Автор конспекта:
Автор(ы): — Сорокина Елена Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ «Килемарская СОШ», Килемарского района, Республики Марий Эл,учитель начальных классов

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

Обучающая: сформировать представления о былинах, о типах былинных героев,

Развивающая: развивать умения применять на уроке знания, полученные ранее;

расширять лексикон в рамках изучаемой темы: старина, сказитель, имена героев;

Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за марийских народных героев.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор

Краткое описание: — Знакомство с марийскими былинными героями

Тема: Былинные герои марийского народа

Цель:

Обучающая: сформировать представления о былинах, о типах былинных героев,

Развивающая: развивать умения применять на уроке знания, полученные ранее;

расширять лексикон в рамках изучаемой темы: старина, сказитель, имена героев;

Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за марийских народных героев.

Тип урока: урок изучения новой темы, лекция.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Подготовка к усвоению нового материала.

1. Актуализация

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

-О ком могли быть сказаны эти слова? (О богатыре) (Слайд 2)

-Имена каких богатырей вам известны? (Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Святогор)

1. И он вез-то Соловья да в чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову. (Илья Муромец)

2. На своей ли кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул. (Микула Селянинович)

3. Как ухватит он за колпак да земли греческой,

Он шибнет во Змею да во проклятую –

Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов. (Добрыня Никитич)

Слайд 3

III. Новая тема

– Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин, легенд).

Легенда – чудесный рассказ о прошлом. (Слайд 4)

Предания и легенды– это многовековое хранилище памяти народа (мар.-«тоштымарий шомак» «тоштымары шая» — «слово предков»,). Предания «объясняют» происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке-богатыре, родоначальнике, с которым связано название племени или народа.

-А кто такой богатырь?

Богатыри– собирательные образы, т.е. образы, в которых народ воплотил доброту, силу, храбрость, выносливость, мудрость, смекалку, чувство собственного достоинства – все, что хотел видеть в защитниках Родины, Богатырь – идеальный герой, воин-патриот.

Вопросы:

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

2. Что такое Былина?

– Былина произошла от слова быль, было.

3. Кто слагал Былины о богатырях?

– Сказитель.

4. Как сказитель рассказывал Былину?

– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

– Вот так слагалась былина. В народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь народа, которая была очень нелёгкой в те давние времена.

В давние–давние времена большую опасность для многих земель представляли набеги врагов (татар, печенегов и др.). Они разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

И каждый раз вставали на защиту своей земли богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

Сегодня мы поговорим о героях – богатырях земли марийской, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли марийской из глубокой старины дошла до наших дней.

( Слайд 5) Марийцы любят и знают великое множество легенд и преданий, которые заботливо берегут и передают из поколения в поколение. Какие из них передают достоверные события, а какие являются вымыслом древних сказителей — не так уж важно! Главное, что и современного человека продолжает завораживать их чудная поэтика — живая душа древних преданий… Большинство марийских легенд и преданий связано с природой, и это неудивительно.

Рассказывают подготовленные учащиеся

СКАЗ О СОТВОРЕНИИ ОНАРОВ

1-й ученик. Скучно стало Куго-Юмо на этом свете, и решил он создать человека. Замесил лучшей глины и вылепил из нее мужчину и женщину. Сделал их воинами. Потом вдохнул в них жизнь и отправил на землю. Но поскольку не было у него мерки, то люди получились огромными, как сами боги, выше гор. Когда они размножились, не стало покоя богам.

Первосотворенные великаны, Паны, возомнили себя равными небожителям и повели против них борьбу. Тогда Куго-Юмо решил обратиться к Мэру, самому мудрому из богов, чтобы тот подсказал, как уничтожить Панов. Мэр дал Куго-Юмо чудодейственный молот. Взял Куго-Юмо этот молот и, сойдя вниз, сразился с великанами. Сокрушил их. После того он собрал тела своих врагов и сложил на правом берегу Волги. Со временем они поросли травою и лесом. Когда бурные потоки воды вымывают землю в горах, кости древних великанов проступают наружу.

2-й ученик. Через некоторое время Куго-Юмо решил снова создать людей, но на этот раз сделал их много меньше. Однако Онары оказались столь же тщеславны, как и Паны, только они были хитрее и, когда терпение Куго-Юмо истощилось, скрылись от него в лесах. Снова пришлось Куго-Юмо просить помощи у Мэра. Тот дал ему золотую шапку. Накинул Куго-Юмо золотую шапку на землю, и от того на ней воцарился страшный зной. Все живое, что было на поверхности погибло. Так он расправился с Онарами. (Слайд 6)

Только двое из них уцелели. Предчувствуя скорый конец мира, обратилась хитрейшая из хитрейших великанш с молитвой к Мэру, чтобы тот помог избежать кары Куго-Юмо. По внушению Мэра вырыл ее сын Онар глубокую яму. Когда небесный огонь охватил землю, опустились они на самое ее дно. Сидели они там до тех пор, пока не пролился первый дождь. Куго-Юмо, решив, что с великанами покончено, взял у Мэра мерку и по ней сотворил людей, а чтобы те не мнили себя равным богам, вылепил пахарями. Но, дождавшись когда Куго-Юмо отлучился, Керемет спрятал, еще не оживленные его божественным дыханием, тела в потаенном месте, в самой чаще леса, а мерку бросил в огонь. Куго-Юмо проклял Керемета, низвергнув его в глубочайшую пропасть.

3-й ученик.Узнав об этом, Мэр, в тайне от Куго-Юмо, призвал к себе Онара и велел найти людей. Чтобы Онар смог исполнить это приказание, мудрый бог дал ему волшебный лук и стрелы. Мэр сказал:

— Иди и сразись с владыкой леса Пуэмбаром, он стережет то, что тебе нужно. (Слайд 7)

Добрался Онар до густого леса, стал звать на бой Пуэмбара. Вышел ему навстречу хозяин дерев; огромный, как столетний дуб.

Сошлись враги. Долго бились, но никто не мог одолеть. Тогда вложил Онар стрелы в лук и стал посыпать ими лес. Охватило деревья жаркое пламя. Стал Пуэмбар просить не разорять его владения и обещал не мешать Онару. Великан раскидал огонь, затоптал его, а потом пошел в самую чащу леса и отыскал там тела. Отнес он их сперва своей матери, а та Куго-Юмо. Вдохнул Куго-Юмо жизнь в людей. Так начался человеческий род.

В награду за это, Куго-Юмо простил Онара и его мать. А потом, когда великаны умерли, забрал Куго-Юмо подарки Мэра. С тех пор, когда Куго-Юмо гневается, мечет он с неба огненные стрелы, те, что зовем мы молниями. Но проходит гроза, и волшебный лук мирно повисает над землею многоцветной радугой.

4-й ученик.(Слайд 8 )В марийских легендах Онар предстает перед нами в сказаниях в двух ипостасях. Как титан – созидатель облика земли марийской и как богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа.

Онар-великан был юн, но так огромен, что головой едва не доставал до радуги небесной, которую иносказательно так и называют воротами Онара, самые высокие дубы были ему, как трава, по колено, самые обширные и глубокие топи – как лужицы.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.

(Слайд 9) Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы.

5-й ученик. (Слайд 10)У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка, Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Биче, как по-марийски называется река Вятка.

(Слайд 11) Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок — с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

6-й ученик.Есть и другой Онар. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть Онару этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы.

Учитель. Много легенд связано и с другими известными в народе богатырями — Чоткаром, Чумбылатом, Акпарсом, Болтушем и др. Послушайте стихотворение нашего марийского автора С. Чавайна «Последний Онар» (Слайд 12)

Последний Онар. С.Чавайн (Слайды 13-17)

Нам повествуют старые былины,
Что в каждом уголке родной земли

Отважные Онары -исполины
Повыше вековых дубов росли.

А ведь тогда, густой листвой играя,
Деревья подпирали небосвод.

Теперь таких в марийском нашем крае

Никто и при желанье не найдет.

С годами люди ниже ростом стали,
Да и леса постиг судьбы удар…
Лишь не познал тогда беды-печали,
Не изменился лишь один Онар.

Он как-то поутру шагал полями,
Алея, солнца круг над ними рос.

Онар дубы повыдергал руками
И к матери охапкою принес:

— Смотри-ка, мама, коноплю какую
Я в поле для тебя натеребил,

Как роща- частую, как тень- густую,
Вот только посконь отделить забыл.

— Ой, сын мой! Ты и вправду невезучий,
Не коноплю ты вырвал, а леса! —
И затуманились слезой горючей
Ее большие ясные глаза.

Онар ответу очень удивился.
Он постоял и дальше пошагал.
И вдруг заметил пахаря-марийца,
Что землю для посева поднимал.

— Какой жучок ползет передо мною! —
Подумал вслух идущий великан.
Он пахаря с лошадкой и сохою
В свой необъятный положил карман.

Потом Онар увидел на поляне,
Как топором работал человек,
И в этом- то Онаровом кармане
Стал пахарю соседом дровосек.

Онар весь день бродил в раздольях здешних,
А к вечеру сказал, увидев мать:
— Вот, мама, я жучков тебе потешных

Принес нарочно, чтобы показать!

Один копался, землю ворошил,
Другой, наверно, дерево пилил.
— Ой, сын, мой сын! Да это же ведь люди.
Или уже о них ты позабыл…

Они теперь всегда такими будут,
Онарам только рост не изменил!
Сынок, имея силу неземную,
Ты не кичись, не наноси обид!

…Сидит Онар последний и горюет,
И на него с печалью мать глядит.
А мир большой по-прежнему клокочет,
Бурлит волнами, птицами поёт,
И солнце, восходящее из ночи,
Лучами заливает небосвод.

IV. Подведение итогов.

— Что запомнилось с урока? О чём расскажете дома?

V. Домашнее задание.

Нарисовать былинного героя.

Файлы: Былинные герои марийского народа (Автосохраненный).docx
Размер файла: 566221 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология