Автор конспекта:
Автор(ы): — Закирова Резида Радифовна

Место работы, должность: — МОУ Кугунурская СОШ,учительница

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — изучить тщательно тему глагол.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Книга по русскому языку

Используемая методическая литература: —

Русский язык в школе 2006 год №2

Используемое оборудование: —

карточки раздаточные

Используемые ЦОР: —

магнитофон

Краткое описание: — I. Мы знаем, что глагол обозначает процессуальный признак, действие предмета. В высказывании Пришел, увидел, победил нет подлежащего, которое указывало бы на производителя действия, но мы знаем, что кто-то эти действия совершил, даже если не знаем кто. (Эти слова, по свидетельству историков древности, принадлежат Юлию Цезарю.) А может ли быть такое, что действие есть, а его производителя – самого предмета – нет? Что-то очень таинственно получается!

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы


Безличные глаголы

Конспект урока

7,8 класс

I. Уточнение приобретенных знаний.

Какой раздел русского языка мы изучаем? (Мы изучаем морфологию.)
С какой частью речи работаем на протяжении нескольких уроков? (С глаголом.)
Назовите признак, отличающий глагол от других частей речи. (Процессуальный признак – признак, протекающий во времени.)

II. Исследование языкового материала.

Сравним пары предложений. (Запись на доске.)

1. В зимнюю пору смеркается рано.
2. Мне не дремлется, не спится у ночного костра.

В каких предложениях действие глагола-сказуемого не указывает на действующее лицо? (В предложениях первого столбика.)
Сравним предложения по строению, т.е. найдем грамматическую основу. (Грамматическая основа предложений первого столбика состоит только из сказуемого.)
Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.)
Есть ли в этих предложениях действие? А производитель действия? (Действие обозначено, а производителя действия нет.)
Оказывается, есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, т.е. действие происходит само по себе. Что это за глаголы?

III. Определение темы урока.

Прочитаем текст учебника на с. 149.

§ 52. ОСОБЕННОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ

I. Мы знаем, что глагол обозначает процессуальный признак, действие предмета.

В высказывании Пришел, увидел, победил нет подлежащего, которое указывало бы на производителя действия, но мы знаем, что кто-то эти действия совершил, даже если не знаем кто. (Эти слова, по свидетельству историков древности, принадлежат Юлию Цезарю.)
А может ли быть такое, что действие есть, а его производителя – самого предмета – нет? Что-то очень таинственно получается!
И все-таки такое быть может. Есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, никем не производимое, как бы происходящее само собой. В предложениях с такими глаголами не бывает и не может быть подлежащего, и такие предложения (вспомним!) называются безличными.
И сами такие глаголы называются безличными. Например: смеркается, нездоровится, тошнит.

Запишем тему: «Безличные глаголы».

Почему высказывание Пришел, увидел, победил не является безличным?
В чем особенность безличных предложений?

IV. Закрепление.

Выпишите из текстов задания 213 глаголы в 3-м лице единственного числа и найдите среди них безличные глаголы.

Учащиеся выполняют задание.

Прочитайте безличные глаголы, которые вы выписали в тетрадь.
С какой формой глагола совпадает форма безличного глагола? (С формой 3-го лица ед. числа настоящего времени, среднего рода ед. числа прошедшего времени.)

V. Самостоятельная работа (или запись на доске).

Задание 1 (или запись на доске). Замените двусоставные предложения безличными.

· Приближался рассвет. – ?

· Наступает вечер. – ?

· В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. – ?

· Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ?

· Мой друг по вечерам не сидит дома. – ?

· От волнения мы долго не спали. – ?

Каким образом нам удалось преобразовать предложения? (Использовали в роли сказуемого безличные глаголы, которые обозначают действие без указания на действующее лицо.)

Задание 2 (работа в парах). Учащиеся из общего количества предложений должны выбрать безличные.

1. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца.

2. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой.

3. Прогремело вдали.

4. С каждым днем все сильнее чувствуется приближение весны.

5. В горле у Севастьянова перехватило.

6. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

7. Радостно видеть дружные всходы.

8. Наступает праздничный вечер.

9. В это время позвонили в дверь.

10. Долго мне не спалось.

11. Выхожу из комнаты, иду в ближнюю рощу.

12. Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух.

13. Солнце начинает спускаться.

14. Начинало уже заметно смеркаться.

15. В лесу легко дышится.

Что обозначают безличные глаголы дышится, сидится, спалось? (Эти глаголы обозначают состояние и переживания человека.)
Что обозначают безличные глаголы темнеет, моросит, рассвело? (Природные явления.)

VI. Творческая работа.

Выполните задание 214.

Задание 214

Что обозначают приводимые ниже безличные глаголы? Расположите их в соответствии с их значением в два столбика и придумайте с некоторыми из них небольшой рассказ.

Похолодало, подмораживает, лихорадило, живется, смеркается, не работается, не хочется, моросит, вечереет, кажется, взгрустнулось, светает, рассвело.

Пока кто-то из учеников читает получившиеся рассказы, остальные составляют рецензию, учитывая цельность, точность изложения, языковые средства.

VII. Итог.

В чем особенность безличных глаголов? (Обозначают действие без действующего лица.)

Задание-ловушка

Установите, есть ли безличные глаголы в следующем предложении.

Слово доброе не забудется: что в нем скажется, то и сбудется.

Домашнее задание

Задание 215

Придумайте рассказ, где бы было побольше безличных глаголов.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология