Автор конспекта:
Автор(ы): — Миронова Елена Петровна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 10, учитель

Регион: — Калининградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Формировать представление оботаническом саде как просветительском инаучном учреждении, познакомить снекоторыми растениями ботанического сада, развивать творческие способности детей

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир учебник 2 часть, Плешаков А. А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир рабочая тетрадь 2 часть

Используемая методическая литература: —

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Используемое оборудование: —

Уучителя— диск сзаписью песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир»;техника для просмотра презентаций, наборы открыток или слайдов свидами Московского, Санкт-Петербургского ботанического садов, дендрария или парка «Южные культуры» вгороде Сочи.

Краткое описание: — Урок помогает понять цели организации ботанических садов, их значимость для человека, научиться любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями, усвоить правила поведения в ботаническом саду

Предварительная работа. Если вгороде есть ботанический сад или на сельскохозяйственном предприятии оранжерея, организуйте туда экскурсию. Подготовьте нескольких учащихся для выступлений на уроке ссообщениями орастениях и о ботанических садах.

Ход урока

1. Организационный момент.Вначале урока звучит мелодия песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир».

2.Актуализация знаний.

Учитель: «Кто из вас пробовал апельсины? мандарины? бананы? ананасы? манго? киви? Акто из вас видел, как они растут? Почему? Но, оказывается, есть такие места, где собраны многие виды растений со всего света. Там за ними ухаживают, изучают их. Адля всех желающих проводят экскурсии, чтобы люди могли полюбоваться растениями ипобольше узнать оних.

3. Введение темы

-Кто знает, как называются такие места? (Называются эти места— ботанические сады.)

Открытие 1 слайда презентации.
— Кто из вас бывал вботаническом саду? Расскажите освоих впечатлениях.

4. Постановка задач урока.

-Как вы думаете, зачем мы будем изучать ботанические сады? (Варианты ответов подводятся к основным задачам урока, которые открываются на доске)

1.Формировать представление оботаническом саде как просветительском инаучном учреждении.

2. Познакомить снекоторыми растениями ботанического сада.

3.Развивать творческие способности .

— Какие правила поведения вботаническом саду должны соблюдать люди? (Обсуждение правил поведения вботаническом саду.)

Дома при подготовке к уроку я просила узнать о первых ботанических садах.

( Специально подготовленные сильные дети пересказывают информацию.)

Создание Московского иСанкт-Петербургского ботанических садов было инициировано царем Петром I, который, будучи впоездке по Европе, интересовался тем, чего не было втогдашней России. Так, например, он приказал создать вМоскве иСанкт-Петербурге аптекарские огороды, где должны были выращиваться лекарственные растения для аптек города. Кроме того, ваптекарских огородах по велению Петра I были обязаны выращивать необычные иноземные растения иособо беречь их зимой.
ВМоскве аптекарский огород был создан в1706г. исчитается старейшим ботаническим садом России. ВСанкт-Петербурге он был создан позднее, в1712г. Петр лично присылал семена ирастения для этих огородов. Так, например, он прислал из Голландии картофель, которого до этого вРоссии не выращивали, томаты, лилии имахровые пионы. Кроме того, он приказал доставить вСанкт-Петербург липы из Нарвы, кедры сУрала, яблони из Швеции. Для того чтобы теплолюбивые растения не вымерзли зимой, для них построили первые вРоссии оранжереи. Оранжерея— это стеклянная теплица, которая зимой отапливается. Вней разбрызгивается вода для создания необходимой влажности иставятся ульи спчелами, чтобы они опыляли растения.
Вдальнейшем последователи ПетраI завели оранжереи всвоих усадьбах. Вэтих частных оранжереях выращивали томаты, апельсины («оранж»— апельсин), пальмы идругие теплолюбивые растения.
Сейчас ботанический сад вМоскве принадлежит Московскому государственному университету. Внем собраны растения из Европы, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Китая, Японии, Северной Америки. Некоторым липам, вязам иивам уже более 200 лет, иони являются памятниками природы. Восновном Московский ботанический сад собирает растения умеренной зоны земного шара, но вего оранжереях есть итропические растения. Возраст некоторых пальм достигает 100 лет.
Санкт-Петербургский ботанический сад специализируется на выращивании тропических растений. Внем есть уникальная оранжерея для пальм высотой 26 метров (высота восьмиэтажного дома!). Вспециальной оранжерее выращиваются водные растения: тропические кувшинки, лотосы, виктория-круциана, листья которой так велики, астебли так мощны, что на листе может сидеть, как на плоту, трехлетний ребенок. Кроме того, этот ботанический сад имеет коллекцию из 600 сортов роз и1000 видов, форм исортов ирисовых.
Во время Великой Отечественной войны вгоды блокады погибли многие коллекции теплолюбивых растений ботанического сада, но после войны они были восстановлены.
Кроме Московского иСанкт-Петербургского ботанических садов большую известность имеют два сада вгороде Сочи— знаменитый дендрарий ипарк «Южные культуры», вкоторых теплолюбивые растения растут без оранжерей, на открытом воздухе, так как климат Сочи это позволяет (там практически нет зимы). Такой же сад есть ина Украине, вКрыму. Это Никитский ботанический сад.

5. Работа в группах.

— У вас на столе в группе есть рисунки, информация, растения из ботанического сада. Ваша задача — попробовать рассказать о растении своими словами так, чтобы это было интересно. Нужно выступить каждому члену группы, не повторяясь.

1 группа. Банан вдиком виде произрастает вКитае, Индии, Африке. Это одно из первых культурных растений тропической Азии. Сейчас выращивается не только вАзии, но ивЦентральной иЮжной Америке, на Антильских островах. Эти гигантские травянистые растения согромными листьями очень быстро растут. Каждый стебель приносит гроздь плодов только один раз, потом погибает, аот корня идут новые побеги. На Черноморском побережье Кавказа широко применяется всадово-парковых ландшафтах. Там он цветет, но не плодоносит.
Слайд№ 4
2 группа. Пальмы. Особое значение для жителей южных стран имеют кокосовая, финиковая ивеерная пальмы. Веерная пальма вботанических садах Черноморского побережья ивсадово-парковом ландшафте используется гораздо чаще других (на фотографии учебника слева внизу на с.25).
Слайд№5
3 группа. Юкка— уроженка пустынь юга Северной Америки. Унее длинные узкие кожистые листья, собранные вширокие розетки на невысоких стволах. При цветении образует на длинном цветоносе пышную кисть белых цветов, по форме напоминающих ландыши. Листья расходятся вверх, чаще всего веером, инапоминают острые пики. Поэтому индейцы Мексики часто используют юкку вкачестве живой изгороди. Древесина стволика юкки идет на изготовление газетной бумаги, из корней получают крахмал. Мексиканцы используют юкку при укусе змей: острый конец листа вгоняют вранку, что вызывает сильное кровотечение, вместе скровью выходит яд (на верхнем правом снимке на с.24 на куртинах вдоль дорожек).
Слайд№6
4 группа. Земляничник мелкоплодный— красивое вечнозеленое дерево. Уроженец Средиземноморья, Закавказья иКрыма. Название дерево получило из-за некоторого сходства плодов, которые растут на рыхлых свисающих кистях, сягодами земляники. Эти плоды съедобны, из них варят варенье, делают вино. Летом дерево сбрасывает кору. Листья держатся один год иопадают вместе скорой. Если стоит сильная засуха, то листья остаются на дереве еще на год.

Слайд№7
Вдополнение кматериалам учебника учитель может показать слайды 2,3, открытки, книги, знакомящие сботаническими садами.
6. Самостоятельная работа. Выполняется задание №1 врабочей тетради (с.16), позволяющее применить изакрепить полученные знания орастениях ботанического сада, азатем задание №2 (с.17), которое развивает фантазию детей.
На дом предлагается задание №3 врабочей тетради (с.17).
7.Итог урока.

-Что такое ботанический сад? (Ботанический сад— это живой музей для всех, кто интересуется жизнью растений.)

— Какие растения мы можем там увидеть?

— Кому сегодня было интересно на уроке? Кто испытывал сложности? Почему? Как их преодолеть?
-В нашем городе тоже есть ботанический сад. И на следующем уроке мы пойдём на экскурсию и постараемся узнать больше о диковинных растениях. По желанию вы можете дома тоже узнать, нарисовать, написать сообщения о растениях, которые нам встретятся и об их особенностях.

Файлы: Ботанический сад.pptx
Размер файла: 1871829 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология