздел

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее формирование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — литогенез у учащихся представления о цели номинации героев на драматических произведениях на примере драмы М.Горького «На дне»

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: — презентация к уроку, таблица, кроссворд, иллюстрации к пьесе «На дне», телетекст пьесы

Краткое описание: — задание рассчитан на учащихся 11 класса, направлен на формирование умений и навыков анализа драматического произведения. Задачи: 1. Познакомить с историей создания пьесы «На дне»; 2. Формировать принцип о действующих лицах пьесы; 3. Выяснить интенция горьковских номинаций; 4. Развивать сноровка анализировать драматическое произведение; 5. Развивать речь.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

План – конспект
открытого урока по литературе на 11 классе
на тему «Без имя – уволь человека!» (о номинации действующих лиц на пьесе М.Горького «На дне»)

Цель урока – формирование у учащихся представления о цели номинации героевв драматических произведениях на примере драмы М.Горького «На дне».
Задачи:
1. Познакомить с историей создания пьесы «На дне»;
2. Формировать принцип одействующих лицах пьесы;
3. Выяснить интенция горьковских номинаций;
4. Развивать сноровка анализироватьдраматическое произведение;
5. Развивать речь.
Оборудование урока:презентация к уроку, таблица, кроссворд, иллюстрации к пьесе «На дне».

Ход урока:

I. Из истории создания пьесы М.Горького «На дне».
Пьесу «На дне» Горький писал на ход 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 возраст она была поставлена на Художественном театре на Москве и единым духом же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие также расслышали на ней «приговор обществу», также были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совсем противоположные: «Какой опасный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»
Причины настоль обостренной реакции – на историческом и социальном контексте, на котором создавалась и на какой-либо вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, макроэкономический и автопромышленный упадок начала века, голодающий 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города на город на поисках заработка и хлеба. Во – вторых, яркий шум философских и религиозных исканий, рожденный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.
Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный доступный театр, какой-либо возглавляли К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот зрелище вошел на триста тех постановок, которые вывели МХТ на лидеры русского театра.
Сразу же впоследствии первых постановок Леонид Андреев писал Горькому: «Ни одно статья, ни уединенно речь не мог охватить драмы во всей ширине и глубине; многообразный однажды остается чего – что неуловленное, кой – что остаток, на котором и заключена самая суть».
II. Работа с литературоведческим аппаратом.
Для начала давай вспомним чего такое драма?
С одной стороны, — это клан литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. С другой стороны, — это произведение, которое изображает частную жизнедеятельность человека на его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом неужто собой.
III. Анализ названия пьесы.
Задание 1. Прежде нежели Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно после другим отклонил такие названия, что «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» ( последнее стояло на афише премьерного спектакля).
Как бы вас объяснили, с кой целью кинодраматург остановил характерный отбор на нынешнем названии?
- «Ночлежка» — сверх меры конкретное заглавие, «Без солнца» — сверх меры абстрактное. Название же «На дне» — экстремально обобщенное ( больше обобщенное, нежели «На дне жизни»), ёмкое, идеологически заостренное ( существование вовне нормы, донья души), и на распознавание от варианта «Дно» показывает персистент скатывания «на дно», но не констатирует факт.
IV. Работа по теме урока (аналитическая беседа).
Задание 2. Перечитайте афишу пьесы. Обратите призор на то, что поименованы персонажи, какие характеристики дает доксограф действующим лицам? Какие еще сведения посчитал нужным сообщить раньше начала действия? Читаем и анализируем афишу.
Что вас узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?
М.Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – едва фамилии. Однако сексбольшинство героев имеют едва имена неужто прозвища.Такая ахромат наименований во многом объясняется тем, чего М.Горький изображает независимый мир, беззлобие людей «без пачпортов», силом различных обстоятельств оказавшихся на «обочине» жизни.
V. Запись эпиграфа.
В одном из писем к М.Пришвину М.Горький заметил: « Знаком я был с одну монахом, но – редчайший случай! — забыл его имя, но соборно с именем стерлось и лицо. Вот оно, вокабула – то, могучесть какая!»
Наименованию своих героев Горький уделял особое внимание.Как правило, имена его персонажей не чуть только называют, но и обозначают, раскрывают на них что-то существенное.
Исходная интенция его номинации – выделить героя, индивидуализировать его, показать, о килоом добре речь.
VI. Подробный анализ номинации действующих лиц пьесы.
Индивидуальные задания и теоретический материал, разработанный учителем.
!По быстрее учащиеся заполняют таблицу!(приложение 2)
1. Бубнов
Особое паль промеж ночлежников занимает Бубнов . В свое старина горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную благоразумие на оценке положения ночлежников.
Для него обитатели подвала – это вор, шулер, пьянюга и не более. Правда Бубнова – это разумеется внешних обстоятельств, разумеется полной зависимости человека от окружающего мира, образно выраженная на формуле: «Что было – было, но остались одни пустяки… Все слиняло, уединенно чистый парень остался». Таков и уединенно Бубнов.Поэтому не наездом его семейка образована от существительного «бубен» — прокутившийся человек, напоминает выражения «гол, что бубен», «тяжбу завел – стал что тимпан гол» и др.
С одной стороны, Бубнов – прокутившийся человек, но с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого уволь на жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека» (VII). Понятия чести и совести для него значения не имеют.
Кроме того, «бубном» называется человек, исполнивший на карты. В данном случае произошел анжамбеман на основе названия карточной масти. Игра на карты – любимое консультация ночлежников, и порой они называют Бубновапросто Бубен. Также вокабула «бубен» имеет концепт «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть что работать не люблю!» (VII)
Этот панталоне на пьесе является вестником зла и олицетворяет примитивный мир. Авторское обращение к нему отчетливо негативно. М.Горький раскрывает холодность и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, чего парень – тритопатор на земле лишнее. «Ты повсюду лишняя…да и все людишки на земле – лишние», (VII) – говорит он насте. А коль парень никому не нужен и является существом лишним, что он вничью не надо связывать себе и властен жить так, что хочет.
2. Сатин
Особый значительность М.Горький проявлял к богомильству. В этом древнем славянском вероучении писателя привлек сочинение о Сатане, точнее о Сатанаиле. И чистосердечно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается влияние пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, чистосердечно Сатанаил создал зримый физический мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть на человека душу. И тут верховный Бог сжалился и послал на человека характерный божественный дух. Таким образом, физический мир, человеческая плоть – результат Сатанаила, но настроение человека и упек – результат Бога. Исходя из этого, понятен семантика первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно чистосердечно связано и спесней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и лещадь солнцем забывали о ненависти братан к другу» Становится ясным и то, с кой целью Сатин на конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», кави на них уволь духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»
Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, чего порядочно что видно на его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, с кой целью неглупый, молодцеватый Сатин оказался промеж босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг» (VII). Видимо, несгибаемость натуры Сатина, его уклонение идти на компромиссы и позволило М.Горькому называть этого босякаКонстантином , чего так «твердый, постоянный». Ведя заглазный состязание с Лукой, уединенно о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека!.. А коль меня как-то однажды обидели и – на всю жизнедеятельность сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (VII).
ИЗВЕСТНО, ЧТО МНОГИЕ МЫСЛИ М.ГОРЬКОГО В ДРАМЕ ВЫСКАЗЫВАЕТ ИМЕННО САТИН.
3. Лука
Согласно учению богомилов, Бог, для спасти беззлобие от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького дуализм Христа представляет Лука, имя которого отчетливо восходит к имя апостола Луки.Перед нами парень бывалый, завершенный к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.
Для Луки все людишки одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, что ни вихляйся, но человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – но всегда своей цены стоит…»
Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает.
Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его разрешено назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, айда с миром,»- важнейшая изречение Христа.
Но есть и другое трактование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» так хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, черномазый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, чистосердечно связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… что смог от лица огня!»
Однако что неужто иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.
4. Актер
Назван по своей прошлой профессии, что что впрямь потерял имя: «Нет у меня тут имени… Понимаешь династия ты, что это оскорбительно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»
Даже тут на ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от звезда сего.
Актер воспринимает жизнедеятельность что мираж: он поверил на существование бесплатных лечебниц, поверил на «праведный город».
Персонаж драмы М.Горького – это пребывавший актер, но он клирик Мельпомены. Он пришел на ночлежку из какого-то особого, иного звезда и на определенном смысле целесообразно превыше других босяков.Он одарен и, несомненно, непосредственно образованный, культурный промеж всех ночлежников, начиная и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом.
Этот стиль выспренно оценил А.П.Чехов.
5. Барон
По своему прошлому социальному положению назван и Барон, какой-либо «нет-нет, конечно и покажет из себе барина». Самый беззубый из ночлежников, он всю жизнедеятельность занимался переодеванием. Он даже не помнит, что оказался промеж босяков.
Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он изумительный знает генеалогию своего рода.
Лука называет его «испорченным бароном», но Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон выпивши встать на четвереньки и лаять собакой.
Вместе с тем негоже не заметить, чего чистосердечно Барону пришла на голову утверждение о беспредметно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь к чему – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.
6. Клещ
Он всего только едва полгодика прожил на ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюдова и в открытую презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена».Эгоистичный, раздраженный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил раньше полусмерти».Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить:«Ну … еще маленько … пожить бы … немножко! Коли вслед за тем муки не будет … тут разрешено потерпеть … можно!»
Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, жестокий ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает».
Отсюда и семейка персонажа: клещ – насекомое, впивающееся на кожу, кровосос.
7. Квашня
Квашня дает действию первоначальный экстазный толчок, вызывает на подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», чего так подвергать брожению.
Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки.
Но вокабула «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто проворно всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль).
Оказавшись на ночлежке, Квашня почувствовала себе не «на дне», но на «вершине». Она проворно приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уж тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»
8. Настя
Еще одно халкиопа восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на палестина света!»
В этом отношении специфически показательно поведение Насти на финале драмы. Услышав сообщение о смерти Актера, она «медленно, богато раскрыв глаза, добре к столу». На столе целесообразно единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя добре к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, насквозь осознает надобность другой жизни.
Не наездом своей героине доксограф декалитр имя Анастасия, которое на переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».
9. Костылев
Содержатель ночлежки Костылев – тритопатор никчемное. Это несомненный ханжа, не в такой степени утешает, сколько интеллектуально усыпляет своих постояльцев, говоря, чего «на микротом свете…всякое поступок наше усчитывают».
Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться на ночлежке, что вкруг него создается своеобразная пустота, некоторый душевный вакуум.
Костылев что бы представляет иной, примитивный мир. Его духовность есть экскорт пустой, холодной души, вследствие чего что нелеп и жалок его конец.
Для М.Горького пиетизм больше свирепый грех, нежели грубость.

!Есть на драме и другие герои! Расскажите о них (индивидуальные задания).
VII. Подводим итоги урока.
1. «Угадайка»: По портретам угадайте имена действующих лиц, дайте им характеристику (одновременно с этим троим учащимся, не безумно деятельно работавшим по быстрее урока, дается индивидуальное задание- из фрагментов собрать указанный персонаж, охарактеризовать его).
2. Кроссворд
Кому из героев принадлежат слова?
По вертикали:
1. «Нет у меня тут имени… Понимаешь династия ты, что это оскорбительно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» (Актер)
2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на палестина света!»(Настя)
3. «Что было – было, но остались одни пустяки… Все слиняло, уединенно чистый парень остался».(Бубнов)
4. «А…ведь к чему – нибудь я родился…а?» (Барон)
5. «Вон что-о! Ого-го! Это — ты проворно придумала… мужа, так на гроб, любовника – на каторгу, но сама…»(Пепел)
6. «Не обижай человека!.. А коль меня как-то однажды обидели и – на всю жизнедеятельность сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому»(Сатин)
7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»(Квашня)
8. 10. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли вслед за тем муки не будет…здесь разрешено потерпеть…можно!»(Анна)
По горизонтали:
1. « А все люди! Как ни притворяйся, что ни вихляйся, но человеком родился, человеком и помрешь…»(Лука)
2. «Вот и я…когда-нибудь что же…в подвале…забитая…» (Наташа)
3. «на микротом свете…всякое поступок наше усчитывают»(Костылев)
4. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена»(Клещ)
3. Вопросы:
1. Что считает нужным сообщить доксограф о своих героях на начале пьесы?
2. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их?
3. Почему, по мнению М.Горького, безо имя уволь человека?
4. Какова же интенция номинации действующих лиц?
4. Слово учителя:
Итак, ночлежка Костылева – это, вперед всего, эмблема бездомности, бесприютности, эмблема ненормальной жизни.
В образах ночлежников доксограф нарисовал независимый типчик людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумевшие реализовать себе на настоящем, они погружены либо на воспоминания о прошлом, либо на мечты о будущем. Однако их всех объединяютраздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.
Записать!!!
Чтобы резче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не чуть только называют, но и раскрывают на них что-то важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их обращение братан к другу.
VIII. Домашнее задание.
Сочинение – юмореска на тему «Без имя – уволь человека?»

Файлы: 1 M.Gorkijnadne.ppt
Размер файла: 7479296 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология