Автор конспекта:
Автор(ы): — Трубникова Вера Аркадьевна

Место работы, должность: — Учитель музыки, МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1″

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Формирование музыкальной культуры младшего школьника

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник "Музыка. 3 класс" Е. Д. Критская

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, иллюстрации, компакт — диски

Краткое описание: — Урок музыки в 3 классе. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Тема "Былины. Певцы русской старины. Садко» из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

Тема: "Былины. Певцы русской старины. Садко» из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». 3 класс.

Цель:формирование музыкальной культуры младшего школьника.

Задачи:

  • Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
  • Познакомить с историей гуслей; показать роль инструмента в создании народного колорита в опере Н. Римского-Корсакова «Садко».
  • Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения и анализа.

Методы:

  • Забегания вперед и возвращения к пройденному;
  • Создания эффекта удивления.

Оборудование: проектор, наглядные пособия, портрет Н. Римского-Корсакова.

Музыкальный материал:

  • Вступление к опере «Садко» «Окиян – море синее», колыбельная Волховы
  • "русские картинки» в исполнении гуслей.
  • "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова "Заиграйте мои гусельки".

Литература: А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»; Энцеклопедический словарь юного музыканта.

Виды деятельности:Исполнение песни , просмотр иллюстраций; слушание музыки.

Ход урока:

Организационный момент ( 2 мин.).

Звучит вступление к опере «Садко».

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о народном музыкальном инструменте ( о гуслях)

Скажите, ребята, что может начинаться такими словами?

-«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

(сказка)

-А какими словами можно еще начать сказку?

(Давным-давно… В некотором царстве…Жили-были…)

-Правильно, пора и нам начинать свою сказку.

Рассказ «Гусли: о чем «поют», как звучат».

В давние времена жили на Руси скоморохи. А кто это? (Это музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления).

Ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были…(Гусли).

-Конечно – гусли. Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли — это гудящие струны.

-Ребята, а какие вы знаете виды гуслей? ( звончатые, щипковые, клавишные) .А еще бывают разновидности звончатых гуслей –это пикколо, альт, прима. Кто помнит, чем они различаются? Звучанием, размером)

Действительно, слово "пикколо" произошло от слов "писк, пищать". "Прима" — в переводе "основной, первый", а альт отличается низким звучанием.

Показ гуслей на проекторе.

— Ребята, какие перед вами гусли? (звончатые, прима) А какая у них форма?(треугольная)

А в стародавние времена форма гуслей была другой — шлемовидной, крыловидной и трапециевидной. (если есть наглядный материал — показать) В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево белый клен, растущий на юге.

Давайте послушаем как звучит этот инструмент. (Звучит русская картинка).

Ребята, кто из вас может рассказать, как играли на гуслях в старину? ( Клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук) А как сейчас? (Держа на коленях "вертикально", защипывая струны или проводя аккорды и глуша ненужные струны)

-Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под перезвон струн рассказывались былины. Что такое – былина? (народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)

А как называли сказителя? ( Баян.)

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» опишите основные черты прозвучавшей музыки. (напевная, неторопливая, похожая на сказку.)

-Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните мне, пожалуйста, содержание сказания о Садко. (если учащиеся не смогут вкратце передать содержание, то это может сделать учитель, остановившись на наиболее ярких и красочных моментах.)

после этого идет показ иллюстрации. Задается вопрос – к какому фрагменту относится эта иллюстрация? (это фрагмент, когда Садко попал к морскому царю.)

-послушайте «Колыбельную», что пела для Садко Волхова, морская царевна. И в этой песне слышны переборы струн гуслей.

Звучит «Колыбельная Волховы.»

Сегодня мы предлагаем вам послушать, как звучат гусли в оркестре. Первое произведение, которое мы послушаем — "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова. -слушание.

Беседа по прослушанному произведению:

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Меняется ли? (нет)

Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)

А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( …)

Известного композитора Римского-Корсакова можно назвать великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»… Ребята, подумайте, на тексты какого великого русского поэта написана половина опер Римского-Корсакова? (На стихи А.С. Пушкина). Мы видим, что встретились в своем творчестве два великих « сказочника» — писатель и музыкант. А создать волшебную атмосферу в произведениях композитора помогали наши хорошие знакомые – гусли. Прошло время, но гусли не остались в прошлом. И в наше время нашлась работа для такого самобытного инструмента. Гусли входят в состав народных оркестров. Да и сольные концерты гусляров – не редкость.

А теперь мы послушаем еще одну песню Садко и сравним ее с первой. — Слушание песни "Заиграйте мои гусельки". древние былины не забываются, и мы имеем возможность и сейчас наслаждаться звучанием русских народных инструментов.

Беседа по прослушанному произведению и сравнение:

Какая эта музыка? (…)

Что под нее можно делать? (…)

А эту песню кто мог исполнить, если первую — сказители? (скоморохи)

Услышали ли вы звучание гуслей в этом произведении?

А теперь давайте сравним два прослушанных произведения.

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

До сих пор мы с вами слушали русские народные песни и былины. Но гусли используются не только в этих жанрах. Сейчас мы исполним для вас удивительно красивое произведение на стихи Пушкина — романс "Я вас любил" — исполнение.

Итог урока:

Ребята, что нового вы узнали о гуслях на этом уроке?

Какое произведение вы сегодня слушали?

Что кому больше запомнилось из нашего урока?

Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали. Надеемся, что наши уроки не прошли даром и что вы вынесли из них много нового и интересного.

Файлы: Откр.урок былины.docx
Размер файла: 21265 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология