Автор конспекта:
Автор(ы): — Борисова Надежда Григорьевна

Место работы, должность: — 1. МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» учитель начальных классов

Регион: — Республика Саха — Якутия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

  • : Образовательная:
    — познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «стипендия», «пенсия», «пособие», «коммунальные услуги» — овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет; Развивающая:
    — развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление; — рассказывать, как распоряжались деньгами сказочные герои, анализировать их поступки; Воспитательная:
    — воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 21

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. — М.; АСТ, Астрель.
    Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради №1, №2. — М.; АСТ, Астрель.

    Используемая методическая литература: —

    Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику "Окружающий мир". Методическое пособие. — М.; АСТ, Астрель.
    С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

    Используемое оборудование: —

  • Учебники, рабочие тетради, слайды, тест, кроссворд, карточки с заданиями
  • Используемые ЦОР: —

    Компьютер, проектор, экран

    Краткое описание: — По типу урок-практическое занятие, он включил в себя 9 этапов. Обучающиеся формулируют цель урока самостоятельно, разгадав кроссворд. А вопросы кроссворда идут как повторение предыдущего урока. Цель урока личностно значима для ребёнка и носит социально-направленный характер и является метапредметной. Обучающиеся имеют возможность внести в план урока изменения. Чтобы решить цель урока, я подобрала жизненную ситуацию на примере семьи Ивановых, это создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес, так как все хотят приобрести что-то новое, но не всегда в семье хватает денег на эту вещь. По ходу урока дети приходят к выводу, что, оказывается, если вести семейный бюджет экономно, можно накопить и со временем приобрести вещь. Этапы урока имеют по окончании их проведения определённый результат: повторение – новая тема – работа с учебником – словарная работа по справочнику – обсуждение по тексту – физминутка – закрепление – вывод – домашнее задание. Для снижения утомляемости обучающихся и активизации их знаний виды работы, типы задания чередуются. При закреплении организовала решение учащимися практико-ориентированных заданий в группах с целью выявления границ применимости нового знания. При проведении урока я ориентировалась на принципы: развития – создала условия для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в групповых работах; культуросообразности – умение выслушивать мнения товарищей, уважать труд старших; спиралевидности – на примере семейного бюджете Ивановых устанавливается связь и зависимость не только от доходов и расходов семьи, но и от бережливости, то есть экономии. Материал урока оказался интересным для учащихся. В ходе урока была организована и индивидуальная, и фронтальная, и групповая, и коллективная работа. Задания групповой работы были ориентированы на развитие логического мышления учащихся, но и на жизненные взгляды учащихся. Руководство учителя при выполнении заданий было пооперационным. Цель урока можно считать достигнутым. Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что оно практическое, жизненное и интересное, могут выполнить всей семьёй.

  • Тема: «Бюджет семьи»
  • Цель:
    Образовательная:

    — познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «стипендия», «пособие», «пенсия», «коммунальные услуги»;
    — овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;
    Развивающая:
    — развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление, общий кругозор; — рассказывать, как распоряжались деньгами сказочные герои, анализировать их поступки, рассуждать, высказывать своё мнение Воспитательная:
    - воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе; — уважать труд старших.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Повторение изученного материала
    - Наш урок мы начнем с повторения пройденного материала.
    Разгадаем кроссворд:

    б

    а

    н

    к

    н

    о

    т

    а

    ю

    а

    н

    ь

    д

    о

    л

    л

    а

    р

    ж

    е

    т

    о

    н

    д

    е

    н

    ь

    г

    и

    м

    о

    н

    е

    т

    а

    • Как называются бумажные деньги?
    • Денежная единица в Китае?
    • Денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах?
    • Металлический кружок, значок, выдаваемый в память о каком-нибудь событии, служащий условным ( иногда платёжным) знаком, призом.
    • Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
    • Мелкая монета, сотая доля рубля.

    Прочитайте выделенное слово по вертикали.
    Значит, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( О бюджете )
    3. Новая тема.
    -Кто знает, что означает слово «бюджет»?
    (Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок). — А что такое доход?
    — А что такое расход?
    — А что такое стипендия? ( рассуждения учащихся )
    4. Работа с учебником.

    Чтениеучащимися статьи «Что такое бюджет».
    5. Словарная работа по справочнику.
    6. Обсуждение по тексту. Тест.
    1.Из чего складывается бюджет?
    А) из денег;
    Б) из зарплаты и стипендии;
    В) из доходов и расходов.

    2. Лучшим считается бюджет, в котором
    А) доходы больше расходов;
    Б) доходы равны расходам;
    В) доходы меньше расходов.

    -Как вы понимаете «Живут доходом, а проживают расходом»?
    -В чем измеряется доход и расход семьи?

    -Сейчас мы приглашаем семью Ивановых и рассмотрим их семейный бюджет.

    (Инсценировка).

    Вечером собралась вся семья. Сын — первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, пришли бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.

    — А у моего друга Саши новый велосипед. Я тоже хочу,- сообщил сын.
    — Так, сейчас разберемся, — сказал отец. Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, — обратился папа к старшему сыну – студенту. – Будешь считать наш семейный доход.
    - Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, т. е. моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 15 тысяч рублей. (Отдает деньги).
    Учитель. — Это деньги не настоящие, но каждый из вас должен знать, что подделка денежных единиц наказывается по закону.
    Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.
    -Мы тоже получаем денежки, по 8 тысяч рублей. Раз нас двое, то это сколько? (дети умножают) – 16 тысяч рублей.
    Учитель. – Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой? ( пенсии ) -А я тоже приношу деньги в доход семьи, — заявил сын – студент.
    Учитель. — О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях).
    -Наша малышка тоже получает денежки, и они называются пособие на ребенка, -добавила мама. -А теперь подсчитаем доход нашей семьи, — сказал папа.
    -Ура! Целых 33 тысяч 500 рублей. Можно купить несколько велосипедов, — воскликнул сын –школьник. Учитель. – Как вы думаете, так ли это?
    -Как вы думаете, на что мама потратит эти деньги? (Питание, образование).
    -Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания? -В среднем на 1 человека в месяц на питание тратится 4 тысячи рублей. Если в нашей семье 6 человек, значит, сколько денег мы потратим в месяц на питание?
    -А куда еще тратятся деньги из семейного бюджета?
    -Каким образом родители тратят деньги на образование? (Канцтовары, портфель, форма). -А куда еще тратятся деньги в семье?
    -На какие мероприятия тратятся деньги с целью повышения культурного уровня? ( Посещение театров, музеев…) -А если вы заболели, то куда тратятся деньги?
    -А за что еще родители платят деньги каждый месяц? (Коммунальные услуги). -Знаете ли вы, какова плата за коммунальные услуги?

    -Итак, давайте подведем баланс, подсчитаем доходы и расходы нашей семьи Ивановых. -На что больше всего тратятся деньги в семье?
    -Какую часть занимают траты на питание в семье Ивановых? (ответы детей) -Ура! Осталось еще 9 тысяч 500 рублей! Этого хватит на велосипед! – закричал мальчишка. -Это не совсем велосипедные денежки! Это наши накопления, — заявил отец. – Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем деньги на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает за это дополнительные деньги (банковский процент). -Я хочу посоветовать,- сказала бабушка, — где взять лишние деньги.
    -Где?- дружно спросили все.
    — Вот сзади вас кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, а на улице уже светло. Но ведь мы платим деньги за свет и за воду. За все приходится платить. (Что имела ввиду бабушка?)
    -Вот это деловой разговор. Это экономия.
    -Подберите синоним к слову «экономия». (Бережливость).
    —Объясните смысл пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет». -А на чем еще можно сэкономить в семье? (рассуждения детей)

    7. Физкультминутка «Доходы и расходы»

    (Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками).

    8. Закрепление пройденного материала.

    Групповая работа– составить бюджет семьи. ( по карточкам )

    1 группа.

    Отец + мать + ребенок – дошкольник.
    Зарплата отца – 15 тысяч рублей.
    Зарплата матери — 10 тысяч рублей.
    Пособие на ребенка -500 рублей.

    2 группа.

    Бабушка +дедушка.
    Пенсия бабушки -7 тысяч рублей.
    Пенсия дедушки – 8 тысяч рублей.

    3 группа.

    Отец + мать + сын – студент (учится платно).
    Зарплата отца -16 тысяч рублей.
    Зарплата матери –14 тысяч рублей.

    4 группа.

    Отец + мать + бабушка +дочь – ученица.
    Зарплата отца – 16 тысяч рублей.
    Зарплата матери – 14 тысяч рублей.
    Пенсия бабушки –9 тысяч рублей.

    5 группа.

    Отец + мать+2 детей.
    Зарплата отца – 16 тысяч рублей.
    Зарплата матери –1 4 тысячи рублей.
    Пособие на детей -500+500 рублей.

    -Что же мы сейчас с вами делали?

    -Важно ли уметь планировать семейный бюджет?
    -Конечно, очень важно! Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы с вами и вернулись к тому, с чего начинали наш урок, к «Семейному бюджету».

    -Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? (Премия, лотерея). — Решите задачу:
    «Дима и Петя решили заработать. Они купили сто газет по 20 рублей за каждую и стали продавать их на автомобильных стоянках по 30 рублей. Когда все газеты будут проданы, то какой доход, получат мальчики?»
    -О каких видах дохода здесь говорится? (прибыль)
    -Что такое «гонорар»?
    -Что такое процент с продаж?

    9. Итог урока.

    -Что такое «семейный бюджет»?
    -Назовите доходы семейного бюджета.
    -Назовите расходы семейного бюджета?
    -Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?

    10. Д/з : Составить семейный бюджет своей семьи.

    Файлы: Конкурс уроков.docx
    Размер файла: 651227 байт.

    Рубрики: Окружающий мир Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология