Автор конспекта:
Автор(ы): — Смолова Ираида Михайловна

Место работы, должность: — МБОУ «Напольнокотякская СОШ», учитель

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

1.Выявить смысл рассказа «Поэт и муза».

2.Способствовать духовному обогащению учащихся.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемая методическая литература: —

  • О.М.Кириллова. Живой и мертвый мир Татьяны Толстой.//Русская словесность. — №2 — 2008 г.
  • Русская проза 1980 – 2000 годов на перекрестке мнений и споров.//Литература в школе. — №5 – 2002 г.
  • Т.Толстая. Не кысь. – М.: Издательство Эксмо. 2005.
  • Используемое оборудование: —

    Оборудование урока: Рассказ «Поэт и муза», мультимедийная презентация,компьютер, проектор, экран, аудиотекст рассказа «Поэт и муза» (читает Т.Толстая).

    Используемые ЦОР: —

    Презентация

    Краткое описание: — Урок по рассказу Т.Толстой "Поэт и муза" Тема урока: Быт и мечта (по рассказу Т.Толстой «Поэт и муза»). Цели:1.Выявить смысл рассказа «Поэт и муза». 2.Способствовать духовному обогащению учащихся. Задачи урока: 1. Выявить нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие рассказа. 2. Создать условия для самостоятельной работы учащихся. 3. Способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения. Оборудование урока: Рассказ «Поэт и муза», мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран, аудиотекст рассказа «Поэт и муза» (читает Т.Толстая). Дидактические цели: 1.Формировать компетентность в сфере самостоятельной деятельности. 2.Формировать навыки исследовательской работы с художественным текстом на уроке русской литературы. 3.Развить информационную культуру. 4.Формировать умения планировать и реализовывать проектную деятельность, работать в команде над решением единой проблемы. Мотивация Итак, сегодня мы выявим нравственную проблематику, идейно-художественное своеобразие рассказа, его философское звучание: мир человека и место человека в мире

    Урок по рассказу Т.Толстой "Поэт и муза"

    Тема урока: Быт и мечта (по рассказу Т.Толстой «Поэт и муза»).

    Цели:1.Выявить смысл рассказа «Поэт и муза».

    2.Способствовать духовному обогащению учащихся.

    Задачи урока:

  • Выявить нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие рассказа.
  • Создать условия для самостоятельной работы учащихся.
  • Способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения.
  • Оборудование урока: Рассказ «Поэт и муза», мультимедийная презентация,компьютер, проектор, экран, аудиотекст рассказа «Поэт и муза» (читает Т.Толстая).

    Дидактические цели:

    1.Формировать компетентность в сфере самостоятельной деятельности.

    2.Формировать навыки исследовательской работы с художественным текстом на уроке русской литературы.

    3.Развить информационную культуру.

    4.Формировать умения планировать и реализовывать проектную деятельность, работать в команде над решением единой проблемы.

    Мотивация

    Итак, сегодня мы выявим нравственную проблематику, идейно-художественное своеобразие рассказа, его философское звучание: мир человека и место человека в мире

    Словарь:

    Муза — в греческой мифологии каждая из 9 богинь, покровительниц искусств и наук.

    Юродивый — чудаковатый, помешанный. Безумец, обладающий даром предвидения.

    Новелла (от итал.novella– новость) – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

    -Наш урок посвящен анализу рассказа Татьяны Толстой «Поэт и муза»

    Мы должны увидеть, как уживаются быт и мечта, реальность и фантазия.

    Эпиграф:

    Полюби жизнь прежде смысла ее.

    Ф.М.Достоевский

    .

    Ход урока.

    I. Слово учителя.

    Мы знаем, что герои XIX века ищут смысл жизни, ищут свое место в сложном мире, зависимом от исторических событий, социальных и общественных перемен. Критики говорят, что современная литература — продолжение классических традиций. Но что же ищут современные герои, в каком мире живут они? Успокоились или все еще ищут смысл жизни? Попробуем ответить на эти вопросы, анализируя рассказ «Поэт и муза».

    Критики называют современную прозу «Другой прозой» — это литература 80-90х годов XX века, в которой человек перестал быть творцом своего счастья и стал зависим полностью от среды (см. Нефагина Г.Л. «Русская проза второй половины 80х – начала 90х годов XX века».Минск. 1998. с. 115). Отличительной чертой современной прозы является то, что, если искусство прежних эпох стремилось к общественно-значимым целям, к конструктивному воздействию на общество, к поиску истины, то «другая проза» НЕ ИЩЕТ ИСТИНУ. Это литература, ориентированная на собственно изобразительные цели, на исследование нравственных координат современной жизни. Писатели этой прозы далеки от политических страстей, их влечет глубина частной жизни современного человека. Душа конкретного «маленького» человека для этих писателей не менее интересна, сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Проблема отношений человека и общества, сохранения нравственной самостоятельности — вот круг вопросов, объединяющих писателей этой эпохи. Кто же такая Татьяна Толстая?

    II. Биография писательницы.

    — Послушайте индивидуальное сообщение ученика о том, как и почему Т. Толстая стала писательницей.

    Задание: составьте тезисный план статьи о Т. Толстой.

    Примерный тезисный план статьи

    1. Семейные традиции. Истоки творчества.

    2. Учеба и работа. Первый рассказ.

    3. Творчество во имя человека (включаем ответы на первое задание).

    4. Психологическое состояние человека, личность — главное в творчестве.

    III. Работа над текстом.

    План работы

    1. Герои рассказа. Два мира и их взаимодействие.

    2. Авторская позиция (тема, идея).

    3. Открытия, сделанные в ходе анализа эпизода.

    Другие группы, слушая ответы, делают записи, задают вопросы, комментируют, поясняют свою позицию.

    Задание для 1 группы.

    1. Выпишите ключевые слова и словосочетания, характеризующие Нину и ее психологическое состояние.

    2. Какие языковые единицы помогают понять позицию автора, характеризуют других героев?

    3. Заполните таблицу.

    «Нина была прекрасная, обычная женщина, врач и, безусловно, заслужила, как и все, свое право на личное счастье. Она это очень хорошо сознавала. К тридцати пяти годам после длительного периода невеселых проб и ошибок — не стоит о них говорить — она ясно поняла, что ей нужно: нужно ей безумную, сумасшедшую любовь, с рыданиями, букетами, с полуночными ожиданиями телефонного звонка, с ночными погонями на такси, с роковыми препятствиями, изменами и прощениями, нужна такая звериная, знаете ли, страсть — черная ветреная ночь с огнями, чтобы пустяком показался классический женский подвиг — стоптать семь пар железных сапог, изломать семь железных посохов, изгрызть семь железных хлебов — и получить в награду как высший дар не золотую какую-нибудь розу, не белый пьедестал, а обгорелую спичку или автобусный, в шарик скатанный билетик — крошку с пиршественного стола, где поел светлый король, избранник сердца. Ну, естественно, очень многим женщинам нужно примерно то же самое, так что Нина была, как уже сказано, в этом смысле самая обычная женщина, прекрасная женщина, врач». К тому же убежденная, что «она заслужила право на счастье, она имела все основания занять очередь туда, где его выдают».

    Задание для 2 группы.

    1. Выпишите ключевые слова и словосочетания, характеризующие Гришуню и его психологическое состояние.

    2. Какие языковые единицы помогают понять позицию автора, характеризуют других героев?

    3. Заполните таблицу

    Григорий оказался поэтом (по совместительству дворником), уже втянувшимся в жизнь художественной богемы. «Гришуня узнал, что счастливая Нина останется с ним до гробовой доски; вначале он немного удивился и хотел отсрочить наступление нечаянного счастья или, если уж это нельзя, – приблизить встречу с доской, но после, по мягкости характера, стал покладистее, только просил не разлучать его с друзьями. Временно, пока он не окреп, Нина пошла ему навстречу. Конечно же, это была ошибка: он быстро встал на ноги и снова втянулся в бессмысленное общение со всей этой бесконечной оравой: тут были и какие-то молодые люди неопределенных занятий, и старик с гитарой, и поэты-девятиклассники, и актеры, оказывавшиеся шоферами, и шоферы, оказывавшиеся актерами, и одна демобилизованная балерина, говорившая: "Ой, я еще позову наших", – и дамы в бриллиантах, и непризнанные ювелиры, и ничьи девушки с запросами в глазах, и философы-недоучки, и дьякон из Новороссийска (….) Естественно, все это обилие народу было Нине неприятно. Но самое неприятное было то, что каждый божий день, когда ни забежишь – днем ли, вечером ли после дежурства, – в дворницкой сидело, пило чай и откровенно любовалось Гришиной мягкой бородой убогое существо (курсив мой – Г.П.) не толще вилки — черная юбка до пят, пластмассовый гребень в тусклых волосах, – некто Лизавета. Конечно, никакого романа у Гришуни с этой унылой тлей быть не могло. Посмотреть только, как она, выпростав из рукава красную костлявую руку, неуверенно тянулась за каменным, сто лет провалявшимся пряником — будто ждала, что ее сейчас стукнут, а пряник отберут. И щек у нее было меньше, чем требуется человеку, и челюстей больше, и нос хрящеватый, и вообще было в ней что-то от рыбы -черной, тусклой глубоководной рыбы, ползающей по дну в непроглядном мраке и не смеющей подняться выше, в светлые солнечные слои, где резвятся лазурные и алые породы жителей отмелей». И делается вывод: «Нет, какой уж тут роман. Но Гришуня, блаженненький, смотрел на этот человеческий остов с удовольствием, читал ей стихи, подвывая и приседая на рифмах, и после, сам, расчувствовавшись от собственного творчества, сильно, со слезой мигал и отворачивался, поглядывая на потолок, чтобы слезы втекли обратно, а Лизавета трясла головой, изображая потрясение всего организма, сморкалась и имитировала детские прерывистые вздохи, будто тоже после обильных рыданий».

    Стилистические особенности произведения

    Выявляются стилистические особенности произведения с помощью заполненной таблицы в процессе беседы с учениками. По ходу беседы делаются записи в тетради:

    1. Многоголосие.

    2. Характеристика героя по восприятию его другим героем.

    3. Использование повторов-символов.

    4. Метафоричность.

    5. Особенности синтаксиса.

    Вопросы по рассказу:

    -Удачливы ли герои рассказа поэт и муза?

    -У поэта нет своего жилья, работает дворником, чтобы иметь крышу над головой. А Нина чувствует себя несчастливой, т.к. было неудачное замужество, у нее нет близкой души.

    -Нравятся ли герои автору?

    -Да, они ей нравятся, она их жалеет.

    Продолжая классические традиции писателей психологов, Толстая уделяет большое внимание предметам, они характеризуют не только человека, но несут в себе символ. Например, зеркало-символ замкнутости мира, в котором живут некоторые герои, оно показывает то, что имеется на самом деле, без приукрашиваний.

    -Кто из героев смотрится в зеркало? Каким он предстает?

    -В него смотрится Аркадий Борисович, с ним тлел роман у Нины. Он разглядывает свой язык с отвращением. И в зеркале он выглядит розовым, сытым, яйцевидным.

    Татьяна Толстая – антиромантик, она против эгоистичного романтизма. «Человек создан для счастья»- идея романтиков, Толстая дополняет ее «если сумеет найти и сохранить». Нина тоже ищет счастье, любовь.

    -Как представляет себе эту любовь Нина?

    -Она ищет именно личное счастье, а не совместное.

    У Т.Толстой существует две разновидности любви: любовь-самоотречение и любовь-охота. К какой разновидности относится любовь Нины?

    -Это любовь — охота. Во-первых, Нина требует эту любовь, говоря « я заслужила». В тексте встречаются такие обороты: «ловушка захлопнулась», «прибила гвоздями свое сердце к изголовью постели», «тернистый путь». Нина борется с соперницей.

    - Как развивались отношения героев?

    -Нина ходила по вызовам больных. Гриша оказался ее пациентом. Нина влюбилась сразу. «Полутруп немедленно похитил Нинино заждавшееся сердце».

    -Кто такой этот Гриша? Чем он примечателен?

    -Где живет поэт? Кто окружает Гришу?

    -Живет он в маленькой дворницкой, в которой царит творческий беспорядок. К Грише приходят люди, которые названы в тексте «бесконечной оравой ».

    -Кто входит в эту ораву?

    -Это:


    1 Молодые люди неопределенных

    занятий.

    2. Старик с гитарой.

    3.Поэты-девятиклассники

    4. Актеры-шоферы

    5 .Шоферы — актеры

    6. Демобилизованная балерина

    7. Дамы в бриллиантах

    8. Непризнанные ювелиры

    9. Ничьи девушки

    10. Философы — недоучки

    11. Дьякон из Новороссийска

    12. Тунгус


    -Что вы можете сказать об этих людях?

    -Это люди разных профессий, социальных слоев, возрастов, но все они собирались здесь, т.к. их привлекала фигура Гриши, гения.

    -Как обращаются к Грише его гости?

    -Они называют его по-простому Гришей или Гришуней, т.е. они его любят, Грише они тоже нужны.

    -Как относится к этой ораве Нина?

    -Ей неприятно, что она делит его с кем-то, а особенно с Лизой.

    -С чьих слов нарисован портрет Лизы? (Со слов Нины).

    -Обратимся к тексту

    Нет, это Нине было крайне неприятно. От Лизаветы нужно было избавляться. А Грише не нравилось это наглое поклонение; да ему, неразборчивому, все нравилось на этом свете: и утреннее махание лопатой по рыхлому снежку, и житье в зале с камином, заваленным трухой, и то, что первый этаж и дверь отворена—заходи любой— и толчея, и шастанье туда-сюда, и лужа от натекшего снега в сенях, и все эти девочки и мальчики, актеры и старики, и бесхозная Агния, добрейшее якобы существо, и неизвестно зачем приходящий тунгус, и все эти юродивые, признанные и непризнанные, гении и отверженные, и обглоданная Лизавета, и — для круглого счета — заодно и Нина.

    -Как можно охарактеризовать взаимоотношения героев?

    -Герои разделены на ОНИ и НИНУ. Причем Нина называет их нечистью, тлетворной средой, юродивыми. Эта среда отнимает у Нины ее Гришу. Она решает « не пользоваться Гришей на общих основаниях…» Она должна стать «полновластной хозяйкой, положить его в сундук, пресыпать нафталином…усесться сверху, подергивая замки: прочны ли?»

    -Что значит юродивый?

    -Юродивый, значит чудаковатый, помешанный. Именно так воспринимает их Нина, а в ее лице и весь мир. Но юродивым дан дар предвидения.

    -Что предпринимает Нина для того, чтобы стать его «хозяйкой»?

    -Она 1. Уничтожает Лизу, как червя-проволочника.

    2. Гриша переезжает к ней, его там ждет прочный письменный стол.

    3.Женит его на себе.

    -Как живется в обустроенной квартире Грише?

    -Он плакал, не кушал, подбирал по привычке клочки, сочинял про желтую дорогу и звезду. Мы видим, что ему плохо, но что обозначает «желтая дорога» и «белая звезда над ней»?

    -Желтый цвет – это цвет болезни, возможно, это обозначает то, что его нынешний путь ошибочен, а звезда-это он сам.

    -Как продвигается его творчество?

    -Он называет себя пустырником, говорит, что «заглох его сад», «ворон склевывает звезду» с умолкшего небосклона, толкает он какую-то дверь и не может открыть. Прочитаем в тексте об этом.

    Наша героиня названа МУЗОЙ. Кто такие музы?

    -Музы — это вдохновительницы поэта, они помогают творить.

    -Помогает ли Нина-муза поэту?

    -Она устроила поэту быт: хороший стол, поставила свою фотографию, с которой она улыбалась, и «улыбка обещала, что будет хорошо, сытно, тепло и чисто». Ни слова про душевное тепло не сказано. По этой причине Грише не удавалось творить.

    -Понимает ли Муза творчество поэта?

    -Нет, она ревновала к «красным каблукам» из стихотворений и выбрасывала такие стихи. Один раз в неделю она проверяла его письменный стол и выбрасывала стихи, которые «женатому человеку сочинять неприлично». А порой ночью поднимала на допрос: пишет ли он для товарища Макушкина или отлынивает? Таким образом, можно сделать вывод, что Нина не являлась музой.

    -Как закончилась эта история?

    -Прожив худо-бедно 2 года окруженный заботой, Гриша перестал сочинять. Он захотел вернуться в свою дворницкую, но Нина сделала так, что и дворницкой не стало.

    -Какой выход придумал поэт, чтобы остаться в «живых», если даже и не в стихах?

    -Он продал свое тело за 65 рублей Академии наук.

    -Как отреагировала Нина?

    -Ее любовь «пошла наперекосяк», так как он был уже не ее собственностью, а государственной. Она не могла «целовать академический инвентарь».

    — Ребята, обратимся к нашему эпиграфу. Почему именно эти строки взяты?

    -Эти строки объясняют нам цель сегодняшнего урока. Современные герои тоже ищут смысл жизни и находят его в самой жизни. Пока Гриша любил жизнь и у него был смысл жизни — творчество. А как только жизнь стала немила, то и стихи не получаются, и он идет по «желтой дороге».

    -Как соотносятся в рассказе быт и мечта?

    -Мечтатели слабее, а рационалисты сильнее, но это не обозначает, что мечтатели не нужны. Именно поэты умеют свободно мыслить, они остаются в памяти поколений, они умеют любить не только себя, но и других, поэтому их можно назвать гуманистами.

    — Что нас так изумило в Толстой? Её своеобразие? Выбор тем, сюжетов, героев? Странность авторского к ним отношения, когда сострадание вовсе не отменяет иронии, а жестокая трезвость — романтической приподнятости?

    “Мир в прозе Толстой предстаёт как бесконечное множество разноречивых сказок о мире, условных, знающих о своей условности, всегда фантастических и потому поэтических”, — пишут о ней современные исследователи Н.Лейдерман и М.Липовецкий.

    Толстая рисует сознание современного человека, пытаясь понять причины его разлада с действительностью, — и уже поэтому так внимательна к тому, что можно назвать мечтой, фантазией, надеждой в таинственном мире личности.

    IV. Выводы.

    Рассказ Т.Толстой «Поэт и муза» — образец той самой необычной прозы, которую мы называем “литература с реалистической доминантой” или “другой прозой”, “жестокой прозой”, т.к. его характеризует погруженность в бытовые подробности, отсутствие в жизни должного идеала;

    В рассказе нет положительных или отрицательных героев. Их подлость или прекрасная душа мельчают перед лицом обстоятельств (перед войной, вечностью).

    Автор не морализирует, он лишь ироничный свидетель. Ирония помогает скрывать личное отношение и душевную боль. Одиночество, взаимонепонимание, душевная изоляция человека – предмет изображения автора.

    V. Письменная работа (анализ фрагмента текста по типу заданий ЕГЭ)

    -Прочитайте фрагмент и выполните задания.

    Над умирающим заламывала руки омерзительно красивая женщина с трагически распущенными волосами (потом, правда, оказалось, что ничего особенного, всего лишь Агния, школьная подруга Гришуни, неудавшаяся актриса, немножко поет под гитару, ерунда, не с той стороны грозила опасность) — да, да, она вызывала врача, спасите! Она, знаете ли, зашла случайно, ведь дверей он не запирает и никогда не зовет на помощь. Гриша, дворник, поэт, гений, святой! И вот: Нина отклеила взгляд от демонически прекрасного дворника, осмотрела комнату — большая зала, пивные бутылки под столом, пыльная лепнина на потолке, синеватый свет сугробов из окошек, праздный камин, забитый хламом и ветошью.

    — Он поэт, поэт; он работает дворником за жилплощадь, — бормотала Агния.

    Нина выгнала Агнию, сняла сумку, повесила на гвоздь, бережно взяла из Гришуниных рук свое сердце и прибила его гвоздями к изголовью постели. Гришуня бредил в рифму. Аркадий Борисыч растаял, как сахар в горячем чае. Тернистый путь был открыт.

    Вновь обретя слух и зрение, Гришуня узнал, что счастливая Нина останется с ним до гробовой доски; вначале он немного удивился и хотел отсрочить наступление нечаянного счастья или, если уж это нельзя, — приблизить встречу с доской, но после по мягкости характера стал покладистее, только просил не разлучать его с друзьями. Временно, пока он не окреп, Нина пошла ему навстречу.

    1. К какому роду литературы относится произведение, из которого взят фрагмент?

    2. Назовите литературное направление, к которому принадлежит творчество Т.Толстой.

    3. К какому жанру можно отнести это произведение?

    4. Как называется вид комического, основанный на иносказательном значении слов и словосочетаний и содержащий насмешку над персонажем?

    5. Укажите вид изобразительно — выразительных средств:

    а) "омерзительно — красивая женщина " _________________________

    б) "останется с ним до гробовой доски" _________________________

    в) "Нина отклеила взгляд от демонически прекрасного дворника" ___________

    г) "Гриша дворник, поэт, гений, святой!" ____________________________

    д) "растаял, как снег в горячем чае" _________________________

    е) " трагически распущенные волосы", "праздный камин" __________

    (эпитет, метафора, оксюморон, фразеологизм, градация, сравнение )

    5. Какие типы речи представлены в этом фрагменте текста?

    6. Выпишите сочетания противоречивых понятий, создающие комический эффект.

    VI. Домашнее задание: написать сочинение «В чем же заключается смысл человеческой жизни? »

    VII. Рефлексия.

    1. Сумели ли высказать свое суждение на уроке?

    2. Чьё выступление вам больше понравилось?

    Литература.

  • О.М.Кириллова. Живой и мертвый мир Татьяны Толстой.//Русская словесность. — №2 — 2008 г.
  • Русская проза 1980 – 2000 годов на перекрестке мнений и споров.//Литература в школе. — №5 – 2002 г.
  • Т.Толстая. Не кысь. – М.: Издате

    Файлы: Урок по рассказу Т.Толстой.doc
    Размер файла: 75776 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология