Автор конспекта:
Автор(ы): — Юрченко Татьяна Евгеньевна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ №2 г.Пугачева Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Объяснить правописание Е — И в корнях с чередованием.

Развивать умение определять выбор букв Е – И в корнях

с чередованием.

Закреплять орфографические, пунктуационные навыки.

Формировать самооценку умений и навыков через

самопроверку.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Учебник « Русский язык» 5 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М, «Баласс» 2009.

2.Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 5 класс, Е.С. Баранова, М.Р. Богданова, М, « Баласс» 2011.

3. Дидактический материал к учебнику « Русский язык» 5 класс, Л.Ю. Комисарова, М ,«Баласс» 2009.

Используемое оборудование: —

мультимедийная установка, компьютер, экран, классная доска

Краткое описание: —

Проблемно-диагностический урок по программе Школа 2100, на котором объясняется правописание букв И, Е в корнях с чередованием и закрепляется новое знание

Тема урока

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Предмет

Русский язык

Класс

5 б

Образовательная система

«Школа 2100»

Автор

Юрченко Т.Е.

Должность

Учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория

высшая

Место работы

МОУ СОШ № 2 г. Пугачёв, Саратовской области

Урок русского языка по ОС « Школа 2100».

Тема: Буквы Е – И в корнях с чередованием.

Цели: Объяснить правописание Е — И в корнях с чередованием.

Развивать умение определять выбор букв Е – И в корнях

с чередованием.

Закреплять орфографические, пунктуационные навыки.

Формировать самооценку умений и навыков через

самопроверку.

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Материальное обеспечение:

1.Учебник « Русский язык» 5 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М, «Баласс» 2009.

2.Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 5 класс, Е.С. Баранова, М.Р. Богданова, М, « Баласс» 2011.

3. Дидактический материал к учебнику « Русский язык» 5 класс, Л.Ю. Комисарова, М.,«Баласс» 2009.

Тип урока:

Объяснение нового материала.

Проблемно – диагностический урок.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • — Здравствуйте, дети!

    — Запись на доске и в тетрадях: число, классная работа (с проговариванием)

    2) Проверка домашнего задания

  • 3 учащихся( сильных) выполняют задание 6 стр.46, ТСР, с. Раб. № 14)
  • 3 учащихся выполняют задание 6 стр.46, ТСР, с. Раб.№ 14)
  • Остальные пишут диктант на основе самодиктанта одного из учеников, выполненного дома( зад.5, ТСР, с.раб. №14)
  • Работы 1 и 2 группы учащихся проверяет учитель, 3 группы проверка по цепочке с формулировкой правила: гласные в суффиксах глаголов – ова- (-ева-) и – ыва- ( -ива-)

    3)Формулирование темы и целей урока.

    — Ребята! Послушайте начало грамматического рассказа оНезнайке и постарайтесь сформулировать тему урока и его цели. Поручили Незнайке как – то написать плакат.

    Начал он было писать – « соб…», да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

    — Скажите, пожалуйста, а как написать: собирайте или соберайте?

    — Сейчас вам ответит Суффикс – консультант…

    — А что ответил суффикс – консультант Незнайке, мы должны выяснить сами.

    — Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (о корнях с чередованием гласных).

    — Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

    Запишите тему на доске.

    — Каковы цели урока? (Учащиеся определяют цели урока)

    4) Постановка проблемы.

    На экране слова: пировать, запирать, запереть.

    — Найдите корень слов и определите орфограмму.

    — Все ли безударные гласные в корне слова можно проверить ударением?

    — Как нужно действовать, чтобы правильно написать гласную И – Е в корнях с чередованием? ( Об этом нам предстоит узнать).

    5) Актуализация изученного.

    Беседа по вопросам:

    — Какие корни с чередованием гласных вы уже знаете?

    — Каковы условия выбора букв О – А в этих корнях?

    — Запишите графически условия выбора данной орфограммы (ученики по очереди записывают на доске).

    — А теперь посмотрите на экран и сверьте, нет ли ошибок в нашей записи.

    — лаг — лож ( нет а)

    — раст( ращ) — рос ( нет ст, щ)

    — гар – гор

    — зар- зор – зар

    — Подведите итог и приведите примеры с записью на доске и в тетрадях на данное правило.

    Предлагать – предложение ( на а)

    Растение – росла (нет ст, щ)

    Нагар – нагореть

    Заря – зорька, зарево

    Итак, ещё раз обратимся к теме нашего урока. О чём мы будем говорить? ( о корнях с чередованием Е – И и их правописании).

    6)Знакомство с новой орфограммой.

    1) Наблюдение.

    На экране слова с чередующимися гласными Е – И.

    собирать – соберу

    запирать – запереть

    отдирать – отдеру

    замирать – замереть

    блистать – блестеть

    устилать – устелить

    — Прочитайте вслух, назовите корни и чередующиеся в них гласные

    — Посмотрите внимательно и назовите основное условие выбора букв Е – И в корнях с чередованием (учащиеся называют основные условия).

    — Сделайте вывод о написании Е – И в корнях с чередованием.

    — Попробуйте сформулировать правило

    2) Составление схемы по правилу:

    На доске записаны 2 колонки корней с чередованиями

    — бир- — бер -

    -пир- — пер -

    -дир- — дер -

    -тир- — тер -

    -мир- = а — мер — = нет а

    -блист- — блест-

    -жиг- — жег-

    2 ученика составляют схему. Получается такая схема

    — Верно ли мы записали правило?

    3) Сравнение своей формулировки с формулировкой учебника.

    Чтение правила стр.124

  • Каков опознавательный признак орфограммы?
  • Какое основное условие выбора букв Е – И в корнях с чередованием?
  • Когда в корнях с чередованием пишем Е, а когда И?
  • Как называется орфограмма?
  • Как обозначается орфограмма?
  • Что вы упустили в вашей формулировке?
  • 4) Приведите свои примеры и обозначьте в них данную орфограмму. ( 1 ученик чётко пишет на доске)

    Растирать, ветер( нет а), застилаешь, застелил( нет а). ( Если всё правильно, класс хлопает)

    7) Развитие учебно – языковых и речевых умений ( применение знаний)

    1. На доске написаны глаголы. Ребята, от данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой Е в корне. Графически обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы:

    Расстилать – расстелить ( нет а)

    Зажигать –

    Натирать –

    Замирать –

    Опираться –

    Перестилать–

    Задания выполняются под руководством учителя, по образцу, на доске и в тетрадях.

    8) Контроль усвоения.

    Упр. 566 учебника ( предлож. 2,3,5,7,8) самостоятельное распределительное списывание.

    Разборы 1,2,3,4 и схемы 2 и 7 предложения на закрытых досках по 1 ученику выполняют, проверяем коллективно.

    Проверяют упражнения в парах, оценивают свои работы другого цвета ручкой, затем выборочно проверяет учитель.

    Физкультминутка.

    9) Подведение итогов урока.

    — Что нового узнали на уроке?

    — Чему научились?

    — Назовите ключевые слова урока.

    — Как вы думаете, что же ответил Суффикс – консультант Незнайке? ( ответы детей)

    На экране стихотворение: В корнях с чередованием

    С особым ты вниманием

    На суффикс посмотри ;

    Еслисуффиксесть«а»ВВ В корне « и» пишем всегда.

    А сейчас мы с вами выполним небольшое творческое задание:

    Ребята, вам нужно составить небольшой рассказ ( 3-4 предложения) про лето, используя слова с чередованием гласных Е – И в корнях ( список корней с.124 учебника) Если кому – то трудно, то составьте предложения на тему : « Лето».

    Чтение и оценивание задания.

    10) Домашнее задание

    1. Правило на стр.124

    2. Упр.567( необходимые разъяснения)

    3. Дополнительно ( по желанию) ТСР, с. Работа №15, с 55, зад.4

    11) Оценки

    Спасибо за урок

    Файлы: Документ Microsoft Office Word.docx
    Размер файла: 12347 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология