Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеев Иван Николаевич
Место работы, должность: — Школа. Учитель истории и обществознания.
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Используемое оборудование: —
Учебная аудитория, мобильный мультимедиа комплекс на базе ноутбука
Краткое описание: — Конспект урока по истории в 6 классе "Борьба народов нашей страны с западными завоевателями в XIII в."
Ход урока
Сегодня тема нашего урока «Борьба народов нашей страны с западными завоевателями в XIII в.».(слайд 2)
Урок я хочу начать с таких слов:
«Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья русские кланялись перед троном Батыя быть его верными подданными, была ещё область, где раздавались песни побед, был ещё князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского. Это область была Новгородская, этот князь – Александр Ярославич».
В течение урока сегодня, мы с вами должны будем вспомнить события на Руси в середине 13 века, связанные с битвами против иноземных захватчиков. Постараемся создать образ исторической личности Александра Невского. Для этого на уроке мы будем использовать на уроке мультимедиа комплекс, работать с картами, датами, историческими событиями и понятиями.
Начинаем наш урок с проверки домашнего задания:
(слайд 3)
(слайд 4)
.(слайд 5)
После победы в Половецких степях, Чингисхан вторгся в Северо-Восточную часть Руси.
(слайд 6)
(Евпатий Коловрат собрал из уцелевших жителей Рязанской земли дружину, догнал врага в Суздальской земле, и нанес монголо-татарам большой урон. Жители Москвы во главе с воеводой Филиппом Нянькой несмотря на неравные силы, пять дней мужественно сдерживали натиск врага. Воевода Петр Ослядюкович возглавил оборону Владимира).
(слайд 7)
(слайд 8)
3. Изучение нового материала
Ребята, монголо-татары в 13 веке, разорившие Русь, были не единственными врагами.
(слайд 9)
На Западе существовал еще один опасный и коварный враг – Ливонский орден – немецкие и шведские рыцари.
(слайд 10)
Сейчас мы с вами поработаем с некоторыми понятиями, которые мы будем сегодня использовать на уроке:
(слайд 11)
(слайд 12)
(В Новгородской земле, верховной властью обладало вече, символом народовластия был вечевой колокол.)(слайд 13)
Именно, здесь, в Новгороде происходят главные события, о которых мы сегодня будем говорить — это Невская битва и Ледовое побоище(слайд 14)
(слайд 15)
Сейчас посмотрите на экран и вспомните:
(слайд 17)
А теперь посмотрите, как были вооружены русские воины. Войска Новгорода состояли из дружин князя (знатных людей) и ополчения, куда входили ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в наиболее важных случаях. Основой войска была пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мячей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные сооружения (тараны) и метательные приспособления (пороки).
Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужных рубах сделанных из железных колец и шлема-шишака.
Во главе Новгородского войска был князь Александр Ярославич
(слайд 18речевой фрагмент)
В годы княжения Александра Ярославича Русь получила передышку от набегов татаро-монгол и у князя Александра появилась возможность отстаивать независимость государства на западных рубежах(слайд 19)
В 1240 г. в устье р. Невы высадился шведский отряд под руководством шведского полководца Биргера Ярла. Он возглавил поход против Новгорода с целью помешать торговле Новгорода на Балтийском побережье. В Новгороде в это время княжил молодой князь Александр Ярославич. Он получил крайне дерзкое послание: « Я уже здесь и пленяю землю твою»
Александр сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь с одной дружинной и малочисленными ратниками новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Главное надо было подойти внезапно. Было принято решение подойти к шведскому лагерю неожиданно. Князь ударом конницы в центр лагеря и обходом пеших воинов вдоль Невы, хотел загнать противника в угол между Невой и Ижорой.
Победу русских воинов определило:
Так, например, дружинник Гаврило Олексич на коне по мосткам ворвался на корабль и убил шведского воеводу.
Ополченец Савва пробился в центр вражеского лагеря и подрубил шатер предводителя шведов, что вызвало смятение в стане врага(слайд 20)
Сам князь Александр сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его. Русское войско одержало на Неве блестящую победу, эта победа устранила угрозу порабощения русских земель шведскими феодалами, сохранила для Руси выход к Балтийскому морю и на долгое время отбило у шведов желание воевать с Русью. Князь Александр Ярославич получил в народе прозвище Невский.
(слайд 21)
Но, к сожалению, разгром шведов не остановил датских и немецких рыцарей. Отряды рыцарей в 1242 г. появились вблизи Новгорода. И снова защитить Новгородскую землю пришлось князю Александру. Он решил заманить рыцарей на лед Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы – ведь не только всадники, но и кони рыцарей были покрыты тяжелыми металлическими доспехами. Зато на льду легче было действовать русским дружинникам и ополченцам и 5 апреля на льду Чудского озера произошла решающая битва.
(слайд 22 анимационная карта).
(слайд 25)
Закрепление:
Сейчас вы выполните практическую работу, в историч. источниках вставите пропущенные слова и ответите на вопросы письменно в тетрадях.
Текст № 1
Битва ещё длилась, но затухая ______ стремились лишь к отступлению. План ______ Ярославича осуществился полностью: ударом _____ в центр лагеря и обходом пешцев вдоль Невы он загнал противника в угол между двух рек ______ и ______ , и спасения врагу не было. Ополчение из 700 бойцов разбило более чем трёхтысячное войско ______ .
(слайд 26)
Текст № 2
______ князь Александр быстро вывел свою рать к восточному берегу _____ ______ , чтобы здесь дать битву рыцарям. В тылу находился заснеженный лесистый берег, с севера широкий участок рыхлого _____ , зная что _____ рыцари будут атаковать клином (______), острие которого составляют одетые с головы до ног в стальные доспехи конные рыцари. На рассвете началась знаменитая битва, которая вошла в историю как _____ ______.
(слайд 27)
15 июля 1240 года Невская битва
Битва ещё длилась, но затухая шведы стремились лишь к отступлению. План Александра Ярославича осуществился полностью: ударом конницы в центр лагеря и обходом пешцев вдоль Невы он загнал противника в угол между двух рек Ижоры и Невы, и спасения врагу не было. Ополчение из 700 бойцов разбило более чем трёхтысячное войско шведов.
5 апреля 1242 года Ледовое побоище
Новгородский князь Александр быстро вывел свою рать к восточному берегу Чудского озера, чтобы здесь дать битву рыцарям. В тылу находился заснеженный лесистый берег, с севера широкий участок рыхлого льда, зная что немецкие рыцари будут атаковать клином (свиньёй), острие которого составляют одетые с головы до ног в стальные доспехи конные рыцари. На рассвете началась знаменитая битва, которая вошла в историю как Ледовое побоище.
(слайд 28)
Потомки чтят память великого полководца, так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.
(слайд 29)
Русская православная церковь причислила Александра невского к лику святых.(слайд 30)
За несколько лет до начала В.О.В. К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище»; в годы войны был поставлен фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский».
(слайд 31 видео «Александр Невский»)
В 1942 г. был учрежден орден А. Н.,(слайд 32)которым награждались офицеры за выбор удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск.
Вывод:
В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь шведских и немецких рыцарей. Русь с помощью Александра Невского отстояла свою территорию и православную веру. Даже хан Батый говорил о А. Невском: «Нет князя ему равного, это враг опасный, сильный, умный»(слайд 33)
Александр Невский выступил как защитник православия, это и сделало его одним из главных героев русской национальной истории.
(слайд 34)
Домашнее задание:
§ 13, подготовить сочинение на тему: «Борьба русского народа против иноземных захватчиков» или рисунок на тему: «Ледовое побоище»Выставление оценок.
(слайд 35)
Урок я закончу словами:
А и сильные, могучие
богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам
по нашей земле!
Не топтать их коням
землю Русскую!
Не затмить им солнце
наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
Файлы: Урок в 6 классе по теме.doc
Размер файла: 50688 байт.