Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеев Иван Николаевич

Место работы, должность: — Школа. Учитель истории и обществознания.

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

  • Сформировать представление о борьбе северных русских земель с экспансией крестоносцев и шведов;
  • Продолжить формировать умения работать с картой, анализировать, делать выводы, обобщать, работать с понятиями и датами, нарабатывать навыки подготовки сообщений;
  • Сформировать понимание сущности полководческого таланта Александра Невского и содействовать в ходе урока формированию определенных качеств личности – мужество, смелость, патриотизм.
  • Используемое оборудование: —

    Учебная аудитория, мобильный мультимедиа комплекс на базе ноутбука

    Краткое описание: — Конспект урока по истории в 6 классе "Борьба народов нашей страны с западными завоевателями в XIII в."

    Ход урока

  • Организационный момент
  • Сегодня тема нашего урока «Борьба народов нашей страны с западными завоевателями в XIII в.».(слайд 2)

    Урок я хочу начать с таких слов:

    «Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья русские кланялись перед троном Батыя быть его верными подданными, была ещё область, где раздавались песни побед, был ещё князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского. Это область была Новгородская, этот князь – Александр Ярославич».

    В течение урока сегодня, мы с вами должны будем вспомнить события на Руси в середине 13 века, связанные с битвами против иноземных захватчиков. Постараемся создать образ исторической личности Александра Невского. Для этого на уроке мы будем использовать на уроке мультимедиа комплекс, работать с картами, датами, историческими событиями и понятиями.

  • Проверка домашнего задания.
  • Начинаем наш урок с проверки домашнего задания:

    (слайд 3)

  • Какая опасность появилась на границах Северо-Восточной Руси в начале 13 века?(На границах княжеств Северо-Восточной Руси в начале 13 века появилось крупное и воинственное монгольское государство, которое поставило перед собой задачу – завоевать весь мир).
  • (слайд 4)

  • Когда впервые русские воины столкнулись с монголо-татарскими войсками на поле битвы?(В 1223 г. монголо-татары вторглись в Половецкую степь. Тогда Половецкий князь обратился к русским князьям за помощью, и 31 мая 1223 г. на берегу реки Калки, впадающей в Азовское море, началось кровопролитное сражение)
  • .(слайд 5)

  • Чем закончилась эта битва? Почему русские князья проиграли битву на берегу реки Калке?(Половцы дрогнули и бросились бежать, смяв русские полки, а в действиях русских князей не было согласованности. Они не имели общего командования, постоянно спорили между собой).
  • После победы в Половецких степях, Чингисхан вторгся в Северо-Восточную часть Руси.

    (слайд 6)

  • Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление? Расскажите о подвигах защитников русских городов.
  • (Евпатий Коловрат собрал из уцелевших жителей Рязанской земли дружину, догнал врага в Суздальской земле, и нанес монголо-татарам большой урон. Жители Москвы во главе с воеводой Филиппом Нянькой несмотря на неравные силы, пять дней мужественно сдерживали натиск врага. Воевода Петр Ослядюкович возглавил оборону Владимира).

    (слайд 7)

  • Какой город хан Батый назвал «злым городом» и приказал сравнять его с землей?(Козельск).Почему?(Горожане Козельска оказывали мужественное сопротивление в течение почти двух месяцев).
  • Расскажите, как защищали город жители Козельска?
  • Какой город в течение двух недель отбивал атаки врага?(Торжок).
  • Расскажите, как защищали город жители Торжка?
  • Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?(На Руси в это время отсутствовало политическое и военное единство. Русь была раздроблена на мелкие удельные княжества, а противостоять в одиночку многочисленным, хорошо обученным жестоким монголо-татарским войскам русским княжествам было крайне сложно).
  • (слайд 8)

    3. Изучение нового материала

    Ребята, монголо-татары в 13 веке, разорившие Русь, были не единственными врагами.

    (слайд 9)

    На Западе существовал еще один опасный и коварный враг – Ливонский орден – немецкие и шведские рыцари.

    (слайд 10)

  • Вспомните из истории средних веков, с какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы? (С целью распространить свою веру-католичество, разбогатеть на грабежах, приобрести земли )
  • Что привлекало крестоносцев на Востоке? (Феодалы были наслышаны от купцов о несметных сокровищах восточных стран, и они надеялись захватить там богатую добычу и создать новые владения.)
  • Сейчас мы с вами поработаем с некоторыми понятиями, которые мы будем сегодня использовать на уроке:

    (слайд 11)

  • Посмотрите на экран, раскройте содержание понятия республика? (Республика- это форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным представителям народа.)
  • Как вы думаете, почему мы вспомнили это понятие сейчас на уроке?
  • Вспомните, в каком удельном княжестве, форма правления была республика?
  • (слайд 12)

    (В Новгородской земле, верховной властью обладало вече, символом народовластия был вечевой колокол.)(слайд 13)

    Именно, здесь, в Новгороде происходят главные события, о которых мы сегодня будем говорить — это Невская битва и Ледовое побоище(слайд 14)

  • Ребята, раскройте содержание понятия народное ополчение (военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий).
  • Кто такие ополченцы? (воины-добровольцы народного ополчения)
  • (слайд 15)

  • Дайте определение, что такое стан и фураж.
  • Как вы думаете, эти два понятия связаны с сегодняшней темой урока?(Воины как иноземные, так и русские разбивали лагеря где отдыхали или разрабатывали тактические действия, а фураж служил кормом для конницы)(слайд 16)
  • Сейчас посмотрите на экран и вспомните:

  • Как были вооружены западноевропейские рыцари? Какие доспехи имели?
  • (слайд 17)

    А теперь посмотрите, как были вооружены русские воины. Войска Новгорода состояли из дружин князя (знатных людей) и ополчения, куда входили ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в наиболее важных случаях. Основой войска была пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мячей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные сооружения (тараны) и метательные приспособления (пороки).

    Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужных рубах сделанных из железных колец и шлема-шишака.

    Во главе Новгородского войска был князь Александр Ярославич

    (слайд 18речевой фрагмент)

    В годы княжения Александра Ярославича Русь получила передышку от набегов татаро-монгол и у князя Александра появилась возможность отстаивать независимость государства на западных рубежах(слайд 19)

    В 1240 г. в устье р. Невы высадился шведский отряд под руководством шведского полководца Биргера Ярла. Он возглавил поход против Новгорода с целью помешать торговле Новгорода на Балтийском побережье. В Новгороде в это время княжил молодой князь Александр Ярославич. Он получил крайне дерзкое послание: « Я уже здесь и пленяю землю твою»

    Александр сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь с одной дружинной и малочисленными ратниками новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Главное надо было подойти внезапно. Было принято решение подойти к шведскому лагерю неожиданно. Князь ударом конницы в центр лагеря и обходом пеших воинов вдоль Невы, хотел загнать противника в угол между Невой и Ижорой.

    Победу русских воинов определило:

  • внезапность нападения
  • удачно выбранное место сражения
  • согласованность действий русской пехоты и конницы
  • героизм русских воинов
  • Так, например, дружинник Гаврило Олексич на коне по мосткам ворвался на корабль и убил шведского воеводу.

    Ополченец Савва пробился в центр вражеского лагеря и подрубил шатер предводителя шведов, что вызвало смятение в стане врага(слайд 20)

    Сам князь Александр сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его. Русское войско одержало на Неве блестящую победу, эта победа устранила угрозу порабощения русских земель шведскими феодалами, сохранила для Руси выход к Балтийскому морю и на долгое время отбило у шведов желание воевать с Русью. Князь Александр Ярославич получил в народе прозвище Невский.

    (слайд 21)

    Но, к сожалению, разгром шведов не остановил датских и немецких рыцарей. Отряды рыцарей в 1242 г. появились вблизи Новгорода. И снова защитить Новгородскую землю пришлось князю Александру. Он решил заманить рыцарей на лед Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы – ведь не только всадники, но и кони рыцарей были покрыты тяжелыми металлическими доспехами. Зато на льду легче было действовать русским дружинникам и ополченцам и 5 апреля на льду Чудского озера произошла решающая битва.

    (слайд 22 анимационная карта).

  • Изобразите на доске схему построения немецкой армии — клином(слайд 23)
  • Каков принцип такого построения? (ударом такого построения крестоносцы рассекали войско любого противника)(слайд 24)
  • Почему русские тогда одержали победу на Чудском озере? (благодаря храбрости русских воинов и полководческому таланту А. Н.)
  • В чем проявился полководческий талант Александра Невского? (в том , что князь А. хорошо знал боевые приемы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против головы «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев и это сыграло решающую роль в битве на Чудском озере).
  • (слайд 25)

    Закрепление:

    Сейчас вы выполните практическую работу, в историч. источниках вставите пропущенные слова и ответите на вопросы письменно в тетрадях.

    Текст № 1

    Битва ещё длилась, но затухая ______ стремились лишь к отступлению. План ______ Ярославича осуществился полностью: ударом _____ в центр лагеря и обходом пешцев вдоль Невы он загнал противника в угол между двух рек ______ и ______ , и спасения врагу не было. Ополчение из 700 бойцов разбило более чем трёхтысячное войско ______ .

  • О какой битве идёт речь?
  • В каком году она произошла?
  • Как в народе стали называть Александра Ярославича после окончания битвы?
  • (слайд 26)

    Текст № 2

    ______ князь Александр быстро вывел свою рать к восточному берегу _____ ______ , чтобы здесь дать битву рыцарям. В тылу находился заснеженный лесистый берег, с севера широкий участок рыхлого _____ , зная что _____ рыцари будут атаковать клином (______), острие которого составляют одетые с головы до ног в стальные доспехи конные рыцари. На рассвете началась знаменитая битва, которая вошла в историю как _____ ______.

  • О какой битве идёт речь?
  • В каком году она произошла?
  • (слайд 27)

    15 июля 1240 года Невская битва

    Битва ещё длилась, но затухая шведы стремились лишь к отступлению. План Александра Ярославича осуществился полностью: ударом конницы в центр лагеря и обходом пешцев вдоль Невы он загнал противника в угол между двух рек Ижоры и Невы, и спасения врагу не было. Ополчение из 700 бойцов разбило более чем трёхтысячное войско шведов.

    5 апреля 1242 года Ледовое побоище

    Новгородский князь Александр быстро вывел свою рать к восточному берегу Чудского озера, чтобы здесь дать битву рыцарям. В тылу находился заснеженный лесистый берег, с севера широкий участок рыхлого льда, зная что немецкие рыцари будут атаковать клином (свиньёй), острие которого составляют одетые с головы до ног в стальные доспехи конные рыцари. На рассвете началась знаменитая битва, которая вошла в историю как Ледовое побоище.

    (слайд 28)

    Потомки чтят память великого полководца, так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.

    (слайд 29)

    Русская православная церковь причислила Александра невского к лику святых.(слайд 30)

    За несколько лет до начала В.О.В. К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище»; в годы войны был поставлен фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский».

    (слайд 31 видео «Александр Невский»)

    В 1942 г. был учрежден орден А. Н.,(слайд 32)которым награждались офицеры за выбор удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск.

    Вывод:

    В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь шведских и немецких рыцарей. Русь с помощью Александра Невского отстояла свою территорию и православную веру. Даже хан Батый говорил о А. Невском: «Нет князя ему равного, это враг опасный, сильный, умный»(слайд 33)

    Александр Невский выступил как защитник православия, это и сделало его одним из главных героев русской национальной истории.

  • Какие чувства у вас вызывает этот период в истории нашей страны?
  • Вы гордитесь великим полководцем Александром Невским?
  • (слайд 34)

    Домашнее задание:

    § 13, подготовить сочинение на тему: «Борьба русского народа против иноземных захватчиков» или рисунок на тему: «Ледовое побоище»Выставление оценок.

    (слайд 35)

    Урок я закончу словами:

    А и сильные, могучие

    богатыри на славной Руси!

    Не скакать врагам

    по нашей земле!

    Не топтать их коням

    землю Русскую!

    Не затмить им солнце

    наше красное!

    Век стоит Русь – не шатается!

    И века простоит – не шелохнётся!

    Файлы: Урок в 6 классе по теме.doc
    Размер файла: 50688 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология