Автор конспекта:
Автор(ы): — Панкратов В.В.

Место работы, должность: — г.Тамбов, Областной институт повышения квалификации работников образования, доцент

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Безопасность на льду

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Информационные материалы для урока ОБЖ по обеспечению безопасности детей на воде в период ледостава
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации области
от 19.04.2007 № 415
Правила охраны жизни людей на водных объектах
(Выписка)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила охраны жизни людей на водных объектах в Тамбовской области (далее — Правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 03.06.2006 №74-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2004), Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, постановлением Правительства Российской Федерации от14.12.2006 № 769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах».
6. Меры безопасности на льду
6.1. При переходе водоема по льду следует пользоваться оборудованными переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии — убедиться в прочности льда с помощью пешни. Выход на лед в местах, где выставлены запрещающие знаки, не допускается.
6.2. Во время движения по льду следует обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение, родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п.
Безопасным для перехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 см.
6.3. При переходе по льду группами необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5-6 метров и быть готовым оказать немедленную помощь, терпящему бедствие.
Перевозка грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
6.4. Пользоваться на водоемах площадками для катания на коньках разрешается после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 см, а при массовом катании — не менее 25 см.
6.5. При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепление лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Рюкзак или ранец необходимо взять на одно плечо.
Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его состоянием.
6.6. Во время подледного лова рыбы нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади и собираться большими группами.
Каждому рыболову рекомендуется иметь спасательное средство в виде шнура длиной 12- 15 метров, на одном конце которого должен быть закреплен груз весом 400-500 граммов, а на другом — изготовлена петля.
Зимние спасательные средства

Спасательная доска. Длина доски – 5-8 метров, ширина — 120 см. На одном конце крепится петля, на другом — веревка длиной от 30 до 40 м. Спасатели на берегу привязывают к неподвижному предмету конец веревки, потом подползают по льду к пострадавшему и подают ему конец доски с петлей, помогая выбраться из воды.
Спасательный шест. Длина – 5-8 метров. К концу шеста крепится пеньковая капроновая веревка длиной 40 м. Спасатель привязывает на берегу веревку, приближается на безопасное для себя расстояние, подает пострадавшему шест, помогает выбраться из воды.
Спасательная веревка. Длина – 25-30 м с большими, длиной до 70 см, петлями на обоих концах. Спасатель надевает на левую руку петлю, а правой берет другую петлю и, сделав два-три круговых размаха, бросает ее тонущему. Поймав петлю, тонущий надевает ее через голову под руку, после чего спасатель подтягивает его к берегу.
Спасательная лестница. Длина – 3-6 м, ширина – 50-70 см. Изготавливается из ели, сосны или дюралюминиевых трубок с запаянными концами. Используется спасателями так же, как и спасательная доска. Во всех случаях желательно, чтобы спасатель предварительно подстраховался.
Технические средства. Вертолеты, катера на воздушной подушке и др.
Подручные средства. В экстренных ситуациях для оказания помощи утопающему могут быть использованы подручные средства: бревна, шесты, лыжи, щиты, веревки, брючные ремни, личная одежда и др.
Правила безопасности на переправах
В тех районах, где нет стационарных мостов, зимой устраиваются искусственно намороженные ледяные переправы. На таких переправах придерживаются следующих правил:
водителям рекомендуют высадить всех пассажиров;
не переходят водоем одновременно с транспортом;
не выходят за ограждение переправы;
не пользуются переправой после объявления о ее закрытии.
— — — — ТЕСТ
проверки знаний учащихся общеобразовательных учреждений
по теме « Безопасность на водоемах в зимний период»
1.По льду какой минимальной толщины можно пройти группой?
А) 3 см;
Б) 5 см;
В) 7-15 см.
2. Лёд какого оттенка наиболее крепок?
А) матового;
Б) желтоватого;
В) сине-зеленого или стального.
3. В каком месте реки лед крепче?
А) около впадения притоков;
Б) в местах расширения русла, у пологих берегов;
В) у обрывистых берегов.
4. На льду какой толщины можно организовать каток?
А) 8 см;
Б) не менее 10 см;
В) 15 см.
5. Как правильно подстраховываться при переправе по тонкому льду?
А) идти скользящим шагом, проверяя лед ударами шеста;
Б) надо пересечь речку на большой скорости, нигде не задерживаясь;
В) обязательно проверять лед ударами каблуков.
6. Человек провалился под лед. Как ему помочь?
А) добежать до полыньи и помочь ему выползти на лед.
Б) осторожно подползти и подать ему руку;
В) подползти на длинной доске и подать шарф или ремень.
7. Какое из спасательных средств не относится к зимним?
А) спасательная доска;
Б) спасательный круг;
В) спасательный шест.
8. Провалившись под лед, вы постараетесь:
А) сразу избавиться от одежды и обуви;
Б) если возможна помощь со стороны упретесь ногами и руками в
кромки льда, не сбрасывая одежды;
В) станете проламывать лед к ближнему берегу;
Г) попробуете выползти на лед, помогая себе ножом, ключами или
браслетом от часов.
9. Выбравшись из полыньи, будете ли вы:
А) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;
Б) прыгать в мокрой одежде;
В) не снимая одежды, бежать к населенному пункту.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.В2.В3.Б4.В5.А6.В7.Б8.БГ9.В


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Памятка для обучающихся и их родителей
по оказанию помощи пострадавшим, провалившимся под лед
и/или получившим отморожения
— — Полезные советы

• Никогда не ступайте на лед, если вы не убеждены, что он достаточно крепок.
• Помните, что лед крепче у берега; его толщина уменьшается на большой глубине по мере удаления от берега, а также в тех местах, где есть растительность или быстрое течение.
• Крепость льда зависит также от температуры воздуха. Днем он не такой прочный, как утром и вечером.
• Передвигаясь по льду, обходите темные пятна: здесь лед очень хрупкий.
Во время движения по льду следует обходить участки, покрытые толстым слоем снега, места, где быстрое течение, родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п.
Падение в полынью
Может случиться так, что в этот момент поблизости никого не окажется и вам придется выбираться самостоятельно.
Ваши действия:
1. Не паникуйте. Дышите как можно глубже и медленнее.
2. Делайте ногами непрерывные движения так, словно вы крутите педаливелосипеда.
3. Не пытайтесь сразу выбраться на лед. Вокруг полыньи лед очень хрупкий и не выдержит тяжести вашего тела.
4. Продвигайтесь в ту сторону, откуда пришли или до ближайшего берега, кроша на своем пути ледяную кромку руками.
5. Как только лед перестанет ломаться под вашими ударами, положите руки на лед, протянув их как можно дальше, и изо всех сил толкайтесь ногами, стараясь придать туловищу горизонтальное положение.
6. Не опирайтесь на лед всей тяжестью тела: он может снова провалиться, и вы сголовой окунетесь в воду.
7. Постарайтесь добиться того, чтобы ваше тело оказалось вровень со льдом. После этого наползайте на лед, продолжаяотталкиваться ногами и помогая себе руками.
8. Выбравшись на лед, распластайтесь на нем и ползите вперед, не пытаясь подняться на ноги.
9. Ближе к берегу, где лед крепче, повернитесь на бок и перекатывайтесь в сторону берега.
10. Выбравшись на берег, не останавливайтесь, чтобы не замерзнуть окончательно. Бегом добирайтесь до ближайшего теплого помещения.
Первая помощь провалившемуся под лед включает следующие этапы:
1. Оценка обстановки и ее опасности для оказывающего помощь.
2. Прекращение действия травмирующего фактора (извлечение пострадавшего из полыньи (проруби)).
3. Оценка состояния пострадавшего.
4. Оказание медицинской помощи.
5. Доставка пострадавшего в лечебное учреждение.
Первый этап. Не паникуйте. Оцените обстановку с целью эффективного оказания помощи и обеспечения собственной безопасности: наличие других людей для оказания помощи, наличие спасательных средств (веревки, доски, лестницы, шесты, лыжи, личная одежда: шарфы, ремни, при необходимости их связать), средства связи для вызова помощи (самому или с помощью других вызвать спасателей и «скорую»).
Второй этап.
1. Приближайтесь к пострадавшему осторожно, по его следам, ползком, распластавшись на льду, подкладывая под себя доски, лыжи и т.п.
2. Бросьте ему конец веревки или протяните конец палки. На конце веревки следует сделать петлю, чтобы он продел в нее руку.
3. Если удастся быстро найти широкую доску, подведите ее под грудь пострадавшему, чтобы он мог лечь на нее, ухватившись руками. После этого вам легко будет его вытащить.
4. Начинайте осторожно подтягивать его к себе.
5. Если у вас нет никаких подручных средств и лед достаточно крепок, подползите к краю полыньи и попытайтесь вытянуть пострадавшего за руки или за одежду.
Третий этап. Вызвать «скорую», если это не было сделано ранее. Определить у пострадавшего наличие признаков жизни (наличие сердечной деятельности и дыхания).
Для определения состояния пострадавшего необходимо уложить его спиной на твердую поверхность, проверить наличие дыхания (по подъему грудной клетки или запотеванию зеркальца), проверить наличие пульса на сонной (на шее) или лучевой (на запястье) артерии.
Четвертый этап. В зависимости от состояния пострадавшего оказать ему медицинскую помощь.
Если пострадавший в сознании, то срочно доставить его в тепло.
Если пострадавший потерял сознание, но имеет нормальное дыхание, его следует уложитьна подстилку, накрыть одеждой и срочно доставить в тепло.
Если пострадавший не проявляет признаков жизни или у него редкое судорожное дыхание, немедленно начать делать искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца до тех пор, пока не появится самостоятельное дыхание и сердцебиение, или пострадавший будет передан бригаде скорой помощи.
Оказавшись в тепле, сразу же переоденьте его в сухую одежду, принеобходимости растерев обмороженные места спиртом. Если до ближайшего помещения слишком далеко, разводите костер прямо на месте. Высушите на нем одежду пострадавшего, дав ему что-нибудь из своих вещей. Если онсильно обморожен, растирайте его спиртом.
— — Отморожения
Отморожения возможны не только при очень низкой, но и при близкой к нулевой и даже выше нуля температуре, что наблюдается при сильном встречном ветре и высокой влажности воздуха. К отморожению предрасполагают тесная одежда и обувь, общее ослабление организма вследствие ранения, потери крови, опьянения, голодания. Наиболее часто поражаются кончики пальцев конечностей, реже – кожа носа, щек, подбородка, ушных раковин. При соприкосновении с металлическими частями машин и приборов могут наблюдаться контактные отморожения.
Единственной обоснованной и рациональной первой помощью при отморожениях является скорейшая нормализация температуры подвергшихся действию холода тканей и восстановление их кровоснабжения.
Первая помощь при отморожениях. Прекратить охлаждающее действие внешней среды – укутать пострадавшего, сменить сырую одежду и обувь, доставить в теплое помещение. При легких отморожениях ушных раковин, носа и щек осторожно растереть их чистой рукой или мягкой тканью до покраснения, затем обработать спиртом. Растирать кожу снегом запрещено! (Кристаллы снега травмируют кожу и не способствуют ее согреванию).
После согревания, отмороженные сегменты обрабатываются спиртом или слабым раствором йода и накладывается стерильная утепляющая ватно-марлевая повязка.
Внутрь дают горячее питье, чай, кофе.

Файлы: Pouroxnoe 11.doc
Размер файла: 584192 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология