Автор конспекта:
Автор(ы): — Товт Лариса Ивановна

Место работы, должность: — прогимназия № 63 учитель

Регион: — Мурманская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — познакомить с разнообразием растений и животных болота, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — Это второй урок по данной теме, поэтому была возможность построить его так, чтобы дети могли поднять и активизировать уже имеющуюся у них информацию, чтобы использовать ее для открытия нового знания в ходе разрешения поставленной перед ними задачи. Так, столкнувшись с проблемой нехватки знаний для утверждения, что болото это природное сообщество, ученикам пришлось самостоятельно добывать знания о растительном и животном мире. В процессе обсуждения проблемной ситуации дети сами добывали новые знания и смогли доказать, что болота это экосистема.

Тема: «Богатство болот»(2 урок)- 4 класс
Ход урока:
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с гостями!
Начнем урок.
1. С каким сообществом познакомились на прошлом уроке? (болото)
Начнем урок с проверки домашнего задания : нам сегодня свое домашнее задание представят Репин Илья и Димова Жанна.
(презентация о болоте, видах, классификации)
Ребята, адостаточно ли нам знаний, чтобы утверждать, что болото это – экосистема?
- Что для этого нужно знать? ( растительный и животный мир и взаимосвязи)
Определите тему урока …. (растительный и животный мир болот)
А как назвать все что дорого этому сообществу одним словом? БОГАТСТВО.
2. ТЕМА УРОКА: БОГАТСВА БОЛОТ.
- Сформулируйте учебные задачи к этому уроку:
Познакомиться с растит, и животным миром
Выявить взаимосвязи между ними
Если это Богатство что с ним надо делать? надо охранять
т.е задача учиться бережно относиться к природе.
3. Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.
У нас есть три команды:
-Как называется наука, которая изучает растения? БОТАНИКА ,
1 группа – ботаники
-Как называется профессия людей, которые изучают животных? ЗООЛОГИ,
2 группа – зоологи.
-Как называется наука, которая изучает влияние среды обитания на жизнь живых организмов, их взаимосвязи? _ ЭКОЛОГИЯ.
3 группа – экологи.
Каждая группа работает по плану, который написан в технологической карте.
-Какие источники информации помогут вам находить ответы на вопросы?
Учебник, энциклопедии, справочники, интернет, гербарий.
Приступайте к работе, помните о правилах работы в группах, распределите обязанности. Удачи.
4. Самостоятельная работа детей.
5. Физминутка:
На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!
6. Представление результатов исследования:
1 группа : Мы узнали, сто в болотах растут ….растения. Их объединяет то, что они влаголюбивые, у них есть сходство в строении, из – за избытка влаги и недостатка кислорода в почве у растений этого сообщества вытянутые стебли, тонкие длинные листья, которые чаще всего загнуты вниз или свернуты в трубочку.
- Вывод: общее: все растения прикреплены корнями ко дну, имеют высокие стебли с длинными жесткими листьями. Листья острые, режущие.
А еще мы нашли интересную информацию о растениях. Хотим развеять страхи, связанные с болотом. Оказывается:
Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.
- Давайте посмотрим на эти растения: СЛАЙД-ШОУ.
2 группа: о животных.
Мы узнали, что на болотах живут… птицы.
Они приспособились к жизни на болотах: у них длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту, длинные клювы, чтобы достать пищу. Все они хорошо летают.
Еще на болотах есть представители всех классов животных- перечислить и назвать особенности строения некоторых их них.
Просмотр видеофильма о животных болота.
3 группа: экологи.
Значение болота для неживой природы очень велико, отсюда берут начало многие реки, речушки, это хранилище и регулятор пресной воды, это место где образуется торф.Для живой природы болота тоже имеют большое значение. Здесь обитают много животных.

Цепипитания- к доске.
Но еще и перелетные птицы частые гости болот, а многие редкие животные здесь находят укрытие.Для человека это место дает много лекарственных трав и полезных ягод.
А еще мы узнали, что… что 2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий.
В 1975 г. вступила в силу принятая 2 февраля 1972 г. Конвенция о водно-болотных угодьях.
Ее основная задача — охрана морских заливов, озер и заболоченных территорий от загрязнения химическими отходами. В России под охрану взяты 35 территорий и акваторий водно-болотных угодий международного значения и еще 166 участков рекомендуются для внесения в список водно-болотных угодий, охраняемых Рамсарской конвенцией.

7.Можем ли мы теперь утверждать, что болото –экосистема? (ДА)
Почему?
-В чем заключается богатство болот? _
_ Какое значение имеют болота для человека?
Лекарственные травы
Торф
Накапливают и хранят пресную воду
Смягчают климат близжних районов .

Все правильно вы сказали, безусловно болота имеют большую ценность, но!!!
Чем опасно болото? ( обсудите в группах)
Значит, мы должны быть очень внимательны и аккураты гуляя по болоту и соблюдать элементарные правила, тогда болот принесет нам только пользу!!!!
И мы с вами должны беречь и охранять природу! Настя нам приготовила интересное стихотворение:
8. Стихотворение


9.Наш урок подошел к концу, как бы вы охарактеризовали сегодняшний урок? ( ответы детей) интересный, познавательный, обучающий,
Вы все сегодня хорошо потрудились, спасибо за работу.
10. Дома я предлагаю вам выполнитьтворческое задание в тетради,
Можно составить кроссворд на тему«растительный и животный мир болот», прочитать параграф учебника и ответить на вопросы.
11. Вставка книг: а если вы захотите подробнее узнать о обитателях болот, то прочитаете книги, которые есть на нашей выставке.

Файлы: животные болота.ppt
Размер файла: 2981376 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология