Автор конспекта:
Автор(ы): — Овчинникова Ольга Ивановна
Место работы, должность: —
МБОУ "СОШ №14", г. Ангарск, учитель ИЗО и МХК
Регион: — Иркутская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: —
Цель урока:формирование знаний
Задачи:ввести новые ключевые понятия благовещение, благая весть, показать отражение сюжета в произведениях искусства, стимулировать познавательную активность учащихся.
Благая весть
Форма проведения:лекция
Цель урока:формирование знаний
Задачи:ввести новые ключевые понятия «благовещение», «благая весть», показать отражение сюжета в произведениях искусства, стимулировать познавательную активность учащихся.
Необычайная она! Сверх сил! Не обвиняй меня пока! Забыл! Благословенна ты! Велел сказать — Благословенна ты! А дальше гладь Такая ровная… Постой: меж жен Благословенна ты… А дальше звон Такой ликующий… Дитя, услышь: Благословенна ты! А дальше тишь — Такая…М. И. Цветаева. «Весть»
Беседа.Из Евангелия от Луки (1: 26—38) мы узнаем о дальнейшей судьбе Марии. Однажды, когда она читала книгу пророчеств Исайи, ее бедная комнатка озарилась ярким, необыкновенным светом. Перед ней предстал Божий посланник — архангел Гавриил. Он предрек ей непорочное зачатие и чудесное рождение Сына, будущего Спасителя. «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик… и Царству Его не будет конца…» (Лк. 1: 30—33)
Рекомендуемый видео- и аудиоряд:
А.Иванов. «Благовещение». 1850г. Москва. Третьяковская галерея.
Леонардо да Винчи. «Благовещение». Флоренция. Галерея Уффици.
Леонардо да Винчи. «Благовещение». Лувр. Париж.
Рублев. «Благовещение»
Суриков. «Благовещение»
М. Нестеров. «Благовещение»
Икона Божьей Матери. «Устюжское Благовещение», XII век.
Пьеро делла Франческа. Фреска. «Благовещение» в церкви Сан Франческо в Ареццо (ок. 1420-1492).
Дионисий. «Архангел Гавриил»
Эль Греко. «Благовещение на святой горе Синай»
Ф.Шуберт. «Ave Maria!»
Какую книгу Ты читала И дочитала ль до конца,
Когда в калитку постучала Рука небесного гонца?
Перед лилеей Назаретской Склонился набожно посол.
Она глядит с улыбкой детской: «Ты — вестник счастья или зол?»
Вещает гость, цветок давая: «Благословенна Ты в женах!»
Она глядит, не понимая, а в сердце радость, в сердце страх.
Румяной розою зардела и говорит, уняв испуг:
«Непостижимо это дело: Не знаю мужа я, мой друг».
Спасенья нашего начало Ей возвещает Гавриил;
Она смиренно промолчала, Покорна воле вышних сил,
И утро новым блеском блещет, небесны розы скромных гряд,
А сердце сладостно трепещет, и узким кажется наряд.
«Вот Я — раба, раба Господня!» И долу клонится чело.
Как солнце светится сегодня! Какой весной все расцвело!
Умолкли ангельские звуки, и нет небесного гонца.
Взяла Ты снова книгу в руки, но дочитала ль до конца?
М. А. Кузмин. «Благовещение» (1909)
Сюжет Благовещения в произведениях искусства известен очень давно. Первые его изображения восходят к фрескам III в., обнаруженным в римских катакомбах. Западноевропейское искусство канонизировало этот сюжет, основываясь на византийских образцах, обязательными персонажами которых были Дева Мария, архангел Гавриил и голубь Святого Духа. Сравним изображения, используя материал учебника.
Икона «Устюжское Благовещение»
«Благовещение» Фра Беато Анджелико.
Сюжет
В полный рост, спокойно и неподвижно стоит перед Девой Марией златовласый архангел Гавриил. Трепетно внимает архангелу Мария! Ее поза выражает смирение и согласие.
Мария молитвенно сложив на груди руки, с тихой радостью внимает словам Божественного посланника.
Композиция
выразительные и лаконичные произведение, изображены главные участники события.
многочисленные художественные детали: за спиной Архангела— истинный рай- наполненный диковинными цветами.
Колорит, цветовая гамма
ярко красного мафорий и темно-синего хитон, алый клубок пряжи, синий небесный сегмент.
Прозрачные серебристо-голубые, сиреневые и охристые краски, которыми написаны цветы на лужайке. Яркие радужные крылья архангела Гавриила
Анализ изображения. На основе византийского канона было создано замечательное «Устюжское Благовещение» — одно из самых выразительных и лаконичных произведений древнерусской иконописи. Эта икона, созданная новгородским мастером, получила название по легенде, согласно которой ее вывез в Москву из города Великий Устюг Иван Грозный.В полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены главные участники события. Спокойно и неподвижно стоит перед Девой Марией златовласый архангел Гавриил, с большими выразительными глазами. На нем переброшенный через плечо гиматий (плащ) с четкими вертикальными складками, еще более усиливающими впечатление сдержанности и покоя. Золотые крылья опущены за плечами. О многом говорит ораторский жест его правой руки. Это жест благословения — знак принесенной им свыше Благой вести. Посмотрите, как трепетно внимает архангелу Мария! Ее поза выражает смирение и согласие.
Чудесная весть уже осознана, понята ею, а поэтому на груди, поверх складок ярко красного мафория и темно-синего хитона изображен младенец, на которого она указывает рукой. Через указующую кисть перекинут алый клубок пряжи, который она держит в левой руке (явный намек на занятия рукоделием в храме, где она ткала одежды священникам). Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем небесном сегменте изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа. От него исходит синий луч, касающийся плеча Богородицы. Вот она, зримая связь Божественного и земного! Нет в этой удивительной иконе ничего отвлекающего от главного события. Естественно и просто, прямо на наших глазах совершается светлое чудо. Особенность «Устюжского Благовещения» — в наглядном изображении воплощения благой вести, принесенной архангелом Гавриилом: на груди девы Марии «аки сквозь дым» просматривается фигурка еще не рожденного младенца Христа.
Анализ изображения. А теперь посмотрите на «Благовещение» Фра Беато Анджелико. Попробуйте сравнить древнерусскую икону с фреской итальянского художника. В отличие от древнерусского иконописца, он предоставляет возможность более пристально присмотреться к многочисленным художественным деталям. Безусловно, наш взор привлекут разноцветные, яркие радужные крылья архангела Гавриила, которые больше напоминают крылья тропических птиц или бабочек. А за его спиной — истинный рай! Он наполнен диковинными цветами и растениями. Посмотрите, как изысканна гамма прозрачных серебристо-голубых, сиреневых и охристых красок, которыми написаны цветы на лужайке! Создается впечатление, что художник на какое-то время вообще забывает о главном событии: так увлекает его красота и прелесть окружающей природы. Он приглашает зрителей вместе с ним полюбоваться необыкновенными цветами, прекрасным садом за забором, отгораживающим Божественный мир от мира суетного, земного. А как великолепны колонны лоджии, под сводами которой скромно, присев на маленькой скамеечке, расположилась Мария. Она молитвенно сложив на груди руки, с тихой радостью внимает словам Божественного посланника.
Историческая справка:То, что изображен дом, вызвало восхищение современников: прекрасные пропорции, великолепная архитектура, ясность перспективных построений. Пространство, изображенное на плоскости церковной стены, очень похоже на настоящее трехмерное пространство. Благовещение было показано столь реалистично, как нечто земное событие.
Да, это произведение не может не очаровать нас своей поэтичностью, восторгом художника перед хрупкой красотой жизни. Кажется, именно об этой картине сказал поэт Николай Степанович Гумилев в стихотворении «Фра Беато Анджелико»:
На всем, что сделал мастер мой, печать любви земной и простоты смиренной.
О да, не все умел он рисовать, но то, что рисовал он, — совершенно…
Анализ изображения.
Леонардо да Винчи.
Благовещение 1472
Благовещение 1475
Сюжет
Юная, прекрасная Мария изумлена неожиданным приходом архангела Гавриила. Он только что опустился перед ней на колени, не успев сложить красивые узорчатые крылья. Мария величественно восседает на скамье перед богато украшенным полированным столиком с мраморной рельефной подставкой, на которой лежит раскрытая книга Священного Писания.
Художник отказывается от лишних, чересчур пышных архитектурных деталей. За спиной Марии лишь несколько деревянных скамей да простенький столик с раскрытой книгой. Мария уже не восседает гордо и величественно, как повелительница на троне, а стоит на коленях со сложенными на груди руками. Склонив голову, она с благоговением выслушивает слова архангела.
Говоря о лучших созданиях творческого гения на сюжет Благовещения, невозможно не упомянуть две картины Леонардо да Винчи, одна из которых представлена в галерее Уффици во Флоренции, а другая хранится в собрании Лувра в Париже. Сопоставление этих картин не менее интересно. Леонардо был молод, когда написал свое первое «Благовещение». В 21 год ему удалось создать шедевр сразу, с первой попытки. Как красивы и благородны лица изображенных персонажей! Юная, прекрасная Мария изумлена неожиданным приходом архангела Гавриила. Он только что опустился перед ней на колени, не успев сложить красивые узорчатые крылья. Он задумчив и серьезен: слишком значительно то известие, ради которого он оказался на этом цветущем ковре из трав и цветов, трепещущем от малейшего дуновения ветерка.
Мария величественно восседает на скамье перед богато украшенным полированным столиком с мраморной рельефной подставкой, на которой лежит раскрытая книга Священного Писания. В знак приятия божественного послания Мария поднимает руку. Известно, что эту картину дорисовывали другие художники, но, несомненно, в ней открывается блестящее мастерство начинающего Леонардо да Винчи!
От величественности и парадности первого «Благовещения» Леонардо уходит в другой картине, созданной в 1475 г. Теперь действие переносится под своды довольно скромного строения. Художник отказывается от лишних, чересчур пышных архитектурных деталей. Ничто, по его замыслу, не должно отвлекать от главного. За спиной Марии лишь несколько деревянных скамей да простенький столик с раскрытой книгой. Вот и все убранство бедного жилища. Мария уже не восседает гордо и величественно, как повелительница на троне, а стоит на коленях со сложенными на груди руками. Склонив голову, она с благоговением выслушивает слова архангела. Темно-синий цвет ее платья оттеняет светлый небесный тон накидки. Иначе представлен и архангел Гавриил: его поза более непринужденна, едва заметная улыбка тронула его губы, ярко-красный плащ слегка приспущен и образует изящные драпировки. Совсем по-другому видится здесь и пейзаж. Леонардо отказывается от картинно застывших деревьев, величественных гор с белыми вершинами. Он изображает обычный сад с низкими деревьями, в глубине которого просматривается бледно-голубое небо, вырисовываются темные, дымчатые вершины гор.
Историческая справка:«Аве Мария!» — первые слова древней христианской молитвы, «Богородие Дево, радуйся!», немецкий композитор Франц Шуберт написал музыку на текст этой молитвы. «Я выразил в гимне Святой Деве благочестивое чувство, которое кажется, овладевает всеми чувствами и настраивает к молитве. Послушайте её – это молитва в звуках» (на латинском языке)
Богородица Дево, Радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою;
Благословенна Ты в женах
И благословен плод чрева Твоего,
Яко Спаса родила еси душ наших.
Историческая справка:А.Иванов. Благовещение. 1850г. Москва, Третьяковская галерея. Ангел Гавриил был послан в Назарет к девушке, обрученной плотнику Иосифу из рода царя Давида, по имени Мария: «Шалом лах Мариам! Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами!» Смущенная, встревоженная, Мария пыталась понять, что это было за приветствие. Старалась быть спокойной, но волнение не унималось. Ангел сообщает, что у нее родится сын Иисус, который «будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария недоумевает: как это может произойти, если ею избрана жизнь девственная. Младенец будет зачат от Духа Святого. Покорная воле Бога, Мария отвечает: «Се, раба господня; да будет мне по слову твоему». Она смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Какая мать согласится родить сына на заведомые страдания? И если бы она сказала «нет», Господь не осудил бы ее, но и воплощение Христа стало бы невозможным…
Именно этот момент запечатлен в картине.
Вопросы и задания
1.
Как воплощен сюжет Благовещения в известных вам произведениях искусства?
2. Опишите древнерусскую икону «Устюжское Благовещение». Как вы думаете, почему она считается одним из самых выразительных произведений древнерусской иконописи?
3. Сравните произведения итальянских художников эпохи Возрождения на сюжет Благовещения. Какое из этих произведений произвело на вас более сильное впечатление? Поясните свой ответ.
Творческая мастерская
1. Рассмотрите картину «Благовещение» итальянского художника С. Мартини. Как в ней переданы значительность и торжественность происходящего? Что символизирует здесь ваза с высокими стройными лилиями? Что создает ощущение движения и динамики? Сравните картину с известными вам произведениями на этот сюжет.
2. Рассмотрите картину С. Боттичелли «Благовещение». В чем, по вашему мнению, состоит особенность воплощения автором данного сюжета? Можно ли утверждать, что библейский сюжет в картине Боттичелли приобретает особое трагическое звучание? Поясните свой ответ.
3. Еще раз прочтите стихотворение М. А. Кузмина «Благовещение». Какими поэтическими средствами автор передает смятение чувств, волнение Девы Марии? Как вы думаете, почему Благая весть архангела Гавриила есть «спасенья нашего начало»?
4. Познакомьтесь с фрагментами главы «Благовещенье» из романа И. С. Шмелева «Лето Господне» (1933). Что вы узнали о празднике Благовещения, который традиционно отмечался на Руси? Как в этом произведении передано чувство радости от светлого праздника?
Файлы: 2. Благая весть.pptx
Размер файла: 2744223 байт.