Автор конспекта:
Автор(ы): — Бронникова Валентина Арсеньевна, учитель биологии;
Место работы, должность: — Республика Хакасия, город Черногорск, «Основная общеобразовательная школа № 6» — филиал Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7», ул. Фрунзе, 17, тел: 8(39031)6-41-46.
Регион: — Республика Хакасия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: — формирование у учащихся позитивного отношения к своему здоровью.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
(УМКпод редакцией Н.И. Сонин. Биология. Человек. -М.: Дрофа.2003)
Используемая методическая литература: — Список литературы
1. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии – М.: Вентана-Граф, 2004.
2. Гуревич П.С. Человек – М.: Дрофа, 1995
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма – Санкт-Петербург.: Детство-пресс, 2002
4. Колесов Д.В., Маш В.Д. Основы гигиены и санитарии – М.: Просвещение, 1996
5. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток. Движение в зону риска. – М.: Просвещение, 1998
Используемое оборудование: — девиз урока, плакаты-призывы, ЗАПОМНИ!, мультимедийный электронный учебник «Гигиена дыхания» (урок 43, «Биология», 8 класс).
—
Краткое описание: — Девиз урока: Мы калечим жизнь своими безумствами пороками, а потом жалуемся на беды, последовавшие за ними говорим, что несчастья заложены в самой природе вещей… К. Бауви Участники: учителя: биологии, химии, литературы, физвоспитания; учащиеся: эксперты по истории, биологии, химии, председатель президиума; корреспонденты газет «Школьный вестник», «Молодежная», «Здоровье». Оформление доски: девиз урока, плакаты-призывы, ЗАПОМНИ!, мультимедийный электронный учебник «Гигиена дыхания» (урок 43, «Биология», 8 класс). ХОД УРОКА I. (звучит тихая музыка) Председатель президиума (ПП): — Уважаемые дамы и господа! Мы здесь сегодня собрались для того, чтобы обсудить одну из важнейших проблем человечества – проблему табакокурения. Цель нашей конференции: выявить, как вредно влияние веществ, попадающих в организм человека с табачным дымом, также вы познакомитесь на уроке с дыхательными упражнениями восточной гимнастики. У нас конференции присутствуют (представление всех участников). Но прежде, чем начать конференцию мы проведем разминку – рефлексотерапию, для того чтобы благополучно настроиться на наше общение. Разминку проведет учитель физвоспитания школы – Ирина Алексеевна. — Расправьте плечи, на лице – легкая улыбка, внутри – ощущение приятного тепла. Те, у кого это получается, вызовите хорошее настроение усилием воли. 1 упражнение. Массаж ушных раковин. Уши – это скопление биологически активных точек, которые активизируют работу наших внутренних органов. — На каких еще участках тела находятся биологически активные точки? (на кистях рук и на стопе). 2 упражнение. Массаж кисти и плечевого пояса. 3 упражнение. Упражнения на активизацию шейного отдела позвоночника. Работа с шейным отделом позвоночника нормализует внутричерепное давление, улучшает память, зрение, слух, повышает работоспособность. ПП. – Спасибо! Если вы каждый день будете делать такие непростые упражнения — хотя бы каждый день, то со временем восстанавливается вестибулярный аппарат, улучшается состояние щитовидной железы, становится нормальным сон и в целом улучшается питание мозга. А теперь перейдем к основной части нашей конференции. Господа корреспонденты, прошу задавать вопросы. Корреспондент газеты «Молодежная». Я хочу обратиться к истории. Как давно человечество познакомилось с табакокурением? Эксперт-историк (слайд 3 урок 43) (о происхождении табака) — Местные жители курили сушенные листья растения «петум» (демонстрируется слайд с увеличением растения табака). Они курили эти подсушенные листья, свернутые в трубочку. Первыми, кто втянулся в такую вредную привычку – это матросы Колумба и сам Колумб. Такой притягательной была сила табака. И растение получило название от имени провинции ТАБАГО, острова Гаити Южной Америки. Корреспондент газеты «Школьный вестник». Скажите, а как табак попал на русскую землю? Эксперт-историк. – Табак в Русь завезли английские купцы еще в XVI веке в эпоху правления Ивана Грозного. Но широкое распространение табакокурение на Руси получило при царствовании Петра I, заядлого курильщика. ПП. Спасибо! Да, действительно, существует версия, что еще 40 тыс. лет до н.э. люди познали таинственную силу корней и листьев растения «ТАБАГО» и это растение можно отнести к наркотическим веществам, как и алкоголь и наркотики. Прошу задавать еще вопросы. Корреспондент газеты «Здоровье». Что входит в состав табака? Эксперт-химик. (Демонстрация слайда 4 «состав и открытие никотина»). – В настоящее время известно около 4 200 веществ, входящих в состав табака; кроме никотина в табачном дыме присутствуют тяжелые металлы: мышьяк, висмут, свинец, а также синильная кислота, аммиак, угарный газ, смолы канцерогенных веществ. Наиболее ядовитое вещество – никотин (слайд 4 фрагмент «никотин убивает человека»). Демонстрация окурка сигареты. Демонстрация опыта «Горение сахара в табачном пепле». Данный опыт доказывает. Что даже в пепле от сигареты есть ядовитые вещества, поддерживающие горение сахара, который при обычных условиях не горит. Корреспондент газеты «Молодежная». Скажите, пожалуйста, какие последствия курения ожидают человека? Эксперт-химик. Канцерогенные смолы вызывают раковые опухоли. Еще в 1875 году немецкий врач Фолькманн установил, что одна каменноугольная смола способна вызвать рак у людей. В 1915 году японские ученые сообщили , что они сами вызвали злокачественные опухоли, нанося смолу на уши кроликов. Спустя три месяца на ушах возникли бородавчатые разрастания, которые увеличились и превратились в раковые опухоли (слайд 5, «раковые заболевания вызваны у курильщиков и пассивных курильщиков»). ПП. Никотин действует и на пищеварительную систему человека. Сейчас опытным путем химики-эксперты докажут, что никотин и другие канцерогенные вещества не расщепляют крахмал, так как никотин разрушает в слюне курящего человека ферменты, отвечающие за расщепление крахмала. Эксперт-химик. Демонстрация опыта: действие слюны курящего человека и некурящего на крахмал. Вывод: в результате многолетнего курения у человека развиваются заболевания пищеварительного тракта: гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Корреспондент газеты «Школьный вестник». А как влияет никотин на будущее потомство человека? Эксперт-биолог. Длительное и активное курение приводит также к различным функциональным нарушениям органов половой системы человека. Последствия курения могут сказаться на течение беременности, в результате которого возникают заболевания плода – будущего человечка, отставание в умственном развитии, возникновение различных форм эпилепсии, пороков развития лица: «заячья губа», «волчья пасть», ребенок может родиться с различными аномалиями (демонстрация слайда № 6 фрагмент 2, 3 «беременность женщины»). ПП. Итак, курение ведет к страшным заболеваниям всех органов человека, что впоследствии может привести к смерти. Установлено, что одна сигарета сокращает жизнь человека на 12 часов. Сейчас биолог-эксперт приведет печальную статистику. Эксперт-биолог. Как сообщает Всемирная организации здравоохранения, в прошлом году в мире от последствий курения умерло 5 млн. человек. Всего на нашей планете насчитывается 1,1 млрд. курильщиков, причем 930 млн. – люди, проживающие в развитых странах. Три четверти умерших от болезней, связанных с курением – мужчины. Всемирная организация здравоохранения считает, что к 2030 году число смертей от курения может увеличиться в два раза. В России число курильщиков растет постоянно. Среди курильщиков 43 % — дети. Россия занимает первое место в мире по употреблению табака. Так, в 2002 году потребление сигарет в нашей стране составило 1931 штуку на душу населения. ПП. Задумайтесь над этой страшной цифрой! 1931 штука сигарет на одного человека, включая младенцев. Отсюда можно сделать вывод, что каждый человек является пассивным курильщиком, это ведет к увеличению числа заболеваний дыхательной системы: туберкулеза, астме, бронхитам. За этот учебный год 20 % всех учащихся школ города переболели заболеваниями дыхательных путей. Это результат пассивного курения и неправильного дыхания. Слово предоставляется учителю физвоспитания. Учитель физвоспитания. Давайте проведем маленький эксперимент… — Сколько мы совершаем за одну минуту вдохов и выдохов? Считать мы будем в дыхательных актах = вдох + выдох. Дышим, как обычно, учащать или замедлять дыхание не нужно. А эксперимент проведем стоя. (Песочные часы на 1 мин, все встали). — Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого получилось актов дыхания меньше 15. У кого от 15 до 20? У кого больше 20? Спасибо. — Обратите внимание, что некоторые из вас совершают больше 20 актов дыхания в минуту, это сигнал к тому, что вам нужно заниматься физкультурой (если нет противопоказаний, то бег – универсальное упражнение для поддержания своего здоровья в хорошей форме). — Существует такое понятие, как полноценное дыхание. Как вы думаете, что значит полноценное дыхание? При полноценном дыхании задействованы все отделы легких плюс к тому же должна работать диафрагма. Этому надо учиться. Система формирования полноценного дыхания хорошо разработана в восточной гимнастике — цигун . Упражнение – дыхательное ката «Тенсе». В этом упражнение легкие работают как кузнечные горнила. Упражнение (ката) помогает мобилизовать внутренние силы организма, способствует укреплению организма в целом. Кстати, эти упражнения рекомендуется выполнять на свежем воздухе, на природе, в спокойной обстановке. Упражнение на развитие нижнего дыхания. Грудная клетка растягивается до предельно допустимой величины, объем легких увеличивается. Диафрагма – мышца, (грудобрюшная преграда), интенсивно и регулярно сокращается, массируя все органы брюшной полости, и способствует лучшему оттоку венозной крови. Не остается ни одного органа, который бы не ощущал благотворного влияния такого дыхания. Полнее осуществляется кровообмен, стимулируется секреторная деятельность желез. ПП. Спасибо! Думаю, что регулярное выполнение упражнений улучшит ваше здоровье и у вас не появится желания курить. Прошу задавать вопросы. Корреспондент газеты «Школьный вестник». Скажите, а как вредные привычки отражены в русском фольклоре? Учитель литературы. Вред курения часто отражается в стихах многих поэтах: В. Маяковского, С. Есенина, А. Пушкина. Даже в русских народных сказках, частушках (зачитывается сказка, исполняются частушки). Как люди научились курить Украинская сказка Говорят, вот с чего началось. Умерла у чёрта бабушка. И захотел он так схоронить её, чтобы всё честь по чести было – и колесница нарядная, и кони в три пары, и гроб с шёлковыми кистями, и чтобы за гробом люди шли и в голос плакали. И как задумал, так всё и сделал. Только вот беда – не плачут люди по чёртовой бабушке. Да и чего им плакать? Ну, умерла у чёрта бабушка и умерла. Людям-то что? А чёрту это обидно. Вот и надумал он, как провести людей. Ему долго ли? На то ведь и чёрт! Собрал он листья табака, стёр в порошок и давай всех потчевать: — Нюхайте, почтенные. Это доброе зелье! Нюхайте, одолжайтесь! Да мою бабушку поминайте! И кто ни понюхает – у того слёзы из очей так и текут. А чёрт радуется. Всё-таки по его вышло! Увидел с неба ангел, что люди на земле горько плачут, и спустился вниз. — Что это вы слёзы льёте? – спрашивает. — Да вот, померла у чёрта бабушка, — говорят ему люди и слёзы с глаз отирают. Удивился ангел: — А вам-то что за горе? Плюньте-ка на неё! Что вам с ней! Смастерил он наскоро трубки, набил табаком и даёт плакальщикам. — Курите, — говорит, — утешайтесь! И кто только ни закурит, тот и плюнет. Тьфу! Это что же за чертовщина! — Так-то оно будет лучше, — сказал ангел и улетел к себе на небо. Вот встречает ангел чёрта и спрашивает его: — Ты что ж чудишь, людей с толку сбиваешь? Смеётся чёрт: — А пусть они, дураки, поплачут о моей бабушке!.. — Да разве они плачут? – ангел говорит. – Ты посмотри-ка получше. Глянул чёрт на землю – что за напасть такая! Плюются все да ещё его поминают. Вот с тех самых пор и научились люди нюхать да курить табак. Только никакой радости от этого зелья. Кто понюхает, у того слёзы так и выступят: — Фу ты, чёрт, до чего крепок! Кто затянется из трубки, тот и плюнет: — Фу ты, чёрт, до чего горек! Учитель литературы. Мы услышали с вами произведение фольклора. Не зря народная мудрость утверждает: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Мы с вами видим из этой сказки, что даже в те далёкие времена наши с вами предки очень негативно относились к курению. И в этой сказке – вредная привычка курить приписывается как очередная проделка нечистой силы, потому что не укладывается в голове, что люди – разумные существа могли добровольно приносить вред своему здоровью, по своей воле. О вредной привычке курить, можно узнать из ещё одного жанра русского фольклора – частушек. Мы частушки сочиняем Утром, вечером и днём, А сегодня мы частушки Про курение споём. Сигарета стоит рубль Пачка стоит пять рублей, Лучше б мы с тобой купили Кириешек сухарей. Мы с друзьями обкурились. Сигаретой подавились. Лучше б в баскетбол играли, Чем окурки собирали. А курение вредит Нашему здоровью, Лучше б мы с тобою пили Молоко коровье. Обкурились, обдымились, Словно паровозы, А потом от нас воняло Словно от навоза. Неужели это правда? Кто бы и подумать мог? У девчонок в туалете Голубой висит дымок. Мы сидели и курили, Только нас поймали, А потом нас на линейке Яростно ругали. Мы частушки сочиняли Про курение, друзья, И все вместе мы решили, Что курить совсем нельзя. После исполнения фольклорная группа представляет плакаты и скандирует (по очереди). Запомни! Хочешь жить – бросай курить! Курить – здоровью вредить! 1. Дым сигареты делает зубы желтыми! 2. Дым сигареты загрязняет легкие, ведет к болезням! 3. Никотин затрудняет работу сердца. 4. Табакокурение ведет к уродству младенцев. 5. У курящего – плохая память. Учитель литературы. На уроке русского языка мы с ребятами писали сочинение, не просто сочинение, а письмо курильщику. Разные получились письма. Много интересных точек зрения было высказано по этой проблеме. Вот одно из сочинений. Письмо курильщику. Здравствуй, моя дорогая подруга! Пишет тебе твоя одноклассница Таня. Недавно я узнала весть, которая меня шокировала – ты куришь? Не знаю, что явилось причиной того, что ты взяла в руки сигарету. Может быть, — это какие-то неурядицы в семье, может, проблемы в личной жизни, а может быть, это просто баловство, дань моде, желание казаться взрослой? Одно я знаю точно: ты совершила первую в своей жизни серьёзную ошибку, и эту ошибку нужно исправлять. Я не хочу сейчас читать тебе длинных нотаций о том, как вреден табачный дым для твоего молодого организма. Ты это всё прекрасно знаешь сама. Единственное, что я сейчас хочу тебе сказать: пока ещё не поздно, опомнись, найди в себе силы отказаться от сигареты. Поверь, ты будешь уважать себя за этот поступок. Займись спортом, найди дело по душе. Ты сразу почувствуешь себя сильной, способной управлять собой и не поддаваться подобным соблазнам. Выйди на улицу, вдохни полной грудью чистый и прозрачный воздух, почувствуй аромат весны! Неужели после этого тебе захочется втянуть в себя сигаретный дым? Моя дорогая подруга, я искренне верю в тебя. Я готова тебе помочь отказаться от этой вредной привычки. Думаю, что через некоторое время ты сможешь с гордостью сказать о себе: «Я сумела бросить курить. Я одержала победу над этой вредной привычкой – я сильная, а значит – я готова ко взрослой жизни. Твоя подруга Таня. ПП. Наша конференция подошла к концу. Спасибо экспертам за содержательные ответы на вопросы журналистов. Курение или здоровье – выбирайте сами! Хочу закончить словами великого путешественника Жана Кусто: «Все, что мы делаем, или чем мы занимаемся, мы делаем, находясь в скором поезде, который несет нас к смерти. Курить – все равно, что выпрыгивать из поезда на полном ходу! Помните и не делайте этого!» Методические рекомендации В арсенале каждой науки, в том числе литературе, биологии, химии, количество сведений, которые способны удивлять учащихся, возбуждать и поддерживать их познавательный интерес и активность, практически неограниченно. Этому способствуют межпредметные уроки. Именно они позволяют наиболее эффективно реализовать на уроке межпредметные связи: литературы, русского языка, биологии, физической культуры, химии. Поэтому при прохождении в 8 классе темы по биологии «Органы дыхания. Гигиена дыхания» ((УМК по биологии под редакцией Н.И. Сонина) можно объединить несколько школьных предметов и создать урок в форме конференции. Данная форма соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует развитию познавательной активности и интереса к данным предметам. Педагогическая цель: развитие познавательной активности учащихся с применением информационно- коммуникационных технологий. Задачи: 1. Углублять, развивать компетенции о здоровом образе жизни через художественное слово, научные знания, дыхательную гимнастику. 2. Способствовать осуществлению нравственного, физического воспитания учащихся. 3. Продолжать формировать у учащихся основ здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью. Для решения педагогических задач урока целесообразно использовать элементы ИКТ, здоровьесберегающих технологий. На данном уроке применяется преподавание на основе демонстрации с использованием электронного учебного пособия, а также опыты, физические и гимнастические упражнения, народный фольклор, сочинения. Компьютерная техника с её мультимедийными возможностями позволяет оживить урок, сделать его ярким и эмоциональным, помогает создать целостную картину увиденного и услышанного. Такие уроки воспитывают чувство осознанного отношения к своему здоровью, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий и научно- познавательный материал. Список литературы 1. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии – М.: Вентана-Граф, 2004. 2. Гуревич П.С. Человек – М.: Дрофа, 1995 3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма – Санкт-Петербург.: Детство-пресс, 2002 4. Колесов Д.В., Маш В.Д. Основы гигиены и санитарии – М.: Просвещение, 1996 5. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток. Движение в зону риска. – М.:
Файлы: Урок конференция к семинару.rar
Размер файла: 16544 байт.